Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Виды нормативных документов




Нормативный документ (НД) –это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

В соответствии с [3], к НД по стандартизации в РФ относятся:

- национальные стандарты (ГОСТ Р);

- международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

- стандарты организаций (СТО);

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК);

- правила (ПР), нормы (Н) и рекомендации (Р) по стандартизации.

Технические условия (ТУ) отнесены к техническим, а не нормативным документам. Но ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции.

Стандарт- это документ, в котором в целях добровольного многократного исполь­зования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процесса про­изводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа­ции и утилизации, выполнения работ или услуг. Стан­дарт также может содержать требования к терминоло­гии, символике, методам испытаний, упаковке, марки­ровке или этикетке и правилам их нанесения.

Добровольное применение стандартов означает, что вы его добровольно выбираете. Такую добровольность можно сравнить со вступлением в политическую партию – если вы добровольно вступили, то обязаны соблюдать устав, программу и т.д.

В каких случаях национальный стандарт становится обязательным к применению? Ниже дается ответ на этот вопрос [14].

1. Изготовитель на добровольных началах применяет знак соответствия национальному стандарту или заявляет об этом соответствии в рекламной или сопроводительной документации.

2. Поставщик и потребитель по договоренности сделали ссылку на стандарт добровольного применения в контракте на поставку продукции.

3. Продукция, изготовленная по требованиям национального стандарта добровольного применения, поставляется для государственных нужд (по контракту с правительством).



4. Изготовитель по собственной инициативе сертифицировал свою продукцию в той или иной системе добровольной сертификации на соответствие требованиям национального стандарта.

5. Национальный (региональный) стандарт применяется в составе доказательной базы технического регламента, осуществляя презумпцию соответствия (практика стран Европейского Союза).

6. Проектировщик, производитель применяет национальный стандарт на добровольной основе, так как в нем сосредоточен богатый прошлый опыт, включены самые новые технологии. Сделаешь, как записано в стандарте – получишь с гарантией эффект. Не последуешь его требованиям – будешь находиться в условиях неопределенности, в зоне повышенного риска.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организации определены в третьей главе Федерального закона № 184-ФЗ [3].

Выделим несколь­ко основных характеристик стандарта, который представ­ляет собой документ:

- утвержденный признанным и компетентным органом;

- направленный на достижение оптимальной упорядоченности в определенной области;

- разработанный на основе сотрудничества и консенсуса, доступный для общественности;

- разработанный для пользы общества с целью технического прогресса и утвержденный всеми заинтересованными сторонами;

- для многократного или постоянного применения;

- для добровольного использования.

Основныеотличия стандарта от технического регламента:

- стандарт носит добровольный характер для использования, а технический регламент является обязательным для применения документом;

- стандарт должен устанавливать гармонизированные с техническими регламентами требования на продукцию или услугу, а технический регламент устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования;

- на услуги и работы технические регламенты разрабатываться не будут

- стандарт представляет собой результат сотрудничества всех заинтересованных сторон и рассмотрения его общественностью, а технический регламент, хотя и разрабатывается с участием всех заинтересованных сторон (производителей и потребителей), в исключительных случаях может приниматься Указом Президента без обязательного согласия всех сторон.

Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, утвержденный Национальным органом РФ по стандартизации (ФАТР).

Международный (региональный) стандарт –стандарт, утвержденный международной (региональной) организацией по стандартизации.

Стандарты организаций (СТО) разрабатываются (и утверждаются) организациями самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг. СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, работы, услуги, предназначенные для внутреннего и внешнего рынка.

Общероссийские классификаторытехнико-экономи­ческой и социальной информации (далее - общероссий­ские классификаторы) — нормативные документы, рас­пределяющие технико-экономическую и социальную ин­формацию в соответствии с ее классификацией (класса­ми, группами, видами) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информаци­онных систем и информационных ресурсов.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Пра­вительством Российской Федерации.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) - это организаци­онно-методические документы, устанавливающие содер­жание, порядок и методы проведения работ или отдель­ных их этапов. Они могут касаться организации работ по проведению сертификации различных видов продукции, контроля и надзора за соблюдением требований стандар­тов и за сертифицированной продукцией, правил приме­нения знака соответствия и др. Правила и рекомендации разрабатываются институтами и организа­циями Национального органа РФ по стандартизации (ФАТР).

 

3.3.2. Виды и содержание стандартов

 

Как и в мировой практике, в РФ действует несколько видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации. В соответствии с [4], различают следующие виды стандартов:

- стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

- стандарты на продукцию, услуги;

- стандарты на работы (процессы);

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают:

- - цели, задачи, классификационные структуры объектов стандартизации различного назначения, общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области деятельности и др;

3. - порядок (правила) разработки, утверждения и внедрения нормативных документов, технических (конструкторских, технологических, проектных, программных) документов.

Основополагающие общетехнические стандарты устана­вливают:

4. - условные обозначения (наименования, коды, метки, символы и т.д.) для различных объектов стандартизации, их цифровые, буквенно-цифровые обозначения, в т.ч. обозначения параметров физических величин (русскими, латинскими, греческими буквами), их размерность, заменяющие надписи, символы и т.п.;

5. - требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации (нормативной, конструкторской, проектной, технологической, программной и др.);

6. - общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического, в том числе метрологического обеспечения производственных процессов.

На продукцию, услуги разрабатывают:

- - стандарты общих технических условий, которыедолжны содержать общие требования к группам однородной продукции, услуг;

- - стандарты технических условий, которые должны содержать требования к конкретной продукции, услуге.

В стандартах на продукцию, услуги устанавливают:

- - всесторонние требования к разработке и производству продукции;

- - типоразмерные и параметрические ряды, обеспечивающие унификацию и взаимозаменяемость продукции;

- - условия обеспечения сохранности свойств продукции при ее транспортировании и обращении.

Состав, содержание и наименование разделов стандарта определяют в соответствии с особенностями стандартизуемой продукции и характером предъявляемых к ней требований.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции (услуг), обеспечивающие их техническое единство и оптимальность.

Стандарт на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды при проведении технологических операций, а также, при необходимости, требования к оборудованию, приспособлениям, инструменту и вспомогательным материалам.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг).

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают методы (способы, приемы, методики) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Такие стандарты должны в наибольшей степени обеспечивать объективность, точность и воспроизводимость результатов оценки обязательных требований к качеству продукции (услуг). Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

Несмотря на многообразие методик, приемов и способов контроля, можно выделить общие положения, подлежащие стандартизации. К ним относятся: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов контроля; допустимая погрешность испытания.

Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, в стандартах даются рекомендации относительно способа и места отбора пробы от партии товара с ее количественными характеристиками, схемами испытательных установок, правилами, определяющими последовательность проводимых операций и обработку полученных результатов.

Возможны и смешанные стандарты, например, в стандартах на продукцию (услуги) оговариваются и методы контроля.

 





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)