Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Взаимодействие человека и группы



2015-11-06 915 Обсуждений (0)
Тема 10. Взаимодействие человека и группы 0.00 из 5.00 0 оценок




Групповой коллектив: понятие, виды, полномочия, формирование и диагностика. Эффективность деятельности групп. Формальные и неформальные группы. Структура группы и характеристика ее компонентов. Развитие неформальных организаций и их характеристика. Стадии формирования неформальных коллективов. Управление неформальной организацией. Факторы, влияющие на повышение эффективности работы группы.

Лекция к теме 10.

К психологическим свойствам личности относятся:

· на­правленность;

· установка;

· темперамент;

· характер;

· способно­сти;

· эмоции;

· чувства;

· сила воли;

· мышление;

· память и др.

Направленность — это мировоззрение человека, его внут­ренний мир, духовные ценности, материальные потребнос­ти и средства их достижения, жизненные цели.

Установка — определяет готовность человека поступать соответствующим образом в конкретной обстановке.

Темперамент — характеризует врожденные особенности высшей нервной деятельности человека, его психики; силу и скорость протекания психических процессов (возбуждения, торможения и их соотношение).

Характер — совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека в отно­шении к труду, к людям, к самому себе, к вещам. Во многом характер зависит от темперамента.

По степени общительно­стивыделяют три типа людей:

экстраверты (коммуникабельные);

интроверты (замкнутые);

амбиверты (среднее между экстравертами и интровертами).

Способности — скорость приобретения знаний, овладение навыками выполнения работы.

Эмоции — сиюминутное восприятие человеком окружающей среды. Они бывают отрицательные и положительные и являются основой чувств.

Чувства — характеризуются осознанностью, предметно­стью и продолжительностью.

Сила воли — сознательное регулирование своих действий, поступков в соответствии с поставленной целью. Они отража­ют способность к преодолению жизненных трудностей. Воле­выми качествами человека являются:

· настойчивость;

· упор­ство;

· целеустремленность;

· выдержка и др.

Память — это свойство "по требованию" иметь необходимые факты, научные сведения для аргументации принимаемых решений.

Мышление — способность к мыслительным операциям в соответствии с требованиями логики. Различают качественные особенности мышления челове­ка: самостоятельность, широту, глубину, гибкость, быстро­ту, критичность.

Самостоятельность ума отражает умение выдвигать за­дачи и находить правильные решения.

Широта ума означает способность охватывать различные области знания, устанавливать связи между объектами, системное видение явления.

Глубина ума — умение проникать в сущность сложных вопросов, выявлять проблему, способность и потребность по­нять причины явлений, событий и предвидеть их дальней­шее развитие.

Гибкость ума — быстрое изменение действий с учетом обстановки; свобода мысли независимо от существующих догм и прошлого опыта.

Быстрота ума характеризует способность оперативно разбираться в сложившихся обстоятельствах, обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразитель­ные — это люди с быстрым умом.

Критичность ума — умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли.

Различают также конкретное и абстрактное мышление.

Конкретное мышление отражает способность в мысленном взоре охватить все сложное во всех деталях.

Абстрактное мышление — это обдумывание голых идей, освобожденных от всего, что может вызывать наглядно-конкретную память. В хозяйственной практике конкретность мышления явля­ется необходимым условием успеха.

Опытный руководитель при принятии решений с учетом влияния множества факто­ров всегда должен мысленно видеть целое и детали.

Формальные группы

Группы, созданные по воле руководства исходя из прин­ципов организационной структуры управления и органи­зации производственного процесса. Существуют три основных типа групп:

· группа руководителей как соподчиненные команды на различных уровнях управления;

· группы рабочих (целевая рабочая группа), состоящая из лиц, работающих вместе над одним и тем же заданием (бригады, звенья, цеховой коллектив, технический отдел и т.п.);

· группы комитетов, советов, комиссий — это группы внутри организации, которым делегированы полномочия для выполнения каких-либо обобщенных заданий (советы ветеранов, рационализаторов и т.п.)

Неформальные группы

Это спонтанно образующиеся группы людей, которые всту­пают в регулярное взаимодействие, параллельно с фор­мальными группами, и у них имеются поставленные цели. Это дружественные группы, основанные на контактах и об­щих интересах — объединение по занятиям на досуге (хобби), самостоятельная рационализаторская деятельность, спортивные увлечения, игры и т.п. Для образования неформальных групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря неформальным связям люди взаимодействуют вместе на протяжении многих лет, лучше знают возможности и на­клонности каждого коллеги, общаются друг с другом и по­падают в определенную зависимость. Спонтанное возник­новение неформальных отношений переносится и на тру­довую деятельность (взаимоотношения, взаимовыручка, обсуждение проблем и т.п.).

Одна из самыхтрудных задач управления производством — найти пути объедине­ния по каким-то интересам формальных и неформальных групп, способствующие повышению эффективности производства. Некоторые руководители считают, что неформальные организации — это результат неэффективного управления. Все зави­сит от того, определены ли положительные моменты взаимодействия групп и насколько умело они использованы:

Конструктивные отношения - способствуют успешной деятельности формальных групп и производства.

Неконструктивные отношения - мешают успешной деятельности предприятия.

Задачей управления динамикой групп является достижение максимального разви­тия конструктивных отношений и локализация неконструктивных (перевод их в консервативные).

Неформальные группы имеют свою иерархию лидеров и свои задачи. Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологи­ческие выгоды, не менее важные для них, чем получаемая зарплата.

 

 



2015-11-06 915 Обсуждений (0)
Тема 10. Взаимодействие человека и группы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Взаимодействие человека и группы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (915)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)