Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Что характерно для критической философии И. Канта?




- она сложна и противоречива. Главная ее задача дать ответы на 3 вопроса: 1) что я могу знать? 2) на что я могу надеяться? 3) что я должен делать?

- главная проблема философии – проблема познания. Предметом философии должно стать исследование познавательной деятельности человека, установление законов человеческого разума. Поэтому свою философию он называет трансцендентальный (буквал. переходящая, переступающая), т.е. находящаяся за пределами сознания.

В чем суть теории познания И. Канта?

1. В своей теории Кант признает субъект познание – это человеческое сознание, объект познания – это вещи сами по себе.

2. Кроме того, он выделяет в субъекте два уровня:

- эмпирический (опытный),

- трансцендентальный (по ту сторону опыта).

К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному надындивидуальное в человеке как представителе рода человека.

3. И. Кант выводит у субъекта два уровня мышления:

- рассудочный уровень и

- разумный уровень.

4. У человеческого знания есть два источника:

- опыт – он дает содержание всякого знания и

- априорные формы – это познавательная деятельность самого человека, это знания, присущи сознанию и которые не зависят от опыта.

5. Достоверное знание - объективное знание, которое отождествляется со всеобщностью, но объективность знания обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Кроме того, познающему субъекту присущи априорные (доопытные) формы подхода к действительности, которые из нее выводятся.

Это априорные формы чувственности, рассудка и разума. Априорные формы рассудка – это все философские категории: материя, бытие, сознание. Априорные формы разума – это душа как целое, Бог, т.е. это идеи. Априорные формы чувственности (пространство, время) – это субъективные формы чувственности человека, формы чувственной интуиции человека. По Канту априорные формы пусты и наполняются содержанием только благодаря опыту. Именно эти формы дают знанию всеобщность и необходимость.



7. Чистый разум не опирается на опыт, а практический рассудок основывается на доопытных формах чувственности. Таким образом, по Канту, не предмет - источник знаний о нем, а формы рассудка конструируют предмет. Они согласуются с нашими знаниями о нем. Мы можем познать то, что сами создали. Понятия и категории, которыми оперируют люди, носят независимый от индивидуального сознания всеобщий характер, поэтому знания, основанные на них, объективны.

8.Согласно концепции Канта, «вещи в себе» (объективная реальность) действуют на органы чувств и вызывают ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности (пространством, временем) и фиксируются как длительность. Восприятия, полученные на основе форм мышления, носят всеобщий и необходимый характер.

Вещи становятся достоянием сознания через органы чувств, т.е. являются субъекту. Явление их можно познать, а сущность, взаимоотношение их вне сознания - познать нельзя. В этом выводе проявляется смысл кантовского агностицизма.

9. В теории познания Кант большое место отводит диалектике. Он утверждает, что противоречие - необходимый момент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип. В то же время она субъективна, т.к. не отражает противоречий самих вещей, а только противоречие мыслительной деятельности.

По Канту весь познавательный процесс находится в стадии противоречия и стадии аналитического синтеза: 1+2=3 (синтез: единичное + множественное = целое).

10. Важным здесь есть учение об антиномиях (равнодоказуемые, взаимоисключающие утверждения). Антиномии существуют между феноменальным миром (тот, что существует) для нас и ноуменальным миром (недосягаемый для разума мир) вещей в себе. Ноуменальный мир есть сфера деятельности трансцендентальной причинности. Он выступает по отношению к феноменальному миру как ничто. Это ничто осознается только самосозерцанием человека. Если трансцендентальная причинность – это чистый разум, то самосознаниеэто моральная интуиция. По Канту человек пытаясь познать мир приходит к взаимоисключающим положениям о мире в форме тезиса и антитезиса:

Тезис Антитезис

- мир конечен - мир не имеет пределов

- мир прост - мир не прост

- мир есть свобода - все в мире подчинено необходимости

- Бог существует - Бога нет

Антиномии подтверждают агностицизм Канта, ибо следуя им, человек не может прийти к окончательному выводу, т.е. он не может познать мир.

11. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. С ее помощью он разделил бытие на мир природы и мир человека, которые развиваются по своим законам и которые противоречат друг другу. Субъект может познать мир, но он не может установить связи между явлениями на сущностном уровне, т.к. вещи существуют сами по себе.

12. Проблема человека. Человек, по Канту, - житель двух миров: (1) воспринимаемого чувствами и (2) умопостигаемого. К чувственно воспринимаемому он относит мир природы, к умопостигаемому - свободу, независимость, все то, что определяет причины чувственно воспринимаемого мира.

В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, который определяет поступки человека. Движущая сила - не мышление (разум), а воля. Воля автономна, определяется не природной необходимостью или божественной волей, а индивидуальным законом личности. Поэтому Кант законы практического разума относит к нравственным законам, которые по существу представляют собой знания умопостигаемого мира. Это определенные требования к человеку по поводу того, как ему вести себя в этом мире. Из этого он вывел категорический императив (безусловное поведение): «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Философ считал, что этим законом должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, богатства, положения в обществе. Нравственный человек обязан его выполнять, невзирая на обстоятельства, видя в этом свой высший долг. Как видим, Канту принадлежит глубоко гуманистический вывод о человеке как цели исторического процесса. И философия призвана научить человека тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.

Таким образом, И. Кант произвел своего рода переворот в философии. Его суть состоит в возведении гносеологии в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Он рассмотрел познание как деятельность, имеющую свои собственные законы, и впервые сделал вывод о том, что не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта выступает главным фактором, определяющим способ познания и конструирующим предмет знания.

3. Субъективный идеализм И. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга

Поставленные Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить Йоганн Фихте (1762 - 1814). Он называет свою философию учением о науке (наукоучением). Его философская система строится на признании активной, практически деятельной сущности человека. Исходное понятие системы Фихте – «Я», которое утверждает себя как таковое в акте самосознания. «Я» есть волевое, действующее существо. Из «чистого Я» должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание, т.е. естественный мир. Помимо индивидуального «Я» существует «абсолютное Я», абсолютное начало всего существующего, из деятельности которого должна быть объяснена вся полнота реальности, весь окружающий человека мир, т.е. «не Я».

Согласно Фихте, деятельный субъект «Я», преодолевая сопротивления природы, развертывает все свои определения, т.е. наделяет природу своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечном счете «Я» осваивает «не Я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.

Взаимоотношения индивидуального «Я», т.е. конкретного индивида с присущими ему волей и мышлением и абсолютного «Я», т.е. человечества в целом характеризует процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное «Я» то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений-расхождений составляет ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Идеал всего движения и развития состоит в достижении совпадения индивидуального и абсолютного «Я». Однако достижение этого идеала привело бы к прекращению деятельности, которая по Фихте абсолютна. Поэтому вся человеческая история есть лишь приближение к идеалу.

Идеи Фихте развил дальше его младший современник Фридрих Шеллинг (1775 - 1854). В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъективного деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта.

Абсолютный субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» их обоих. Возникновение из этого первоначального тождества всего многообразия определений этого мира есть «творческий акт», который будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационального познания - интеллектуальной интуиции. Такая интуиция недоступна всем смертным, она дана лишь особо одаренным людям, гениям. По Шеллингу, интеллектуальная интуиция есть высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, при помощи которого возможно саморазвертывание тождества.

3. Философские взгляды Г. Гегеля: противоречие между системой и методом

Апогеем немецкой классической философии является творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831). Главной его работой была «Наука логики» (11812-1816), а также «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук» и т.д.

1.Философия Гегеля – это объективный идеализм. Почему? Это связано с тем, что в основе мира лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. При этом мировой дух или абсолютная идея – это начало, которое дает импульс к возникновению и развитию мира. Абсолютная идея – это разумное мышление как первоначало или субстанция всего существующего; это абстрактно духовная сущность, что обозначает всеобщее бытие, т.е. в философии Гегеля доминирует примат всеобщего.

2.Для Гегеля деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель деятельности абсолютной идеи – самопознание.

3.В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа (триада):

І тезис: абсолютная идея развивается в самой себе. Это логика или логическое развитие;

ІІ антитезис: принятие абсолютной идеи формы природы или «инобытия», т.е. органического или неорганического мира;

ІІІ синтез: развитие абсолютной идеи в мышлении, в истории человечества. Ее высшей формой развития, где она осознает себя и весь пройденный ею путь, является «абсолютный дух», под которым понимается совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Это та же «абсолютная идея», скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний. Здесь абсолютная идея постигает себя в форме человеческого сознания и самопознания, т.е. возвращается к самой себе.

Под «абсолютным духом» понимается также философская система самого Гегеля. С этого момента выходящее движение «абсолютной идеи» прекращается и дальнейший процесс движения, может быть, мыслим как замкнутый круг, как простое повторение идей пройденного пути.

4.Гегель – создатель диалектической логики. Его философское творчество есть вторая историческая форма диалектики. Это идеалистическая диалектика, диалектика понятий. Согласно учению мыслителя, понятия взаимосвязаны и развиваются от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию всестороннему и содержательному, от низших форм к высшим через переход количества к качеству. Другими словами для Гегеля является приоритет всеобщего над индивидуальным.

Внутренним источником такого развития выступает противоречие. Противоречие – не аномалия, а взаимосвязь противоположных сторон определений, принцип всякого самодвижения. Развитие необходимо приводит к отрицанию исходных форм. Отрицание и отрицание отрицания внутренне присущи явлениям, закономерные ступени процесса развития.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших философских категорий и сформулировал 3 основных закона:

1) переход количественных изменений в качественные;

2) взаимопроникновение противоположностей;

3) отрицание отрицания.

Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его -самопознание, то познание как таковое ограничено. В этом суть противоречия между консервативной идеалистической системой и прогрессивным диалектическим методом Гегеля. Если все это конкретизировать, то:

1.Метод выходит с признания всеобщности развития. Система ж запрещает всеобщность развития, поскольку природа развивается только в пространстве, а не во времени. Система требует ограничение развития.

2.Метод основан на признании всеобщности противоречий. Система ж требует решения всех противоречий и установления непротиворечивого состояния.

3.Метод требует соответствия движения мысли состоянию, характерному для реальных процессов. Система ж предвидит конструирования связей с головы.

4.Метод требует постоянного преобразования действительности, а система – неизменности существующего состояния вещей.

Таким образом, Гегель в системной форме изложил диалектическое миропонимание и диалектический метод исследования, завершив тем самым становление философии как теоретической и методологической основы научного мировоззрения.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был ЛюдвигФейербах (1804 - 1872). Главные его труды: «Критика философии Гегеля» (1839) и «Сущность христианства» (1841), где в последней объявил первейшей задачей философии критику религии. Анализируя исходные посылки гегелевской системы, он сделал вывод о ее родстве с теологией. По мнению Фейербаха, религия и близкая к ней по духу философия Гегеля имеют общие категории. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода, каковыми являются разум, бессмертие, могущество, благо.

Бог, по Фейербаху, — это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Бог есть то, кем и чем человек хочет быть. Подлинный творец Бога - человек попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Религия, по выводу Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния. Освобождение от религиозных заблуждений философ видел в понимании человека не как творения бога, а как наиболее совершенной части природы. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоззрения.

Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины «материализм» и «материя» из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин «природа». Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии.

Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. «Я» у Фейербаха - это непросто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

Важнейшей характеристикой субъекта являетсячувственность - синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком. Именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.

Но, антропологический материализм Фейербаха был метафизическим, ибо сущность человека была раз и навсегда установлена и неизменна. В теории познания он был сенсуалистом, ибо ощущение – единственный источник человеческого познания. В понимании проблем общества Фейербах был идеалистом.

Учением Фейербаха немецкая классическая философия завершилась. Разработанная Фейербахом материалистическая трактовка субъекта и его атеистическое мировоззрение (Не Бог создал человека, а человек - Бога) оказали серьезное влияние на последующих мыслителей, в частности, на К. Маркса и Ф. Энгельса.

Лекция №8. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

План

1.Исторические условия и естественнонаучные предпосылки возникновения философии марксизма

2. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, его основные положения

3. Исторический материализм как составная часть философии марксизма

4. Развитие В. И. Лениным философии марксизма в начале 20 века

 

1.Исторические условия и естественнонаучные предпосылки возникновения философии марксизма

Марксистская философия явилась преемницей предшествующих ей концепций и одновременно знаменовала существенное приращение нового знания, значительный прорыв в развитии европейской и мировой культуры.

Возникновение диалектико-материалистической философии связано с Германией, с именами Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), необходимо рассматривать как сложный, противоречивый процесс, в котором научность переплеталась с элементами романтизма и утопизма. Классический марксизм возник и формировался в 40 – 90-е годы 19 века, причем многие его положения уточнялись и пересматривались по мере исторического развития западноевропейского общества.

Под историческими условиями возникновения марксисткой философии принято понимать совокупность социально-экономических, политических и естественнонаучных факторов европейской цивилизации середины 19 века.

Социально-экономические предпосылки формирования диалектико-материалистических воззрений выражались в ускоренном развитии капиталистических отношений, когда все в большей степени стали обнажаться противоречия между трудом и капиталом. Одним за другим следовали кризисы перепроизводства, которые сопровождались сокращением производства, безработицей, резким ухудшением социального положения наемных рабочих. В рамках существующей в то время философско-социологической теории дать правильное объяснение всему этому было невозможно. Требовался новый методологический подход к анализу происходящих процессов в обществе и соответствующие им научные обобщения и выводы.

Политическое положение в таких странах, как Франция, Англия, Германия отличалось сложностью и противоречивостью. Формировался новый субъект исторического процесса - пролетариат, который не принимался в расчет прежними теоретиками конца 18 - первой половины 19 века. В 30 — 40-е годы 19 века он открыто заявил о своих экономических, социальных, политических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер (чартизм, восстание селезских и лионских ткачей).

Эволюция капиталистического способа производства требовала философской, социологической и политической теории общественного развития, способных не только дать адекватную оценку, но и предложить альтернативу существующему строю. Мирные способы разрешения антагонистических противоречий казались утопией. Общество нуждалось в новой философии и социологии, которые охватывали бы общество и природу общество и человека, выявляли бы основные социологические противоречия и предлагали действенные способы их разрешения.

К середине 19 века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки как, физиология, эмбриология, геология.

Был сделан ряд открытий, свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом в 1838-1839 гг. клеточного строения животных и растительных организмов, обоснование немецкими учеными в 40-е годы 19 в. Р. Майером и Г. Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и превращения энергии, разработка Ч. Дарвином (начало 40-х годов 19 в.) эволюционной теории.

К опосредованным теоретическим источникам марксистской философии относятся учения древнегреческих мыслителей, идей эпохи Возрождения и Просвещения, а к непосредственным - философские и социологические взгляды немецких мыслителей: Г. Лессинга, И. Гердера, Ф. Шиллера, И. Гете, Г. Гейне и других. Особую роль при этом сыграла и классическая философия в лице таких ее представителей, как И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.

2. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, его основные положения

Философия марксизма традиционно подразделяется на две части: диалектический и исторический материализм. В то же время следует говорить о диалектико-материалистической концепции как определенной целостности.

В своей концепции Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность, односторонность положений философии, как Гегеля, так и Фейербаха. Они создали синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма, существенным образом переработав эти философские учения.

Маркс и Энгельс обратили внимание на то, что главные, фундаментальные диалектические зависимости и отношения, указанные и логически проанализированные Гегелем, присутствуют в реальных процессах жизни природы и общества, в повседневной практической действительности. Отчетливое проявление диалектических закономерностей постоянно обнаруживается в различных областях знания о действительности. В работах «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы» Ф. Энгельс подробно, последовательно и популярно объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в неживой и живой природе, общественном развитии, духовном творчестве, и показал, какое огромное значение они имеют для марксистского миропонимания.

В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс в объяснении явлений действительности исходили из всего многообразия законов.

Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движениии развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира.

Основоположники диалектического материализма ввели в теорию познания практику, которая выступает у них в качестве основы познания и критерия истины. Они утверждали, что мир познается не путем созерцания происходящих явлений, а в ходе и в результате активной деятельности людей, направленной на изменение тех или иных сторон действительности, в процессе практического воздействия на нее.

В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии» (1886) Ф. Энгельс выдвинул идею об основном вопросе философии, суть которого отношение мышления к бытию.

Маркс и Энгельс считали, что их философские положения не являются истиной в последней инстанции, что они неизбежно будут меняться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики. В марксистской философии материализм и диалектика приобрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи, которая придает им цельность и качественно новую методологическую функцию.

Заслугой Маркса и Энгельса есть то, что они осуществили синтез гегелевской идеалистической диалектики с метафизическим материализмом Фейербаха и создали философию диалектического материализма. Она стала третьей исторической формой диалектики, материалистической диалектики, которая является по своему происхождению и по своей сущности аналогом действительности. «Мой диалектический метод, - писал Маркс, - по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления есть демиург действительного… У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Макс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.23. – С.21)

3. Исторический материализм как составная часть философии марксизма

Маркс и Энгельс в своих работах «Немецкая идеология», «Святое семейство», «Капитал» и др. показали несостоятельность идеалистического подхода к объяснению общественно-исторических явлений. Признавая значимость побудительных идеальных сил в исторической деятельности человека, они выяснили причины этих сил, которые так или иначе коренятся в материальных условиях жизни общества.

Они ввели в научный оборот понятие «материалистическоепонимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. При этом они подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует абсолютизировать и рассматривать как однонаправленный процесс. Духовная жизнь общества имеет собственные законы функционирования и оказывает значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их развитие.

Маркс и Энгельс имели иное, чем Фейербах понимание человека как биосоциального существа. Они осуществили системный подход к проблеме человека. Маркс показал, что сущность человека представляет собой «ансамбль» всех общественных отношений. Однако проблема человека в ее тотальности для Маркса и Энгельса не всегда была приоритетной среди других философско-социологических проблем.

Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ - народных масс - в общественном развитии, и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.

Маркс критиковал Гегеля за то, что для него человек - лишь щепка на волнах судьбы, актер, который играет по сценарию, написанному сверхчеловеческим, сверхприродным, объективным Разумом. Он признавал за человеком и авторство, и актерство своей собственной драмы, а всю историю считал ничем иным, как результатом деятельности прежде всего народных масс: человек творит историю в процессе своей многогранной деятельности сам.

Из всей массы общественных отношений Маркс и Энгельс в качестве определяющих выделяли производственные отношения, что дало возможность обнаружить повторяемость в историческом развитии различных народов и обобщить сходные общественные порядки разных стран в одно ос­новное понятие «общественно-экономическая формация». Она характеризуется производственными отношениями, возникающими на основе определенного уровня развития производительных сил (базисом), соответствующими им политической и правовой надстройкой, формами общественного сознания, семьей, бытом. Данное обобщение позволило перейти от простого описания общественных явлений к их научному анализу и открытию обусловливающих их законов.

Стремление Маркса не рассуждать об обществе вообще, а постигать его как внутренне связанную динамическую систему было шагом вперед по сравнению с традиционной социологией. Системный подход в познании природной и социальной сфер в их взаимосвязи явился важнейшим результатом творческого развития философии.

4. Развитие В. И. Лениным философии марксизма в начале 20 века

Особое место в эволюционном процессе марксизма в конце 19 - первой четверти 20 века принадлежит В.И. Ленину (1870- 1924 гг.). В области диалектического материализма («Материализм и эмпириокритицизм» (1909), «Философские тетради» (1914-1915)), Ленин впервые дал развернутое философское определение материи, всесторонне разработал идею о единстве и борьбе противоположностей как сути, ядре диалектики, раскрыл вопрос о двух типах противоречий - антагонистические и неантагонистические, обогатил новым содержанием понимание диалектики, как целостной системы взаимосвязанных элементов, подчеркнул необходимость подхода к категориям диалектики, как к логическим обобщениям человеческой практики, как к итогу развития истории познания.

Он впервые в истории марксистской мысли сформулировал принцип единства диалектики, логики и теории познания, разработал теорию отражения, в которой принцип диалектического развития органически соединен с материалистическим объяснением процесса познания на основе практики. Ленин разработал диалектико-материалистическую концепцию развития, дал глубокий философский анализ открытий в естествознании на рубеже 19 - 20 веков и доказал, что эти открытия подтверждают и обогащают законы и категории диалектического материализма.

Большое внимание Ленин уделял проблемам социальной философии, что было органически связано с революционной ситуацией в России. Данный исторический период требовал новых подходов к анализу социальной действительности, новых идей и решений. Тем не менее, Ленин во многом воспринял «позднее» направление развития марксистской мысли, где приобрели самоподавляющее значение такие понятия, как «диктатура пролетариата», «разрушение старого общества», «уничтожение частной собственности», «машина классового подавления», «революционное насилие», «завоевание власти». Социальная философия приобрела откровенно политизированный характер, с ярко выраженной ориентацией на насилие как «повивальную бабку истории». Такую логику борьбы во многом диктовала острота классовых противоречий в России.

В области социальной философии («Что делать?» (1901), «Апрельские тезисы» (1917), «Великий почин» (1919)) Ленин разработал учение о классах, о социалистической революции, о государстве диктатуры пролетариата, о государстве в условиях социализма и его отмирание при коммунизме, о переходном периоде от капитализма к коммунизму, о двух фазах коммунистической формации, о возрастающей роли субъективного фактора, активности и преобразующей деятельности человека в мире, о капиталистической монополии как ближайшей предпосылке нового социалистического строя. Идеологизация и политизация философии, особенно ее социальной концепции, стали свершившимся фактом.

 

Лекция № 9. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В УКРАИНЕ

План

1.Философская мысль времен Киевской Руси

2.Философия Возрождения и Просвещения в Украине

3.Формирование и развитие украинского романтизма

4.Философская мысль Украины во второй половине 19 – 21 ст.

 

1.Философская мысль времен Киевской Руси

Культура древнерусской державы представляет собой огромную ценность. Сегодня мы сосредоточим свое внимание, главным образом, на философской культуре. Речь пойдет не о профессиональной философии, которая возникла позже, а об отдельных философских идеях, характерных для периода средневековья.

Когда же появляется философская мысль в культуре Киевской Руси? Каковы предпосылки ее появления?

Первой важнейшей предпосылкой для зарождения философии является письменность. Данные археологических и лингвистических исследований позволяют утверждать, что письменность на Руси получает развитие в начале 10 века, сразу же после создания славянской азбуки Кириллом(827-869) и Мефодием(815-885). С середины 10 века можно говорить о ее широком распространении. Об этом свидетельствуют, например, договоры с Византией, подписанные князем Олегом в 911 году и князем Игорем в 944 году. Эти договоры были составлены на греческом и древнерусском языках. Приблизительно в это же время начали появляться сочинения, в которых ставились вопросы и делались попытки ответить на них в философском плане.

Другой важной предпосылкой появления философской мысли на Руси является принятие христианства в 988 г. В результате введения христианства началось проникновение на Русь философских воззрений из Византии и Болгарии, что создало предпосылки для самостоятельного развития философской мысли в Киевской Руси.

Итак, с учетом сказанного можно сделать вывод, что началом истории отечественной философской мысли можно считать первую половину 11 века.

Какие же памятники письменной культуры являются источниками философских идей? В древнерусской литературе 11-13 веков существовали два типа книг: переводные сочинения и сочинения русских авторов.

Среди переводных сочинений на Руси 11-13 веков следует выделить произведение Иоанна Дамаскина«Источник знаний». Дамаскин - это византийский мыслитель сирийского происхождения, творчество которого приходится на первую половину 8 в. Выдающуюся роль в переводе сочинений Дамаскина принадлежит видному деятелю славянской культуры 10 века Иоанну Болгарскому, который известен и как автор «Шестиднева», т.е. толкование на библейский рассказ о шести днях творения мира. Далее, в 70-х годах 11 века для киевского великого князя Святослава Ярославовича были переписаны с болгарского языка два сборника «Изборник 1074 г.» и«Изборник 1076 г.». В них содержатся отрывки из сочинений «отцов церкви».





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)