Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Первый класс (азы обучения)




Начальный этап обучения требует от инструктора наиболее тонкого подхода к новичкам, педагогическо­го чутья, знания личностной психологии, наконец, все­го набора приемов и методов, которые составляют мас­терство тренера-педагога. Именно на этом этапе пред­стоит не только научить первым приемам спусков, но, что не менее важно, привить любовь к лыжам, увлечь но­вичков.

Впервые попавшие в зимние горы туристы должны увидеть в своем тренере не столько требовательного учи­теля, сколько добродушного хозяина суровых гор, вся­чески помогающего им и опекающего их. Только так они смогут быстрее обрести уверенность и спокойствие, столь необходимые для первых спусков, для преодоления есте­ственного страха и, возможно, у некоторых "комплекса неполноценности".

Новичку предстоит привыкнуть к тяжелым лыжам, обитым стальными кантами, громоздким ботинкам, слож­ным креплениям. Ему нужно вкратце познакомиться с планом обучения, в котором ему необходимо принять самое активное участие, с правилами поведения в горах и безопасного катания на склонах, а несколько позже — с правилами пользования подъемниками.

Обучение в первом классе начинается с обязательно­го прохождения курса элементарных движений и приемов, которые составляют программу подготовительного клас­са.

В зависимости от состава группы освоить приемы подготовительного класса можно в течение одного — трех учебных дней.

Главное в технике горнолыжника — бы­стро и уверенно скользить на лыжах. Поэтому начинать изучение рекомендуется с техники прямых спусков, выбрав для этого длинные и пологие склоны. Новичку надо хорошо прочувствовать разгон, убедиться, что скорость не нарастает беспредельно, а достигает лишь определенного уровня.

Начинающему лыжнику предстоит усвоить, что рав­новесие на спуске по переменному рельефу обеспечива­ется компенсаторными движениями ног и всего тела. Хорошую технику горнолыжника на спуске отличает большая подвижность в коленных и тазобедренных су­ставах, пластичность амортизирующих движений вверх-вниз, в основе которых лежит умение расслабляться.



Первое знакомство с горнолыжным инвентарем, оде­вание, снимание ботинок и лыж, регулировку и проверку креплений следует проводить в помещении или, если позволяет погода, на открытой площадке в спокойном месте, где не мешают посторонние. Чтобы привыкнуть к громоздким тяжелым ботинкам, плотно облегающим ступни, рекомендуется побыть в них подольше в поме­щении, походить, сделать глубокие приседания. При первых переходах к месту занятий туристы учатся пра­вильно шагать в ботинках, переносить на плече лыжи и палки. Инструктор подбирает маршруты переходов на лыжах с движением по ровному месту ступающим пере­менным шагом и одновременным ходом со скатывания­ми и подъемами, с преодолением канав и ступеней, с разворотами, продвижением среди деревьев и кустов, с переступанием через препятствия (ручьи, камни) и т.п.

Для спусков выбирают склоны с выкатами, на кото­рых скольжение лыжника замедляется. Подобные места должны находиться в стороне от движения лыжников и подъемников. Новички должны себя чувствовать там спокойно, комфортно.

Снежный покров предпочтителен мягкий, небольшой толщины на твердом основании, так чтобы лыжи не "ерзали", а хорошо держали направление. При необхо­димости туристы-горнолыжники под руководством инст­руктора утаптывают площадку для занятий.

Первые упражнения выполняют на ровной площад­ке на снегу неподалеку от гостиницы. Ступающий шаг, одновременный ход сначала можно делать с ослабленными замками на ботинках. Многократное повторение разворота "веером" подготавливает к поворотам с переступанием на спуске. Нужно научить­ся легко выполнять поворот кругом махом (рис. 25) на ровном месте, прежде чем использовать его на склоне.

Подъем вверх по склону ступающим шагом легче де­лать наискось. Чтобы избежать отката лыж, необходи­мо втыкать палки в снег сзади ботинок и опираться на них ладонями хватом сверху. Наиболее распространен способ подъема "лесенкой" (рис. 26). Подъем менее уто­мителен, если его совершают косо вверх.

 

Рис. 25. Поворот на месте кругом махом

При этом у начинающего лыжника непроизвольно вырабатывается правильное положение туловища, развернутого от скло­на, — наиболее естественное положение горнолыжника.

Умение падать и вставать. На начальном этапе обу­чения умение падать — надежный способ остановки при потере контроля за спуском и перед препятствием. Но­вичку следует внушить, что падение не "катастрофа", а необходимость, "вынужденная посадка".

 

Рис. 26. Подъём в гору лесенкой

Как только падение кажется неизбежным, следует быстро согнуть ноги, прижав колени друг к другу, и поста­раться упасть набок и несколько назад на склон (рис. 27). Если после падения скольже­ние продолжается, то надо затормозить, рас­пластав на снегу руки (на крутом и скользком склоне опершись на ос­трие палки двумя рука­ми). Лыжи удерживать снизу по склону вплоть до остановки.

Для того чтобы под­няться: на ровном месте по ­рис. 26. Подъем в гору "лесенкой" ставить обе лыжи рядом, подогнуть ноги и, опираясь на палки, воткнутые в снег около бедер, встать;

 

 

Рис. 27. Умение падать

на склоне следует развернуться лежа на боку так, чтобы лыжи оказались снизу, затем, подогнув ноги, по­ставить их рядом в горизонтальное положение и так же, как и в предыдущем случае, опираясь на палки, встать.

Прямой и косой спуски.Если спуск проходит по ли­нии ската, то есть прямо вниз, то говорят, что лыжник совершает прямой спуск. Если же перемещение направ­лено под углом к линии ската, то это косой спуск, или спуск наискось. Ось лыж в этих случаях совпадает с направлением движения.

В прямом спуске лыжник принимает наиболее естественное положение. Лыжи расставлены в стороны на 10—20 см (как удобнее). Вес тела равномерно распреде­лен на обе лыжи, которые, в свою очередь, равномерно загружены по всей длине. Голеностопные, коленные и та­зобедренные суставы слегка согнуты, лыжник немного со­гнут в пояснице. Кисти рук, разведенные в стороны, плотно сжимают палки и несколько выдвинуты вперед по отношению к телу. Сами палки направлены параллель­но друг другу назад вниз, кольца находятся над землей на высоте 20—30 см. Плечи развернуты к лыжам, голо­ва приподнята, лыжник смотрит вперед. Это — основ­ная стойка, или стойка прямого спуска (рис. 28).

 

 

Методические указания. Для того чтобы избежать скованности, надо менять стойку спуска, положение рук и т.д., предлагать упраж­нения на равновесие, перенос тела с одной лыжи на другую, пере­шагивания в сторону, сгибания и разгибания. Наиболее эффективны целевые упражнения (проезд под воротами, подбирание предметов на снегу, бросание снежков на ходу, касание обеими руками снега и т.п.). С появлением у учеников уверенности переходить на более крутые склоны с переменным рельефом. Добиваться мягкой, эластичной ра­боты суставов ног и тела, следить за тем, чтобы лыжники не смот­рели на носки своих лыж.

 

В стойке косого спуска (рис. 29) сохраняются основные правила стойки прямого спуска: полусогну-тость суставов ног и поясницы, положение рук, рассто­яние между лыжами. Но есть и существенные отличия: разворот плеч в сторону долины, зависящий от крутизны склона (чем круче склон, тем больше разворот) и от со­стояния снега (на леденистом снегу плечи сильнее раз­вернуты в долину, тело в так

 

 

Рис. 28. Стойка прямого спуска

Рис. 29. Стойка косого спуска

 

называемом угловом положении), выдвижение вперед на 3—10 см верхней лыжи (обязательная разножка), преимущественная загрузка нижней лыжи (на склоне средней крутизны примерно 2/3 веса тела — на нижней лыже и 1/3 — на верхней). Раз­ворот туловища в сторону долины незначителен на по­логих склонах, но достаточно выражен на крутых скло­нах, когда лыжник принимает угловое положение.

Угловое положение — стойка с поперечным изгибом в коленных, тазобедренных суставах, сочетае­мая с винтовым скручиванием верхней части тела в сто­рону долины. Это наиболее удобная поза для восприя­тия нагрузок при кантовании в косых спусках и на ви­ражах, а также для необходимых при этом компенсиру­ющих движений тела в вертикальном, продольном и по­перечном направлениях.

 

Типичные ошибки.

1. Скованность, недостаточная подвижность суставов.

2. Неправильное положение туловища: прямое (животом впе­ред), сломленное (наклон вперед), осаженное назад ("на горшке").

3. Чрезмерная или малая разножка (как следствие — утрированный раз­ворот туловища в долину, отсутствие его или, что хуже, закручива­ние к склону).

4. Неправильное угловое положение на крутых скло­нах.

5. Сползание лыж боком вниз вследствие недостаточной закантовки (колени не поданы к склону).

Исправление ошибок. Во всех случаях рекомендуется сначала поправить стойку на месте. Избежать скованности, выбрать оптималь­ную для себя стойку лыжник может в процессе многократных спус­ков в самых разнообразных условиях.

 

Поворот переступанием. Поворот выполняется путем поочередных угловых перемещений лыж (подобно повороту переступанием на месте) и скольжения то на одной, то на другой лыже. С помощью переступаний изменяют направ­ление движения (на небольшой угол), делают остановки. Особенно эффективен этот прием на тяжелом снегу, на проваливающемся насте, на леденистом склоне.

Поворот переступанием к склону выпол­няют так. В косом спуске перенести вес тела на нижнюю лыжу, освободить верхнюю лыжу, оторвать ее от снега и, развернув вверх по склону (в направлении поворо­та), плавно опустить на снег, перенося вес тела на эту лыжу и загружая ее верхний кант. Скользя на верхней лыже, приставить к ней нижнюю, после чего снова, сги­баясь на нижней лыже, загрузить ее и оторвать верхнюю лыжу. Вновь развернуть эту лыжу к склону на неболь­шой угол, оттолкнуться нижней лыжей и т.д. Несколько таких поочередных переступаний будет достаточно, чтобы развернуться в желаемом направлении.

 

Методические указания. Для отработки приема необходимо до­статочно большое пространство. Первые попытки надо делать на очень пологом склоне, прорепетировав перед этим простые переступания "ве­ером" на ровной площадке. Постепенно увеличивать крутизну началь­ного спуска. Не следует добиваться от новичка отталкивания опор­ной ногой: на данном этапе это слишком сложно. В дальнейшем осваивают парный укол палками и отталкивание ими в момент пере­хода на скольжение на одной лыже; отрабатывают и навыки оттал­кивания опорной лыжей (упражнение конькового траверса); постепенно увеличивают угол поворота и переходят к повороту от склона.

Типичные ошибки.

1. Неправильная координация движений.

2. Нечеткий перенос опоры с лыжи на лыжу, отсутствие фаз скольже­ния.

3. Малый угол отведения лыжи, отклонение назад туловища.

Исправление ошибок.Рекомендуется репетировать переступание и коньковый ход на ровных площадках. Обращать внимание на про­должительность фаз скольжения на одной лыже.

 

Пользование буксировочными подъемниками.Начина­ющий горнолыжник должен как можно раньше научиться пользоваться канатными дорогами. Это удобно при многократных спусках в процессе обучения. Кроме того, буксировка на подъемниках способствует развитию навыков горнолыжной техники новичка, чувства рав­новесия, загрузки лыж и скольжения.

Новичкам не рекомендуется начинать с подъемников с пристегивающимися бугелями. Пользоваться ими слож­но, а для тех, у кого нет опыта, и опасно: отскочивший бугель может попасть в голову. Главное — на­учиться правильной стойке при трогании с места и в движении.

Во время подъема, если он некрутой, рекомендуется уп­ражняться в простых движениях: пошаркивать лыжами взад-вперед (одна лыжа вперед, другая назад), перено­сить опору с одной ноги на другую, перешагивать в со­седнюю колею и обратно, подтягиваться на руках и опускаться до упора о перекладину.

Лыжник должен знать, что в случае падения следует сразу же отпустить из рук шест и быстро освободить колею подъема. Затем спуститься в оговоренное с инст­руктором место (у подъемника) и ждать всю группу.

 

Типичные ошибки.

1. Стремление усесться сверху на перекла­дину.

2. Расслабленность лыжника при трогании с места.

3. Низкое положение перекладины (в подколенках), приседание.

4. Узкое поло­жение лыж, неодинаковая их загрузка.

5. Вместо того чтобы начать движение, держась руками за шест, лыжник сразу же усаживается на перекладину — резкий рывок с места его опрокидывает.

6. Чрез­мерный наклон тела вперед или назад.

7. Неправильное положение

лыж на старте: под углом к направлению подъема или непараллель­ное.

8. Неправильное ношение палок.

 

Движение в плуге. Торможение и повороты плугом -первые способы снижения скорости и изменения направ­ления движения у начинающего лыжника. Название техники возникло по аналогии с характером работы лемеха плуга. Применяется движение в плуге только на пологих склонах. Здесь (на малой скорости) это, пожа­луй, единственный способ торможения и изменения на­правления движения. На склонах средней крутизны ис­пользовать плуг практически невозможно.

В современной методике техника плуга претерпела существенные изменения. Из тормозящего, упорового плуг стал скользящим: лыжи разведены под меньшим углом и ведутся по снегу более плоско. Движение лыж­ника в плуге происходит легко: лыжи как бы пригла­живают сверху снег, а не отгребают его в сторону. У начинающего лыжника вырабатываются навыки пра­вильного ведения лыж в соскальзываниях и поворотах.

В положении плуга лыжник, сохраняя основ­ную стойку, удерживает лыжи под углом с разведенными в стороны задниками, слегка подавшись назад и поста­вив лыжи на внутренние ребра, что необходимо для тор­можения и контроля скорости движения. Ноги широко расставлены в стороны, а колени слегка сведены внутрь, носки лыж идут рядом приблизительно на расстоянии диаметра кольца лыжной палки.

Скольжение в плуге осуществляют при неши­роком разведении лыж в стороны (ботинки на расстоя­нии приблизительно 50—70 см друг от друга). Лыжи равномерно загружены по длине и лишь слегка закантованы внутренними ребрами (почти плоское ведение лыж) за счет небольшого наклона коленей внутрь. Тор­можения достигают мягкими регулирующими сгибания­ми в суставах ног. При спуске по линии ската лыжник принимает симметричную стойку.

Для торможения плугом в прямом спуске шире развести в стороны лыжи, загружая задники лыж и пе­реводя лыжи на внутренние канты осаживанием стой­ки. Переход из скользящего плуга в тормозящий выпол­няется приседанием (можно с предшествующей разгруз­кой разгибанием), позволяющим вытолкнуть задники в стороны. Торможение может продолжаться вплоть до ос­тановки.

 

Методические указания. Для отработки скольжения в плуге вы­бирается очень пологий склон (5—8°). Лыжник будет вынужден сам добиваться такого раскантованно­го положения лыж, которое бы по­зволило ему легко катиться вниз и даже ускоряться. Задача лыжни­ка — научиться "чувствовать" лы­жами снег, менять кантование в за­висимости от микрорельефа снега и тем самым регулировать ско­рость спуска.

При скольжении плугом угол разведения лыж не должен быть большим, носки лыж находятся рядом. Инструктор может дать про­чувствовать ученику степень кан­тования лыж, вращая спереди ру­ками носки лыж вдоль оси. Реко­мендуется удлинять спуски, съез­жать по разным склонам с пере­менным рельефом.

Торможение плугом отрабатывают на несколько более крутом скло­не, обязательно с выполаживанием. Старт принимают на удобной, лучше горизонтальной, площадке, добиваются полной остановки на склоне.

Полезными будут следующие упражнения: 1. Стоя на месте, ши­роко расставить лыжи и вытолкнуть в стороны задники лыж на стой­ку плуга (если необходимо, подпрыгнуть). 2. Раскантовать лыжи, от­водя колени наружу, и почувствовать ускорение в скользящем плу­ге. 3. Репетировать в спуске плугом скольжение и торможение "иг­рой" коленей. 4. Уловить эффект торможения при разведении задни­ков лыж в стороны.

 

Рис. 30. Серия торможений плугом

 

Типичные ошибки.

1. Напряженные ("деревянные") ноги.

2. Слом­ленное положение туловища (выпячивание таза).

3. Узкое положение лыж при торможении (малый угол).

4. Широкое отстояние носков (лыжи почти параллельны).

5. Неравномерная загрузка лыж вследствие не­симметричности позы.

6. Наезжание носков лыж друг на друга.

7. Отсутствие задней стойки (недостаточная загрузка задников лыж).

 

Исправление ошибок. Недостатки в технике торможения — обыч­ное следствие неправильной стойки. Проверить на месте положение лыж, ног, туловища, рук в плуге. Отработать на месте упражнения выталкивания лыж в стороны, добиваясь мягкой, амортизирующей заг­рузки лыж. Эффект торможения увеличивается при разведении в сто­роны задников лыж.

Совершенствование техники скольжения в плуге реализуется на больших трассах, на склонах минимальной крутизны. Эффективность торможения плугом можно развить, репетируя серию выталкиваний-торможений (рис. 30). В прямом спуске лыжник движением сгибания-разгибания разгружает лыжи и выталкивает задники в стороны. Осаживаясь назад, он принимает тормозящее положение плуга с широко разведёнными задниками. После остановки распрямляется и, переводя лыжи в плоское положение, даёт им съехаться в исходное положение прямого спуска. Далее приём повторяется.

Другое полезное упражнение вводит в торможение плугом без разгрузки за счёт разворота ступней носками внутрь. Прием выпол­няют в широком ведении лыж (30 см) на хорошо утоптанном снегу пологого склона выпуклой формы. Для развития "чувства лыж" упраж­няются в ритмичном выталкивании обеих лыж в стороны: лыжник дает лыжам немного съехаться носками и, резко оседая назад, выталки­вает одновременно задники лыж.

 

Упор верхней и нижней лыжами (полу­плуг в траверсе). В косом спуске лыжник отстав­ляет в сторону вверх по склону задник верхней лыжи, лишь слегка кантуя ее внутренним ребром. Это сколь­зящий упор верхней лыжей. Загружена глав­ным образом нижняя лыжа. Торможение упором нижней лыжей начинается выведением нижней лыжи в сторону, причем ее задник проскальзывает и опускается ниже носка по склону. В этом случае эффект торможения зависит от более или менее сильной загрузки нижней лыжи и постановки ее на кант. Верхняя лыжа находится в плоском положении.

Прекратить движение в полуплуге и перейти в косой спуск можно либо постепенным приведением без отрыва от снега верхней лыжи к нижней, либо за счет пристав­ления нижней лыжи к верхней после кратковременной загрузки ее в закантованном положении и отталкива­ния.

Остановка поворотом в плуге требует мень­ше усилий, чем остановка торможением, особенно на склонах средней крутизны. Для этого в спуске плугом достаточно загрузить одну ногу сильнее другой за счет сгибания ее в колене (таз остается на месте без смеще­ния в сторону). Загруженная лыжа становится направ­ляющей — происходит поворот. Выйдя в траверс, лыж­ник останавливается.

Поворот плугом выполняется так. В положении плуга лыжник загружает внешнюю к повороту лыжу за счет сгибания этой ноги и небольшого бокового наклона туловища от поворота, перенося опору с внутренней на внешнюю лыжу. Для правильного кантования внеш-

лыжи колено постепенно наклоняют к повороту, переводя лыжу из плоского положения в закантованное. Поворот происходит с удержанием лыж в положении плуга. Туловище развернуто лицом к лыжам. При выходе в траверс лыжник выпрямляется, разгибая опорную ногу. Для начала следующего поворота он сгибает дру­гую ногу (верхнюю — внешнюю к новому повороту), загружая лыжу. Движения выполняются плавно, без рыв­ков, с характерными перемещениями тела вниз - вверх - вниз: в повороте лыжник согнут, а в траверсе при пе­реходе из одного поворота в другой он выпрямляется (рис. 31). Внутреннюю лыжу стараться вести плоско на снегу. На среднем склоне движения более энергичные, перед началом поворота иногда полезно использовать упор верхней лыжей, а при случае, и тормозящий упор нижней лыжей, чтобы принять удобную позицию перед началом поворота.

Рис. 31. Поворот плугом

Методические указания. Поворот плугом изучают на хорошо утоптанном пологом склоне. Начинают разучивать движение с по­ворота-остановки, то есть поворота из прямого спуска по линии ската. Старт подыскивают на ровной площадке, а если надо, утаптывают для этого участок снега. Сразу же тренируют повороты влево и вправо (менять направление старта). Следует быстрее переходить к связы­ванию поворотов, помогать правильному исполнению движений ко­мандой "вверх-вниз!", добиваться плавных широких дуг. Для освое­ния правильной ритмики сопряжения поворотов рекомендуются про­стейшие слаломные трассы.

Проделывают следующие подготовительные упражнения:

1. Имитация поворотов сгибаниями-разгибаниями с переносом загрузки с ноги на ногу в положении плуга (без лыж). 2. То же уп­ражнение на лыжах на месте. Упражнение репетируют на горизонтальной площадке. Желательно выполнять их с палкой (контроль за положе­нием туловища) и под команду "вверх-вниз!". Инструктор поправляет положение таза, ног, туловища, рук. З. В скользящем плуге на по­логом склоне мягко загружать то одну, то другую лыжу, делая не­большие повороты-уклонения от линии ската. 4. Добиваться большо­го кругового угла поворота за счет продолжительной загрузки внеш­ней лыжи и сопряжения поворотов четкой сменой загрузки лыж. 5. Делать повороты большого, среднего и малого радиусов, изменяя ха­рактер загрузки и кантования внешней лыжи.

Совершенствование техники поворотов плугом достигается разно­образием спусков по различным склонам, рельефным профилям, уве­личением скорости, переходом от скользящего к тормозящему плу­гу и наоборот. Постепенно в фазу скольжения опорной, внешней ноги добавлять разворот стопы (бракаж), укол палкой. Полезно освоить ко­роткие повороты плугом. Прием исполняется в скользящем плуге с небольшим углом разведения лыж. Мягкие, но ритмичные переносы опоры с одной лыжи на другую с незначительным кантованием заг­руженных лыж обусловливают динамику коротких поворотов. Вводу лыж в поворот способствует разворот внешней ноги. Крутизна скло­на несколько больше, чем пологая, но меньше, чем средняя, то есть примерно 10—13°. Повороты обязательно короткие, с небольшим от­клонением от линии ската (для того чтобы выдержать такт). Избегать затягивания поворотов, излишнего наклона назад или вперед. Актив­но отталкиваться и переносить загрузку с разворотом опорной ноги бракажем.

Типичные ошибки.

1. Те же недостатки, что и в движении в плуге (скольжение и торможение).

2. Смещение таза наружу — неправильное кантование внешней лыжи.

3. Смещение таза внутрь — внешняя нога выпрямлена и напряжена ("деревянная нога").

4. Закручивание туловища в сторону поворота.

5. Неправильное положение лыж (нарушен угол сведения), наезд лыж друг на друга.

6. Ошибка в кантовании внешней лыжи: наклон наружу колена.

7. Излишнее торможение в повороте.

Исправление ошибок. Рекомендуется повторить подготовительные упражнения. Однако не следует слишком усердствовать: нередко случается, что ученик упорно повторяет неправильное движение, усугубляя ошибку. Чтобы избежать излишней напряженности, лыжник раскатывается на длинных склонах, повторяет приемы прямых спус­ков, повороты переступанием и др.

 

Элементарное соскальзывание. Соскальзывание — важ­нейший элемент горнолыжной техники, составляющий техническую основу исполнения всех поворотов на па­раллельных лыжах. Он часто применяется отдельно, как способ торможения и преодоления сложных и опасных участков. При соскальзывании ось лыж не совпадает с направлением движения, то есть лыжи развернуты к нему под большим или меньшим углом.

Элементарное соскальзывание происходит при одновре­менном отведении коленей от склона в момент исполнения траверса или в стойке с положением лыж поперек склона. При этом лыжи из закантованного переходят в плоское положение и начинают соскальзывать боком (рис. 32).

 

Рис. 32. Боковое соскальзывание.

 

Методические указания. Для ознакомления с приемом предла­гают выполнить короткое соскальзывание с опорой на широко вотк­нутые палки. Ощущения, испытываемые при этом лыжником, совер­шенно непривычные (некоторые даже побаиваются), и поэтому потре­буется время для освоения приема. Положение лыж широкое (20 — 30 см). На первых порах от лыжника потребуются некоторые мышечные усилия, чтобы избежать болтания лыж. Соскальзывание легче опробовать в положении полуприседа. Вначале можно помогать палками (отталкиваться, опираться): лыжнику надо освоить примитивное короткое соскальзывание, скорее сползание боком.

Для соскальзываний обычно подбирают склоны средней крутизны, ровные, с хорошо утоптанным снегом. Но удобнее всего первые соскальзывания делать на больших окатистых буграх.

Типичные ошибки.

1. Недостаточная раскантовка лыж, наезжа-ние лыж друг на друга.

2. Чрезмерный наклон к склону.

3. Отсут­ствие приседания. Рекомендуется (особенно нерешительным нович­кам) соскальзывание в паре с инструктором, который снизу поддер­живает ученика хватом ладонь в ладонь. Если новичок "ложится" на склон, то инструктор подтягивает его к себе. А если тот слишком пе­реваливается в долину, то от падения он застрахован опорой на руку инструктора.

 

Поворот соскальзыванием. Владение техникой пово­рота плугом позволяет перейти к более совершенному типу поворота, повороту соскальзыванием, применяе­мому на более крутых склонах, на бугристых трассах. Поворот начинается в плуге, а заканчивается на па­раллельных лыжах. В косом спуске с широким ведени­ем лыж (примерно на ширине плеч) выставляют верх­нюю лыжу в скользящий упор и начинают поворот плугом. После пересечения линии ската, наклоняя ко­лено внутренней ноги вперед — в сторону поворота и тем самым разворачивая лыжу, мягко приставляют ее по снегу в параллельное положение с внешней (нижней) лыжей и в широком ведении заканчивают дугу соскаль­зыванием вбок (рис. 33). Скольжение боком сопровож­дается приседанием, что способствует раскантовке лыж и придает устойчивость движению. В начале поворо­та следует несколько распрямиться и (если необходимо) нанести укол палкой, чтобы облегчить ввод лыж в со­скальзывание. Опора на палку, кроме того, способству­ет соскальзыванию задников лыж, необходимому для за­вершения дуги.

Методические указания. Для изучения приема выбирают бугры средних размеров. Поворот исполняют таким образом, чтобы фаза на­чала в плуге приходилась на верхнюю часть бугра, а приставление лыжи и соскальзывание — на его скат. Завершают поворот под бугром. Для длинных поворотов бугры должны быть покрупнее, с мяг­ким, округлым рельефом, для коротких — бугры меньших размеров. * отработке приема обращать внимание на фазу соскальзывания, °рая вначале может быть выполнена в грубой форме сползания ком в стойке полуприседа. На первой стадии обучения этого вполне достаточно. Следует обязательно добиваться преимущественной загрузки внешней лыжи.

Рис. 33. Поворот соскальзыванием

 

Рекомендуются следующие подготовительные упражнения: 1. Отработка на месте приставления лыжи с приседанием (без лыж и на лыжах). 2. То же упражнение на склоне средней крутизны в стойке косого спуска. Вход в соскальзывание с приставлением верхней лыжи к нижней. 3. Предыдущее упражнение на скате бугра резкого про­филя — сползания боком с верхушки. 4. Во время спуска плугом по выпуклому склону по линии ската приставление лыжи и переход в соскальзывание боком. 5. То же упражнение при спуске по греб­ню, направленному вниз.

Совершенствование техники поворота осуществляется в спусках по разнообразным трассам не более средней крутизны, на ровных склонах, на бугристом рельефе. Рекомендуется осваивать повороты разной кривизны (отлогие, средние и крутые); постепенно увеличивать скорость; уменьшать амплитуду приседания; раньше приставлять внутреннюю лыжу в соскальзывание, помогая опорой на палку пере­носу загрузки; добиваться округления соскальзывания с более низ­ким ведением лыж; стремиться уловить ритм сопряжения поворотов. Типичные ошибки. 1. Слишком крутые повороты (развороты) из-за сильного выталкивания задников и наклона вперед туловища. 2. Раннее приставление лыжи. 3. Узкое ведение лыж. 4. Недостаточная скорость. 5 Отсутствие приседания. 6. Слабая раскантовка. 7. Чересчур большой

угол плуга.

Исправление ошибок. Прежде всего подобрать хороший рель­еф а также работать над улучшением стойки и соскальзывания в под­готовительных упражнениях. Нередко увеличение скорости устраняет технические недостатки.

 

Изучение поворота соскальзыванием завершается курс подготовительного класса.

Для физически слабых, осторожных туристов, людей старшего возраста продолжительность занятий в подго­товительном классе может быть увеличена вплоть до полной двухнедельной смены. Причем решение об этом в некоторых случаях инструктор принимает не сразу, а по мере того как будут выявляться трудности техничес­кого продвижения вперед. Чтобы избежать монотоннос­ти занятий, в расписание включают кратковременные переходы группой по горному рельефу со спусками по пологим трассам и широким тропам.

Большую пользу на начальном этапе обучения при­носят имитационные и подготовительные упражнения, выполняемые на ровных площадках, на лыжах и без лыж, репетиции перед зеркалом. Инструктор рекомендует заниматься этим в свободное время, а также во время утренней зарядки.

Если успехи учеников очевидны, то занятия проводят­ся динамичнее, учебный процесс ускоряется. У лыжни­ков остается больше времени для закрепления навыков на спусках. Туристы переходят к более сложным приемам, отрабатывают элементы первого класса.

В первом классе начинающие горнолыжники через упоровую технику подходят к освоению простейшего типа поворота на параллельных лыжах: шага-поворота.

Для некоторых учеников поворот из упора станет основным способом изменения направления движения, для большинства же он создаст необходимую основу для 1зучения техники современных поворотов с независимой обстой ног. Большое значение для дальнейшего совер­шенствования имеет навык правильного укола палкой

фазе входа в поворот.

Лыжники развивают навыки равновесия в продольном направлении при преодолении бугров, ям и спадов в прямых спусках и траверсах, овладевают боковой устойчивостью в разного типа соскальзываниях и поворотах. Фундаментальный навык кантования лыж отра­батывается в упражнениях соскальзываний. Для повы­шения продуктивности занятий лыжники используют подъемы на буксировочных канатных дорогах.

Лыжник, хорошо владеющий техникой соскальзыва­ний, поворотов соскальзыванием и поворотов из упора, может проходить практически любые трассы.

В этом классе закладываются технические основы трех фундаментальных двигательных навыков, которые совер­шенствуются на всех этапах учебно-тренировочной ра­боты. Первый: движения сгибания — разги­бания, служащие для разгрузки лыж и амортизации неровностей рельефа. Вто­рой: перенос опоры с ноги на ногу для смены загрузки лыж при входе в поворот. Третий: угловое положение и преимуще­ственная загрузка внешней лыжи в фазе ведения поворота.

При преодолении неровностей в прямом спуске следует подбирать бугры и ямы плавного профиля. Для отработ­ки упоровой техники предпочтительны ровные склоны выпуклой округлой формы небольшой крутизны. Со­скальзывание легче осваивается на склонах средней крутизны. Для отработки техники поворотов на парал­лельных лыжах предпочтительны выпуклые склоны и гребневые участки. На этом этапе не рекомендуется вы­ходить на крутые склоны.

Основная направленность занятий: отработка уверен­ности в спусках, мягкости, раскованности, увеличения амплитуды движений. Постепенно вырисовывается ин­дивидуальный стиль каждого ученика. В результате обучения лыжник в зависимости от рельефа уже умеет использовать более удобную для него технику из арсе­нала освоенных приемов. Однако навыки движений еще "сырые", нетвердые.

Для завершения всего курса первого класса бывает достаточно трех — пяти дней.

Учебный процесс в каждом классе завершается заче­тами. И это не просто дань традиции. По результатам "экзаменационной сессии на снегу" туристы будут ат­тестованы. Каждый из начинающих горнолыжников демонстрирует свое умение исполнять основные техничес­кие приемы класса, спускаться по соответствующим гор­нолыжным трассам. В зачеты первого класса входят поворот переступанием, преодоление бугров и ям в пря­мом спуске, поворот из упора, шаг-поворот. Во втором классе на зачетах проверяют технику преодоления рельефа в прямом спуске на средней скорости, повороты на параллельных лыжах, короткие сопряженные повороты. В третьем классе горнолыжники сдают зачеты по прыж­кам на лыжах, поворотам на буграх, в глубоком сне­гу, коньковому повороту.

Лыжники участвуют в состязаниях по слалому и обя­заны успешно преодолеть по меньшей мере одну из трасс (закончить обе дистанции). Зачеты принимает комиссия, в которую входят инструкторы во главе со старшим ин­структором турбазы. На заключительном собрании смены туристам-горнолыжникам в торжественной обстановке вручают значки и справки об окончании того или иного класса.

Поворот соскальзыванием (совершенствование). В пер­вом классе происходит дальнейшее совершенствование поворота соскальзыванием: добиваются плавности вы­полнения приема, мягкости работы ног, более раннего приставления внутренней ноги и, наконец, ритмичного сопряжения поворотов при спусках на трассах. Этот способ поворота непосредственно подводит к технике поворотов из упора на параллельных лыжах.

Поворот переступанием. Коньковый ход и траверс. Совершенствование поворота переступанием на данном этапе заключается в постепенном усложнении его усло­вий. Выполняются повороты большего кругового угла с выходом на линию ската. Движения лыжника становятся более динамичными.

Коньковый шаг. Название этого приема, выпол­няемого главным образом на горизонтальных участках (иног­да на пологих скатах), идет от всем известного хода — сколь­жения конькобежца.

Перенося вес тела на одну, например, левую ногу, лыжник сгибает ее и продолжает скользить на ней, ту­ловище при этом согнуто в пояснице. Опираясь на внут­ренний кант левой лыжи, лыжник начинает разгибать­ся (во всех суставах опорной ноги и в пояснице), уст­ремляя тело вправо-вперед в направлении нового брос­ка для скольжения на правой лыже, носок которой раз­вернут под углом к левой лыже. Выставляемая лыжа мяг­ко опускается на снег, и на ней далее происходит скольжение в новом направлении. Лыжник сгибается, немного приседает на правой опорной лыже так же, как и в предыдущем случае, и, разгибаясь, начинает новое скольжение на левой лыже. Шаги плавные, размашистые, движения неспешные, словно вразвалку. Для их ус­корения используют палки, опора на которые совпадает с моментом отталкивания ногой (более мощное отталкивание происходит при парном уколе палками. Коор­динационно сложнее поочередные уколы).





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)