Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методическое пособие



2015-11-07 1330 Обсуждений (0)
Учебно-методическое пособие 0.00 из 5.00 0 оценок




для выполнения курсовой работы по дисциплине

«Почвоведение»

для студентов направления 35.03.05–

«Садоводство»

 

 

Екатеринбург 2015

 

Учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы по дисциплине «Почвоведение» для студентов направления 35.03.05 (110500) - «Садоводство», Екатеринбург, УрГАУ.- 27 с.

 

Обсуждена и рекомендована к применению на заседании кафедры агрохимии, почвоведения и агроэкологии

 

Протокол №от2015 г.

Зав. кафедрой ___________

 

Методической комиссией факультета

Протокол №от2015 г.

Председатель ___________

 

Составитель: к.с.-х.н., профессор УрГАУ Байкин Ю.Л.

 

Рецензент: д.с.-х.н., профессор Кандаков Н.В.

 

 

  УрГАУ кафедра агрохимии, земледелия и агроэкологии  

ВВЕДЕНИЕ

Правильное использование земельных и почвенных ресурсов - важное условие расширенного воспроизводства плодородия почв и эффективного сельскохозяйственного производства. В этой связи глубокое знание студентами генетических и агропроизводственных свойств основных типов и подтипов почв зоны своей деятельности — непременное требование подготовки квалифицированных агрономов любого профиля. Успешное выполнение производственных задач требует от агронома осмысленного осуществления конкретных мероприятий по рациональному использованию почв в условиях интенсивного земледелия, основанных на знаниях закономерностей развития почв, учета их состава и свойств, формирующих плодородие.

 

Курсовая работа по теме «ПОЧВЫ (название хозяйства, район, Свердловской области). ИХ АГРОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ» выполняется в соответствии с учебным планом на втором курсе в период изучения теоретических разделов и лабораторного практикума по дисциплине «Почвоведение с основами геологии». Это самостоятельная творческая работа, включающая внеаудиторное время (выполняется теоретическая часть, строятся графики, заполняются таблицы состава и свойств почв) и аудиторное время при консультации преподавателя (описание профиля почв, расшифровка аналитических данных, бонитировка, агропроизводственная группировка), выбор участка под соответствующие сельскохозяйственные культуры).

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - систематизированное изучение происхождения, распространения, классификации почв и их агрономическая оценка. Научиться творчески реализовать полученные знания в решении вопросов рационального использования почв в хозяйстве. Привить навыки по выбору участков под плодовые, овощные и другие сельскохозяйственные культуры с учетом требований растений и особенностей почв.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Дать обзор и оценку условий почвообразования на территории хозяйства (климат, рельеф и почвообразующие породы, поверхностные и грунтовые воды, растительность).

Изучить почвенный покров хозяйства и дать морфогенетическое описание 3—4 основных типов и подтипов почв, с приложением графиков и таблиц, отражающих их состав и свойства.

Провести качественную оценку (бонитировку) почв.

Выполнить агропроизводственную группировку почв пашни: и кормовых угодий.

Подобрать участки и обосновать выбор почв под плодовый сад и овощной севооборот.

 

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

почвенная карта хозяйства в масштабе 1:50000 с приложением легенды;

карта почвообразующих пород Свердловской области:

агроклиматический справочник по Свердловской области:

агрометеорологический ежегодник. Выпуск 9. Свердловская область;

справочник по климату СССР. Выпуск 9, ч. 1 и 2;

лекционный материал;

научная и научно-производственная литература (см. список рекомендуемой литературы).

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ. Почвенная карта конкретного хозяйства вместе с легендой (список почв, площади, механический состав, рельеф, почвообразующие породы) выдается преподавателем на очередном лабораторном занятии. Студент снимает копию с выданных материалов, которая после ее полного оформления включается в курсовую работу. Сведения о хозяйственной деятельности выписываются из годовых отчетов колхозов и совхозов.

Студенты, обучающиеся по направлениям хозяйств и другие желающие работать с материалами своего хозяйства, представляют на кафедру соответствующие почвенные карты с легендами для консультации с преподавателем, после чего выполняют курсовую работу.

Необходимая информация по морфологии, по аналитическим данным состава и свойств ночи черпается из учебной, научно-производственной литературы, лекционного материала и материала лабораторно-практических занятий.

 

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

Курсовая работа выполняется па листах бумаги стандартного формата А4 (210x297 мм) в компьютерном наборе (шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал 1,5; поля: левое - 3см; правое – 1см; верхнее и нижнее – 2см) и представляется в специально оформленной папке с титульным листом (приложение 1).

Изложение текста курсовой работы должно соответствовать порядку и нумерации, указанных в «СОДЕРЖАНИИ» (приложение 2). Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.

После изложения текста, заключения и списка использованной литературы студент ставит дату окончания работы и личную подпись. С новой страницы следуют «Приложения».

Курсовая работа состоит из разделов и подразделов, каждый из которых должен иметь порядковый номер (см. приложение 2). Наименования разделов и подразделов записывают в виде заголовков с «красной строки». Переносы слов в заголовках и их сокращение не допускается. Точку в конце заголовка не ставят. Подчеркивать заголовки или писать их другим цветом не следует. Расстояния между заголовками разделов (подразделов) и последующим текстом должно быть равно двойному межстрочному интервалу.

Нумерация страниц в курсовой работе сквозная: первой страницей является титульный лист (Приложение 1), однако цифра один на нем не ставится. Цифры начинают проставлять со второй страницы, которой является «СОДЕРЖАНИЕ» (Приложение 2).

Сокращение слов в тексте и подписях под иллюстрациями не допускается, за исключением общепринятых в русском языке (например, т.к., т.е. и др.).

Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь номер и заголовок, который должен отражать содержание таблицы. Пишут его строчными буквами, кроме первой прописной. Подчеркивать или выделять заголовок таблицы другим цветом не следует. В конце названия таблицы точку не ставят.

На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела). В последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой, например: Таблица 1.2). Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, например: Таблица 3 – Физические свойства почв. Точка в конце названия не ставится.

При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).

Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

Все иллюстрации (графики, схемы, фотографии и др.) именуются рисунками и нумеруются отдельно от таблиц (например, рис. 4).

 

ПОРЯДОК ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕКСТА РАБОТЫ

 

ВВЕДЕНИЕ. В этом разделе студент должен показать значение почвенного покрова как основного средства сельскохозяйственного производства, рациональное использование которого обеспечивает население растительными продуктами и кормовыми ресурсами

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА. В разделе должно быть указано расположение хозяйства (км) от районного и областного центра, название центральной усадьбы (село, деревня), количество отделений (бригад), удаленность от центра хозяйства. Производственное направление (специализация) хозяйств (зерновое, молочно-мясное, овощемолочное и т.д.). Площадь землепользования и распределение земель по угодьям. Желательны данные по структуре посевов и урожайности основных сельскохозяйственных культур за несколько последних лет. Сведения о применении органических, минеральных удобрений, известковании, фосфоритовании и других мелиоративных мероприятиях.

Объем раздела 3 - 5 стр.

(При отсутствии подробных данных о деятельности хозяйстве допустимо ограничится характеристикой географического положения).

 

Раздел «ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ»

 

КЛИМАТ. Характеристика дается по данным ближайшей к хозяйству метеорологической станции. Дается общая оценка климата, приводятся сведения о среднемесячных и среднегодовых температурах, сумме атмосферных осадков за год, их распределение по месяцам. Желательно установить коэффициент увлажнения, гидротермический коэффициент, сумму положительных температур выше 10º. Это позволит сделать вывод о влиянии климата на почвообразование и условия ведения сельскохозяйственного производства в конкретных условиях района и хозяйства.

РЕЛЬЕФ И ПОЧВООБРАЗУЮЩИЕ ПОРОДЫ. Основные элементы рельефа: водоразделы, террасы, склоны, холмы, увалы, конусы выноса и.д. Формы микрорельефа (рытвины, промоины, западины, кочки и др.) и их влияние на развитие эрозионных процессов. Сведения по мезорельефу указаны в легенде почвенной карты в колонке «рельеф и почвообразующие породы». Характеристика почвообразующих и подстилающих пород. Влияние геоморфологических условий, почвообразующих и подстилающих пород на формирование почвенного покрова и сельскохозяйственное использование почв.

 

ПОВЕРХНОСТНЫЕ И ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ. Реки, озера, старицы, ложбины стока искусственные водоемы. Влияние грунтовых вод на заболачивание почв и произрастание сельскохозяйственных культур. Наличие и эффективность дренажной сети.

 

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. Характеристика основных ассоциаций (хвойные, пихтовые, сосновые, лиственные, смешанные хвойно-лиственные леса) и видов естественной растительности. Степень (%) залесенности. Наиболее распространенные сорняки. Продуктивность и кормовые достоинства естественных лугов и пастбищ. Ведущие сельскохозяйственные культуры (зерновые, кормовые, овощные). Биологические требования плодовых и овощных культур к почвенным условиям.

Объем текста раздела 6 - 10 стр.

 

ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВА. Здесь раскрывается основное содержание работы и ее практическое значение. Указывается зона и агропочвенная провинция, где расположено землепользование. Приводится список основных почв их площади и доля (га, %), в т. ч. в пашне (почвенная карта и легенда к ней даются в приложении). Подробная характеристика морфологических признаков, состава и свойств дается для трех - четырех типов (подтипов) наиболее распространенных и хозяйстве почв, занимающих в сумме 70—90% площади.

При описании почв следует придерживаться следующей схемы:

а — распространение и условия залегания;

б — морфологическое строение и описание профиля;

в — гранулометрический (механический) состав по профилю;

г — валовой химический состав;

д — физико-химические свойства;

е — физические и водно-физические свойства;

Необходимые данные по составу и свойствам каждой почвы берутся из литературных источников (при наличии из почвенного отчета (очерка) прилагаемого к почвенным картам хозяйства). Для морфологической характеристики следует использовать описания почв, выполненные на лабораторно-практических занятиях.

а — распространение и условия залегания почв описывают по результатам подробного изучения почвенной карты и легенды к ней.

б — морфологическое строение и описание профиля. При этом выполняется рисунок полного профиля данного типа (или подтипа) почвы с указанием всех горизонтов, их мощности и диагностических признаков.

в — гранулометрический (механический) состав - наиболее устойчивый признак почвы. унаследованный от породы. С гранулометрическим составом тесно связаны водно-физические показатели (влагоемкость, водопроницаемость, водоподъемная способность) и противоэрозионная стойкость. Наиболее подвержены процессам дефляции смыву почвы легкого гранулометрического состава (песчаные, супесчаные, легкосуглинистые). Более устойчивы к эрозионному разрушению тяжелосуглинистые и глинистые разновидности почв.

При агрономической оценке следует учитывать податливость почв к процессам эрозии по 4 - балльной шкале:

1 — неподатливые - глинистые и тяжелосуглинистые гидроморфные и полугидроморфные почвы равнинных территорий.

2 — слабоподатливые - глинистые и тяжелосуглинистые авто и полугидроморфные почвы повышенных участков;

3 — среднеподатливые - среднесуглинистые почвы:

4 — сильнодатливые к эрозии - песчаные, супесчаные и легкосуглинистые почвы.

В классификационном названии почвы указывается гранулометрический состав верхнего горизонта (у болотных почв с маломощным слоем торфа — первого минерального горизонта).

г — валовой химический состав (SiО2, R2О3, ил, физ. глина). Значительно облегчает интерпретацию данных валового состава графическое изображение результатов анализа. Поэтому следует показать изменение этих показателей по профилю почвы в виде графиков. При этом на вертикальной оси указывают глубину залегания взятых из разреза образцов почв, а на горизонтальной оси - процентное содержание гумуса, карбонатов и оксидов (элементов): SiO2, R2O3 (Аl2O3+Fe2O3) и др. Необходимые данные и количественные значения показателей берутся из учебной и научной литературы. Пример выполнения графиков дан в приложении 3.

д — физико-химические свойства (гумус, S, Нг, V, рН) для верхнего перегнойного горизонта указываются в тексте. Для характеристики динамики этих показателей по профилю почвы излагаются в виде графиков. При этом по вертикальной линии указываются горизонты (индексы) и глубина в см, а вверху по горизонтальной линии — соответствующие показатели (приложение 4).

е — физические и водно-физические свойства излагают в основном применительно к верхним, вовлекаемым в обработку, горизонтам. Характеризуют плотность (по объемной массе), пористость, водопроницаемость и влагоемкость. Сведения по этим показателям черпаются из учебной и научно-производственной литературы, а для агрономической оценки их следует пользоваться разработкой Н.А. Качинского (приложение 5).

В подразделе ПАХОТНЫЕ ПОЧВЫ ХОЗЯЙСТВА необходимо отразить долевое участие типов (и подтипов) почв в пашне, их агрономическое качество устойчивость к эрозионным процессам при интенсивном сельскохозяйственном использовании, возможные пути изменения свойств при мелиорациях (известкование, орошение, осушение). При необходимости предусмотреть мероприятия по охране почв от негативных явлений (эрозия, заболачивание засоление и др.).

 

ОЦЕНКА ПОЧВ И ПУТИ ИХ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Весь материал раздела рассматривается с позиций агрономической значимости почв, целесообразного использования почвенных участков.

 

Подраздел КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА (БОНИТИРОВКА ПОЧВ) выполняется на лабораторно-практических занятиях с консультацией преподавателя.

Бонитировка почв (от латинского bonitas – доброкачественность) – сравнительная оценка почв, их потенциального плодородия и производительной способности.

Бонитет почв – показатель их качества, выраженный в баллах по отношению к почве с наиболее высоким потенциальным плодородием, балл которого принимается, обычно, за 100%.

Для бонитировки почв Свердловской области используются три показателя: мощность гумусового горизонта, запасы гумуса и гранулометрический состав. При этом вводятся поправочные коэффициенты на показатели ухудшающие свойства почв: эродированность (смытость), глееватость, каменистость (щебнистость).

При выполнении курсовой работы балл бонитета почв хозяйства берется из приложения 7 методических указаний.

По результатам бонитировки почв составляют таблицу, в которой указываются балла почв хозяйства с учетом поправочных коэффициентов (приложение 8) и рассчитывается средневзвешенный балл по хозяйству (приложение 6)

После согласования расчетов все данные по оценке заносятся в курсовую работу. Используя коэффициент сравнительного достоинства необходимо сопоставить почвы хозяйства с оценкой почв района, области.

 

Подраздел АГРОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГРУППИРОВКА ПОЧВ желательно выполнять также после консультации преподавателя. При этом следует уяснить, что почвенная карта представляет документ многостороннего и длительного использования. Поэтому для пользования почвенными картами в производстве на их основе составляют специальные пояснительные картограммы. Для агрономов — агропроизводственные (подбор почв для определенных групп сельскохозяйственных культур), для лесоводов — лесные (подбор почв для определенных типов лесных насаждений) и т.д.

Агропроизводственная группировка почв — это объединение почв хозяйства в группы, сходные по агрономическим качествам по отношению к какой-либо группе сельскохозяйственных культур. Отсюда следует, что в случае изменения специализации хозяйства (смена групп сельскохозяйственных культур) картограммы утрачивают свое первоначальное значение и потребуется новая картограмма.

Картограммы составляются на копиях контурного нераскрашенного оригинала окончательной почвенной карты.

Она составляется на основе синтетического обобщения всех полученных результатов крупномасштабного почвенного исследования, а также сведений экономического характера с интерпретацией их в агрономическом аспекте. Основное назначение карты — объединение почвенных разностей (видов, разновидностей), близких по их генезису, свойствам и положению в рельефе в более крупные контуры, характеризующиеся одинаковой возможностью использования их в сельскохозяйственном производстве и нуждающиеся в однотипном характере мероприятий по улучшению их свойств и повышению плодородия почв и урожайности растений.

Основные критерии для объединения почв в агропроизводственные группы следующие:

1. Принадлежность к одной почвенно-климатической зоне (вертикальному поясу), подзоне, провинции (или к сходным между собой смежным подзонам и провинциям одной или двух смежных зон).

2. Генетическая близость почв, выражающаяся в сходстве морфологического строения почвенного профиля (особенно верхних почвенных горизонтов), почвообразующих пород и механического состава почв, основных физических свойств почв, их водного, воздушного и теплового режимов, показателей, характеризующих химические, физико-химические, агрохимические свойства.

3. Рельеф.

4. Степень однородности почвенных контуров, их величина и конфигурация.

5. Однотипность мероприятий по улучшению свойств почв.

При разделении почв на агропроизводственные группы принимаются во внимание и другие специфические особенности почв, влияющие на агропроизводственные качества. Всего рекомендуется выделять четыре - пять агропроизводственных групп — лучшие, хорошие, средние, ниже среднего качества и худшие.

Пример агропроизводственной группировки почв хозяйств, расположенных в зоне дерново-подзолистых почв.

I – почвы лучшего качества - почвы пригодны под все сельскохозяйственные культуры зоны;

II – почвы хорошие качества - почвы пригодные для большинства с.-х. культур. Требуется выборочное известкование дозами 1 – 4 т/га.

III – почвы среднего качества - требуется углубление пахотного слоя, внесение фосфоритной муки. Остро нуждаются в известковании дозами 4 – 5 т/га.

IV – почвы худшего качества - требуется коренное улучшение.

В качестве основы для составления карты агропроизводственных групп используется контурная копия оригинала почвенной карты, на которой сохраняются границы почвенных контуров и их индексы. Границы контуров агропроизводственных групп обводятся коричневой тушью, а внутри контура вписывается номер агропроизводственной группы римскими цифрами красной тушью. Для закраски контуров разных агропроизводственных групп можно использовать контрастные цвета, однако их интенсивность и насыщенность тона не должны демаскировать границы почвенных выделов и условных обозначений на них.

Зарамочное оформление карты агропроизводственных групп аналогично оформлению почвенной карты

При выборе участка под определенные группы культур (плодовые, овощные) необходимо исходить из биологических требований растений, как к почвам, так и к рельефу, микроклимату, условиям влагообеспеченности. Яблоня, косточковые (слива, вишня) предпочитают склоны южной экспозиции, почвы желательно насыщенные основаниями, среднесуглинистые, с залеганием грунтовых вод не выше 1,5 м.

Овощные культуры требовательны к плодородию и влагообеспеченности. Следует принимать во внимание и удаленность участка от населенного пункта (перевозка людей, транспортировка урожая, вывозка больших количеств органических удобрений). Овощной севооборот с учетом сказанного, предпочтительно располагать вблизи населенного пункта.

В мероприятиях по повышению плодородия важно выделить негативные свойства почв (кислотность, бесструктурность, малогумусность, маломощность перегнойного горизонта, смытость и др.) и творчески подобрать агротехнические приемы по их устранению. Не менее важно учитывать и биологические требования растений к свойствам почв. Так, например, кукуруза, ячмень, яровая пшеница, клевер, люцерна и ряд других культур предпочитают нейтральную реакцию почвы. Картофель, озимая рожь и овес хорошо развиваются в слабокислой и даже (озимая рожь, лен) в среднекислой среде. Отношение растений к механическому составу также неодинаково: яровая пшеница и ячмень предпочитают тяжелые почвы, а овес и особенно, озимая рожь нормально произрастают на всех почвах, но более предпочитают среднесуглинистые и даже (озимая рожь) легкосуглинистые почвы.

В разделе ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует кратко (не более одной страницы) изложить наиболее существенные выводы о почвах и их свойствах и рекомендации по их улучшению. Например: на пахотных землях хозяйства преобладают малопродуктивные дерново-среднеподзолистые кислые почвы, малогумусные, легкосуглинистые, слабо обеспеченные подвижными питательными веществами, сильноподатливые к водной эрозии. Рекомендации по повышению плодородия:

а – внедрение почвозащитной системы земледелия;

б – известкование дозой 5т/га один раз в 5 лет;

в – строгое чередование культур в севообороте;

г – расширение площади посева многолетних трав на склоновых землях;

д – система удобрений: дозы органических (навоз, компосты) удобрений довести до 10-12 т/га ежегодно (50–60 т/га за ротацию севооборота).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Существует общепринятая практика по оформлению списка литературы. Принято источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке. При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты. Исходя из этого, можно считать устоявшимся правилом следующий порядок расположения источников:

нормативные акты;

книги;

печатная периодика;

источники на электронных носителях локального доступа;

источники на электронных носителях удаленного доступа (интернет - источники).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Пример записи источника, в котором автор указан на титульном листе: Докучаев В.В. Русский чернозем. Собрание сочинений: т.1.-М.: АН СССР.-367с.

Пример записи источника, в котором автор и его статья опубликованы в журнале: Бровин В. И. Влияние извести на урожай культур на выщелоченных черноземах северной лесостепи.- Агрохимия, 1985, №5.- С.26-31.

Пример записи источника, в котором не указан автор: Общесоюзная инструкция по почвенным обследованиям и составлению крупномасштабных почвенных карт землепользования.-М.: Колос, 1973.-126с.

Пример записи источника, в котором авторы и их статья опубликованы в сборнике: Чамеев К. В., Иванов Н. А. Краткая характеристика почв.- Сб. Почвы и эффективность удобрений.- Средн. Ур. кн. пзд-во, Свердловск. 1972.-153с.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Агропроизводственная характеристика, почв Западной Сибири/Под ред. В. П. Панфилова.- Новосибирск: Наука, 1976), 216с.
  2. Александрова Л. П., Найденова О. А. Лабораторно-практические занятия по почвоведению.-Л.: Агропромиздат, 1986, 156с.
  3. Атлас почв СССР/Под ред. И. С. Кауричева, И. Д. Громыко.-М.: Колос, 1974. 415с.
  4. Байкин Ю.Л. Почвенные карты.-Учебноетодическое пособие по дисциплине «Почвоведение» для студентов направления 110500 – «Садоводство».- Екатеринбург, УрГСХА.- 38 с.
  5. Гафуров Ф.Г. Почвы Свердловской области [текст] /Ф.Г.Гафуров.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008.-396с.
  6. Иванов Н.А., Байкин Ю.Л., Гусев А.С. Определитель почв Урала (учебное пособие) Изд-во ИРА-УТК, Екатеринбург, 2003.-129с.
  7. Капустин, В. Г География Свердловской области / В. Г. Капустин, И. Н. Корнеев. – Екатеринбург: Сократ, 2006. – 400 с.
  8. Смирнов А. П., Рочев В. А., Иванов Н. А. и др. — Агрохимическая характеристика почв./В сб. Почвы и эффективность удобрений.-Свердл. кн. изд-во, Свердловск, 1972
  9. Смирнов А. П., Иванов Н. А., Селевцев В. Ф. и др. Почвенные и агрохимические карты и их использование./В сб. Почвы и эффективность удобрений.- Свердл. кн. изд-во, Свердловск, 1972
  10. Составление и использование почвенных карт./Под ред. А.Д. Кашанского.- М.: Агропромиздат, 1987.-273с.
  11. Чамеев К. В., Иванов Н. А. Краткая характеристика почв./В сб. Почвы и эффективность удобрений.- Свердл. кн. изд-во, Свердловск, 1972
  12. Чамеев К. В. Бонитировка почв и качественная оценка земель сельскохозяйственных угодий. Там же.

 

 


Приложение 1

(Пример оформления титульного листа)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра агрохимии, земледелия и агроэкологии

 

 



2015-11-07 1330 Обсуждений (0)
Учебно-методическое пособие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методическое пособие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)