Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Стратегия и компоненты механизма государственного управления




Государственное управление занимает ключевое место в структуре целостного политического процесса. В связи с этим важнейшие аспекты процесса как такового нагляднее всего показать на примере управления*. (Выше уже были даны сокращенные определения управления, в т.ч. госу­дарственного. Здесь это понятие будет развернуто.)

В государственном управлении*, с одной стороны, по каналам при­нятия официальных решений аккумулируется и выражается коллективная воля социума, а с другой — через институциональные механизмы и с помо­щью политико-инструментальных средств эта воля осуществляется для упо­рядочения общественных дел. В структурном отношении такое управление объединяет два субпроцесса: 1) регулирование коллективных ресурсов об­щества; 2) целенаправленное руководство людьми, поддержание институ­ционального порядка общения между ними.

В англо-американской политической науке категория государственно­го управления — самая обобщающая, ибо включает в себя как государствен­ную/публичную политику (англ. public policy), связанную с разработкой общественной стратегии и тактики, так и собственно государственное ад­министрирование (англ. public administration), направленное на оптималь­ную организацию деятельности звеньев госаппарата в целом и управлен­ческого персонала в частности.

Со времени написания классических работ Бентли и Трумэна государ­ственное управление и публичная политика ассоциируются с рациональ­ным регулированием* общественных дел и коллективных ресурсов теми группами интересов, которые контролируют основные рычаги власти, при­чем делают они это с помощью официальных институтов.

Политическое управление обществом, считает американский полито­лог Чарльз Линдблом (род. 1917), может быть представлено как механизм с ведущими бюрократами наверху, простыми гражданами внизу и встроен­ными между ними промежуточными соподчиненными звеньями. Этот объемный и сложный механизм являет собой систему функциональных фаз и ранжированных составных частей, находящихся в отношениях координа­ции и субординации. Здесь каждый более высокий уровень, с одной сторо­ны, обладает большими информацией, ресурсами и функциями, чем ниже­стоящий, а с другой — наделен и надлежащей ответственностью за под­держание режима оптимальной деятельности подчиненных ему уровней.



В свою очередь, государственное управление как разновидность соци­ального отличается от других типов управления (к примеру, руководства транснациональной корпорацией, иногда даже превышающей по числен­ности персонала население небольших государств) прежде всего своей уни­версальностью, предопределенной необходимостью в широких властных полномочиях и функциях, поскольку в регулировании нуждаются многие сферы публичной жизни.

 

Корпорация должна найти тот род деятельности, для которого она более всего пригодна, и заняться им, а учреждения государственной сферы выполняют все виды деятельности, которые предписаны им законодательством,- распоряжениями и так далее.   Л. Лоутон, Э. Роуз, «Организация и управление в государственных учреждениях»

 

Специфику государственного управления определяет также всеобщая роль конституционного права как системы базовых норм, от имени народа регламентирующих (больше или меньше — в зависимости от вида полити­ческого режима) главные сферы активности людей и определяющих фун­даментальные принципы взаимоотношений между гражданами и обще­ственными институтами. Государственная организация с функциями уп­равления как иерархизированный политический субъект располагает универсальным комплексом публично-властных полномочий и коллектив­ными ресурсами, используемыми от имени и в интересах всего общества; сознательно применяет административные методы руководства и принуди­тельные санкции; использует легитимные формы социального общения и легальные способы взаимодействия с группами и индивидами.

Следующая важная категория — государственная политика. Она со­пряжена с выработкой стратегического курса общества, основных направ­лений развития государства и способов осуществления его целей и задач. В современной структуре государственной политики выделяются такие бло­ки: 1) формирование легитимных субъектов и институциональной иерар­хии; 2) разработка стратегического курса и принятие государственных решений; 3) административные средства реализации управленческих реше­ний; 4) государственный контроль и арбитраж, обеспечение самокоррек­ции политического режима и обратной связи с объектами государственно­го руководства (см. ниже схему 2).

Первый блок — порядок формирования самих субъектов государствен­ной политики — предполагает четыре интерпретативных подхода: элитар­ный, корпоратистский, плюралистический и партиципаторный. Указанные подходы охватывают почти все виды политического управления — от сверх­концентрации государственной власти в руках одного или нескольких лю­дей (древние восточные деспотии, Египет фараонов, императорский Ки­тай) и до плебисцитарных механизмов либо партиципаторных способов фор­мирования субъектов общественного волеизъявления.

Сторонники концепции элитизма считают, что государством управля­ют избранные или назначенные «немногие профессионалы», хорошо под­готовленные, информированные и поэтому вполне компетентные, а чрез­мерное расширение социального представительства и границ политичес­кого участия ведет к снижению эффективности всей системы управления либо даже к ее кризису. Субъектом государственной политики выступает элита, которой общество делегирует основные полномочия в деле приня­тия стратегических для страны решений и которая аккумулирует коллек­тивную волю нации. Корпоратисты исходят из модели согласования в рам­ках государственной политики разнородных групповых, корпоративных интересов как с помощью парламентских механизмов, так и специальных структур вроде «трехсторонних комиссий», включающих в себя работодате­лей и профсоюзы, где правительственным органам отводится роль арбитра. При плюралистической схеме органы, руководящие государством и выраба­тывающие его стратегию, официально формируются и выражают многооб­разие интересов на основе свободного, равного и пропорционального пред­ставительства. Приверженцы парципоторной модели управления* ра­туют за кардинальный рост влияния различных общественных групп на формирование государственной стратегии, а также за децентрализацию вла­стных полномочий общегосударственных субъектов в пользу локального уров­ня принятия решений и самоуправления местных сообществ граждан.

Избирательный субпроцесс связывает государственное управление с макрополитическим процессом через порядок образования корпуса носи­телей общественной воли, способы представительства и участия в опреде­лении субъектов управления. В случае смены высших должностных лиц или правящих партий может появиться совсем новая государственная стра­тегия. В демократических странах выборы высших чиновников и предста­вительных органов власти (от президента и парламента до муниципалите­тов) есть легитимный способ формирования всеобщей воли, выражения со­циальных интересов. На референдумах и плебисцитах все избиратели на короткий момент непосредственно становятся «коллективным субъектом» государственной политики*.

Обратите внимание Даже в ряде современных монархий третьего мира все чаще исполь­зуется механизм выборов главы государства. В Малайзии и Объеди­ненных Арабских Эмиратах монарх избирается из числа султанов или эмиров, являющихся наследными правителями структурных еди­ниц этих федераций. Для замещения трона в Саудовской Аравии тоже характерны элементы выборности монарха из среды королевской фамилии, причем этот пост часто получают не сыновья, а братья ко­роля. В Свазиленде племенной совет «Ликоко» избирает наследника престола из числа сыновей покойного короля.

 

Следующий, второй по счету, блок в механизме государственной поли­тики — разработка стратегического курса и принятие решений. Эти дей­ствия связаны с законодательным процессом и оперативным управлением административными органами, так что в них участвуют и законодательные (парламент), и исполнительные (правительство) институты. В зависимос­ти от распределения властных полномочий между ними выделяются два основных подхода: активный и представительский. В первом случае зако­нодательные институты формулируют базовые принципы и конституцион­ные нормы, вырабатывают стратегию общегосударственной политики, а в ведении исполнительных органов находятся практическое осуществление стратегических решений и сама технология оперативного управления. Со­гласно представительской схеме управления законодательные (т.е. парла­ментские) институты ограничиваются лишь фиксированием самых общих ориентиров и правил политической игры, передавая принятие важных опе­ративно-стратегических решений в структуры исполнительной власти.

Третий узел механизма государственной политики включает в себя при­менение технологий и методов государственного управлениядля дос­тижения намеченных стратегических целей и осуществления на практике решений. Характер этой фазы управленческого цикла определен теми свой­ствами политического режима, которые отражают особенности институци­онального взаимодействия государственных органов с рядовыми гражда­нами, равно как и сами методы политико-правового управления страной (соотношение принуждения и убеждения, насилия и свободы и пр.).

Наконец, четвертый блок отвечает за обеспечение контроля над уп­равленческим процессом и самокоррекцию его режима. Разрешение конф­ликтов, работа системы надзора и арбитража, обеспечивающей обратную связь с гражданами, соотносятся прежде всего с судебно-конституционным субпроцессом и функционированием контрольно-надзорных институтов (прокуратура, омбудсман*).

 

Схема 2. Элементы государственной политики

С последовательностью действий по формированию и осуществлению государственной политики (вышеназванные функциональные блоки) свя­заны субординация между самими носителями полномочий и координация между субъектами и объектами управления. Следует помнить, что государ­ство в структурном отношении есть система институтов, подразделяющих -«вертикальный» (уровни власти) ряды. Еще Бентли отмечал, что го­сударственное управление — это групповая активность людей, действую­щих в рамках трех ветвей власти, т.е. в него включены три «горизонталь­ных» субпроцесса: законодательный, административный и судебный. Сочетание субъектов госуправления, распределение их полномочий и фун­кций значительно усложняется в федеративных странах, где существуют три или даже больше «вертикальных» уровней власти и их носителей.

 

Субъектные уровни властных полномочий и руководящих функций в государственном управлении.

 

Общество как объект государственной политики и управленческого воз­действия тоже обладает особой иерархией. К его структурированию есть разные подходы. Во-первых, имеется принцип, согласно которому в каче­стве объектов регулирования выделяются некоторые сферы общественной жизни, отдельные части существующих ресурсов и соответствующие им направления государственной политики (экономическая, социальная, куль­турная, экологическая, образовательная, информационная и др.). Во-вто­рых, базой для классификации объектов госуправления может служить де­ление на различные социально-демографические, профессионально-квали­фикационные, этнические группы людей. Изменению их социального положения служит какое-то управленческое воздействие, в соответствии с которым осуществляется особая тендерная (по признаку пола), молодеж­ная, этнонациональная и другая политика, или же, например, политика до­ходов и занятости дифференцированно по отдельным социально-профес­сиональным слоям населения.

 

Обратите внимание   В развитых странах государство почти всегда берет на себя особые социальные мероприятия, обусловленные, в частности, тем, что пост­индустриальная перестройка экономики требует государственных субсидий для переквалификации и поддержки работников устарев­ших, а значит, сворачивающихся отраслей, а также представителей выходящих из оборота профессий. Дело здесь не только в гуманном отношении к человеку, сколько в рассчитанном намерении предуп­редить вполне вероятную общественную напряженность, нараста­ние кризисных политических субпроцессов.

 

Центральным блоком в общем механизме государственной политики принято считать принятие стратегических и оперативно-тактических решений.

 

 





Читайте также:

Автоматизация систем управления
Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
Административного регламента проведения проверок при осуществлении государственного лесного контроля и надзора
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Анализ и классификация технологических переменных, управляющих воздействий, точек измерения, контроля и управления
Анализ и совершенствование системы стратегического управления персоналом (на примере Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству)
Анализ качества управления персоналом
Анализ культуры государственного управления
Анализ основных направлений деятельности Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству
Анализ территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области, в её северо-западных муниципальных районах. Основные направления территориальной организации.






Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)