Сведения об открытом онлайн-курсе
|
Название открытого онлайн-курса
| Русский язык на скамье подсудимых. Лингвистическая составляющая правонарушений.
|
Код и направление подготовки, для которого создается курс (если курс не является общеразвивающим для любой целевой аудитории)
| 45.04.01 – «Филология». Русский язык: теория и коммуникативная практика (в сфере РКИ и юридической лингвистики)
|
Название дисциплины по учебному плану ООП
| М.2.В.ДВ.4. Методы лингвистического анализа конфликтного текста
|
Место дисциплины в ООП и учебном плане
| ü Магистратура.
ü Очная форма обучения.
ü М.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
ü Вариативная часть; дисциплина по выбору
ü 4 зач.ед., 108 часов.
|
Краткое описание курса
| Междисциплинарный курс на стыке лингвистики и юриспруденции раскрывает особенности конфликтогенных и криминогенных текстов, реально или потенциально вовлечённых в юридическую практику, и способы их анализа. Рассматривается лингвистическая составляющая уголовных, административных, гражданских и дисциплинарных правонарушений. Курс погружает в практику лингвистической экспертизы и проводит идеи лингвистической экологии.
|
Информация о преподавателе(-ях)
| Шевчик Анна Валерьевна, кандидат филологических наук, ассистент кафедры русского языка ТГУ
|
Цели преподавателя(-ей)
| Преподаватель курса ставит разные цели по отношению к разным группам целевой аудитории. Для магистрантов-юрислингвистов - обозначить сферу компетенции лингвиста в юридической практике. Для обучающихся и практикующих юристов – описать круг вопросов, для решения которых требуется привлечение специалиста-лингвиста, и проблем, связанных с назначением лингвистической экспертизы. Для журналистов, политиков и других публичных спикеров – провести идеи лингвистической экологии, очертить границы языковых правонарушений.
|
Описание курса
|
|
Результаты обучения на курсе
| После завершения данного курса слушатели смогут
1.
2.
3.
4.
5.
|
Учебная нагрузка
|
|
Целевая аудитория
| ü Общий интерес- политики, журналисты, общественные деятели.
ü Студенты программ бакалавриата по филологии и юриспруденции
ü Магистранты программ бакалавриата по филологии и юриспруденции
ü Аспиранты, научный интерес которых связан с изучением лингвистической экспертизы, языкового и речевого права, конфликтогенных и криминогенных текстов.
ü Слушатели, имеющие профессиональное или высшее образование (филологическое, юридическое), желающие повысить квалификацию.
|
Необходимый уровень подготовки слушателей
|
|
Учебно-тематический план
| Учебно-тематический план открытого онлайн-курса:
|
Название модуля (темы) и его краткое описание, которое должно отражать содержание модуля, включая советы для его успешного прохождения (2-4 строки). Название тем (уроков) модуля.
| Виды оценивания работ в модуле (тест, peer-to-peer, распределение работы по программированию), итоговая аттестация по курсу. По каждому виду оценивания прописать «порог» прохождения, например, 80%
| Дополнительные материалы, ссылки на внешние ресурсы, картинки, обратную связь (с ссылкой на Google-документ, например), интерактивные вопросы, встроенные в видеолекции. Перечислите все, что будет включено в каждый модуль.
| Количество видеолекций в модуле и требования к их записи, например, запись в студии, в аудитории, в библиотеке; анимации, инфографика; работа лектора с графическим планшетом; натурные выездные видеосъемки (где), элементы геймификации в курсе и др.)
| Учебная нагрузка (в часах)
|
Модуль 1. Конфликтогенный текст.
Модуль позволяет отличить реально или потенциально конфликтогенный текст, т.е. выделить в нём конфликтогенные элементы, которые относятся к разным уровням языка, а также определить вид такого текста.
Тема 1.1. Конфликтогенные элементы текста (КЭТ). Лексика.
Тема 1.2. КЭТ. Грамматика и синтаксис.
Тема 1.3. КЭТ. Жанр и композиция.
Тема 1.4. КЭТ. Фонетика и просодика.
Тема 1.5. Виды конфликтогенных текстов.
| По темам 1,2,4,5 - тесты на определение КЭТ (по 10 вопросов, порог прохождения – 75%).
По теме 3 – аналитическое эссе 1, раскрывающее конфликтный потенциал текста песни группы «Коловрат» (peer-to-peer, порог прохождения – 70%).
Итоговая аттестация – эссе 2 – анализ стенограммы выступления С.Л. Доренко в авторской программе на первом канале ОРТ от 03.10.1999 г. «На этой неделе московский мэр стремительно терял честь и достоинство» (peer-to-peer, порог прохождения – 70%).
| Литература: 1. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М. – Наука, 2007. – С. 10 – 20, анализ содержания.
2. Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. – М.: Стэнси, 2003 – С. 22- 30.
3. Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы. – М.: Медея, 2003. – С. 23- 41.
4. Матвеева О.Н. Функциониро-вание конфликтных текстов в правовой сфере и особенности его лингвистического изучения. – Барнаул, 2004. – Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01002735970
5. Гарбаневский М.В. Цена слова. Экспертиза 17. Авторская передача С.Доренко на ОРТ. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gorban/17.php.
Сайты:
1. Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам. – Режим доступа: http://www.rusexpert.ru
2. Неофициальный сайт группы «Коловрат». Радикальный национализм и расизм. – Режим доступа: http://kolovratfans.at.ua
| 5 видеолекций (тема вводная – в студии, церемониальный молоток; тема 1 – словари, библиотека; тема 2 – в студии, темы 3-4 - в студии, тема 5 – в студии).
|
|
Модуль 2.
|
|
|
|
|
Модуль 3.
|
|
|
|
|
| Модуль 4.
|
|
|
|
|
| Модуль 5.
|
|
|
|
|
Формула оценивания результатов по курсу
| Каждый модуль охватывает 20%. В модуле 1 тесты № 1-4 – по 2,5 %, эссе 1 – 4%, эссе 2 – 6%.
|
Ссылка на видеолекцию
| -
|
Ссылка на электронные учебно-методические материалы (тесты, задания, краткий план каждой лекции, примеры вопросов, встраиваемых в видеолекции, список литературы, ссылки на дополнительные материалы, примеры использования элементов геймификации в курсе и др.)
| -
|
| | | | | | |