Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и главная цель макроэкономического регулирования



2015-11-06 1603 Обсуждений (0)
Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и главная цель макроэкономического регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




МАКРОЭКОНОМИКА

В вопросах и ответах

Учебно-методическое пособие

Минск 2011


УДК 330.1.01.541 (075.8)

С.24

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Макроэкономика» разработано к.э.н., профессором Светлицким И.С. (вопросы 1-33), к.т.н., доцентом Турченко Н.С. (вопросы 40-51), к.э.н., профессором Ванькевичем А.И. (вопросы 34-39) на основании типовой программы, утвержденной 03.01.2011г., рег. № ТД – Е.280 /тип.

Рекомендуется студентам, слушателям системы повышения квалификации, руководителям и специалистам экономического профиля.

 

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры экономики и туризма, протокол № 3 от 20 октября 2011г.

 

Заведующий кафедрой ______________ Е.Г. Киреенко

 

 

Одобрено и утверждено на заседании научно-методического Совета Института предпринимательской деятельности, протокол №2 от «30» ноября 2011г.

 

Председатель НМС ______________ В.В. Шевердов

Светлицкий И.С. и др. Макроэкономика в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие / И.С. Светлицкий и др. – Минск: Частное учреждение образования «Институт предпринимательской деятельности», 2011. – 66 с.

  СОДЕРЖАНИЕ  
Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и главная цель макроэкономического регулирования.
Особенности макроэкономического метода
Модель круговых потоков
Основные макроэкономические тождества
Методологические основы классической теории макроэкономического равновесия
Рыночные «саморегуляторы» макроэкономического равновесия в классической теории
Кейнсианская критика классической модели «саморегулирования» рыночной экономики
Кейнскианские функции потребления и сбережения
Кейнсианская функция спроса на инвестиции. Понятия мультипликатора и акселератора инвестиций
Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Парадокс бережливости
Неоклассическое макроэкономическое равновесие: модель AD-AS
Взаимосвязь модели AD-AS и кейнскианской модели и «расходы-доходы»
Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая и «инвестиции-сбережения» (кривая IS)
Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтения». Ликвидность – денежная масса (кривая LM)
Совместное равновесие товарного и денежного рынков. Модель IS-LM
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: понятие, инструменты. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
Дискреционная бюджетно-налоговая политика: мультипликатор государственных закупок и мультипликатор трансфертных расходов.
Дискреционная фискальная политика: налоговый мультипликатор и мультипликатор сбалансированного бюджета
Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы»
Бюджетный дефицит и государственный долг. Регулирование государственного долга
Эффективность бюджетно-налоговой политики
Понятие и цель денежно-кредитной политики
Процесс создания банковской системы «новых денег». Банковский мультипликатор
Денежная база в обращении и денежный мультипликатор
Инструменты денежно-кредитной политики
Передаточный механизм денежно-кредитной политики
Эффективность денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь
Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса
Шоки совокупного предложения, стагфляция и долгосрочная кривая Филлипса
Монетаризм. Основные уравнения монетаризма
Теории адекватных и рациональных ожиданий
Политика стимулирования совокупного предложения. Кривая Лаффера
Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты
Государственная политика занятости и антиинфляционная политика
Открытая экономика и ее основные взаимосвязи
Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
Применение модели «совокупные доходы - совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики
Модель Манделла – Флеминга (модель IS-LM-BP)
Экономический рост: понятие, показатели, факторы и типы
Неокейнсианские теории экономического роста (модели Е. Домара и Р.Харрода)
Неоклассические модели экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа. Модель Р.Солоу «Золотое правило» Э.Фелпса
Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
Социальная политика: содержание, направления, принципы
Уровень и качество жизни
Доходы населения и их распределение. Кривая Лоренца
Неравенство в доходах. Бедность и пути ее преодоления
Трансформационная экономика: основные черты и особенности
Причины и основные направления рыночных преобразований в трансформационной экономике
Концепции перехода к рыночной экономике
Белорусская модель перехода к рынку
ЛИТЕРАТУРА

Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и главная цель макроэкономического регулирования.

Макроэкономика – это наука об агрегированном поведении экономических субъектов на уровне экономики страны и в её секторах.

К числу основных макроэкономических субъектов относятся:

1. Предприятия и фирмы;

2. Домашние хозяйства;

3. Государство;

4. Заграница (участники внешнеэкономических отношений).

В отличии от микроэкономики, которая отвечает на вопросы: что производить? Как производить? Для кого производить? – в макроэкономике рассматриваются проблемы, которые актуальны и для отдельно взятой страны и для всего мира. Основными макроэкономическими проблемами являются следующие:

ü Что представляет собой макроэкономическое равновесие между совокупным (агрегированным) спросом и совокупным предложением?

ü Что такое экономический рост, и почему одни страны развиваются быстро, а другие – медленно?

ü Почему существует деловые (экономические) циклы и от чего они зависят?

ü Почему существует безработица и инфляция, и как эти явления связаны между собой?

ü Какова роль государственного регулирования в стимулировании роста и противодействии спаду в экономике?

Сложность макроэкономических проблем порождает различные подходы к их решению. Эти подходы группируются по основным научным направлениям:

Классическое направление (представлено Ф.Кенэ, А. Смитом, Д. Рикардо, А. Маршаллом и др.) исходит из того, что:

§ экономика – это рынок, определяемый свободной конкуренцией, т.е. саморегулируемый;

§ экономические субъекты действуют рационально – под влиянием интереса, т.е. выгоды.

Кейнсианское направление (по имени Д. Кейнса) провозглашает, что:

§ экономические субъекты действуют нерационально, т.е. не только под воздействием своих непосредственных интересов, но и различных ожиданий, психологических моментов и т.п.;

§ рыночная экономика перестала быть саморегулируемой и, значит, её должно регулировать государство.

Монетаристское направление (М. Фридман и др.) руководствуется поступлениями о том, что:

§ деньги – основной элемент, обеспечивающий взаимосвязи между субъектами рыночной экономики;

§ государство должно регулировать только лишь деньги, сдерживая рост денежной массы в сфере обращения.

В целом, на современном этапе усиливаются позиции социально регулируемого подхода к макроэкономике. Этот подход расширяет функции и повышает ответственность государства перед членами своего общества за достижение главной цели – обеспечить условия не только для экономической, но и социально устойчивости данного общества.

 



2015-11-06 1603 Обсуждений (0)
Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и главная цель макроэкономического регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и главная цель макроэкономического регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)