Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Высший класс (техническое мастерство)



2015-11-07 1183 Обсуждений (0)
Высший класс (техническое мастерство) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Спортивный класс дополняет программу обучения для горнолыжников, владеющих основными приемами спус­ков по сложному рельефу и при разном состоянии снеж­ного покрова в рамках программы третьего класса. На этой стадии обучения предусмотрена возможность целе­направленного совершенствования в свободном катании по горнолыжным трассам (улучшение "техничности" стиля); в спусках по глубокому снегу, на бугристом рельефе, по крутым склонам (ски-экстрем); в лыжной акробатике и фигурном катании; наконец, в отдельных видах горнолыжного спорта: слаломе, слаломе-гиганте, скоростном спуске.

Построение учебного процесса и организация тренировок в каждом из перечисленных направлений требуют высокого уровня специальной подготовки тренера-педагога, глубокого знания предмета. На этом этапе тренеры чаще всего специализируются в одном или нескольких видах горнолыжного катания. И в каждом случае работа строится по специальной программе тренировоч­ного сбора. Ниже даются методические рекомендации по организации учебных занятий и соревнований по горнолыжному спорту в рамках 15-дневного курса.

Учебную и тренировочную работу проводит инструктор (тренер), имеющий не ниже I разряда по одному из видов горнолыжного спорта и большой опыт участия в соревнованиях. Он должен быть в курсе технических но­винок, находить эффективные методы обучения, уметь пра­вильно демонстрировать приемы спортивной техники.

Занятия строятся по-разному: используется не только учебно-тренировочная работа на трассах, но и всевоз­можные формы групповых и индивидуальных свободных спусков по большим и малым трассам, на сложном и простом рельефе, в глубоком снегу и леденистых склонах. Увеличивается скорость поворотов. Тренировки становят­ся более интенсивными, возрастает общая нагрузка на организм.

Участники спортивного класса вовсе не являются дей­ствующими спортсменами. Их занятия горными лыжами носят скорей эпизодический характер: в выходные дни, в свободное от работы время или во время тренировоч­ных сборов и выездов в отпуск на туристские базы. По опыту работы туристских центров их можно условно раз­делить на две группы, отличающиеся по возрасту и ряду других признаков, а также по целям, которые они ста­вят перед собой.

В первую группу входят более одаренные горнолыж­ники, обычно из числа молодых, быстро овладевшие основами техники во втором и третьем классах. Обыч­но они стремятся повысить свой технический уровень и добиться определенных результатов в спорте. Чаще их привлекают все виды горнолыжного спорта: слалом, слалом-гигант и даже скоростной спуск.

Ко второй группе относят горнолыжников старшего возраста. Среди них много женщин. Обычно это влюбленные в горные лыжи туристы, которые благодаря своей целеустремленности и настойчивости за много лет одо­лели программу трех классов, уверенно чувствуют себя на склонах, надежно проходят на соревнованиях туристов слаломные дистанции. Однако в отличие от первой категории лыжников их прогресс в спорте незначителен, и их собственные цели более скромные.

Разумеется, для этих двух категорий тренировка должна строиться по-разному. Психологический фактор ста­вится решающим при планировании занятий. Можно сказать, что организация каждой тренировки становится особенным, конкретным и нестандартным делом. Особую роль играет индивидуальный подход, без которого не­мыслимо движение вперед на этом этапе технического со­вершенствования. В спортивном классе инструктор про­сто обязан хорошо знать каждого своего подопечного, его техническую и физическую подготовленность, психо­логические качества, с тем чтобы правильно организо­вать его занятия. К сожалению, у инструктора мало времени для проведения такого анализа, и он постепенно вносит поправки и дополнения в учебно-тренировочный процесс.

Ниже приводится примерный календарный план за­нятий в расчете на 15-дневную смену (тренировочный сбор) для хорошо подготовленных горнолыжников по программе трех видов горнолыжного спорта (табл. 4).

Во время первых двух-трех тренировочных дней ин­структор получает достаточную информацию о своих учениках, для того чтобы правильно построить дальней­ший учебно-тренировочный процесс с учетом их способ­ностей, и в первую очередь в целях обеспечения безопас­ности. Так, для слабо подготовленных, осторожных лыж­ников намеченные тренировки по скоростному спуску сле­дует заменить слаломом или свободными спусками по трассам и вне трасс (по целинному снегу) под руковод­ством другого тренера или одного из участников груп­пы, пользующегося авторитетом и желающего стать ин­структором. Возможны и другие изменения в тренировках. В частности, если условия не позволяют, может быть откорректирована и сокращена тренировка по слалому-гиганту.

Спортивная подготовка должна проводиться на тщательно подготовленных склонах. При необходимости нужно организовать коллективные утрамбовывания снега, поливку склонов водой для образования жесткого, леденистого покрова. Для отработки навыков скольжения, равновесия, техники поворотов вне трасс используют разнообразные условия рельефа и снега. Особенно полезны спуски по бугристым трассам с нацеливанием

участников на быстроту преодоления склонов и удлинение дистанции (увеличение интенсивности и объемов тренировочных нагрузок).

Таблица 4

Примерный календарный план занятий спортивного класса

День пребывания на турбазе Тема занятий Количество часов Ответственный за проведение
1-ый   Заезд, медосмотр, размещение, ре­гистрация, вступительная беседа. По­лучение и подготовка горнолыжного инвентаря.     Дежурный и ст. инструкторы
2-й   Разбивка по группам. Повороты на параллельных лыжах. Короткие повороты. Шаг-поворот. Коньковый поворот Беседа “Горнолыжный инвентарь, его подгонка, хранение и подготов­ка”.           Ст. инструктор Инструктор     Ст. инструктор  
3-й   Техника слалома. Прохождение го­ризонтальных и вертикальных ворот, "змейки*, "шпильки". Переступания, коньковые упражне­ния, коньковый поворот. Беседа "Правила поведения лыжни­ка на склоне. Правила пользования подъемниками".                 Инструктор   Инструктор   Ст. инструктор
4-й   Слалом. Прохождение комбинации фигур на пологом и средних склонах. Техника старта. Повороты на крутых склонах. Запоминание трассы. Такти­ка слалома. Беседа "Опасности зимних гор. Пра­вила безопасности. Предупреждение несчастных случаев и травматизма. Оказание первой доврачебной помощи".         Инструктор   Ст. инструктор
    5-й   Техника скоростного спуска. Прямые и косые спуски. Соскальзывание. Пре­одоление бугров, спадов и ям на боль­шой скорости. Сопряженные поворо­ты большого радиуса. Беседа "Методика обучения и трени­ровки горнолыжника". Демонстрация учебного кинофильма.                 Ст. инструктор     Ст. инструктор  
6-й   Скоростной спуск. Соскальзывание торможение. Преодоление рельефа на большой скорости. Прыжки на лыжах. Опережающий подскок. Повороты скоростного спуска.       Ст. инструктор
7-й   Скоростной спуск. Преодоление фрагментов трасс скоростного спуска. Беседа “Спортивная подготовка горнолыжника”.           Ст. инструктор     Ст. инструктор
8-й   День отдыха.      
9-й   Техника слалома-гиганта. Повороты в узком ведении лыж на пологих и средних склонах. Беседа "Современный горнолыжный спорт". Демонстрация кинофильма         Инструктор   Ст. инструктор
10-й   Слалом-гигант. Шаг-поворот. Параллельный жим. Повороты на средних и крутых склонах. Свободные спуски.       Инструктор  
11-й   Слалом-гигант. Прохождение участков трасс слалома-гиганта на пересеченном рельефе. Свободные спуски.       c  
12-й   Состязания по слалому-гиганту. Беседа “Слалом. Тренировка слаломиста. Соревнования по слалому". Подведение итогов соревнований. Репетиция снежного карнавала.             Ст. инструктор   Ст. инструктор
13-й   Слалом. Резаное скольжение. Коньковый поворот. Повороты на изрытых трассах. Фрагменты трасс слалома. Снежный карнавал.       Инструктор   Ст. инструктор
14-й   Тренировка по слалому. Тактика про хождения дистанции. Стратегия двух попыток.       Инструктор
15-й   Состязания по слалому. Заключительное собрание смены. Подведение итогов смены, результатов соревнований.     Главный судья Директор

 

Наибольший эффект приносит организация двухразовых ежедневных тренировок (3 ч. утром и 2 ч. после обеда). Утреннее занятие обычно начинают с 10 - 15-минутных разогревающих упражнений (на растягивание и гибкость) и свободных разминочных спусков. Инструктор устанавливает трассу, отдельные слаломные фигуры из нескольких ворот при помощи своих учеников, которые по ходу знакомятся с этой важной работой и изучают тактику преодоления трасс. Правильное прохож­дение фигур демонстрирует инструктор, после чего он расположившись в наиболее удобном для просмотра всей трассы и неподалеку от финиша месте, дает указания своим подопечным, выполнившим тренировочный спуск. Ученики поднимаются вдоль трассы на лыжах, для того чтобы оценить ситуацию, учесть рекомендации тренера, уточнить тактику спуска и принять правильное реше­ние. Желательно закончить тренировку свободным груп­повым спуском на большой скорости отлогими накатистыми дугами ("закатать" тренировку).

Во второй половине дня работа над техникой зани­мает значительно меньше времени. Практикуются про­хождение полных слаломных трасс на средней (для от­работки тактических вариантов) и околопредельной скорости; спуски по разнообразному рельефу, по глубо­кому снегу; групповые спуски вслед за инструктором. Ниже приводится примерное содержание тренировок в спортивном классе.

Второй день занятий. Рекомендуется тщательно ото­брать учеников в спортивный класс (во время разбив­ки по группам). Горнолыжники, не предрасположенные к спорту или ограниченные в своих возможностях, по­лучат больше пользы и удовольствия, если будут совер­шенствовать свою технику в группе третьего класса.

Спортивная группа под руководством инструктора по­вторяет в свободных спусках основные приемы третье­го класса, необходимые для формирования техническо­го фундамента прохождения слалома и слалома-гиган­та. Особое внимание уделяют отработке шага-поворо­та, специальных коньковых упражнений и собственно конькового поворота. Инструктор присматривается к своим ученикам, чтобы оценить их возможности и пра­вильно установить задачи, средства и методы трениро­вок.

Третий день. Рекомендуется начинать с простых, как говорят, накатистых трасс (на 10 - 15 ворот) типа полугиганта на некрутых склонах. Ставится задача ка­тить легко, свободно на узких параллельных лыжах в конце дистанции увеличивать скорость. Лыжник должен чувствовать себя уверенно на трассах, не бояться их. Для этого трассы сначала должны быть легкими. Тренируются в прохождении горизонтальных вплотную к флагу (прием убирания плеча). В вертикальных воротах, особенно на крутых склонах, для более надежного входа в поворот используют упор верхней лыжей (это облегчает убирание плеча).

"Шпильки" преодолевают двумя способами: 1) вход в поворот с закантовкой и выталкиванием задников лыж наружу (толчковая техника); 2) контролируемый вход из

пора верхней лыжей с последующим выталкиванием задников, как в предыдущем случае.

Прохождение "змеек" начинают из широко расстав­ленных ворот (анфилады) на пологих склонах. Затем, чтобы отработать ритм быстрых закантовок, ставят более частые "змейки" и переходят на склоны средней крутиз­ны. Постепенно увеличивают количество ворот (с 3 до 10-12).

Четвертый день. Отрабатывают технику быстрого старта, мощного отталкивания палками, глубокого дыхания. Такой старт очень важен с точки зрения вы­работки атакующего стиля соревнующегося. Изучают технику высокого захода в ворота, в том числе переступания к склону. Осваивают коньковые повороты в ши­роких горизонтальных воротах, в разных комбинациях. Совершенствуют резаное и плоское ведение лыж в "змей­ках" на склонах средней крутизны, тормозящие повороты в "змейках" на крутых склонах. В разнесенных (смещен­ных по горизонтали) "змейках" отрабатывают конько­вые переходы от фигуры к другой. Изучают способы запоминания трасс и тактические варианты их преодо­ления.

Пятый-шестой-седьмой дни. Работа над техникой ско­ростного спуска требует особого внимания к выбору и подготовке трасс. Полотно тренировочной трассы дол­жно быть ровным, без кочек и выбоин, которые на большой скорости могут быть опасными. Участки тренировочных трасс нужно освободить от случайных лыжников и туристов. Организуют и проводят тренировки сколько инструкторов под руководством старшего инструктора, который прежде всего несет ответственность за обеспечение безопасности.

Сначала необходимо привыкнуть к большой скорости на прямых и косых спусках. Следующими задачами будут: научиться сбрасывать пятки и переходить в коcое (боковое) соскальзывание на большой скорости основной способ торможения; овладеть приемами амортизации ногами незначительных неровностей рельефа, а также преодоления бугров, спадов и ям на большой скорости; изучить технику опережающего подскока; тренировать прыжки, полет и мягкое приземление; освоить независимую работу ног на спуске, в высокой и низкой стойке "яйцо"; отрабатывать повороты большого ради­уса, повороты на выпуклых склонах (под снос), доби­ваться в поворотах независимой работы ног (устойчи­вость при рикошетировании лыж) и преимущественной загрузки внешней лыжи.

К участию в соревнованиях по скоростному спуску (даже на упрощенных трассах) могут допускаться только те, кто прошел продолжительную подготовку и уверен­но владеет лыжами на высокой скорости. В условиях ту­ристских центров и баз не рекомендуется организовывать состязания в этом виде спорта.

Девятый-десятый дни. Учитывая, что на эти дни при­ходится первая волна акклиматизации, тренировочные занятия по слалому-гиганту следует проводить в спокой­ном темпе, с паузами для отдыха, посвящая их главным образом отработке отдельных технических элементов.

Два основных типа поворота используются в слало­ме-гиганте: поворот на параллельных лыжах и поворот с параллельным жимом (усовершенствованный шаг-по­ворот). В поворотах лыжник сохраняет открытую (ли­цом к лыжам) стойку с широким положением рук, игра­ющих роль своеобразных балансиров. Основное внима­ние к технике скольжения: отрабатывают широкое веде­ние лыж, независимые действия ног (обработка неров­ностей микрорельефа, перенос опоры с внутренней к по­вороту лыжи на внешнюю и ведение лыж по плавной дуге с минимальным проскальзыванием). В эти дни орга­низуют групповые спуски на пологих и средних ровных склонах. Отдельные фрагменты трасс слалома-гиганта ставятся лишь на коротких участках (200 — 400 м). Ос­новной акцент тренировки — на техничность исполне­ния поворотов, мягкость, пластичность движений, опти­мальное скольжение в дугах.

Одиннадцатый-двенадцатый дни. Посвящены подготов­ке и проведению соревнований по слалому-гиганту. В тренировке отрабатывают приемы прохождения закры­тых ворот, участков изрытых трасс, крутых склонов. Со­вершенствуют технику основного поворота слалома-ги­ганта с жимовым переносом загрузки с внутренней на внешнюю лыжу. Внимание обращают прежде всего на мягкость, пластичность движений.

Много времени и труда потребует подготовка трасс для соревнований. Необходимо особенно хорошо уплотнить снежный покров. Эта работа, равно как и постановка трассы, должна быть проделана в канун соревнований. Хорошо известно, что организация этого вида соревнований наиболее трудоемка. Поэтому, если организаторам не хватает сил и времени, лучше провести состязания на укороченной дистанции, чем отменить. К подготовке соревнований следует привлекать обу­чающихся в спортивном классе и других отдыхающих туристов-горнолыжников.

В последние дни смены (сбора) снова обращаются к слалому как наиболее доступному виду спорта для лю­бителей-горнолыжников. После тренировок в скоростном спуске и слаломе-гиганте ученики чувствуют качествен­ный сдвиг: во-первых, явно улучшилось скольжение лыж в поворотах, они более чутко управляют ими в любых ситуациях, во-вторых, и это главное, они шагнули на более высокий уровень скорости. Тренировочная рабо­та направлена в большей мере на отработку техничес­ких элементов преодоления фигур слалома в сложных ре­льефных и снежных условиях: на крутых склонах, на буг­рах и ямах, на леденистых участках. Совершенствуется техника конькового поворота — основного приема сла­лома. Осваивается техника прохождения изрытых трасс (применение авальмана). Улучшается техника резаного скольжения.

Навыки закрепляют при преодолении больших учеб­ных и тренировочных трасс. На занятиях делают при­кидки с фиксацией времени спуска, имитируются сорев­нования. Ученики добиваются правильного запомина­ния трассы, выбирают тактические варианты ее прохож­дения (траектория поворотов, технические приемы), учат­ся вести борьбу со своими соперниками на параллель­ных трассах.

Состязания на 15-й день являются торжественным финалом туристской смены (спортивного сбора), который вместе со снежным карнавалом и концертом художествен­ной самодеятельности празднично венчает отдых.

Снежный карнавал.Праздничное представление на снегу (обычно его называют снежным карнавалом) по праву является центральным событием каждой смены. Необычный костюмированный спектакль на лыжах, забавные спуски, прыжки и перевороты, вращения в валь­се, шуточные эстафеты, конкурсные испытания — все это делает праздник привлекательным, радостным как для участников, так и для зрителей. Велика воспитательная и организующая роль карнавала. Подготовка к нему способствует объединению и сплочению приехавших из разных мест горнолыжников.

Проведение театрального представления на снегу требует большой выдумки и тщательной подготовки которую начинают буквально с первого дня туристской смены. Из числа отдыхающих и инструкторов избирается оргкомитет карнавала. В первую очередь разраба­тывают сценарий. Поручить это лучше тем, кто знаком с такого рода работой, например, в художественной самодеятельности.

Первый вариант сценария должен быть готов уже через два-три дня. Это позволит сразу определить ответ­ственных организаторов, основные номера программы и главных исполнителей, создаст почву для широкой твор­ческой инициативы.

Сценарий составляется так, чтобы в сольных и груп­повых номерах участвовала каждая группа во главе с инструктором.

Оргкомитет собирается ежедневно. Постепенно дора­батывается сценарий, обсуждаются и готовятся костю­мы. Решаются вопросы материально-технического обес­печения, продумывается процедура награждения призами, проходят репетиции.

Что касается карнавальных костюмов, то позаботиться о них горнолыжникам следует заранее, а лучше взять с собой из дому. Старший инструктор туристской базы принимает меры для тщательной сохранности реквизи­та, необходимого для проведения снежного карнавала. На базе следует также сохранять сценарии проведенных праздников. Набор вариантов сценариев облегчает со­ставление программы праздника.

В сценарный план карнавала могут входить театра­лизованные представления, карнавальные костюмирован­ные шествия-спуски, розыгрыши и клоунада на лыжах, исполнение частушек, песен и стихов, шуточные эстафе­ты, синхронные и групповые спуски, непродолжительные состязания (на лыжах и без лыж), спортивные и иные конкурсы, параллельный слалом, трюковые прыжки, элементы лыжной акробатики и фигурного катания на лыжах и другие номера.

Особую роль в организации карнавала играет зву­ковое и музыкальное оформление, трансляция которого должна быть обеспечена мощной радиоаппаратурой. Ведущий комментирует происходящее, информирует о ме­роприятиях, шутит, то есть держит нити управления в своих руках. Продолжительность снежного карнавала 1,5 — 2 ч, не более. Нужно сделать так, чтобы избежать затянутостей, длительных пауз, которые портят впечатление. При включении в праздник соревнований при хорошей погоде, время на карнавал можно увеличить до 3 ч.

Подготовка мест соревнований. Эта работа включа­ет в себя следующие мероприятия.

· Рациональный выбор склонов для трассы (соблюде­ние технических норм; склоны должны быть свободны от овинной опасности, скал, деревьев, опор и т.п.).

· Проведение мер безопасности на склонах: удаление камней, кустарника; ограждение препятствий сетками, матами, щитами и другими средствами; добавление снега в места, где его не хватает.

· Подготовка склонов и утрамбовка снежного покрова ("глубинная" обработка снега, использование "снежного цемента", поливка водой и т.д.).

· Правильная постановка трасс с учетом технического уровня соревнующихся, рельефа, состояния снега, пого­ды.

· Своевременная обработка и заглаживание разбитых участков трасс, особенно на крутых склонах и на кру­тых виражах.

· Обеспечение врачебного контроля, транспортных средств для эвакуации травмированных, медицинских средств и препаратов по оказанию доврачебной помо­щи.

При прохождении слаломной дистанции на большой скорости давление, производимое лыжником в момент закантовки, может достигать больших величин, в 10 — 30 раз превосходящих давление на снег стоящего лыжни­ка. В результате врезания лыж в снег на одном и том же месте виража и выскабливании снега образуются ямы, которые иногда достигают до 0,5 — 1 м глубины и ста­новятся опасными, особенно если срезы ям острые.

Основное средство борьбы с ямами — тщательная под­готовка и утрамбовка склонов. Укатка трассы снежны­ми тракторами недостаточна ввиду того, что давление, производимое гусеницами, не более чем в 1,5 раза превосходит давление лыжами на снег. Наилучший способ — утрамбовка ногами. При шагании в ботинках давление увеличивается в 7 — 13 раз по сравнению с утаптыва­ем лыжами.

Методика утрамбовки сводится к следующему. Вначале по всей ширине полотна трассы спускаются пеш­ком (без лыж) две-три шеренги лыжников, поддерживая друг друга под руки. С каждым шагом необходимо пробивать снежный покров на всю глубину. Вслед за ними лыжники, спускаясь ступеньками, "рубят" лыжами снег, выравнивая пробитую ногами снежную поверхность. Затем две-три группы лыжников заглаживают трассу, используя боковое соскальзывание юзом. Заглаживание желательно проводить сразу после снегопада. В теплое время года ни в коем случае нельзя переносить эту ра­боту на следующий день: за ночь снег может смерзнуться, и разбить его будет почти невозможно.

Снежный цемент примешивают после прорубки трас­сы ботинками, подсыпая его перед заглаживанием и после него. Цемент добавляют в места наиболее вероят­ного образования ям: у внутренних флагов ворот, в местах закантовки и особенно у крутых виражей на крутых склонах.

Во время соревнований судейская коллегия тщатель­но следит за трассой, время от времени приостанавли­вая состязания для заглаживания трассы (обычно это делают через 15 — 30 человек). Каждый судья-контро­лер на своем участке должен своевременно принимать меры по обеспечению безопасности: срубать снежные брустверы, закапывать ямы, менять сломанные древки. В случае если участок опасен, судья обязан сразу же сообщить об этом организаторам и добиться прекраще­ния соревнований до устранения опасности.

Образующиеся на виражах ямы устраняют за счет сня­тия внешнего бруствера канавы. Для этого судья юзом сверху соскабливает снег, скатываясь боком вниз 2 — 3 раза и выталкивая лыжами снег вниз — наружу вира­жа. Если бруствер жесткий, обледеневший, то сначала его надо разбить лыжами, поднимаясь снизу вверх лесенкой. Затем снег заглаживают соскальзыванием — юзом сверху. В крайних случаях можно использовать лопату. Особенно опасны заструги, образующиеся в результате пробивания снежной корки. Чтобы устранить возможность зацепления лыжей о заструг, следует прорубить корку и отгрести снег достаточно далеко от виража.

От того, как поставлена трасса, во многом зависит успех соревнований и прежде всего их безопасность. Постановщик трассы должен учитывать количество уча­стников, их квалификацию, состояние снега, рельеф, крутизну и длину дистанции. Нельзя ставить трассы, рассчитывая только на сильных участников, равно как нельзя подстраиваться под слабых.

Расположение ворот не должно обязывать резко тор­мозить, если это не предусмотрено сменой ритма трассы (что используется на трассе не столь часто). Кроме того, асса не должна вызывать чрезмерное увеличение скорости, вынуждающее лыжника затем резко тормозить. Спуск по трассе должен быть плавным, а переход от большой скорости к меньшей — постепенным. Необходимо учи­тывать, что скорость соответствует кривизне поворота. Поэтому, чем меньше радиус виража, чем круче склон, тем меньше трудностей должен представлять рельеф. Нельзя ставить сложные комбинации фигур в начале и в конце трассы. Финишные ворота располагают так, чтобы уча­стник точно попадал в их середину. Следует избегать мо­нотонности следования фигур на трассе.

В качестве древков используют высокие (2—2,3 м) и гибкие прутья диаметром 2,5—3,5 см, освобожденные от сучьев, зазубрин и затупленные сверху. Желательно применять специальные падающие шарнирные пластмас­совые древки. Запрещаются древки из косо заструган­ных палок, брусков, а также из бамбука.

Оптимальный вариант трассы имеет довольно простой начальный участок разгона со старта на склоне сред­ней крутизны (15 — 20°), затем после небольшого выполаживания - крутой участок (25 — 35°) с переходом в пологий (10 — 15°). Далее снова склон средней кру­тизны и финишный участок на пологом рельефе. Выбор склонов и состояние снега зависят от уровня подготов­ленности соревнующихся. Для соревнований туристов следует избегать очень крутых леденистых склонов.

Трассу нельзя целиком прокладывать по вертикаль­ному спаду склона — это опасно. Отдельные вертикаль­ные фрагменты трасс чередуются с траверсами, на кото­рых лыжник вынужденно теряет скорость. Косые перехо­ды включают в трассу, когда соревнуются неопытные лыжники, а также при плохой погоде, тяжелом снеге (лед, глубокий снег) и сложном рельефе.

При жестком, леденистом насте надо избегать слож­ных вертикальных фигур типа "змейки", предпочитая расставленные фигуры с широкими заходами. На рых­лом снегу, где неизбежно образование глубоких ям, не допускать комбинаций частых и крутых поворотов. Прокладывать трассу надо таким образом, чтобы виражи были плавными, предпочтительно большого радиуса, а фигуры имели широкие заходы (горизонтальные ворота). Лыжники по своему усмотрению сделают либо короткие, либо широкие повороты. Это значит, что лыжники не будут идти один за другим по узкому снегу и, как следствие, не будут образовываться ямы. На мягком, рыхлом снегу для неопытных горнолыжников желательно ставить трассы из широких виражей типа полугиганта.

Требования по подготовке снежного покрова для син­хронных спусков, снежных карнавалов не столь велики. Главное, нужно выбрать широкий и некрутой ровный склон с хорошо раскатанным снегом. Место выступле­ния огораживают штакетником и веревками.

Специальные курсы

Обучение на коротких лыжах. Процесс обучения гор­нолыжной технике можно ускорить, если использовать на начальном этапе короткие лыжи. В течение пяти — семи первых дней занятий с новичками постепенно переходят от очень коротких лыж, длиной 100 — 135 см, к лыжам компакт, а затем к нормальным лыжам. Практика по­казала эффективность этой методики (получившей на­звание эволютивной) для осторожных и слабо под­готовленных новичков, желающих провести свой отпуск в горах на лыжах.

Кроме того, упражнения на коротких лыжах могут быть полезны для горнолыжников, уже владеющих ос­новами техники спусков, в целях совершенствования отдельных приемов, таких, как годиль и поворот на бугристых трассах.

Затруднения в организации обучения связаны с воз­можностью обеспечить туристскую базу необходимым количеством лыж разной длины (100, 135 и 160 см) и своевременную их смену.

Начинающим лыжникам может быть рекомендован следующий курс на коротких лыжах.

Этап первый (длина лыж 135 см). Что­бы освоиться с лыжами, добиться устойчивого перемеще­ния в простейших ситуациях на склонах, развить пер­вые навыки скольжения, опоры на канты и поворотов юзом сначала выполняются движения без палок.

В дополнение к элементарным приемам подготовитель­ного класса новичкам рекомендуются следующие упраж­нения.

На ровном месте:

коньковый ход, круговые переступания вправо и влево (давление на ребра лыж и отталкивание);

на небольшом бугорке разворот ступней (туловище не­подвижно, руки на поясе);

тот же разворот на ровном месте с помощью сгиба­ния-разгибания (руки в стороны);

развороты лыж ступнями в парах (лыжники стоят ли­цом друг к другу, держась руками).

На пологом склоне:

движение разворота ступней в параллельном ведении лыж (сгибания-разгибания, руки в стороны, короткие повороты),

подъем елочкой с опорой на внутренние концы лыж;

спуски короткими поворотами вдвоем, втроем вместе с инструктором, держась сбоку за руки.

На среднем склоне:

короткие повороты в "змейке" (7 - 8 слаломных древков, расставленных по линии ската на 3 — 4м друг от друга);

простейшие игры — спуски с использованием подъем­ника (например, "паровозик-гусеница"), держась руками за талию впереди стоящего лыжника, спуски гуськом и т.п.

Приобретя первые навыки равновесия скольжения и опор, лыжник может начать пользоваться лыжными пал­ками, отрабатывая следующие упражнения.

На ровном месте:

классические элементарные движения подготовитель­ного класса, добиваясь ритмичности их исполнения; развороты на месте с опорой на обе палки; коньковый ход; игры.

На пологом склоне:

в косом спуске, опершись на воткнутую в снег верх­нюю палку, выталкивание задников лыж и соскальзы­вание;

после выталкивания задников опора на нижнюю палку — подскок с разворотом лыж вниз для возобнов­ления косого спуска в прежнем направлении;

связывание двух предыдущих движений, соскальзы­вание вниз, прыжок-разворот в форме косого годиля;

короткие повороты с уколом внутренней палкой;

небольшой слалом по "змейке" из 9 — 10 древков на расстоянии 3 - 4 м друг от друга (частота поворотов постепенно увеличивается книзу).

На среднем склоне:

повороты переступанием к склону и от склона; упражнения и игры на более крутых склонах..

Этап второй (длина лыж 160 см). Как только ученик овладел координацией движений рук и ног, можно переходить на более длинные лыжи. Сначала необходимо повторить некоторые известные упражнения первого этапа. В дальнейшем отрабатывают упражнения и приемы первого класса, стараясь осваивать их сразу в законченных формах. Дополнительно можно посоветовать следующие упражнения.

На пологом склоне:

развороты лыж вместе со сгибаниями-разгибаниями и уколами палками;

быстрый разворот туловища — разворот лыж (опере­жающий нырок);

повороты переступанием от склона.

На среднем склоне:

повороты из упора (не настаивать, не добиваться совершенства движений);

короткие повороты с уколами палками и акцентиро­ванными сгибаниями-разгибаниями;

в прямом спуске серии подскоков с опорой на палки; соскальзывания-остановки с

закантовкой и опорой на нижнюю палку;

короткие трассы слалома из 10-15 древков с задачей небольшого отрыва внутренней лыжи от снега в дуге поворота (для развития навыков ведения дуги поворота, загрузки внешней лыжи и

независимой работы ног).

 

Методические указания. Упражнения на коротких лыжах проще в исполнении. Ученики чувствуют себя более уверенно, они более под­вижны. Сокращаются ненужные простаивания на склоне. Работа группы становится менее опасной с точки зрения наездов и столкновений. Поэтому целесообразно приступать к одновременному исполнению упражнений несколькими учениками и даже всей группой сразу. Группы на коротких лыжах могут быть более многочисленными — ими легче управлять.

Навыки ритма — одно из основных качеств в горнолыжной тех­ники — могут быть освоены на коротких лыжах быстрее. Чтобы раз­вивать ритм движений, можно прибегать к музыкальному сопровож­дению, что, кстати, создает на склоне хорошее настроение.

Введение в занятия игровых упражнений (спуски гуськом, паро­возиком; движение вместе, взявшись за руки, за плечи, за талию; коллективные спуски, преодоление слаломных трасс и т.п.) устанав­ливает дружеские отношения с инструктором и между участниками. Это, в конце концов, повышает тонус, настроение на занятиях, уве­личивает работоспособность группы. Здесь более чем в других слу­чаях инструктор берет на себя роль заводилы. Во время игр он только поправляет учеников, показывает им, как надо делать правильно, избегая каких-либо разъяснений.

Работа ступни при обычной ходьбе происходит как бы перекатом от пятки к носку. На горных лыжах эта функция исчезает из-за жесткого крепления ботинка. Зато ступня активно работает в поперечном плане в скольжении и кантовании. Это непривычная функция ступни горнолыжника быстрее развивается на коротких лыжах, что является дополнительным аргументом для внедрения в практику туристско-спортивных баз эволютивной методики группового обучения горнолыжников.

Не следует увлекаться катанием на коротких лыжах. Дело в том, то на лыжах нормальной длины, которые дают больше возможностей в спусках, скоростных маневрах и поворотах, которые, наконец, приносят больше удовольствия и радости, существенно изменяются нервно-мышечная координация, условно-рефлекторные связи. Поэто­му нужно переходить на более длинные лыжи, как только упражне­ния и повороты на данном этапе начинают выполняться уверенно.

На лыжах длиной 100 см рекомендуется заниматься только один-два дня (самые начальные движения), на лыжах длиной 135 см — два-три дня и на лыжах длиной 160 см — тоже не более двух-трех дней. Размещение креплений на лыжах разной длины показано на рис. 53.

 

Ориентированное обучение. Настоящая программа предусматривает возможность индивидуального подхода в коллективном обучении при условии однородного комплектования групп. В табл. 5 предлагаются отдельные програмные курсы последовательного освоения приёмов в зависимости от физической подготовки учеников, а также дан специальный курс для детей и горнолыжников пожилого возраста.

Детский курс.

Предназначен для самых маленьких горнолыжников в возрасте 6-12 лет.

Курс для осторожных горнолыжников.

Рис. 53. Размещение креплений на лыжах разной длины

К ним относятся те, кто не стремится увеличивать скорость, испытывает боязнь на более крутых участках. В этой группе могут быть пожилые солидные люди, которые удовлетворяются самыми простыми спусками по пологи



2015-11-07 1183 Обсуждений (0)
Высший класс (техническое мастерство) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Высший класс (техническое мастерство)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)