Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История предпринимательства как науки



2015-11-07 1354 Обсуждений (0)
История предпринимательства как науки 0.00 из 5.00 0 оценок





На первых порах предпринимательство не рассматривалось экономической наукой в качестве самостоятельного объекта исследования. Оно лишь упоминалось как определенное явление, связанное с теми или иными обстоятельствами развития производственных общественных отношений. В конце XIX века стала складываться такая научная дисциплина как история бизнеса. В 1926 г. появился пер­вый специализированный журнал «Business History Review», на страницах которого публиковались материа­лы, посвященные истории предпринимательских династий.

Во второй половине XX века организационное оформ­ление новой отрасли знания получило дальнейшее развитие в США. С 1954 г. и по сей день в рамках Американской конференции по истории бизнеса ежегодно проводятся форумы, которые соби­рают специалистов со всего мира.

Рубеж 50-60-х годов XX столетия ознаменовался за­вершением «младенческого периода развития «Business History», главной характерной чертой которой являлась описательность. На рубеже 50–60-х годов появились тео­рии корпоративного менеджмента. Всеобщее признание по­лучили школы «человеческих отношений» и «организа­ционного поведения», а также теории лидерства и стилей руководства.

В 1959 г. была опубликована фундаментальная моно­графия Э. Пенроуз «Теория роста фирмы». Появление этой работы стало подлинным прорывом в разработке эволю­ционной теории фирмы. По ее мнению, фирма является, с одной стороны, собранием материальных и человеческих ресурсов, а с другой – административной организацией, которая имеет транзакционные преимущества на рынке. Э. Пенроуз доказывала, что фирма обладает силой роста даже при скудном менеджерском потенциале. При этом предел роста возникает только в том случае, если фирма попадает в ситуацию, связанную с увеличением издержек или нехваткой материальных ресурсов. Работа американ­ской исследовательницы ярко высветила три важных об­ласти, которые предстояло изучить: 1) стратегический менеджмент; 2) организационное поведение и 3) техноло­гические изменения.

В 1977 г. в США была опубликована фундаментальная монография А. Чандлера«Видимая рука». Обработав огромный комплекс делопроизводствен­ной документации ведущих американских компаний и обоб­щив собранный эмпирический материал, историк создал теорию крупной фирмы или поэтапного развития менед­жерской корпорации.

По мере своего развития «Business History» все больше испытывала на себе позитивное воздействие со стороны родственных с ней отраслей знания. Это справедливо и в отношении так называемой школы эволюционной эконо­мики, получившей окончательное оформление на рубеже 70–80-х годов. Представителями этой школы являются такие экономисты, как Р. Нельсон и С. Уинтер.Опираясь на широкую базу эмпирических исследований, эволюци­онная экономика рассматривает инновационные и техно­логические изменения в обществе с точки зрения экономи­ческой перспективы.

В России о развитии теории предпринимательства мож­но говорить с начала 90-х годов, когда были осуществле­ны первые шаги в области приватизации. Поэтому накоп­ленные знания и опыт в этой области значительно уступа­ют всему тому, что имеется на Западе. Несмотря на это, российская практика развития предпринимательства весь­ма уникальна хотя бы потому, что произошел резкий переход от административно-командной экономики к ры­ночной в обстановке полномасштабного, длительного и си­стемного кризиса всего общества. Это потребовало от уче­ных-экономистов, социологов, правоведов определить свое отношение к предпринимательству и к институтам, свя­занным с ним (банками, биржами и т.д.). Одновременно необходимо было дать и определенные рекомендации для складывающихся хозяйственных структур и не ошибить­ся в их содержании. К этому следует прибавить фактор времени и отсутствие практических знаний.

Развитие предпринимательства в России некоторые авторы связывают с такими проблемами, как:

• оживление экономической жизни на основе восста­новления инвестиционной активности и привлека­тельности реального сектора;

• воссоздание производственного спроса;

• расширение платежеспособности потребительского спроса, и прежде всего на отечественные товары и услуги;

• разумный протекционизм отечественного произво­дителя в сочетании со стимулированием повыше­ния его конкурентоспособности;

• определение национальных экономических приори­тетов, их согласование с интересами развития пред­принимательства (крупного, среднего и малого);

• разработка механизма государственного регулирова­ния экономики, ее предпринимательского сектора, который не только не нарушал бы законов рынка, но и наоборот, смог более эффективно использовать их.

При этом главными целями такого механизма являют­ся обеспечение благоприятного климата и конъюнктуры для подъема реальной экономики и повышение на этой основе жизненного уровня населения страны.

Многие авторы отмечают, что несмотря на все усилия государства, предпринимательство в действительности ос­тается незащищенным от множества проблем, в число ко­торых входят и несовершенство законодательства и нало­гообложения, и небольшой покупательский спрос, возни­кающий из-за недостатка платежеспособного населения, и неразвитость информационной основы, необходимой для нормального функционирования предприятия, и влияние криминальных структур, существование которых ограни­чивает внедрение инновационной деятельности предпри­нимателя. Из-за множества проблем в производственном виде деятельности у государства нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства5. Политика поддержки предпринимательства вообще, а не базовых отраслей, при­водит к серьезным перекосам в структуре его развития и не обеспечивает максимально возможных результатов. Необходимо обратиться к опыту других стран.

В экономической литературе делается попытка осуще­ствить периодизацию российского предпринимательства. Говорят о предпринимателях «первого и второго этапов».

Главную роль в формировании отличительных призна­ков предпринимательства на первом этапе сыграла соци­ально-экономическая среда, в которой оно зарождалось. Для представителей «первого этапа», начинавших свою деятельность в период накопления первоначального капи­тала, главным была и приватизация государственной соб­ственности.

Предприниматели «второго этапа» уже понимали, что эпохе спекулятивного капитала рано или поздно придет конец. Поэтому они концентрируют свои усилия на пред­принимательстве с долгосрочным вложением капитала, переходя к работе в производственной сфере. Для них по­нятие «вложение капитала» не ограничивается только при­обретением предприятия, как это нередко встречалось у представителей «первой волны». Социально-экономические процессы 2000–х гг. (наметившиеся тенденции к рос­ту российской экономики, некоторые улучшения социаль­ного фона осуществления реформ, более осторожная де­нежно-кредитная политика, улучшение платежного балан­са, адаптация предпринимателей к новым условиям хозяйствования и т.д.) вызвали оживление деловой актив­ности во всех сферах экономики и определенные сдвиги в мотивации экономических агентов.

Исследователи спра­ведливо отмечают, что характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием рос­сийской экономики. С одной стороны, Россия продемонст­рировала способность к быстрому формированию предпри­нимательской инфраструктуры, самого класса предприни­мателей, тем более, что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий использовались ис­ключительно негативно. С другой стороны, многие ры­ночные структуры делают лишь первые шаги, это касает­ся, в частности, рынка ценных бумаг (фондовый рынок). Нельзя не отметить специфику формирующегося рос­сийского предпринимательского класса. Около 60% рос­сийской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры со всеми присущими ей традици­ями клановой закрытости, специфической моралью и при­вычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике.

В целом, в современной научной литературе ут­вердился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в дви­жение остальные факторы производства и обеспечиваю­щий свой вклад в успех экономического развития.

 



2015-11-07 1354 Обсуждений (0)
История предпринимательства как науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История предпринимательства как науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)