Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Инфраструктура зимнего курорта




Деятельность горнолыжных комплексов невозможна без применения различного рода подъемных устройств. Они позволяют продуктивнее использовать горнолыжные трассы, а следовательно, намного повышают оздорови­тельный эффект зимнего отдыха и качество обслужива­ния горнолыжников. Можно сказать, что престиж того или иного горнолыжного центра прямо зависит от ко­личества и качества его канатных дорог, их производи­тельности. Не секрет, что, собираясь в горы, любители лыж стремятся попасть прежде всего туда, где есть большие и разнообразные трассы, где много длинных подъем­ников и где меньше очередей на них: ведь не ехать же в отпуск, чтобы простаивать в очередях.

Проектирование пассажирских канатных дорог, как уже указывалось, подчиняется общему замыслу проклад­ки горнолыжных трасс, так как они являются лишь сред­ством обслуживания трасс. Поэтому именно требования наиболее удобного расположения подъемников относи­тельно горнолыжных трасс определяют выбор типа как отдельных канатных дорог, так и их систем.

Канатные дороги в горнолыжных комплексах делят­ся на воздушные и наземные. У каждого из этих видов транспорта есть свои достоинства и недостатки.

К воздушным канатным дорогам относятся: кабинные, гондольные и кресельные.

Кабинные дороги маятникового типа. Эти дороги со встречным движением пары кабин установлены всего в двух горнолыжных районах: в Приэльбрусье и Домбае. Вагоны, вместимостью по 30 — 40 человек, двигаются навстречу друг другу, подвешенные на мощный несущий канат, влекомый тяговым канатом.

Маятниковые дороги очень дороги, сложны в эксплу­атации, производительность их невелика, поэтому возле них выстраиваются большие очереди. Для таких дорог необходимы большие посадочные нижние и верхние стан­ции с мощными механизмами, прочными промежуточны­ми пролетами. Чтобы повысить пропускную способность маятниковых дорог, в современных конструкциях исполь­зуют вагоны вместимостью до 160 человек, увеличивают скорость движения до 10 м/с. и выше. Несмотря на доро­говизну, использование маятниковых дорог в ряде слу­чаев необходимо: они меньше зависят от рельефа местно­сти, быстро перевозят на большие расстояния. К неудоб­ству этого типа дорог относятся необходимость снимать лыжи при пользовании ею, а также значительные пере­ходы по лестницам и коридорам станций. Зато в каби­нах пассажиры защищены от мороза и ветра.



Гондольные дороги. Оборудованные кабинами на два — четыре человека и более, эти дороги, так же как и кресель­ные, относятся к одноканатным кольцевым дорогам непре­рывного движения. Современные гондольные дороги имеют высокую производительность благодаря высокой скорости, которая на станциях посадки и высадки замедляется. Гондольных канатных дорог в нашей стране пока нет.

Кресельные дороги. Они нашли наибольшее распрост­ранение как более простые в эксплуатации и дешевые по сравнению с маятниковыми. Их используют как зимой, так

и летом, что способствует повышению их рентабельности. Скорость движения дороги зимой 2,5 — 3 м/с. (летом она несколько уменьшается). Посадка и высадка производят­ся обычно на лыжах. Так удобнее, к тому же сокращает­ся время на ненужные переодевания. На посадочной и вер­хней станциях сооружают специальные настилы из дере­ва или пластических материалов, для того чтобы облег­чить перемещения лыжников и не портить лыжи. Работники подъемников следят за тем, чтобы на местах посадки и высадки всегда было достаточно снега.

Согласно техническим требованиям высота кресел над склоном не должна превышать 8 м. Как исключение, на сильно пересеченном рельефе высота может достигать 15 м. Однако общая длина таких участков не должна быть более 10 процентов общей протяженности подъемника. Таким образом, проектирование кресельной канатной дороги сильнее привязано к рельефу, нежели выбор на­правления для маятниковой дороги.

В холодную ветреную погоду подъем в кресле может быть не очень приятным. Но в хорошую, ясную погоду это доставляет много удовольствия — можно любоваться окрестными пейзажами или спокойно отдыхать, загорая. Длина кресельных подъемников обычно от 1 до 2,5 км. Их становится в наших горнолыжных районах все боль­ше. Несмотря на то что сооружение кресельного подъем­ника довольно дорогостоящее дело, в Красноярском крае в городе Канске энтузиасты-горнолыжники соорудили своими руками небольшую кресельную дорогу.

В Гудаури установлены самые современные модели кресельных подъемников производства австрийской фир­мы "Допельмайер" общей протяженностью 7 км. Скорость их движения 7 м/с. Посадка лыжников идет на малой скорости (до 2 м/с) в результате перевода кресел на мед­ленное качение по обводному рельсу вокруг шкива ниж­ней станции. Автоматика предусматривает включение ка­литки для пропуска из очереди пассажиров, аварийную остановку механизмов и т. п. Кресла-лавки рассчитаны на трех и четырех пассажиров.

Наземные, или буксировочные, подъемники (лыжебуксиры). Являются простейшим видом пассажирских канат­ных дорог, наиболее распространенным средством подъе­ма горнолыжников. При пользовании ими горнолыжник скользит по снежной поверхности. Обычно лыжебуксиры имеют длину от 200 до 1600 м.

Кольцевой тяговый несущий трос приводится в движе­ние с помощью электромотора. Внизу лыжники с помо­щью постоянно закрепленных на тросе буксировочных устройств (на маршрутах от 500 м и более) или индиви­дуальных съемных бугелей (для подъема на 200 — 300 м) прицепляются к восходящей части троса. Сооружение лыжебуксира с индивидуальными прицепными устрой­ствами — довольно несложное дело. Таких подъемников, установленных энтузиастами, насчитывается уже более тысячи. Короткие буксировочные подъемники со съемными прицепными устройствами называют малыми, или корот­кими, лыжебуксирами.

К большим лыжебуксирам (или длинным) относят буксировочные подъемники со стационарными, то есть заранее закрепленными, прицепными устройствами в виде штанг телескопического типа, самосматывающих­ся на барабане тросов с опорной поперечиной на кон­це. Эта модель лыжебуксира сложнее и дороже, но она более удобна и менее опасна, чем простейшая модель со съемными бугелями, переноска которых доставляет мно­го неудобств горнолыжникам. Испачканный в машин­ном масле (от троса) бугель может испортить одежду. По этим причинам многие горнолыжники стремятся переде­лать короткие лыжебуксиры в подъемники со стационар­ными прицепными буксировочными устройствами.

Выбор подъемного устройства, проектирование его и установка на склонах определяются особенностями ре­льефа горнолыжных трасс, их пропускной способностью, экспозицией склонов, растительностью, направленностью ветров, наличием обзора местности с разных участков и сверху трассы. Для установки лыжебуксира следует выбирать место, на котором дольше всего держится снег по всей его протяженности. Ведь если под воздействием солнца или сильных ветров оголяется какой-либо, пусть небольшой, участок склона на пути подъема, лыжебуксир становится ненужным до конца зимы. Наиболее це­лесообразно сооружать лыжебуксиры на северных скло­нах холмов, берегов рек, оврагов и балок.

Горнолыжники, как самые заинтересованные лица, должны всячески помогать обслуживающему персоналу следить за правильной эксплуатацией дорог. Наруше­ния правил могут привести к нежелательной остановке дороги, к поломкам и, более того, стать причиной сры­ва и падения троса, что чревато серьезными травмами для всех находящихся на подъемнике.

Канатные дороги

Как показывает практика, основной причиной травм на подъемниках является неумелое пользование механиз­мами или просто пренебрежение правилами безопасности.

На кресельных и особенно буксировочных подъемни­ках несчастные случаи происходят гораздо чаще, чем на маятниковых канатных дорогах кабинного типа. На кресельных подъемниках пассажиры должны быть осо­бенно внимательны при посадке и высадке, а на бук­сировочных подъемниках, кроме того, лыжнику следует соблюдать требования безопасного скольжения.

При первых попытках подъема по канатной доро­ге следует предупредить контролера и обязательно вос­пользоваться его помощью (или помощью опытного лыжника).

В горнолыжных центрах рекомендуют лыжникам пра­вила пользования различными типами подъемников. Лица, нарушившие правила, могут быть лишены пра­ва подъема администрацией канатной дороги.

Лыжебуксиры.На одноместных буксировочных подъемниках лыжники поочередно подходят к стартовой площадке по размеченному пути, держа в темляках обе палки одной рукой. Обеими руками или одной свобод­ной рукой берут шест (веревку, фал) бугеля и готовят­ся к троганию с места, удерживаясь силой рук. Лыжи, расставленные в стороны примерно на 30 — 50 см, па­раллельны друг другу и направлены вверх по линии подъема. Перед началом движения конец шеста (верев­ки) с перекладиной помещают между ног под ягодицы, несколько наклоняются вперед, не расслабляясь.

При скольжении нужно сохранять упругое выпрям­ленное положение, не перегибаясь в пояснице и не от­кидываясь назад. Свободной рукой удерживаться за фал или шест. Держать лыжи широко, параллельно друг другу.

На подъемниках с пристегиванием бугеля надо быть особенно внимательным к мягкому троганию с места, по­степенно протравливая фал бугеля руками. Во время дви­жения не допускать ослабления фала и рывков, что может привести к преждевременному отстегиванию бу­геля. Требуется осторожность: соскочивший бугель мо­жет попасть в лыжника. На верхней площадке, для того чтобы отстегнуть бугель, достаточно лишь ослабить его, освободив перед этим перекладину из-под ног, или просто отпустить его — бугель тут же упадет в снег.

Во время скольжения вверх лыжники обязаны строго соблюдать все указания и знаки на трассе и следовать точно по размеченной колее, не съезжая в стороны и не делая при подъеме поворотов.

На буксировочной дороге с двухместными бугелями (широкими Т-образными перекладинами на конце шеста) правила остаются теми же.

Рис. 11. Трогание с места на лыжебуксире.

Изменяется только порядок трогания с места.

Лыжники на стартовой площадке развернуты лицом друг к другу, а лыжи параллельны и направлены строго по пути подъема. Оба лыжника свободными (внутрен­ними по отношению к шесту) руками одновременно бе­рутся за приближающийся шест, разворачиваются лицом по направлению движения, разместив перекладину под ягодицами. Пружинящим рывком шеста начинается дви­жение. Чтобы не упасть при трогании, ни в коем слу­чае не следует расслабляться, наоборот, необходимо не­сколько напрячься и хорошо держаться руками за шест. Двухместными бугелями можно пользоваться и в одиноч­ку (рис. 11). В случае падения нужно быстро освободить колею подъема.

Внимание! Самые серьезные аварии происходят при сбрасывании троса с опор. Чтобы избежать несчастного случая, категорически запрещается:

использовать нестандартные бугели (прицепные);

отклоняться от маршрута и делать повороты на лыжах;

отпускать шест и покидать подъемник, не достигнув верхней площадки;

подниматься строго под нитью троса.

Не допускайте этого сами и не позволяйте делать другим, ибо риску подвержены все, кто остается на подъемнике.

Если ваше падение произошло возле опоры, постарайтесь при­держать руками бугель и освободить его только после опоры.

 

Канатно-кресельные подъемники. На парнокресельной дороге по размеченному пути на посадочную площад­ку выходят по два человека. Обе палки лыжники дер­жат в одной руке. Стоя рядом на площадке (лыжи раз­вернуты по линии подъема), лыжники поворачиваются спиной друг к другу, готовясь поймать свободными руками поручни приближающегося кресла. Одновременно усаживаются в кресла.

Усевшись в кресло, нужно застегнуть перед собой страхо­вочные цепочки (опустить штангу) и не отстегивать их до прибытия наверх. Следует быть внимательным к тому, чтобы не зацепиться носками лыж за площадку или опору.

При подъеме не допускать резких движений тела и ног, чтобы не вызвать раскачивания троса во избежание ава­рий. Носки лыж держат приподнятыми, поставив лыжи на подножку.

При приближении к верхней площадке дороги отсте­гивают страховочную цепочку (поднимают штангу) и готовятся к высадке, направляя лыжи в параллельном положении по снежной поверхности площадки. Поста­вив лыжи на снег, постепенно переносят вес тела на лыжи. Наклонив туловище вперед, спокойно, без суеты рукой выводят вбок из-под себя кресло (отталкиваются от него) и направляются к выходу по указателям.

В случае если лыжник по той или иной причине не успел сойти с кресла в указанном месте, он должен ос­таваться в кресле вплоть до автоматической остановки подъемника или остановки его служащим.

На канатно-кресельном подъемнике запрещается:

выходить на посадочную площадку без контроля служащих;

пользоваться механизмами управления кресельной дороги;

переставлять, разбирать приборы или каким-то другим способом вмешиваться в работу оборудования дороги; заходить на территорию станции, куда не разрешен доступ пас­сажирам;

садиться в свободные кресла, проходящие над трассами;

садиться или сходить с подъемника в иных местах, кроме ука­занных площадок;

раскачиваться в кресле на подъеме, спрыгивать по пути.

 

Маятниковые подвесные дороги. Посадка в кабину происходит по указанию контролера. Количество под­нимаемых в кабине не должно превышать норму. Нахо­дясь в кабине, пассажиры стоят или сидят, избегая рез­ких движений, которые могли бы вызвать раскачивание. Высаживают из кабины при полной остановке, после открывания контролером двери.

На маятниковой дороге запрещается:

занимать место контролера в кабине;

включать механизмы и сигнализацию;

пытаться открыть или закрыть двери кабины;

курить.

…………………………………………………………………………………..





Читайте также:





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)