Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Преодоление рельефа на большой скорости. Прыжки




Преодоление бугров и спадов на большой скорости тре­бует более отточенной техники, лучшей координации и мягкости движений, ориентировки и равновесия. Особая роль принадлежит амортизирующим сгибаниям-разгиба­ниям, выполняемым главным образом ногами (работа тазобедренных и коленных суставов).

Один из центральных приемов — опережающий подскок. Здесь добиваются минимального отрыва лыж от снега и кратчайшего полета над бугром (перегибом). Лыжник развивает навыки дозированного подскока и подтягивания ног, правильной группировки в полете (положение сидя) с широким разведением рук в стороны для устойчивости, согласованного с рельефом наклона тела вперед (параллельное склону положение лыж в

полете).

Большую пользу приносят прыжки на лыжах. Реко­мендуется отрабатывать прыжки на дальность в груп­пировке, а также разнообразные прямые прыжки (лыж­ная акробатика): прыжок ноги врозь, прыжок-педали­рование, шаг-прыжок, пируэт в полете и т.п. Добиваться мягкого (без прихлопывания) приземления.

Совершенствование техники поворота на параллельных лыжах. Разнообразна техника поворотов на параллель­ных лыжах. Мастер-горнолыжник в зависимости от вне­шних условий (крутизна, рельеф, снег) и задач движе­ния (траектория, скорость) использует разные приемы для наиболее эффективных действий на спуске.

Совершенствование техники поворотов горнолыжни­ка состоит в поиске и отработке его личных техничес­ких навыков. Это происходит в процессе самых разно­образных тренировочных спусков, во время которых инструктор изучает своего подопечного и дает ему со­веты, указывает на ошибки, предлагает упражнения. Современем техника движений в поворотах становится

мягче по исполнению, изящнее. Лыжник постепенно устраняет подскок, преобразуя его в плавные разгрузки лыж сгибанием-разгибанием. В зависимости от условий ониспользует широкое или узкое ведение лыж, парал­лельный или коньковый жим, плоское или резаное сколь­жение.

Спуски на крутых склонах. В основе техники спусков на крутых склонах лежат короткие тормозящие повороты (рис.48). Более длинные дуги опасны тем, что после фазы входа в поворот в момент пересечения ли­нии ската лыжник быстро набирает скорость, и спуск может быть небезопасным, особенно на склонах, крутиз­на которых превышает 30°.



Овладев короткими тормозящими поворотами на скло­не средней крутизны, лыжник совершенствует и приспо­сабливает прием к более крутым склонам. Для большей надежности ноги держат шире. Ключевым моментом по­ворота является закантовка — опора, выполняемая в конце сгибания-приседания вместе с уколами палкой и со­четаемая с мгновенным отталкиванием ног и разворотом

 

Рис. 48. Короткие тормозящие повороты на курутом склоне

 

задников лыж. Этот навык закрепляется практикой спус­ков по очень крутым склонам, являясь, по сути, непос­редственным продолжением техники тормозящих поворо­тов на среднем склоне.

Некоторые смельчаки устремляются на самые крутые склоны (40 - - 50°), на которых еще могут держаться лыжи. Такие спуски получили название "ски-экст-рем". Движение на крутых спадах, в узких снежно-ледовых кулуарах связано с большим риском, посколь­ку падение на такой крутизне не гарантирует самоза­держания. Однако лыжники освоили своеобразную тех­нику поворотов, позволяющую уверенно сохранять рав­новесие.

Это техника короткого прыжка-разворота с последующим соскальзыванием-торможением. При этом требуется мощная и резкая опора — закантовка, созда­ющая трамплинный эффект для отталкивания и разво­рота задников лыж. Внешне такие 'повороты не столь красивы, порой они похожи на боковые соскальзывания-сползания, разорванные промежуточными прыжками-разворотами.

Первая фаза поворота: мощная опора в мо­мент закантовки на лыжи (преимущественно на ниж­нюю), на воткнутые в снег лыжные палки, туловище развернуто вниз по склону. Вторая фаза: сильное пружинящее разгибание ног (особенно нижней ноги) с опорой на обе палки, сопровождаемое подтягиванием задников лыж и быстрым их разворотом за линию ска­та с проскальзыванием вниз по склону (лыжи едва ка­саются снега). Третья фаза: лыжи переходят в со­скальзывание-торможение, лыжник в согнутом положе­нии на широко расставленных лыжах, преимуществен­но загружена нижняя лыжа. Это момент для начала поворота в другую сторону.

На сложных участках очень жесткого наста и в уз­ких крутых кулуарах повороты прерываются боковыми соскальзываниями на широко расставленных лыжах с преимущественной загрузкой задника нижней лыжи (со­скальзывание назад) до выхода на участок склона, удоб­ный для возобновления сопряженных поворотов.

 

Методические указания. Наряду с отработкой тормозящих по­воротов следует повторять серии боковых соскальзываний с закан-товками-остановками. Добиваться при этом четких коротких остановок с небольшим сгибанием и наклоном колена нижней ноги к склону. сочетаемых с одновременным уколом палкой и опорой на нее. Чем короче закантовка, тем сильнее лыжи врезаются в снег и тем дина­мичнее следующее за ней отталкивание. После многократного повторения таких закантовок и закрепления этого навыка легче переходить к пыжкам-разворотам на самых крутых склонах.

Повороты на буграх.Бугры - неотъемлемая часть снежного рельефа склонов, на которых катаются горнолыжники. В высокогорье бугры, покрывающие склоны и трассы, часто имеют острые, резкие формы, и их про­хождение на спуске требует особого умения, экономич­ной техники и оптимальной траектории скольжения.

На начальной стадии обучения уже в подготовитель­ном классе лыжники овладевают простейшим способом, который достаточно хорошо приспособлен для бугрис­того рельефа — поворотом соскальзыванием. Лыжник вы­езжает на бугор в плуге и, приставляя внутреннюю в повороте лыжу, соскальзывает по дуге на скате бугра.

Изученный в первом классе поворот на широких лы­жах, этот простейший способ поворота на параллельных лыжах, дает возможность легко спускаться по большим бугристым склонам средней и более значительной кру­тизны. Отталкивание нижней лыжей в тот момент, ког­да лыжник достигает вершины бугра, позволяет развер­нуть внешнюю лыжу в бракаже и начать скругленное соскальзывание-поворот на скате бугра. Широкое поло­жение лыж обеспечивает устойчивость на сложном рель­ефе и облегчает вход в поворот.

Шаг-поворот также может быть эффективен на буг­рах. В этом случае попеременная загрузка лыж в пово­роте способствует мягкости скольжения, амортизации не­ровностей, что имеет особое значение на таком рельефе. Повороты на параллельных лыжах малого радиуса так­же могут применяться лыжником на буграх, если увели­чить амплитуду сгибаний-разгибаний.

Для преодоления бугристых трасс наиболее адекват­на техника поворота на бугре с характерным для нее глубоким амортизирующим приседанием (рис. 49). По мере наезда на вершину бугра лыжник разворачивает вниз в направлении поворота верхнюю часть тела, по­зволяя коленям подняться вверх в форме глубокого амор­тизирующего сгибания. Нижней (внутренней к поворо­ту) рукой наносит укол палкой несколько ниже верхушки бугра. Благодаря мышечной расслабленности лыжник легко проходит бугор и сразу же наклоняет колени

внутрь - в сторону поворота. Обе лыжи начинают вести дугу поворота в результате разворота коленей и ступней внутрь. На откосе бугра лыжник разгибает ноги, перенося вес тела на внешнюю в повороте лыжу. Постепенно он разворачивает плечи наружу в угловом положении, направляя траекторию дуги поворота по ложбинке к следующему бугру.

 

 

Рис. 49 Поворот на бугре со сгибанием.

 

Эта техника применима и на перегибе склона. Пово­роту предшествует также, но более выраженно, опережа­ющий нырок верхней части тела вперед вниз в сторону поворота. За этим следует глубокое сгибание с расслаб­лением мышц ног и скольжение по дуге за счет разво­рота бедер, коленей и ступней.

Методические указания. Рекомендуются следующие упражнения: 1. Сгибание-приседание в прямом спуске. 2. Из положения стоя на бугре выполнить опережающий нырок, укол палкой, разворот лыж в соскальзывание по откосу бугра (движением коленей). Предыдущие упражнения из медленного косого спуска.

Отрабатывать эффективный укол палкой на разном рельефе, до­биваться более энергичного разгибания ног на откосе бугра, улучшить технику скольжения в дуге в ложбинке и на откосах бугров. На острых по форме буграх принимать более выпрямленную стойку, позволяющую большую амплитуду сгибания-разгибания при амортизации. Совершенствовать навыки поворотов на склоне постепенно возраста­ющей крутизны.

Наиболее эффективна техника поворотов на буграх с использованием авальмана.

 

Авальман-поворот. Авальман — способ разгрузки путем выталкивания ступней (лыж) вперед. Движение образуется при резком подтягивании ног к туловищу (встречное движение — складывание). В повороте авальман используют вместе с опережающим нырком тулови­ща. Основную работу выполняют мышцы брюшного прес­са. Этот тип поворота сочетает в себе такие действен­ные технические элементы, как авальман, опережающий нырок, бракаж - разворот лыж, укол и опору на палку резаное скольжение (на леденистых трассах) и плос­кое ведение лыж (на мягком снегу). Наибольший эффект техника авальмана приносит в законченных поворотах на буграх, при движении по крутым склонам, на изры­тых трассах слалома, в глубоком снегу. Она обеспечи­вает постоянный контакт лыж со снегом во всех фазах поворота, минимальное проскальзывание лыж (боковой снос) в повороте и наилучшее скольжение.

Техника исполнения авальмана-поворота представле­на на рис. 50.

Подготовка поворота:

в косом спуске начать соскальзывание-предповорот (завершение дуги предыдущего поворота) с выходом в горизонтальный траверс в угловом положении;

перед окончанием соскальзывания, расслабляя мыш­цы, начать сгибание и устремить туловище в опережа­ющем нырке вперед внутрь следующего поворота, одно­временно готовясь нанести укол нижней палкой;

заканчивая поворот, в тот момент, когда туловище продолжает наклоняться в нырке, одним движением пре­кратить сгибание, закантовать лыжи и нанести укол палкой.

 

Вход в поворот:

едва почувствовав опору на закантованные лыжи, резким движением подтянуть кверху колени обеих ног, принимая более или менее группированное положение и заправляя носки выталкиваемых лыж вперед и немного вверх по склону (авальман);

используя для устойчивости опору на палку, наклонить колени внутрь дуги и вместе с перекантовкой сделать разворот лыж (бракаж).

Ведение поворота:

сразу после разгрузки начать разгибать ноги, избегая отрыва лыж от поверхности склона;

при возобновлении загрузки лыж больше опираться на задник внешней к повороту лыжи и продолжать кратковременное скольжение в задней стойке;

для равномерного распределения давления лыж на снег после распрямления в первой

половине дуги начать мягкое амортизирующее сгибание;

к моменту завершения поворота принимают нормальную стойку (переход в которую облегчен тем, что туловище в поворотах следует по более короткой волнооб­разной траектории поворотов).

Далее окончание поворота переходит в фазу подго­товки следующего поворота.

 

Методические указания. Обучение начинают с освоения подхлеста ног. Так называют короткое импульсивное выталкивание лыж вперед движением обеих ступней. Подхлест непосредственно подводит к авальману, который представляет собой его более выраженную (с боль­шей амплитудой) форму исполнения. В отличие от авальмана, в под-хлесте не принимают низкое положение приседания ("стульчик").

 

 

Рис. 50 Авальман-поворот

Последовательность отработки подхлеста: выталкивание ступней на месте (вначале тело несколько наклонить вперед); то же движение с опорой на палки (сначала двумя, потом с опорой на одну палку); тренировка этих упражнений в прямых и косых спусках; вход в поворот на перегибе склона и на снежных бугорочках. Технику подхлеста совершенствуют в поворотах на пологих и средних склонах, на глу­боком и неоднородном снегу (оказывающем большое и неравномер­ное сопротивление продвижению лыж), для входа в поворот на малой скорости. Подхлест позволяет добиться необходимой при входе в поворот разгрузки лыж без их перегрузки в последующий момент начала соскальзывания по дуге. С переходом на средние бугристые склоны, на более крутой рельеф надо увеличивать амплитуду под­хлеста и, главным образом, глубину сгибания-приседания.

Начинать освоение авальмана-поворота следует на буграх сред­него профиля (не плавного, не острого) с отработки опережающего нырка (см. подготовительное упражнение поворота на бугре с. 187) на месте, а потом в косом спуске на малой скорости. Акцентировать внимание на координации укола — выталкивания лыжи, строго согла­сованного с рельефом бугра. Подбирая соответствующий рельеф бугров и увеличивая скорость, постепенно развивать навык комплексного движения входа в поворот в обе стороны.

Тренировать упражнения в спусках, готовясь ко входу в поворот небольшим упреждающим наклоном вперед по оси лыж. При первых же успехах переходить к сопряженным авальманам-поворотам, тща­тельно подбирая для этого серию бугров неострого профиля на сред­нем склоне. Следить за своевременностью опережающего нырка, на­правляемого вниз по склону, с опорой на палку, за выталкиванием лыж в сторону вверх по оси лыж, за траекторией скольжения по лож­бине между бугров, за амплитудой сгибаний-разгибаний. При появ­лении ошибок, нарушении координации возвращаться вновь и вновь к подготовительным упражнениям, чтобы избежать закрепления вредных навыков.

Совершенствование авальмана-поворота происходит на спусках по бугристым трассам, на глубоком снегу и в поворотах на ровных скло­нах средней и большой крутизны. Лыжник постепенно развивает на­выки дозированного исполнения подхлеста, переходящего в акцентированные формы авальмана на крутых склонах и на буграх, опе­кающего нырка и других элементов, составляющих техническую основу мастерства горнолыжника.

Типичные ошибки.

1. Начало поворота в задней, осаженной стойке (нет запаса наклона вперед внутрь, необходимого для выталкивания авальмана). Статическая задняя стойка (грубая ошибка).

2. Вход в поворот в слишком согнутом, группированном положении.

3. Недостаточный нырок-опережение.

4. Отсутствие динамичной опоры на канты и палку в момент закантовки.

5. Стремление выталкивать лыжи вниз под бугор, но не вверх по оси лыж по ложбинке между буграми

6. Неправильное скольжение по дуге. Загрузка внутренней лыжи.

 

Спуски в глубоком снегу. Сложность выполнения поворотов в глубоком снегу вызвана тем, что во время отталкивания при входе в поворот у лыжника под ногами непрочная опора, а при неравномерной загрузке лыж одна из них может провалиться в снег глубже и вызвать потерю равновесия. Кроме того, сила и амплитуда разгибания требуют большой точности: вслед за отрывом лыж от снега наступает сильное погружение в его толщу, что затрудняет выполнение поворота, а при слабом разгиба­нии лыжи "не выберутся" из снежной массы. Привычная закантовка также мешает лыжам разворачиваться (при­ходится тратить значительные усилия на сдвигание сне­га при соскальзывании). Лыжи поэтому следует держать более плоско. При скольжении в повороте надо больше, чем обычно, отклониться назад, для того чтобы дать носкам лыж "вынырнуть" из снега.

Наиболее эффективным способом изменения направ­ления движения в глубоком снегу является техника ос­новного поворота на параллельных лы­жах с использованием разгрузки лыж сгибанием-раз­гибанием и короткого разворота — броска тела в сто­рону поворота. Достоинствами этой техники в сложных снежных условиях являются следующие ее особенности:

разгрузка лыж может исполняться как с малой, так и с большой амплитудой, без отрыва и с отрывом лыж от снега, сопровождаясь мягкой амортизацией путем сги­бания ног;

как фаза ведения, так и фазы подготовки и начала поворота выполняются на двух узко поставленных и одинаково загруженных лыжах;

импульс вращения лыжам придает короткий разворот верхней части тела в сторону движения без необходимо­сти резкого кантования лыж.

Универсальность техники поворота проявляется в возможности разного сочетания дополняющих элементов кантования лыж, движений коленей и бедер, углового положения, опор на палки.

Техника основного поворота наиболее приспособле­на для спусков на параллельных лыжах с рюкзаком по глубокому и разбитому снегу.

Эффективна техника поворотов в глубоком снегу с ис­пользованием в качестве разгрузки авальмана. Преимущества этого приема особенно видны в глу­боком пушистом снегу. Лыжник выполняет разгрузку коротко и мягко, поскольку движение выталкивания лыж происходит в продольном, осевом направлении, а не вверх. При этом практически отсутствует эффект перегрузки лыж надавливанием вниз, в результате лыжи не проваливаются в снег, лучше сохраняется устойчивость, а носки лыж выходят на поверхность снега, что облег­чает их ввод в поворот бракажем. Исполнение авальмана-поворота требует большей точности и координации со­ставляющих его элементов.

Дальнейшим развитием техники авальмана является ведение лыж по дуге поворота —

с ё р ф. Этот сложный и тонкий по выполнению прием состоит в смещении коленей наружу поворота в процессе скольжения по дуге, что об­легчает разворот лыж в толще снега и их рациональное соскальзывание с наименьшей тратой мышечных усилий.

В наиболее трудных условиях целинного снега на крутых склонах, в узких снежных коридорах на спус­ке, в глубоком, без твердого основания снегу, а также на снегу, покрытом коркой, большие преимущества пре­доставляет техника поворота "веером" с опо­рой на пятки (рис. 51). Для нее характерно высу­нутое над поверхностью снега положение носков лыж (порой до их середины).

 

Рис- 51. Поворот "веером" на пятках

В отличие от авальмана-поворота положения и дви­жения лыжника здесь более акцентированы: стойка ва­рьирует от умеренной до выраженной задней, бракаж лыж выполняется более мощно движением коленей от склона. При входе в поворот лыжник, распрямляясь, наклоняет тело вперед внутрь, чтобы несколько компенсировать зад­нее осаженное положение.

Когда пространство сильно ограничено (узкий коридор) и спуск небезопасен, рекомендуется:

сильно осадить назад стойку так, чтобы передyняя часть лыж значительно выступала над снегом;

использовать мощную опору на нижнюю палку;

выполнять движения с большей амплитудой;

принимать нормальную стойку сразу, как только лыжи развернуты в поворот бракажем;

в момент входа в поворот лыжник должен четко чувствовать опору на задники обеих лыж, создавая тем самым снежный трамплин под ногами, который облегчает выныривание лыж из снега и их разворот брака­жем.

В случае если на мокром тяжелом снегу с коркой вход в поворот не удался с первого раза и лыжи лишь час­тично развернулись от склона, смело и решительно по­вторите бракаж, усиливая мышечное воздействие ног. Мощное разворачивающее усилие ступней с наклоном коленей вперед и в сторону поворота в конце концов позволит послать лыжи в поворот и завершить его.

И, наконец, очень полезным, а в ряде случаев неза­менимым является упор. Поворот из упора на параллельных лыжах в целинном снегу применя­ют при движении на небольшой скорости, когда необ­ходим строгий контроль за спуском на маршрутах, та­ящих опасность (по леднику, в лесу, на каменистых скло­нах). На неглубоком влажном или мокром снегу, стяну­том сверху леденистой жесткой коркой, какая часто об­разуется в высокогорье весной под солнечными лучами, поворот из упора на параллельных лыжах является, по­жалуй, единственно возможным техническим средством спуска. Поэтому не правы те туристы, которые при обу­чении горнолыжной технике пренебрегают этим приемом. Коньковый поворот. Это был один из наиболее дей­ственных приемов поворота на леденистых трассах и в слаломе. Используют коньковый жим, в котором от­талкивание ногой происходит при У-образном положе­нии лыж с разведенными носками (положение ножниц)' Такое положение возникает в конце поворота при кан­товании лыж со слегка разведенными носками, в резуль­тате чего лыжи в резаном скольжении постепенно разъез­жаются в стороны.

Коньковый поворот способствует резаному ведению лыж с загрузкой задников. Особый эффект приему при­носит добавление авальмана. Поворот выполняют с опорой на одну, на обе (для ускорения) палки и без уколов палками (в слаломе), с большим или меньшим отталкиванием опорной ногой, при малом и значительном разведении лыж в стороны в фазе входа в поворот. Выбортого или иного технического варианта определяется состоянием трассы и задачами спуска (произвольное катание, прохождение трассы слалома, слалома-гиганта).

Как и в шаге-повороте, в исполнении конькового поворота выделены две части. Первая - отъезд в сторону (шаг-переступание) верхней ногой. Вторая - собственно поворот на параллельных лыжах. В отличие от шага-поворота здесь вместо переступания применяют

разъезд закантованных лыж с разведенными носками.

Техника исполнения конькового поворота показана на рис. 52.

Подготовка поворота:

в косом спуске или при завершении дуги соскальзы­вания закантовать лыжи с разведенными в стороны носками и дать им разъехаться на кантах, словно по рельсам;

отталкиваясь на разъезжающихся лыжах нижней но­гой, перенести вес тела на верхнюю, скользящую на канте лыжу;

одновременно с отталкиванием, вытягивая вперед нижнюю руку для нанесения укола (возможен парный укол), подать туловище вперед, перенося опору на со­гнутую верхнюю ногу;

Рис. 52. Коньковый поворот

сразу же нанести укол внутренней по отношению к повороту палкой или двумя палками одновременно.

Вход в поворот:

приставляя внутреннюю (толчковую) ногу, перекан­товать (за счет наклона внутрь поворота колена и все­го тела) верхнюю лыжу, используя для разгрузки опо­ру на палку.

Ведение поворота:

начать скольжение по дуге (можно дополнить движе­ние авальманом — выталкиванием лыж вперед и немного вверх);

во второй половине дуги после пересечения линии ската, перейдя в нормальную стойку, закантовать лыжи (слегка разведенные носками в стороны) и перейти в резаное скольжение на кантах разъезжающихся лыж.

На большой скорости поворот выполнять без укола палкой. В отлогих дугах коньковый жим приобретает форму параллельного жима, когда лыжи при отталки­вании занимают почти параллельное положение.

 

Методические указания. Техника конькового поворота постепенно подготавливается развитием навыков переноса веса тела с одной ноги на другую и скольжения на канте лыжи, начиная с подготовительно­го класса, в котором отрабатываются переступания к склону. По мере технического совершенствования поворот переступанием осваивает­ся в более динамичных формах перешагиваний-отталкиваний с опо­рой на палки. После переступаний к склону осваивается поворот переступанием из прямого спуска и поворот от склона. В последнем случае следует добиваться исполнения переступаний с координиро­ванными уколами палками и резаного скольжения на внутренних к повороту кантах без проскальзывания задников лыж.

Другая серия упражнений связана с коньковым ходом. 1.Конько­вый ход на ровном месте с подъемом вверх по пологому склону и спуск-разгон под гору. 2.Коньковый траверс, в котором верхняя по склону лыжа сохраняет горизонтальное направление или слегка раз­вернута вверх. (Оба упражнения, как, впрочем, и последующие, выполняют без уколов и с уколами — опорами на палки.) 3. Слалом на ровном месте и на очень пологом склоне с объездом переступаниями широко разнесенных в стороны маркировочных флагов. 4. Такой же слалом с выполнением переступаниями полных витков вокруг маркировочных флагов. Упражнения следует выполнять, не теряя темпа, мощно опираясь на палки. 5. Отработка конькового поворота от склона на выпуклом рельефе.

Первые повороты должны быть незаконченными, то есть делать их нужно, несильно удаляясь от линии ската. Обязательно трениро­вать приемы на жестком снегу, плотном насте, постепенно переход" на леденистые склоны. В этих условиях лыжник чувствует преимущества техники переступаний конькового и параллельного жима. Хорошее владение шагом-поворотом лучше всего способствует освоению навыков конькового поворота. Склоны подбираются некрутые.

Типичные ошибки. 1. Нарушение координации укола отталкивания лыжей. 2. Передняя стойка в фазах начала ведения поворота. Сильное проскальзывание задников лыж (вследствие наклона тела перед). 4. Вялый, нединамичный перенос загрузки на внешнюю лыжу. Полное распрямление тела при входе в поворот. 6. Несоответствие угла и степени разведения лыж, траектории поворота, ведущее к сбоям соскальзывании. 7. Плохое скольжение на кантах (возможно, из-за плохой заточки кантов).

 

Техника спуска в глубоком снегу. Держите лыжи ря­дом в узком параллельном ведении, поровну загружай­те их.

Если лыжи мягкие, то сохраняйте нормальную стой­ку, одинаково загружая носки и задники. На жестких лыжах больше загружайте задники.

Скорость спуска должна соответствовать состоянию (глубине и плотности) снега. На малой скорости выпол­нять повороты трудно.

На более пологих склонах для поддержания скорос­ти не отклоняйте траекторию от линии ската - делай­те отлогие повороты.

Для входа в поворот при необходимости акцентируйте разгрузку — облегчение, устремляя тело в поворот.

На тяжелом, мокром, разбитом снегу начинайте по­ворот с подскока, разворачивая задники лыж и мягко, со сгибанием переходя в соскальзывание по дуге.

Стремитесь чувствовать, "слушать" снег, ощущать ногами его сопротивление в поворотах, для того чтобы правильно оценивать ситуацию, корректировать свою технику.

Сохраняйте в спусках несколько выпрямленную и оса­женную назад стойку. Все суставы ног полусогнуты.

На очень тяжелом неоднородном снегу спускайтесь гирляндами - соскальзываниями или просто косыми спусками - траверсами, чтобы избежать риска.

На глубоком снегу укол палкой не является опорой, служит только элементом координации движений. Лыжник должен найти технические средства для поддержания равновесия и устойчивости движения.

Последовательность упражнений следующая.

Вначале следует привыкнуть к ощущениям в прямых и косых спусках. Первые повороты делать к склону и прямого спуска, а для полных поворотов выбирать склоны средней крутизны выпуклой формы. Лучше начинать всегда на мягком пушистом свежевыпавшем снегу с твердой подложкой на ранее раскатанных склонах.

Спуски по глубокому целинному снегу следует прак­тиковать на любых стадиях обучения, даже при отработке техники рулящих поворотов (плуг, упор).

Элементы слалома. Спортивная тренировка — не са­моцель для туриста, а вспомогательное средство совершенствования горнолыжной техники. Опыт показывает что тренировки приемов в условиях слаломных трасс приносят большую пользу даже начинающим горнолыж­никам, если, разумеется, это делать в необходимой мере, а трассу устанавливать с учетом уровня подготовки учеников.

Часто бывает, что ученик скованно выполняет то или иное движение или, как говорят, заходит в тупик и никак не может овладеть приемом. Помогает в таких случаях тренировка в прохождении трасс, где лыжник как бы отвлекается от техники движения ног, а весь занят решением задачи — точно пройти по маршруту, указанному флагами. Это важное методическое средство, кроме того, делает занятия увлекательными и целенап­равленными. Трасса выявляет новые возможности лыж­ника, способствует его быстрейшему совершенствова­нию.

Указания по постановке трасс. Правильно поставлен­ная трасса способствует развитию технических качеств лыжника, помогает отработке того или иного приема. Для первого класса трассы не должны быть длиннее 300 м, их крутизна незначительна (перепад высот 40 — 60 м), а расстояния между соседними воротами — не менее 2 м. Для второго класса параметры трасс увеличиваются: длина — не более 400 м (перепад высот 70 — 90 м), расстояние между соседними воротами — не менее 1,5 м (в "змейках" и "шпильках").

Трассы для начинающих составляют обычно из от­дельных ворот (можно поставить одну вертикальную "змейку" из трех ворот) так, чтобы дать возможность лыжнику легко маневрировать с широкими заходами в виражах. В то же время трасса должна быть, как гово­рят, накатистой, то есть позволять свободно скользить без вынужденных остановок. Начинать, тренировки ре­комендуется на трассах полугиганта. В этих условиях ученики чувствуют себя увереннее, и, главное, они при­обретают важнейшее качество скольжения в дугах, уме­ние контролировать скорость спуска в фазе скругленного соскальзывания. В третьем классе характеристики трасс приближаются к спортивным требованиям.

В конце смены проводят соревнования туристов, которые доставляют большую радость участникам и зрителям. Это одно из важных мероприятий на туристской базе, входящих в заключительный спортивный праздник. Рекомендуются следующие основные формы проведения соревнований туристов.

Слалом по трассе, размеченной одиноч­ными древками. Этот вид соревнований отличается от слалома лишь способом постановки трассы. Достаточно на обычной трассе лишь снять внешние флаги ворот, как получится трасса слалома, размеченная одиночными древ­ками. Флаги на трассе поочередно синие и красные. При спуске синие флаги объезжают справа, а красные слева.

Гонки на параллельных трассах (па­раллельный слалом). Рекомендуются для коман­дных состязаний. На широком склоне ставят рядом две идентичные трассы. Старт участникам дается одновре­менно. Финишные ворота обеих трасс, размеченных оди­ночными древками, находятся на одной горизонтальной линии. Финишировавший первым приносит своей коман­де очко. Во второй попытке участники меняются трас­сами. В тех парах, где после двух попыток победитель не выявлен (счет 1:1), дается третий старт с определени­ем трасс жеребьевкой. Состязания проводятся без хроно­метра и имеют исключительно зрелищный характер.

Увлекательно проходят и личные соревнования в па­раллельном слаломе с выбыванием участников по так на­зываемой олимпийской системе. Например, 8 или 16 кан­дидатов разбиваются на пары, победители которых по­лучают право выступать в четвертьфинальных и полуфи­нальных парах. А победитель определяется в финале — в очной "дуэли" двух лучших горнолыжников.





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(2.13 сек.)