Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Цели и задачи реферата




МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гуманитарного института

______________ Ерохин А.М.

«___»______________ 2015 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ
РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Философия»

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

Строительство

Профиль –­­­­­­­­­­­­­­«Городское строительство и хозяйство»;

«Промышленное и гражданское строительство»;

«Теплогазоснабжение и вентиляция»

   
УТВЕРЖДЕНО: РАССМОТРЕНО:
Зав. кафедрой социальной философии и этнологии _____________ Иванова С.Ю. «___» _____________ 2015 г.     На заседании УМК Гуманитарного института «____» _____________ 2015 г. протокол №_______   Председатель УМК __________________  

 

Ставрополь, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения……………………………………………………….… 4

2. Цели и задачи реферата………………………………………………….…4

3. Структура и содержание реферата………………………………………...5

4. Общие требования к оформлению реферата……………………..……. 9

5. Организация и контроль выполнения реферата …………….…………..12

6. Порядок проведения защиты реферата …………………………………. 13

7. Критерии оценивания реферата ………………………………….………13

8. Список литературы……………………………………………………...…14

9. Приложение 1. Шаблон титульного листа……………………………….16



 

 


 

Общие положения

Реферат — письменная работа объемом 20-30 печатных страниц, выполняемая аспирантом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Темы реферата распределяются преподавателем, ведущим семинарские занятия, в начале семестра с учетом профиля исследования и интересов аспирантов. Аспиранты могут предложить собственные темы.

Реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. В основе подготовки реферата лежит реферирование литературы, т.е. особый вид работы с учебной, научной, публицистической литературой, который предполагает краткое изложение содержания книги или статьи с элементами анализа. Поэтому рефераты должны содержать сведения о научных источниках, об авторах теоретических концепций.

Цели и задачи реферата

Поскольку тематика рефератов различна, трудно выработать единые рекомендации по их написанию. Следует обратить внимание на следующие важные моменты:

- само понятие «реферат» отличается от понятия «доклад», «выступление», «сообщение». Желательно, чтобы в реферате сопоставлялись различные точки зрения, предлагалась собственная трактовка обсуждаемой проблемы;

- подготовка реферата должна вестись преимущественно на основе научной, а не учебной литературы; при подборе литературы пользуйтесь списком литературы к программе курса «Философия культуры», а также каталогами университетской и краевой научной библиотек;

- старайтесь привнести поисковый элемент в подготовку реферата; привлекайте дополнительную, не указанную в учебных материалах кафедры литературу, формулируйте и аргументируйте собственную позицию, приводите новые факты. Содержание реферируемых источников излагается объективно от имени автора.

Подготовка и написание реферата преследует следующие цели:

- уяснение важнейших понятий, методологических подходов, философской аргументации и теоретических принципов направления философии культуры;

- овладение диалектическим методом мышления и формирование критических навыков, что позволит развить самостоятельное мышление;

- формирование умения самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал;

- вырабатывание навыков на основе анализа делать соответствующие выводы по теме реферата;

- развитие умения четко и просто письменно излагать свои мысли, правильно оформлять работу.

Задачи, которые ставятся непосредственно перед студентами по написанию реферата, включают:

- изучение литературы, справочных и научных источников по теме реферата;

- формирование философской культуры как важной составной части общей культуры человека, основывающейся на историко-философском опыте;

- умение анализировать и обобщать информацию, что способствует конструированию обучающимися самостоятельных картин мира – философских, научных, религиозных;

- овладение диалектическим методом мышления и формирование критических навыков;

- воспитание способности к самостоятельному критическому мышлению, используя богатейший мыслительный опыт как предшествующих, так и современных философов.

Реализуемые компетенции:

В ходе выполнения и защиты реферата аспирант должен продемонстрировать следующие компетенции:

 

Индекс   Формулировка:
ОК-1 Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию

 

Написание реферата по философии на базе прослушанного курса или самостоятельного изучения историко-культурных научных аспектов проблематики своего диссертационного исследования является обязательным материалом при подготовке и сдачи кандидатского экзамена, определяемого соответствующими нормативными документами Минобразования РФ.

 

3. Структура и содержание реферата

1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)

2. После титульного листа на отдельной странице следует содержание, в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

3. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы. Во введении автор, должен обосновать актуальность темы, её значимость, дать обзорную характеристику своего реферата, сформулировать цели и задачи работы.

4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. Главы и их разделы (параграфы) составляют так называемую практическую часть реферата. При раскрытии содержания главы следует дать краткую историческую характеристику исследуемого вопроса. Указать какие известные ученые занимались исследованием данной проблемы. После проведения анализа исследуемого вопроса автор высказывает своё понимание данного вопроса. Здесь можно проявить солидарность с приводимыми авторами (полную или частичную), а так же несогласие с ними. Вполне допустима корректная полемика. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу – обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

5. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении, отмечаются те стороны проблемы, которые требуют для своего решения дальнейших углубленных исследований. Объем заключения составляет 1,5-2 страницы.

6. Приложение может включать графики, таблицы, схемы.

7. Список литературы, где указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Выбор темы определяется уже накопленной студентами суммой знаний по философии культуры и смежным дисциплинам. При ознакомлении с темой необходимо примерно выделить круг вопросов, которые более полно осветят проблему реферативной работы, это необходимо будет сделать путем анализа, обобщения теории и практики.

Студенту необходимо правильно распределить время: равномерно и систематически контактировать с преподавателем, обсуждая тему работы и составляя примерный план к ней.

Наличие плана реферативной работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость, последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд.

По согласованию с преподавателем определяется план работы. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы.

Студенты иногда совершают ошибку: слишком перегружают план или повторяют в одном из вопросов плана тему реферативной работы. Нужно помнить, что неудачно составленный план может свести на нет всю последующую работу. Рекомендации: прежде чем приступить к написанию реферата план работы нужно согласовать и обсудить с преподавателем.

 

Темы рефератов

Базовый уровень

1.Понятие мировоззрения.

2.Эволюция понятия «материи» в философии и науки.

З.Соотношение категорий «материя» и «субстанция».

4.Философская и научная картина мира ХХ в. (единство и различие).

5.Философия и политика.

6.Философия и религия.

7.Социальная роль и функции философии.

8.Философия милетской школы.

9.Философия элеатов.

10.Идеализм Платона. Место Платона в истории философии.

11.Философское учение Аристотеля.

12.Этическая философия Сократа.

13.Философская система Ф. Аквинского.

14.Бэкон и Декарт. Сенсуализм и рационализм Нового времени.

15.Материализм и пантеизм Спинозы.

16.Французские материалисты XUIII века.

17.Кант- основоположник классической немецкой философии.

18.Философия Гегеля. Система и метод.

19.Материализм и атеизм Л.Фейербаха.

20.Философия марксизма. Учение К.Маркса о человеке и обществе.

21.Феноменология Гуссерля.

22.Русская философия Х1Х века. Основные идеи и направления.

23.Русская философия «Серебряного века».

24.Проблема бытия в философии.

25.Общественное и индивидуальное сознание. Их взаимосвязь.

26.Сознание и личность.

27.Проблема сознания в русской философии.

28.Сознание и бессознательное.

29.3.Фрейд о бессознательном и сознании.

30.Марксистское учение о сознании.

31.Проблема сознания в современной философии.

32.Сознание и искусственный интеллект.

33.Проблема человека в экзистенциализме.

34.Основные черты марксистского понимания человека.

35.Соотношение биологического и социального в человеке.

36.Проблема смысла Жизни в философии.

37.Современная научная картина мира.

38.Противорречивость научной картины мира.

39.Философская версия места человека во Вселенной.

40.Проблема личности и ее свободы в философии.

41.Диалектика свободы и ответственности в соврем. философии.

42.Идеи космизма в отечественной философской мысли.

43.Новые проблемы жизни и смерти в ХХ1 веке и пути их решения.

44.Источники саморазвития общества.

45.Собственность и эксплуатация. Современная философская интерпретация.

46.Социальное пространство и время: основные закономерности развития.

47.Информационное общество: его противоречия перспективы развития.

48.Кризис мировой цивилизации в начале ХХ1 века и пути его разрешения.

49.Сущность глобальных проблем и пути их решения.

50.Восточная и западная цивилизации. Их особенности.

51.Особенности российской цивилизации.

52. Элитарная и массовая культура.

53. Основные черты техногенной цивилизации.

54.Сущность нравственной культуры.

55.Традиционная и современная культура.

56.Героика, романтика, обыденность.

57.Особенности диалектико-материалистической теории познания.

58.Проблемы познания в русской философии.

59.Роль практики в процессе познания.

60.Проблема критерия истины в философии и науке.

61.Соотношение рационального, иррационального, интуитивного в процессе познания.

62.Социальное познание и его специфика.

63.Проблема соотношения веры и знания в философии.

64. Критерии научности.

65.Естественнонаучное и гуманитарное познание, их сходство и различие.

66.Роль философии в научном исследовании.

67.Проблема периодизации в научном исследовании.

68.Структура научной теории и ее основные функции.

69.Вненаучное знание и его формы.

70.Соотношение понятий «картина мира» и «научная картина мира».

71.Смысл и истоки научной революции.

72.Основные этапы развития техники.

73.Технические науки, их специфика и становление.

74.Инженерия как социальный институт и форма деятельности.

75.Особенности развития современной науки.

76.Сущность технофобии и технократизма.

77.Рациональность в познании и деятельности.

78.Современная научно-техническая (информационная) революция и ее социальные последствия.

79.Человечество как субъект истории.

80.Футурология, ее возможности и пределы.

 

Продвинутый уровень





Читайте также:




©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.02 сек.)