Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В сфере юридических услуг



2015-11-07 1071 Обсуждений (0)
В сфере юридических услуг 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов, определяется положением, которое планирование занимает в системе управления. А в ней, планирование - центральное звено.

Поскольку планирование, если не придавать ему характер тотальной директивности, несет в себе много положительного, то представляется, что проникновение плана необходимо в те сферы жизни, которые ранее ему не подвергались, или испытывали его воздействие в незначительной степени. Такой сферой является и юридическая практика. Планирование применимо к последней используется недостаточно, а в настоящее время можно сказать, что внедрение его в юридическую практику необходимо. Прежде чем рассмотреть вопрос о принципах, формах, видах, средствах и методах планирования в правовой сфере, следует уточнить само понятие юридической практики. Само слово «практика» происходит от греческого слова, обозначающего «дело, деятельность, поступок». Толковый словарь русского языка Ожегова С.С. представляет следующие определение: практика - это, во-первых, деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; а также деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт; во-вторых, практику следует понимать как приемы, навыки, обычные способы какой-либо работы (практика преподавания, судебная практика); в-третьих, это работа, занятия как основа опыта, умения в какой-нибудь области; в-четвертых, это одна из форм обучения: применения и закрепления на деле каких-либо знаний, полученных теоретическим путем, и, наконец, Работа врача или юриста с частной клиентурой или другого частнопрактикующего лица с клиентами.[26]

Конкретизируем понятие практики в интересующей нас сфере деятельности и напомним, что в теории государства и права принято следующее определение практики: юридическая практика - это деятельность по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний в единстве с накопленным социально-правовым опытом[27]. Внешне юридический опыт представляет собой комплекс образцов, наиболее целесообразных, грамотных, и полезных юридических решений.

Для лучшего понимания целей и задач планирования необходимо вспомнить основные элементы юридической практики. К ним принято относить:

1) объект юридической практики - это то, на что направлены юридические действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы, включенные в соответствующий юридический процесс и призванные удовлетворять общественные и личные потребности и интересы;

2) субъект юридической практики — это основной, ведущий носитель правовых отношений (например, суд в судебной практике).

3) участник практики — это отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам юридической практики в выполнении правовых действий и операций. В качестве участника юридической практики могут выступить свидетели, проходящие по конкретному уголовному делу;

2) юридические действия, такие, которые влекут за собой правовые последствия для участников правоотношений. Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий называется юридической операцией;

3) юридически средства (способы) – установленный путь достижения запланированной цели (результата) с помощью определенных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок юридической деятельности. Юридические средства, сгруппированные по определенному признаку, составляют юридические методы воздействия, лежащие в основе юридической техники;

4) результат - это итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;

5) формы юридической практики – это способы ее организации, существования и внешнего выражения юридической практики (внутренняя - процедурно-процессуальное оформление деятельности и внешняя – документы, сопровождающие запланированную деятельность).

На данный момент существует огромное количество видов и форм ведения юридической практики, но среди них можно выделить основные закономерности ее развития, к которым относится и планирование. В условиях рыночной экономики невозможно достигнуть постоянного успеха в своей коммерческой деятельности, если не спланировать свой бизнес конкретно и эффективно. Нужно четко понимать необходимость обеспечения своего дела материальными, финансовыми, умственными и трудовыми ресурсами. В процессе деятельности также нужно постоянно следить за состоянием дел на целевом рынке, состоянии дел конкурирующих фирм, и своевременно пересматривать свои возможности и перспективы.

Планирование — экономический метод управления, который представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения на основе изучения принципов и методов научно обоснованного выбора и рационального использования всех видов ресурсов в практической деятельности.

Планирование является основополагающим аспектом управления. С этой позиции, как полагают многие специалисты, планирование призвано отвечать на три основных вопроса:

1. Где находится фирма в настоящее время? Определяется экономическая позиция фирмы, основные итоги и сложившиеся условия ее деятельности. Оцениваются сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, содержание пакета предоставляемых услуг, компетентность персонала для того, чтобы определить, чего может реально добиться фирма.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая конкуренцию, клиентов, законы, политические факты, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.

3. Как, используя какие ресурсы, фирма собирается достичь своих целей? Определяются функции и обязанности сотрудников.

Таким образом, планирование опирается на фактические нормативные данные настоящего или прошлого, но стремится установить процесс развития предприятия в будущем. Методологически планирование охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, современных требований рынка юридических услуг и методов разработки плана. Технологически планирование регламентирует порядок, сроки, содержание разделов плана и обоснование показателей механизма взаимодействия.

Следует учитывать, что любое планирование базируется на неполных данных, что предполагает корректировку плана. Это связано с объективными (неопределенность рыночной среды, несовершенство законодательства, издержки технологии планирования) и субъективными (некомпетентность руководителей и исполнителей, ошибки в экономических расчетах) ограничениями в возможностях планирования в организациях. Для практической реализации планирования важно соблюдать его основные принципы. Обратимся к классике жанра. Известно, что А. Файоль[28] определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным[29].

3. Принцип непрерывности предполагает, что:

- процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы в виде рамочных расчетов показателей («от» и «до»). Данный принцип коррелирует с объективными и субъективными ограничениями возможностей планирования.

Планирование в юридической практике как метод деятельности входит в состав ее тактики и стратегии. В силу своей универсальности планирование способно объединить их и создать, тем самым, оптимальные условия для перспективного развития компании. Учитывая специфику юридических услуг, вопрос о необходимости стратегического планирования среди юристов остается открытым. На сегодняшний день наличие стратегии развития юридической компании – скорее исключение из практики. Учитывая, что стратегическое планирование есть особый вид предвидения будущего компании, а наличие у компании четкой и прозрачной стратегии развития в условиях высоко конкурентного рынка является необходимостью, стоит уделить ему особое внимание и оценить в какой степени, и в каком объеме можно использовать стратегическое планирование в деятельности юридических компаний.

2.2. Требования к стратегическому плану

План только тогда есть план, когда он зафиксирован на бумаге, план в голове - это – «маниловщина». Однако, наличие стратегии «на бумаге» не всегда означает, что она внедрена в деятельность.

Такое положение дел является следствием ряда факторов: отсутствие у руководства юридической компании интереса к стратегии развития, недостаток навыков и опыта ее внедрения, отсутствие потребности в этом в связи с постоянным изменением конъюнктуры рынка юридических услуг (в данном случае руководители ориентируются на управление операционной деятельностью).

Вопрос о том, нужна ли юридической компании стратегия развития, следует соотносить с целями организации. Если положение юридической компании устраивает собственников, то можно под­держивать текущее состояние бизнеса, лишь незначительно корректируя его и реализуя краткосрочные операционные цели[30].

Однако современная юридическая компания не может полагаться только на успехи в операционном управлении. Независимо от усилий по оптимизации издержек, удержанию текущего со­стояния и освоению новых услуг и продуктов, стандартные схемы ведения бизнеса легко копируются конкурентами, что в дальнейшем ведет к снижению конкурентоспособности. Стра­тегия, т.е. бизнес-модель развития на среднесрочную перспективу, с одной стороны, придает компании уникаль­ность, а с другой - помогает ее сотрудникам понять, в каком направлении и как происходит развитие[31].

Насколько реально составить план и особенно на несколько лет для небольшой юридической компании, в которой работают интеллектуалы - специалисты высшей категории. Для собственника - руководителя важно, что будет с компанией через какое-то время, что ожидает её в будущем. А насколько важна судьба компании для сотрудников, которые всегда востребованы и могут работать индивидуально или в других компаниях. Даже если руководство компании не видит смысла в разработке стратегического плана или не понимает его необходимости и смысла, то бизнес-план пусть даже самый примитивный необходим: надо наметить новые направления предоставления юридических услуг, распределить ресурсы, найти необходимые финансы, установить новые, укрепить и поддержать существующие партнерские связи, найти новых сотрудников.

Методики стратегического планирования детально отработаны и постоянно совершенствуются с учетом новых требований. В сам процесс стратегического планирования, как и в сам стратегический план, каждая отдельно взятая компания вносит свое, исходя из собственного видения роли и значения плана, собственных ресурсов и собственного понимания планирования.

Из существующих моделей стратегического планирования выбор довольно часто падает на Бостонскую матрицу (см. Приложение 4) и метод Игоря Ансоффа (см. Приложение 5), которые позволяют учитывать отдельные особенности и намерения компании.

Стратегическое планирование преследует определенные цели и приобретает смысл, если эти цели достигаются. Задача выбранной стратегии показать направления и методы достижения запланированных целей. Фактически стратегия - это метод достижения поставленной цели.

Выстраивание пути достижение цели требует использования определенных методов их исследования. Одним из наиболее распространенных является прогнозирование. Уделим понятию «прогноз» специальное внимание.

Прогноз (от греч. prognosis — предвидение, предсказание),суждение о состоянии какого-либо явления в будущем; ныне обычно в значении вероятностного суждения о будущем на основе специального научного исследования[32].

Прогнозирование, разработка прогноза - в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. Прогнозирование служит повышению обоснованности целей и решений, в том числе планов, программ, проектов.

Термин «прогнозирование» получил распространение в 1960-х гг., когда начала складываться специальная теория разработки прогнозов управляемых явлений (предвидение научное). На протяжении веков прогнозирование в социальной сфере не применялось, т.к. здесь полностью господствовали религиозные, утопические и идеалистические философско-исторические подходы к познанию будущего (эсхатология, утопия, философия истории). Одновременно на протяжении 2-й половины 19 —1-й половины 20 вв. получили значительное развитие конкретные прогнозы в естественных науках (погоды, болезней, полезных ископаемых и т.д.), всё чаще приходившие на смену обыденным предсказаниям на основе примет. Отсюда методологическая ориентация прогнозирования управляемых явлений не на безусловное предсказание, а на оценку вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательного (при условии заранее заданных норм) состояния объекта. Ожидаемый результат исследования — использование прогностической информации, полученной на основе сопоставления данных поискового и нормативного.

Обычно выделяют три класса методов прогнозирования:экстраполяция, моделирование, опрос экспертов.Но такая классификация условна, т.к. прогностические модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки, последние представляют итог экстраполяции и моделирования экспертом исследуемого объекта и т.д.

Конкретные методики, по которым ведётся прогнозирование, образуются путём оптимального сочетания нескольких методов сообразно цели и задачам исследования.

В чем же заключается основная задача прогнозирования как метода разработки стратегического плана юридической компании?

Учитывая специфику деятельности, можно предположить, что существенное, если не главное, место в стратегическом планировании юридической практики должно занять определение направления развития законодательства и эффективности его применения. Это может иметь стержневое значение для определения стратегии и последующего построения текущих планов компании. Опираясь на прогноз содержательного и процессного (временного) развития предмета деятельности стратегическое планирование сможет дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться компания в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития компании на плановый период.

Стратегическое планирование, как и планирование в целом является одной из функций управления. Стратегическое планирование отвечает на вопрос: как достигнуть цели компании и позволяет руководству компании очертить направление, определить темпы развития и структурные изменения в компании, спрогнозировать общие тенденции развития рынка, выявить конкурентные преимущества компании и инструменты, необходимые для её эффективного развития, и, главное, осознать необходимость постоянно учитывать опыт прошлого и прогнозировать будущее.

Стратегическое планирование адаптирует деятельность компании к постоянно меняющимся внешним условиям с целью извлечения выгод из новых возможностей.

Компания в рамках стратегического планирования должна определить перечень юридических услуг, которые она предлагает и может предложить рынку.

Формирование стратегического плана юридической компании требует обязательного учета следующих принципов:

1) разработка стратегии - это прерогатива руководства компании;

2) целенаправленность на основе содержательного прогноза развития предметной области;

3) формирование штата юристами строго требуемой специализации с целью обеспечения готовности к реализации плана и снижения издержек, связанных с повышением квалификации;

4) целостность планирования на основе комплексного учета последовательности развития внутренней и внешней среды компании на весь планируемый период;

5) оперативная гибкость, позволяющая при необходимости скорректировать и переориентировать направление деятельности.

Реализация указанных принципов осуществляется последовательно на каждом этапе разработки и реализации стратегического плана[33].



2015-11-07 1071 Обсуждений (0)
В сфере юридических услуг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В сфере юридических услуг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1071)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)