Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребность в познании и понимании



2015-11-06 1129 Обсуждений (0)
Потребность в познании и понимании 0.00 из 5.00 0 оценок




Эстетические потребности

Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

Теория А. Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии. требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идет снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Оптимум мотивации.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти ученые ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

 

 

Как себя мотивировать

Как-то среди наиболее успешных людей был проведен опрос на тему: как вам удалось достичь таких высот? Ответы большинства из них были потрясающе простыми. Они говорили, что как можно чаще задавали себе вопрос: а чего я хочу в данный момент? Этот ключевой пункт лежит в основе само мотивации. Потому что невозможно на полную силу стремиться к тому, что «нужно», что «должно» быть сделано. А вот добиваться желаемого, прилагая к этому все свои способности, можно.

Обычно мотивация закладывается в нас с детства. «Ты должен быть лучше других», - внушают нам мамы и папы. – «Ты достигнешь большего, чем мы» - говорят нам они. Подобные фразы в самых разнообразных вариантах и сочетаниях формируют мотивационную структуру личности. Однако нужно отметить ключевой момент, что данная мотивация является не собственной, а внушенной человеку. Возможно, его истинная мотивация совершенно безразлична к тому, чтобы быть лучше других, однако детские установки родителей действуют, и человек изо всех сил старается «быть лучше, чем кто-то». Отличить эти два принципиально разных типа мотивации просто. Навязанная мотивация несет в себе оттенок «должен». Истинная – «хочу».

«Хочу ничего не делать и все иметь». Это – наиболее распространенный вариант мотивации, который сразу же заводит в тупик. На самом деле, данная установка является истинной, если понимать ее несколько иначе: «хочу какое-то время наслаждаться жизнью и не чувствовать принуждения к каким-либо действиям или нехватку в чем-либо». Выполнение этого глубинного желания может принести человеку просто массу нереального удовольствия и счастья. Нужно всего-то организовать себе время (час, два, день или неделю) в период которого сознательно запретить себе что-то делать. Именно бездельничать на 200%. Поверьте, когда вы усиленно бездействуете, это желание быстро проходит, и на смену ему просто врывается жажда активности.

«Хочу много денег и список вещей в 200 пунктов». Данная мотивация навязана практически каждому жителю этой планеты. Заметим, что удовольствие приносят не купюры и даже не покупки, а ощущение изобилия и владения этими вещами. Мы стремимся не к деньгам, а к чувству, что их много, не к вещам, а к состоянию обладания. Притом, что большое количество денег не всегда вызывает чувство достаточности и изобилия. Ведь многие миллионеры неудовлетворенны достатком, их по-прежнему мучит жажда накопления. Поэтому внутренний смысл мотивации можно условно выразить так: «хочу всегда испытывать чувство огромного богатства и изобилия». Самое смешное, что для этого совершенно не нужны миллионы, дворцы и яхты. Можно выбрать себе любой объект для покупки, который порадует вас. А в момент приобретения сознательно вложить в этот акт чувство благоденствия и изобилия. Просто попробуйте отнестись к покупке зубной щетки, как к приобретению огромного бриллианта. Немного самовнушения – и вы получаете больше, чем могли вообразить. А далее, как по накатанной. Все знают этот принцип, когда подобное притягивает подобное.

«Хочу найти любовь, создать семью». Актуальная мотивация для молодежи. Поэтому все поступки и действия, направленные на реализацию цели, будут в радость. А неудачи на этом пути будут приносить ценный опыт, необходимый для итоговой встречи. Однако стереотипы и представления того, какими должны быть он или она, по большому счету, уже навязанные шаблоны. У истоков мотивации лежит потребность испытывать к кому-либо чувства любви и взамен ощущать, что мы сами являемся объектами симпатии. Для этого совершенно необязательно иметь идеальный объект перед глазами. Достаточно смоделировать исходящее от вас состояние и входящий поток симпатии.

Как видим, нет плохих желаний и недостойных мотиваций. Есть неправильные трактовки и непонимание своих истинных нужд. Задайтесь вопросом: а чего же я хочу? И каким бы ни был ответ, постарайтесь реализовать его позитивно.

Инвентарь и материалы

Бланки теста А4, ручки, «билеты» на корабль – цветные листочки, в 2-3 раза больше, чем участников в группе.

Упражнения

Упражнение «Дракон, самурай и девушка».

Упражнение на разминку, эмпатию.

Время:10 минут.

Разделитесь на две команды и встаньте в две шеренги – одна команда напротив другой. Это упражнение-соревнование. Соревноваться будем командами. Играем до трех победных очков у какой-либо из команд.

Для проведения соревнования нам надо выучить три фигуры. Тренер показывает, участники повторяют.

Девушка: Тренер переминается с ноги на ногу, руки как будто бы держатся за края воображаемой юбочки, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля».

Дракон: Ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы растопырены как когти. Характерный агрессивный звук: «А-А-А-А!!!».

Самурай: Тренер встает в боевую стойку: одна нога выпадом вперед, одна рука тоже вперед, как будто бы самурай держит воображаемый меч и направляет его в противника. При этом характерный звук: «У-У-У-У!!!».

Командам будет дано по 30 секунд, чтобы договориться, какую из трех фигур выбрать для показа. После этого я говорю: «Три-два-один!» И обе команды одновременно показывают ту фигуру, которую они выбрали. Ваши фигуры могут совпасть, а могут и не совпасть. если совпали – в этом раунде ничья. Если не совпали, то действует правило: «Самурай убивает дракона: команда, показавшая самурая, зарабатывает победное очко. Дракон съедает девушку: команда, показавшая дракона, зарабатывает победное очко. Девушка соблазняет самурая: команда, показавшая девушку, зарабатывает победное очко».

Внимание, игра! Сейчас у вас есть 30 секунд, чтобы договориться, какую фигуру надо показать, чтобы заработать победное очко!

Игра «Контрабанда»

Упражнение на манипуляции.

Время: 25 минут.

Из состава группы выбирается несколько участников на роль туристов. После этого группе сообщается, что туристы пытаются провезти контрабанду (какой-то предмет, спрятанный у одного из контрабандистов). Что и кто будет прятать, решат сами туристы, выйдя за дверь. По их возвращении участникам нужно угадать, кто конкретно везет контрабанду. Для этого они могут задавать любые вопросы, всячески «наезжать» и так далее. Контрабандисты могут отвечать, как им заблагорассудится.

Туристам во время их нахождения за дверью можно дать дополнительные рекомендации. Например, сыграть роли, затрудняющие угадывание, сработать как единая команда. Задача каждого убедить таможню, что лично у него контрабанды нет. Остальным участникам группы можно предложить выработать единую стратегию допроса. Но решение, кто контрабандист каждый принимает индивидуально.

Обсуждение опять-таки можно начать с того, что дать слово туристам. Они могут поделиться переживаниями, возникшими по ходу игры. Затем предоставить слово угадавшим верно. На что те обратили особое внимание? Что помогло угадать? После этого слово дается остальных. Отдельно в этой игре можно обсудить приемы убеждающего поведения в обстановке подозрительности.

Иногда интересно сыграть повторно, поменявшись ролями и учтя результаты обсуждения. Если группа слишком велика, имеет смыл создать «аквариум», круг в круге, - несколько активных участников, задающих вопросы контрабандистам и делающих единый вывод, и остальная группа, где каждый принимает индивидуальное решение.

 

Ролевая игра «Билет с острова»

Упражнение на ведение переговоров.

Необходимые материалы: «билеты» на корабль – цветные листочки, в 2-3 раза больше, чем участников в группе.

Время: 25 минут.

Из группы выбираем 2-4 участников (по желанию) они будут капитанами. Тренер с капитанами выходит из аудитории и дает им инструкции.

Инструкции капитанам: вы – капитаны. Вы причалили к острову на своих кораблях. У вас есть все, что нужно, вы не нуждаетесь ни в помощи, ни в деньгах, ни в чем бы то ни было! Остальные участники будут подходить к вам и проситься на корабль. Вы берете, не зависимо от их предложений, каждого третьего. Результатом того, что вы берете к себе на корабль участника будет ваш билет, который вы отдаете участнику (тренер заранее подготавливает билетики из бумаги 2-х разных цветов. Можно подойти творчески и, например, подготовить вырезанные якоря или что еще...)

После инструкция тренер с «капитанами» возвращается к остальным участникам.

Инструкции участникам: все вы потерпели кораблекрушение во время совершения круиза вокруг света 2 месяца назад. Теперь вы живете здесь – на необитаемом острове. У вас сложился свой быт, однако, каждому из вас очень хочется вернуться домой. Все попытки построить корабль, плот и т.п. заканчиваются неудачей. 2 дня назад в обнаружили на острове просыпающийся вулкан... И тут – о чудо! К вашему острову пристает 2 корабля. Ваша задача убедить капитанов взять на корабль именно вас («продать»себя капитанам, провести самопрезентацию). При этом подходить к капитанам можно сколько угодно раз, предлагать абсолютно любые услуги, подарки, давать любые обещания. Нужно, чтобы вы получили не 1, а как можно больше «входных билетиков» на корабль.

Во время игры тренер следит за временем. Подгоняет, если нужно участников (через 1 минуту корабли уплывают\вулкан просыпается и т.п.)

Итог: сравниваем у кого больше билетов. Спрашиваем, почему, как вы думаете, у вас больше\меньше\нет ни одного? Что помогло\мешало вам их получить? Какие предложения заинтересовали капитанов больше всего? и т.п.

К такой ситуации хорошо подходит притча, что выигрывает тот, кто падает 9 раз, а поднимается 10.

Еще одна притча из НЛП. Ученые выяснили, чем успешные люди отличаются от тех, кто не добиваются успеха. Не влияет ни образование, ни внешность, ни другие факторы. Успешные люди делают больше попыток – 15-17, а обычные люди 2-3 попытки, делают вывод что «ничего не получится» и действительно, получают отрицательный результат.

 

Упражнение «Трёхминутный тест»

Упражнение на манипуляцию и внимание.

Необходимые материалы: бланки теста А4, ручки.

Время: 10 минут.

Ведущий зачитывает этот текст:

На выполнение этого теста дается ровно три минуты. Если вы успеете выполнить все нижеперечисленные инструкции и сделаете это верно – то вы справились. Вам нужно взять бланк, на котором вы будете выполнять тест.

Итак, готовы? Поехали!

1. Прочтите все пункты, прежде, чем что бы то ни было делать.

2. Напишите своё имя в правом верхнем углу листа после слова «ИМЯ».

3. Обведите кружочком слово «ИМЯ» во втором пункте.

4. Нарисуйте ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ КВАДРАТОВ в верхнем левом углу листа.

5. Поставьте крестик в каждом квадрате, описанном в пункте 4.

6. Обведите каждый квадрат тремя концентрическими окружностями.

7. Впишите свою ФАМИЛИЮ под заголовком этого текста на соответствующую линейку.

8. Справа от заголовка напишите слово ДА на трех разных языках по одному разу или на Вашем родном языке пять раз.

9. Обведите КРУЖОЧКОМ пункты 7 и 8.

10. Поставьте КРЕСТИК в левый нижний угол листа.

11. Нарисуйте над этим крестиком РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.

12. Обведите кружочком слово ВЕРХНЕМ в четвертом пункте.

13.Сложите в столбик на обратной стороне листа числа 896 и 472.

14. Если Вы уже дошли до этого пункта отчётливо произнесите своё полное ИМЯ.

15. Если Вы уверены, что правильно выполнили все предыдущие инструкции, то произнесите отчетливо вслух: «Я ТОЧНО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ».

16. Разделите на обратной стороне листа сумму, полученную в п. 13 на 12.

17. Обведите кружочком результат вычисления в п.16 и умножьте его на обратной стороне листа на 17.

18. С нормальной скоростью досчитайте вслух до ДЕСЯТИ.

19. Проделайте ручкой ТРИ ДЫРОЧКИ правом нижнем углу листа.

20. Если Вы выполнили упражнение раньше остальных, громко произнесите вслух «Я ПЕРВЫЙ!». Если вторым, то – «Я ВТОРОЙ!» и т.д.

21. Теперь, когда Вы согласно п.1 внимательно прочитали весь текст, выполните только то, что написано в пунктах 1 и 2.

 

Игра «Cекретная сказка».

Упражнение на манипуляцию и внимание.

Время: 10 минут.

Жертве розыгрыша говорят, что сейчас все в компании загадают одну известную сказку. Он же должен будет ее угадать, задавая компании вопросы по сюжету сказки. Отвечает вся компания хором (а не по одиночке). Разрешены лишь ответы «Да», «Нет», «Неважно». Жертве условия игры кажутся простыми, и он удаляется. Компания делает вид, что задумывает сказку, а на самом деле договаривается о розыгрыше.

На самом деле сказка никакая не задумывается. А коллективный (хором – обязательно) ответ строится по следующему принципу. Если вопрос жертвы заканчивается на ГЛАСНУЮ букву (например, «В этой сказке была царевна?»), то все хором говорят «ДА!». Если вопрос жертвы заканчивается на СОГЛАСНУЮ букву (например, «А в этой сказке Волк был?»), все хором кричат «НЕТ!». Если вопрос заканчивается на «Ь» или «Й» (например, «А Баба-Яга в этой сказке есть?»), то все хором отвечают «НЕВАЖНО!».

Важное условие – отвечать хором синхронно. Любые другие комментарии кроме этих трех фраз запрещены. Жертва возвращается в компанию, и начинается «отгадывание» сказки. Жертва очень быстро понимает, что сказка какая-то, мягко говоря, ненормальная. Но уверенные ответы хором, заставляют верить в реальность задуманной сказки. Минут через 15 экзекуцию можно прекратить. Удовольствие от игры непередаваемое. Хорошее настроение держится еще несколько часов.

Упражнение противостояния вербальному нападению

Упражнение на манипуляцию и внимание.

Время: 20 минут.

Вначале упражнения участникам предлагается ознакомиться с техниками противостояния вербальному нападению.

На следующем этапе упражнения участники отрабатывают эти техники в парах перед всей группой, после чего группа выделяет достоинства, область применения и ограничения каждой техники.



2015-11-06 1129 Обсуждений (0)
Потребность в познании и понимании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребность в познании и понимании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1129)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)