Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Парадокс бережливости



2015-11-06 1120 Обсуждений (0)
Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Парадокс бережливости 0.00 из 5.00 0 оценок




Дж. Кейнс представил графическую представил модель макроэкономического равновесия в системе координат «расходы-доходы», которая получила название «кейнсианский крест».

 

Расходы Е2 AS=AD

AS, AD2

AD Рецессионный

В разрыв

Е0 AD0=C+I+G

 

А

AD1

 


Инфл. разрыв

I+G Е1

 

 

450

 

Y1 Y0 Y2 Доходы, Y

 

Рис. 5. Модель «расходы-доходы» («Кейнскианский крест»)

 

На графике проведена биссектриса, т.е. линия с углом 450. Экономический смысл данной линии раскрывается при предположении о том, что потребляется весь национальный доход (Y). Поэтому она обозначена как равенство AS=AD, которое означает, что совокупное предложение (AS) равняется совокупному спросу (AD), или иначе – фактические совокупные доходы совпадают с фактическими совокупными расходами.

Однако принятая гипотеза о функции потребления (C=A+MPC*Yd) заставляет линию AD быть всё более пологой. На графике она занимает положение AD0. Линия AD0 пересекается с биссектрисой в точке Е0, для которой характерно нулевое сбережение. Следовательно, лишь точка Е0 соответствует макроэкономическому равновесию, выражаемому равенством AD=AS.

Важно отметить, что линия AD0 выражает функцию планируемых совокупных расходов, т.е расходов, которые фирмы (I), домохозяйства(C), правительство (G) планируют истратить на покупку товаров и услуг. Эта функция может быть определена как AD= C+ I+ G.

Если предложение сбережений сектором домохозяйств отстает от инвестиционных потребностей фирм, то в экономике возникает ситуация, называемая инфляционным разрывом. На графике этой ситуации Y1 < Y0, а инфляционный разрыв соответствует величине отрезка АЕ1.

Если предложение сбережений сектором домохозяйств опережает инвестиционный спрос фирм, то в экономике возникает ситуация, называемая рецессионным (дефляционным) разрывом. На графике этой ситуации соответствует потенциальный объем национального выпуска Y2 > Y0 , а рецессионный разрыв соответствует величине отрезка ВЕ2.

Именно с рецессионным разрывом связан вывод Дж. Кейнса, называемый парадоксом бережливости. Суть данного парадокса состоит в том, что при росте предельной склонности к сбережению (МРS) уменьшается предельная склонность к потреблению (МРС), а также уменьшается эффект мультипликатора инвестиций (М I). Следовательно, в экономике в целом снижаются темпы роста национального дохода, вызываемые приростом инвестиций. Не случайно в развитых странах с ростом накопления капитала снижается его предельная норма прибыли.

Для предотвращения или уменьшения негативных экономических последствий со стороны инфляционного и рецессионного разрывов Дж. Кейнс предложил меры по государственному регулированию экономики, в том числе:

ü осуществлять политику перераспределения доходов, чтобы увеличить потребительский спрос;

ü снижать реальную ставку процента, чтобы увеличить инвестиционных спрос;

ü увеличить государственные расходы.

 

11. Неоклассическое макроэкономическое равновесие: модель AD=AS.

В 1940-1850гг. несколько американских учёных во главе с П. Сэмуэльсоном приложили большие усилия к тому, чтобы новую, т.е. кейнсианскую, макроэкономическую теорию увязать с микроэкономическим анализом неоклассической школы. Так возникла идея «Великого Неоклассического Синтеза» (ВНС). На основе этой идеи была создана концепция «смешанной экономики», в которой совмещаются два начала:

1. Эффективное воздействие государства на рынок как единое целое;

2. Конкурентная свобода поведения производителя и потребителя.

 

Именно равновесие смешанной экономики получило графическую интерпретацию в модели AD=AS (рис. 6)


 

 

Р AS

 


P3

E4 AD4

 

E3

P2 E0

E1 E2

AD3

 

P1

AD1 AD2

 

0 Q1 Q0 Q2 Q

 

Рис. 6. Модель AD=AS

 

На графике кривая совокупного спроса (AD) показывает, какой общий объем товаров услуг (Q) может быть куплен при различных уровнях цен (Р). Нисходящий вид этой кривой соответствует закону спроса. Кроме влияния цен, в макроэкономике рассматриваются также неценовые факторы совокупного спроса:

1) Эффект процентной ставки. Суть его заключается в том, что при высоких процентных ставках покупатели предпочитают сокращать долю потребления с целью увеличения своих сбережений. Одновременно предпринимательские фирмы отказывается от кредитования своих инвестиций;

2) Эффект кассовых остатков (эффект богатства). Суть в том, что при повышении общего уровня цен уменьшается реальная стоимость финансовых активов населения (срочные вклады, акции и т.д.) и, следовательно, уменьшается совокупный спрос;

3) Эффект импортных закупок. При повышении уровня цен внутри страны выше уровней зарубежных цен покупатели данной страны сократят спрос на отечественные товары и станут приобретать больше импортных товаров.

На графике кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой общий объем товаров и услуг может быть предложен производителями при различных уровнях цен в определенный период времени. В зависимости от изменений цен на этой кривой выделены три характерные отрезки. Первый – горизонтальный отрезок, который называется «кейнсианским». Он соответствует кризисному состоянию экономики, когда величина совокупного спроса (AD1) не достигает ещё уровня производства при полной занятости (Q2). Второй – восходящий отрезок (от Q2 до Q3), когда увеличение реального объема национального производства сопровождается одновременным ростом цен (от Р1 до Р2). Третий – вертикальный отрезок, который называется «классическим». Он соответствует ситуации в экономике, когда производство достигает своих потенциальных производственных возможностей, т.е. все ресурсы уже задействованы и достигнута полная занятость. Следовательно, дальнейшее увеличение совокупного спроса (AD4) не может привести к соответствующему увеличению предложения, и только уровень цен повышается до Р3.

Кроме влияния цен, в макроэкономике рассматриваются также неценовые факторы совокупного предложения:

1) повышение цен на ресурсы – сокращает совокупное предложение, так как увеличивает издержки на единицу продукции;

2) рост производительности труда. Этот рост находится в обратной зависимости от издержек производства, а значит – снижение издержек производства увеличивает совокупное предложение.

3) увеличение налогов с предприятий ведет к увеличению издержек на единицу продукции, а в результате сокращается совокупное предложение и кривая AS сдвигается влево.

Важно отметить , что цены на товары и ресурсы, однажды повысившись под влиянием совокупного спроса (AD2), не имеют тенденции к понижению до первоначального уровня даже при падении совокупного спроса. Это неэластичность цен в сторону понижения приводит к тому, что горизонтальный отрезок AS может сдвигаться вверх (от уровня цен Р1 до уровня Р2). В результате возникает новое равновесие в точке Е0 , при котором сохранится ранее повысившийся уровень цен Р2 , а объем производства снизится до Q0 .

Смещение кривой совокупного предложения и установление нового равновесия при более высоком уровне цен экономисты назвали «эффектом храповика».(Храповик – это зубчатый механизм, позволяющий поворачивать храповое колесо только вперед, но препятствующий его возвращению назад).

 



2015-11-06 1120 Обсуждений (0)
Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Парадокс бережливости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Парадокс бережливости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1120)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)