Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ ПРОШЛОГО И СОВРЕМЕННОСТИ




 

2.1. Либерализм

 

Идеология либерализма*, которую иногда возводят еще к британ­ской Великой хартии вольностей, ограничившей в XIII в. абсолютизм ко­ролевской власти, органически связана с генезисом буржуазного обще­ства, т.е. по времени — с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII вв., становлением буржуазно-рыночных отношений и борьбой с остатками феодализма. Именно тогда была оформлена и получила дальнейшее развитие идеология классического либерализма. Ее основы были заложены Адамом Смитом (1723-1790) и Джоном Локком, идеологом Славной революции 1688 г., провозгласившим «жизнь, свободу и соб­ственность» в качестве естественных прав челове­ка и существенно повлиявшим на Американскую революцию 1776 г. Центральное в классическом ли­берализме — идеал индивидуализма, руководству­ющегося принципами laissez-faire, и представление об ограниченном государстве как о «ночном сторо­же», занятом преимущественно вопросами внешней безопасности и почти не вмешивающемся ни в эконо­мические, ни в социально-политические дела. В этом смысле классический либерализм и становление капитализма неразрывны. Французская революция в либеральную традицию дополнительно внесла постепенно получивший самостоятельное развитие буржуазно-демократический компонент. Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направ­ления идейно-политического содержания общественного развития: сво­боду и веру в возможность рационального постижения и переустрой­ства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о госу­дарственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд глав­ных для него положений, среди которых выделяется признание возмож­ностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; кри­тического отношения каждого индивида к общественному строю; ува­жения со стороны государства и его равного отношения к любому инди­виду (Р. Дворкин).



Современный либерализм — сложное духовное образование, где появи­лись идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государ­ства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс; 1921-2002) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направлен­ность деятельности государства (Р. Нозик).

 

  Обратите внимание Мета... (гр. meta— после, через)— первая составная часть слож­ных слов, использующаяся в современной терминологии для обо­значения таких систем, которые, в свою очередь, служат для иссле­дования либо описания других систем (например, метатеория, мета­идеология).
ЛОКК (Locke), Джон (1632, Рингтон 1704, Ore) — английский философ, с именем которого свя­зано начало эпохи Просвещения в Англии; крупней­ший политический мыслитель, теоретик либерализма и государственный деятель. Автор многих работ, среди которых: «Письма о ве­ротерпимости» (4 соч. — 1689, 1690, 1692, незавер­шенное опубликовано поем.); «Два трактата о госу­дарственном правлении» (1690); «Опыт о человечес­ком разуме» (1690, писал 20 лет); «Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости де­нег» (1691); «Дальнейшие соображения о повышении стоимости денег» (1693); «Разумность христианства» (1695) и др. Вклад в развитие политической мысли. Локк — один из тех мыслителей Нового времени, кто дал философское обоснование доктрины либерализма, способствовал формированию духовных и политических основ современной западной цивилизации. На его тезисах развивалась концепция либеральной демократии, он разрабатывал теории естественного права и общественного договора. Многие положения политической философии и этики Локка были восприняты Монтескье и другими мыслителями. В сочинениях «О веротерпи­мости», например, философ высказался о невозможности установления еди­ных норм морали, тщетности требований единообразия в вопросах вероиспо­ведания в силу уникальности индивидуальных представлений о Боге, отстаи­вал принцип свободы вероисповедания и веротерпимость в качестве условий справедливого и стабильного правления, а в «Последствиях снижения процен­та» предвосхитил ряд тезисов политэкономии А. Смита и призвал к либерали­зации торговли. Влияние Локка на развитие мира политики огромно: его философские взгля­ды заложили основы школ британского эмпиризма и американского прагматиз­ма, а политическая доктрина стала манифестом классического либерализма, нашедшего продолжение в конкретных программах либерально-демократичес­ких преобразований в последующие века.
     

 

Среди идеологических ценностей классического либерализма выделяются уже упоминавшийся индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип; идеал свободы, противостоящий феодальным ограничениям, но введенный в рамки закона (конститу­ционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов). Либе­ральная идеология проникнута прогрессистским духом и сугубо рациона­листична, т.е. исходит из веры в прогресс и способности человеческого разума. Наряду с идеалом свободы ей в какой-то мере присущ и идеал ра­венства — ведь все люди равным образом рождены свободными. Данное сочетание идеалов образует линию внутреннего напряжения, которое лишь отчасти снимается идеалом меритократии (лат. meritus — достойный; бук­вально: власть самых одаренных, т.е. тех, кто заслужил ее своими достиже­ниями и добился некоторых привилегий). Это противоречие постепенно становится все более значимым для внутренней эволюции идеологии клас­сического либерализма. Надо также упомянуть типично либеральную идею о необходимости добровольного согласия подчиненных для власти над ними (англ. consent of the governed) и принципы терпимости и плюрализма.

 

Программа либерализма, если выразить ее одним словом, будет чи­таться так: собственность, т.е. частное владение средствами произ­водства (в отношении товаров, готовых к потреблению, частное вла­дение является само собой разумеющимся и не оспаривается даже социалистами и коммунистами). Все остальные требования либера­лизма вытекают из этого фундаментального требования.   Л. фон Мизес, «Либерализм в классической традиции»  

 

Эволюция либерализма была органически свя­зана с динамикой капиталистического производства. Начавшееся с конца XIX в. сужение сферы свобод­ного рынка и становление монополий привели к ко­ренному пересмотру социальной функции классичес­ких либеральных идеалов. Реальное ограничение свободной рыночной конкуренции и монополизация капиталистического производства в итоге сделали так, что идеал свободного рынка, сохраняя внешнюю идеологическую форму, на деле значительно поме­нял свое содержание и приобрел несвойственную ему раньше консервативную, охранительную соци­альную функцию.

В такой ситуации сущностная структура идео­логии либерализма подверглась корректировке. Эта внутренняя эволюция либерализма связана, с одной стороны, с сохранением основополагающих полити­ческих и социально-этических либеральных ценно­стей, а с другой — с обращением к ряду иных (прежде всего экономичес­ких, но не только) принципов. Центральное место в идеологии возникшего в США в эпоху Нового курса (1933-1939) президента Франклина Рузвель­та, а затем распространяющегося на весь западный мир неолиберализма заняли принцип государственного вмешательства и регулирования эконо­мических процессов и идея социальной ответственности государства, ко­торому с тех пор вменялись в обязанность и функции соцобеспечения са­мых неимущих групп населения. Эта этатистская переориентация либера­лизма была связана в первую очередь с именем известного английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), чьи идеи воздействовали не толь­ко на экономическую практику, но и были включены в современную либе­ральную идеологию.

 

 

Консерватизм

 

Идеология консерватизма* во многом противоположна либерализму, однако между ними все же есть определенная зона согласия (консенсуса). Зарождение консерватизма в конце XVIII — начале XIX в. было обусловле­но в основном феодально-аристократической реакцией на Французскую революцию и в этом смысле данная идеология изначально имела антибур­жуазный характер.

Почти с первых лет возникновения консерватизма в нем наметились два течения. Одно — так называемое континентальное, реакционное и ав­тократическое, представленное французским философом Жозефом де Местром (1753-1821), другое — англо-американское, умеренное, основате­лем которого считается Эдмунд Бёрк. Классический консерватизм высту­пил с резкой критикой Французской революции, в т.ч. за то, что ее идеологи уповали на абстрактные принципы и идеалы, далекие от действительнос­ти. Им, как и либералам в целом, консерваторы противопоставляют тради­цию, опыт, историю.

 

БЁРК (Burke), Эдмунд (1729, Дублин — 1797, Бэконсфилд) — английский политический деятель (член палаты общин, представитель партии вигов, выступавший за парламентский контроль над монархией); политический теоретик и из идейных вдохновителей классического консерватизма (традиционализма), сложившегося после Французской революции как реакция на распространение рационалистических идей переустройства общества. Актер знаменитого сочинения «Рассуждения о ре­волюции во Франции» (1790), признанного выдаю щимся изложением основ консервативной теории. Другие работы (часто в виде памфлетов и речей): «Защита естественного общества» (1756); «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757); «Мысли о причине существующего недовольства» (1770); «Обращение новых вигов к старым» (1791) и т.д. Вклад в развитие политической мысли. Бёрк выдвинул ряд теоретичес­ких положений, а именно: о роли партий (как группы людей с общими публич­ными интересами, выполняющей функцию конституционной связи между ко­ролем и парламентом, обеспечивающей преемственность, постоянство и эф­фективность государственной власти или оппозицию к ней; партийные объединения независимо от того, преследуют они в своей деятельности доб­рые или злые цели, являются неотъемлемой частью свободного государства); о парламентарии (определенный на выборах член парламента — представитель избирателей, чья деятельность направлена прежде всего на общее благо нации, а не делегат, слепо выполняющий волю только голосовавших за него); о зако­нодательстве (плохие законы — худший вид тирании); об условиях эффек­тивного правления (следует знать и уважать тех, кем правишь, чтобы избежать столкновения интересов и волений; восстание целого народа — признак не­умелого управления им; там, где возможно, власти должны ориентироваться на традиции и моральные устои, но в случае изменений нужно вести себя в соответствии с новыми условиями и все равно учитывать традиции и мораль­ные принципы; государство, не способное видоизменяться, вряд ли сохранит­ся; форму правления каждой страны определяют ее условия жизни и обычаи, «насиловать» которые всегда опасно и чревато величайшими бедствиями); о свободе (свобода не выживет, если народ продажен; чтобы обладать свободой, ее надо ограничить) и т.д. В консервативной идеологии центральными признаны следующие цен­ности и положения: прежде всего превозношение традиции как таковой и всего традиционного (т.е. того, что надлежит сохранить, консервировать в условиях перемен); представление о несовершенстве и даже греховности человеческой природы и ограниченных возможностях разума (данный пес­симистический подход очень отличается от либерального прогрессистско-го оптимизма и рационализма); понимание общества как продукта органи­ческого социально-исторического развития, которому противопоказаны волюнтаристские эксперименты; идея о неизбежности и благотворности общественной иерархии, опирающейся на врожденное неравенство людей (отсюда — восхваление общественного и нравственного авторитета «есте­ственной аристократии»); сдержанное отношение к самой идее свобод для «неразумных» масс и др.

 

Очерченная выше консервативная модель, часто называемая тради­ционализмом или традиционалистской разновидностью консерватизма, с ее антибуржуазной направленностью представляла собой главное течение в этой идеологии вплоть до конца XIX в. И сегодня традиционализм, во многом лишившийся своего антибуржуазного пафоса, остается одним из компонентов консервативной идеологии.

 

Обратите внимание В чем различие между традиционализмом и фундаментализмом? Традиционализм не предлагает никаких особых политических проектов, а делает ставку на традицию, на ностальгию по прошлому, на воспоминания об ушедшем. Ом акцептирует тс образы и стерео­типы деятельности, которые обеспечивают воспроизводство и акку­мулирование в жизни общества социальною омыта и передачу его новым поколениям. Фундаментализм — идея, согласно которой необходимо возвраще­ние к некоему первоначальному, обычно сакральному Тексту; он па-правлен главным образом не против современности, а против тради­ции, исказившей исходную идею. Его конкретные формы и проявле­ния зависят от специфики культуры (например, исламский фундаментализм).

В конце XIX столетия в США, а позднее в Европе возникла иная, становившаяся все влиятельнее, разновидность консерватизма, назван­ная либертаризмом*, который окончательно оформился в первой поло­вине XX в.

Среди идеологов либертаризма выделяются Фридрих Хайек и Людвиг фон Мизес (1881-1973). Они заложили концептуальные основы либертаристского консерватизма, в т.ч. в области экономики.

 

ХАЙЕК (von Hayek), Фридрих (1899, Вена — 1992, Фрайбург) — австро-британский экономист и политолог, автор фундаментальных исследований по проблемам рыночной экономики, классик современ­ною либерализма и либертаризма. Основатель Ав­стрийского института экономических исследований (1927), учредитель (вместе с К. Поннером и К. По-лани) Общества «Моп-Нелерин» (1947; объедине­ние философов, экономистов, политологов либе­рального направления). Нобелевская премия по эко­номике (1974). Автор многих работ, среди которых особо выделя­ются либертаристский манифест «Дорога к рабству» (1944); «Индивидуализм и экономический порядок» (1948); «Контрреволюция науки» (1952); «Структура восприятия» (1952; по теоретической психологии); «Капитализм и историки» (1954); «Основной закон свободы» (1960; изложе­ние принципов классического либерализма); трилогия «Право, законодатель­ство и свобода» (1-й том — «Правила и порядок», 1973; 2-й — «Мираж соци­альной справедливости», 1976; 3-й— «Политический строй свободного на­рода», 1979; труды по развитию философии либерализма); «Пагубная самонадеянность: заблуждения социализма» (1988)— новая программа со­временного либерализма. Вклад в развитие политической мысли. В начале научной работы Хай-ек активно занимается экономической теорией, став главным оппонентом эко­номиста Дж. Кейнса. Но основная его тема с середины 1940-х гг. — полемика с различными проявлениями тоталитаризма, к которым он относил социализм и социалистическую идеологию. В «Дороге к рабству» Хайек обосновывал принципиальную неосуществимость провозглашаемых социализмом целей ввиду несостоятельности централизованной системы обеспечения, не соот­ветствующей структуре производства и общественным потребностям. Целе­направленная реализация принципов планирования, по Хайеку, неизбежно приводит к тоталитаризму, ибо планирование обязательно сопровождается принудительными мерами; верховенство закона сменяется главенством по­литической власти, а государство проникает во все сферы общественной жиз­ни. Абсолютное преимущество рыночной экономики Хайек видел в способ­ности рынка посредством механизма цен использовать такой объем инфор­мации, обработка которого в интересах экономических агентов при централизованной системе невозможна.

 

Одним из наиболее видных представителей современного либертаризма является Роберт Нозик (1938-2002), автор широко известной книги «Анар­хия, государство и утопия» (1975). По Нозику, над «хорошо организован­ным обществом» постоянно нависают две угрозы: идея безгосударствен­ного общества (анархия), неспособного обеспечить реализацию прав и сво­бод индивида; теория государства, выходящего за пределы «минимального», т.е. такого, которое берет на себя функцию перераспределения или ставит перед собой мобилизационные цели развития, модернизации и т.д. Только «минимальное государство» в состоянии гарантировать человеку свободу как высшую ценность в политической сфере. Все человечество, считает Нозик, воплощается в каждом индивиде, поэтому он никогда не должен рассматриваться в качестве средства, а не цели. В этом смысл нозиковской трактовки идеи справедливости как прав человека.

Либертаризм заявил о себе как о программе защиты классических либеральных идеалов свободных рынка и конкуренции в условиях разви­тия государственно-монополистического капитализма. Именно поэтому он сохранил лишь внешнюю форму классического либерализма, но при­дал ей принципиально иное — консервативное — содержание, поскольку в ситуации, с одной стороны, монополизации экономики, а с другой — постепенного обретения государством социальных функций, идея laissez-faire приобретала типично консервативный смысл, становясь формулой защиты, консервации интересов и порядков уходящих с общественной сцены групп.

 

Новый консерватизм не должен повторять ошибок консерваторов 20-х годов, а именно: вырождаться в слепой антилиберализм. Со­временное общество без либерализма вообще нежизнеспособно... Либерализм нуждается в существовании определенного противо­веса в виде разумного и просвещенного консерватизма, который бы корректировал его, постоянно поворачивал бы его лицом к действи­тельности.   Г. Рормозер, «Кризис либерализма»  

Это обстоятельство, по сути, придает дополнительную ясность реаль­ному социальному содержанию консерватизма в качестве идеологии имен­но тех социальных групп, положению которых в обществе начинают угро­жать объективные тенденции социального развития. Оно подтверждает так­же непостоянство социальной базы консерватизма, а соответственно, возможность того, что в условиях общественных перемен разные идеоло­гии возьмут на себя консервативную функцию. Как раз в данном смысле консерватизм ситуационен и вторичен, т.е. в определенных ситуациях про­изволен от иных идеологий. Вот почему можно ожидать, что в неких фор­мах, в т.ч. новых, идеология консерватизма будет воспроизводиться и эво­люционировать и в будущем.

В завершение обзора соотношения либерализма и консерватизма надо обязательно вспомнить общие для обеих идеологий ценности — в первую очередь частную собственность, приоритет (авторитет) закона и др. Это дает основание говорить о идейно-политическом центре как особой зоне взаи­мопересечения ценностей и принципов либерализма и консерватизма — некогда полярных позиций идейно-политического спектра.

 

Социализм

 

Идеология социализма* глубоко укоренена в истории. Впервые со­циалистические по направленности идеи обнаруживаются уже в «Уто­пии» Томаса Мора (1478-1535), а некоторые исследователи даже склон­ны искать их в «Республике» Платона. Однако как целостную систему политических убеждений, т.е. идеологию, возникновение социализма свя­зывают с XVIII в., считая его реакцией на развитие индустриального капитализма. Вначале идеологи социализма старались выражать инте­ресы мелких ремесленников, которым угрожала индустриализация, а позднее — рабочего класса.

Социалистическая идеология возникла и эволюционировала как свое­образная революционная утопия, цель которой — замена общества, осно­ванного на принципах частной собственности и рыночных отношений, прин­ципиально иным, опирающимся на коллективную собственность. Именно этот ориентир ставили перед собой уже ранние идеологи социализма — Роберт Оуэн (1771-1858) и Шарль Фурье (1772-1837). Далее социализм в специфической форме был осмыслен Марксом и Энгельсом.

 

ЭНГЕЛЬС (Engels), Фридрих (1820, Бармен, Прус­сия — 1895, Лондон) — немецкий философ, социолог и экономист; соратник Маркса и один из основополож­ников «научного коммунизма». Родился в семье промышленника; в 1838-1842 гг. обучался предпринимательству в Бремене, проходил воинскую службу в Берлине, где посещал лекции в уни­верситете, примкнув к радикально настроенным «мла­догегельянцам», а также ознакомился с трудами фран­цузских социалистов. В 1842 г. Энгельс переехал в Манчестер для службы в семейной торговой конторе, одновременно интенсивно изучал экономические, социальные и пр. проблемы. С 1844 г. началось сотрудничество с Марксом, в котором Энгельс был экспер­том по военным, международным, экономическим, научным и национальным вопросам. С 1845 г. он занялся политикой, пропагандируя коммунистические идеи, и сыграл большую роль в создании «Союза коммунистов» (1847); уча­ствовал в революции 1848 г. в Германии, издавая с Марксом «Новую рейнскую газету». После провала революции они переезжают в Англию, где у Энгельса успешно пошли предпринимательские дела. Вместе с Марксом он руководил деятельностью 1 Интернационала (1864). В 1870-х гг. Энгельс популяризиро­вал и защищал идеи Маркса, после смерти которого отредактировал 2-й и 3-й тома «Капитала». Он стал главным авторитетом в учении марксизма и в рабо­чем движении, консультируя рабочие и коммунистические партии; участвовал в создании II Интернационала (1889). Автор большого творческого наследия, включающего: «Положение рабоче­го класса в Англии» (1845), «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец клас­сической немецкой философии» (1886), «Диалектика природы» (1873-1883; не закончено) и др. Вклад в развитие политической мысли. Энгельс пользовался в советском обществоведении, углубленно исследовавшем его творчество и деятельность, статусом «признанного вождя и учителя пролетариата», создавшего в содруже­стве с Марксом «.теорию научного коммунизма, изучающую социальное движение, направленное на ликвидацию капитализма и построение социалисти­ческого, а затем коммунистического общества», «философию диалектического и исторического материализма,-». Обычно считается, что в творческих отно­шениях с Марксом Энгельс выступал в качестве «ведомого», ибо не раз отзы­вался о Марксе как о «гении». Однако их переписка свидетельствует о другом: Энгельс не только помогал Марксу материально, но и снабжал его необходи­мой экономической и технической информацией, выступал в качестве его ре­дактора и консультанта по широкому кругу проблем. Следует также отметить, что после работы «Положение рабочего класса в Англии» Энгельса даже назы­вали «наиболее талантливым и информированным немецким социологом», и сам Маркс признал (и использовал) работу «Наброски к критике политической экономии» (1844) гениальным конспектом критики экономических категорий и первым изложением общих принципов научного коммунизма. В отличие от Маркса «обращение» Энгельса в коммунизм во многом можно объяснить его осведомленностью о реальном положении рабочего класса, по крайней мере в Англии (и соответствующей сильной эмоциональной реакцией). Собственные работы Энгельса не только защищали, порой в очень агрессивной форме, и популяризировали теоретические идеи Маркса, но также способствовали со­зданию и обоснованию «целостной философии марксизма». В этом отношении важна написанная Энгельсом в ответ на критику марксизма книга (точнее, его сборник статей плюс глава Маркса) «Переворот в науке, произведенный г. Ев­гением Дюрингом», или «Анти-Дюринг», в которой в полемической манере «разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и об­щественных наук» (слова Ленина), что должно было продемонстрировать со­стоятельность марксизма как мировоззрения и всемогущего учения, которому подвластны любые философские, исторические, экономические, научные и пр. проблемы. Марксизм советского толка очень высоко оценил эту книгу, сочтен­ную «идейным оружием трудящихся в борьбе против буржуазной идеологии и всех отступлений от марксизма» и «образцом защиты научного мировоззрения и интересов революционного пролетариата». В данном труде Энгельс изложил основы диалектического и исторического материализма (согласно материалис­тическому пониманию истории экономические силы есть ее движущие силы), охарактеризовал законы диалектики (наблюдаемая реальность диалектична), рассмотрел ряд проблем естествознания, разобрал экономические концепции Маркса, оправдал приемлемость насилия в революциях, нарисовал претенду­ющую на научность картину будущего коммунистического общества (там го­сударство отомрет само по себе, экономика станет плановой, будет уничтожена противоположность между умственным и физическим трудом, городом и де­ревней и т.п.). Другое «незаменимое пособие /для изучения марксизма» — ра­бота «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», в которой Энгельс представил марксистскую диалектику и философскую концепцию — диалектический и исторический материализм (краеугольное положение: суще­ствуют только материя и законы ее движения и изменения). Энгельс выступал последовательным сторонником революционного, насиль­ственного переустройства мира, оказав этим особое влияние на русских революционеров. Если в интеллектуальной истории марксизма Маркс олицетворя­ет собой связь с классической немецкой философией, то Энгельс — с ранним, в особенности французским, социализмом.

 

В социалистической идеологии выделяются следующие положения: идеал общественной собственности, противопоставляемой частной; клас­совый подход, в соответствии с которым главной целью провозглашается защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы; идеал равен­ства как основная ценность и принцип эгалитаризма (т.е. «равенство ре­зультатов» против «равенства возможностей», отстаиваемого либерализ­мом); упор на общество и общественные потребности взамен индивидуа­лизма и др.

В XIX в. в рамках социализма складывается социал-реформистское направление с его идеей о возможности постепенной интеграции рабоче­го класса в капиталистическое общество при улучшении материальных ус­ловий жизни пролетариев. Оставался лишь один, но принципиальный шаг до признания мирного пути к социализму парламентским путем и поэтап­ного изживания классовой борьбы. Эту тенденцию ревизионизма теорети­чески оформил Эдуард Бернштейн (1850-1932), многими идеями которо­го воспользовалась современная социал-демократия. В русле данного на­правления в разное время сложились новые социал-демократические течения: гильдейский социализм, австромарксизм, государственный соци­ализм, неосоциализм и др. Во второй половине XX в. Социнтерн попытал­ся идейно объединить все лейбористские, демократические, рабочие, соци­ал-демократические и им подобные партии вокруг модели демократичес­кого социализма. Главные положения этого течения в социалистической идеологии: социализм — не государственный строй, а процесс укоренения социальной справедливости в жизни общества, баланс коллективных и ин­дивидуальных интересов. Тем самым был фактически воспроизведен изве­стный лозунг Бернштейна: «Движение — все, конечная цель — ничто».

Идеология демократического социализма содержит, кроме вышепри­веденных, ряд ориентиров, среди которых наиболее существенны следую­щие: парламентская демократия; принцип демократизации общества в це­лом; плюрализм как принцип (в т.ч. в социалистической теории); человек — высшая ценность (антропологический подход); политика реформ, учиты­вающая основные идеалы — свободу, солидарность, равенство, справед­ливость, гарантии прав человека; демократизация экономики ради устра­нения структурной нестабильности, дисфункциональности, негуманности капитализма и олигархии не революционными мерами, а путем постепен­ных изменений в соответствии с принципом смешанной экономики; демок­ратизация системы образования.

Марксизм* — радикально-революционное течение в идеологии со­циализма, названное по имени его основоположника Маркса.

Марксизм как таковой основательно воздействовал на развитие поли­тической мысли в XX в. Многие школы неомарксизма заимствовали у этой тенденции социализма казавшиеся им самыми перспективными и интерес­ными положения, не принимая порой марксизм в целом. Но немало идео­логов пошло по пути корректировки классического марксизма, стараясь сделать его адекватным новым противоречивым процессам политического развития XX столетия.

Ярким представителем последнего направления был Антонио Грам­ши, попытавшийся восстановить значение человеческой субъективности (сознания) как одного из важнейших положений марксизма.

 

ГРАМШИ (Gramsci), Антонио (1891, Алее, о. Сар­диния— 1937, Рим) — итальянский мыслитель, раз­работавший оригинальную концепцию марксизма, ко­торую во многом восприняли итальянские левые; по­литический деятель, один из основателей Итальянской компартии. Автор многих работ по истории, философии, куль­туре (12-томное собр. соч.), среди которых выделяют­ся: «Тюремные тетради» (основной труд, написанный взаключениис 1929 по 1935 г.; 1-я публ. —1948-1951); «Письма из тюрьмы» (около 500; 1-я публ. — 1947). Вклад в развитие политической мысли. Грамши разрабатывал ряд фило­софских, политологических и социологических проблем, среди которых: теория гегемонии; специфика государства и аражданского общества; роль интеллектуа­лов в обществе; стратегия революционного действия в современных условиях и т.д. Он творчески развивал политико-философскую сторону марксизма, рас­ширяя или преодолевая рамки классического первоисточника. Теоретик выдви­нул идею, что история — это не развитие производительных сил, а конкуренция гегемонии или антагонистических культурных моделей, причем не обязательно связанных с экономикой. По Грамши, марксизм есть практика, но не статичная доктрина, ибо реальность постоянно опровергает многие положения Маркса.

 

Годами раньше большое влияние на марксистские круги таких теоре­тиков, как Карл Каутский (1854-1938) и Георгий Валентинович Плеха­нов (1856-1918), привело к созданию ряда идеологических группировок. Они переоценивали объективные условия капитализма (экономизм) и рас­сматривали человеческую субъективность как простое проявление глубо­ких экономических процессов. Их последователи теоретизировали и в период активной интеллектуальной деятельности итальянского философа. Грамши спорил с этими идеологами марксизма, поскольку прежде всего интересовался ролью идей и сознания. Его подход содержал отрицание эко­номизма, более тонкое понимание отношений между идеологией и созна­нием, акцент на автономии государства, новую интерпретацию роли интеллектуалов в классовой борьбе.

По Грамши, частная собственность — необходимое, но недостаточное основание для капиталистического господства. Значение же государства как альтернативной арены борьбы неуклонно растет по мере развития обще­ства. Он расширил концепцию власти, включив в нее множество институ­тов, которые канализируют властные отношения: образование, парламент, суд, средства массовой информации, т.е. все виды деятельности и инициа­тив, формирующие аппарат политической и культурной гегемонии правя­щего класса. Поэтому борьба за сознание людей столь же значима, как и борьба за собственность на средства производства.

 

Государство включает [в себя] весь комплекс политической и теоре­тической деятельности, с помощью которой правящий класс не только узаконивает и поддерживает свое господство, но и управляет полу­чением активного согласия со стороны управляемых.   А. Грамши,«Тюремные тетради»  

Придав классовой борьбе более широкий и «органический», чем у Мар­кса и его строгих последователей, смысл, Грамши подчеркнул возрастаю­щую роль интеллектуалов в революционной деятельности. Никакая рево­люционная организация без интеллектуалов невозможна, значит, полити­ческая сплоченность любой из них предполагает соответствующий уровень идеологического единства, при котором партия, интеллектуалы и массы ус­танавливают между собой «органические» отношения.

В марксистской тенденции идеологии социализма радикальнее всех остальных был большевизм. В виде партии и течения политической мыс­ли он возник в 1903 г. после раскола на II съезде РСДРП на большевиков во главе с Лениным и меньшевиков во главе с Л. Мартовым (1873-1923).

 





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)