Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема: МЕЛКОМАСШТАБНЫЕ ПОЧВЕННЫЕ КАРТЫ




 

Задача. Научиться устанавливать взаимосвязь между факторами почвообразования (почвообразующее породы, климат, растительность) и особенностями почвенного покрова территории, а также формировать агрономическое мышление путем сопряженного изучении содержания почвенной и агроклиматической карт и биологическими особенностями сельскохозяйственных культур.

Изучение содержания карт следует наминать с ее ЛЕГЕНДЫ. Под термином «легенда» понимается перечень принятых на почвенной карте условных обозначении, сгруппированных и размещенных по определенной системе.

Наиболее употребительная легенда состоит из трех обозначений:

A.. Почвы (типы, подтипы, виды, см. приложения 1,2).

Б. Комплексы почв (группы почвенных комплексов).

B. Гранулометрический (гранулометрический) состав почв и почвообразующие породы.

Для сокращенного обозначения почв на карте применяются специальные индексы, которые указаны в легенде (приложение 2). Наиболее приняты буквенно-цифровые индексы, разработанные Почвенным институтом им. В. В. Докучаева, структура которых показана на рисунке:

Л. Для обозначения типа почвы используются одна или две преимущественно начальные буквы из названия типа. Например: П — подзолистые почвы; Ч—чернозем; СН — солонцы и т. д. Подтипы и роды почв обозначаются буквами после индекса типа в верхней правой части. Например: Чв — чернозем выщелоченный. Виды почв обозначаются цифрами в нижнем правом углу индекса, например: Пд1 — дерново-слабоподзолистая ночва; Пд3 - дерново-сильноподзолистая почва.

Б. Почвенным, комплексом называется участок с частым чередованием мелких контуров различных почв, которые из-за малого размера не могут иметь самостоятельного хозяйственного использования. Для таких комплексов почв агроному приходится намечать единые агрономические и мелиоративные мероприятия. Обозначение комплекса показано в приложении 2.

В. Гранулометрический (гранулометрический) состав почв и почвообразующие породы - в этом разделе легенды дается перечень разновидностей почв по гранулометрическому составу. Для почвообразующих пород указываются литологические особенности и генезис (рыхлые, на элювии плотных пород, карбонатные, бескарбонатные).



1-е задание. Дать характеристику факторов почвовобразования региона с координатами: восточная долгота (ВД) от_____ до _____ и северная широта (СШ) от_____ до_____

(студенты выполняют задание звеном по 2 человека) координаты в градусах;

Звено ВД СШ
35—40 65—70
35—40 60—65
35—40 55-60
35—40 50—55
35—40 45—50
30—35 47—50
115—120 50—52
45—50 45—50
45—50 40—43
72—76 44—48

 

Раздаточный материал: карты в масштабе 1:5000000

а— карта почвообразующих пород;

б — климатическая карта;

в — карта растительности;

г — почвенная карта;

д — агроклиматическая карта.

При изучении содержания карт (в последовательности от «а» до «д») следует больше внимания уделить следующим сведениям: а — преобладающие породы, их гранулометрический состав и генезис (рыхлые осадочные отложения: лесс, лессовидные суглинки, пески; плотные осадочные отложения: опоки, глинистые сланцы, конгломераты, известняки, карбонатные глины, песчаники, глины; плотные кристаллические породы: кислые, основные и т. д.), а также возможная смена их в широтном направлении:

Б — среднегодовая температура воздуха (°С), среднегодовое количество осадков (мм), господствующие ветры, а также изменение этих показателей в широтном или другом, направлении;

в — преобладающие представители лесной и травянистой растительности, смена растительных группировок в широтном или другом направлении в пределах изучаемого региона;

г — основной почвенный фон (тип, подтип) и смена еro и широтном или другом направлении. Имеется ли приуроченность почвы к определенной почвообразующей породе и группе растительности;

д — сумма эффективных температур, продолжительность безморозного периода в днях, продолжительность вегетационного периода.

Под вегетационным периодом понимается промежуток времени от начала прорастании семян растений до созревания новых семян. Биологические особенности сельскохозяйственных культур приведены в табл. 1 и 2.

 

Таблица 1 - Продолжительность вегетационного периода сельскохозяйственных растений в днях

Яровая пшеница 85 - 120 Яровая пшеница 85 - 120
Яровая пшеница 85 - 120 Хлопчатник 130 -150
Овес 95 - 100 Картофель 60 - 60
Яровой ячмень, 70 - 110 Сахарная свекла 150 - 170
Кукуруза 85 - 200 Редис 25 - 35
Просо 60 - 120 Салат в среднем 60
Рис 90 - 130 Спаржа в среднем 130
Гречиха 70 - 80 Огурец в среднем 100
Сорго 100 -150 Редька в среднем 100
Фасоль 80 -120 Шпинат в среднем 60
Горох 75 - 100 Лук в среднем 100
Соя 90 - 150 Томаты в среднем 140
Подсолнечник 90 - 130 Морковь в среднем 120
Конопля 80 - 150 Капуста белая в среднем 150
Лен 80 - 90    

 

Таблица 2 - Потребность сельскохозяйственных культур в тепле (сумма положительных температур за период с температурой > 10о)

Озимая рожь 1450 - 1600 Огурец (до созревания) 1900 - 2100
Яровой ячмень 1500 - 1700 Столовая свекла 1200 - 1500
Овес 1650 - 1750 Морковь 1200 - 1500
Яровая пшеница 1700 - 1900 Томаты (до созревания) 1800 - 2000
Лен 1500 - 1700 Виноград ранний 2700 - 3000
Картофель ранний 900 - 1000 Хлопчатник 3200 - 4000
Картофель поздний 1500 - 1800 Цитрусовые 4000 - 4500

Изучение природных условий завершается докладами-сообщениями у почвенной карты. При этом представитель каждого звена (от первого до шестого) делает обзор изученных материалов с показом своего региона. В сообщении все факторы почвообразования должны быть представлены не в форме констатации, а в форме связи друг с другом: так, например, смена почвообразующих пород и климата сопровождается изменением растительного мира (состав пород, видов травостои, растительных группировок). Обратить внимание, как по мере изменения факторов почвообразования постепенно сменяется почвенный покров региона.

Контрольные вопросы:

1. В чем проявляется зональность природных условий?

2. В каком направлении в Европейской части России проявляется зональность факторов почвообразования и почвенного покрова?

3. Какова протяженность природных зон?

4. Укажите примерное расстояние (км) от зоны подзолистых почв до зоны каштановых почв?

5. Чем объяснить нарастание количества осадков по мере удаленности от водных бассейнов с севера и юга?

Заслушать сообщение представителей 7-го звена (район Забайкалья).

Контрольные вопросы:

1. Чем объяснить близость природных зон (и почвенных)?

2Примерное расстояние от зоны подзолистых до зоны черноземных и каштановых почв?

3. В чем сущность вертикальной зональной почв в природе?

Заслушать сообщение представителей звена 8, 9 и 10.

Контрольные вопросы:

1. На какой широте сформировались наиболее плодородные (богатые гумусом) почвы?

2. Почему виноград (хлопчатник) не возделывают в Подмосковье?

3. В какой природной и почвенной зоне расположена земледельческая часть Свердловской области?

4. Какие полевые культуры возможны для Свердловской области по природным условиям?

5. Какие овощи открытого грунта возможны на Среднем Урале?

6. Какой площади на местности соответствует 0,5 см2 на карте масштаба 1:1000000. 1:10000000?

7. Можно ли на картах указанных масштабов показать землепользование учхоза «Уралец», общая площадь которого составляет 6,0 тыс. га?

8. На какой категории карт принято изображать знаками сельскохозяйственные угодья?

9. Какие формы рельефа изображены на мелкомасштабной почвенной карте?

10. На каких картах не указывается геодезическая сетка?





Читайте также:





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)