Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фирма как экономическая организация



2015-11-07 2654 Обсуждений (0)
Фирма как экономическая организация 5.00 из 5.00 4 оценки




Фирма объединяет владельцев ресурсов (труда, земли, капитала) под властью предпринимателя, принимающего решения по основным проблемам ее развития и функционирования. Предприниматель объединяет разрозненные экономические ресурсы, заключая с их владельцами специфические контракты (аренды земли, трудовой договор, договор займа и т.п.). Как экономическая организация фирма представляет собой систему властных отношений. Ей характерна координация путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя, а не свободы выбора, как в рыночной координации.
Признаки фирмы как экономической организации:

· Она является закрытой, иерархически выстроенной системой.

· Она организуется для достижения определенной цели, формулируемой предпринимателем и не сводимой к целям деятельности ее отдельных участников.

· Она представляет собой комбинацию экономических ресурсов, ее участники подчиняются специфическому внутрифирменному разделению труда.

· Она представляет собой специфическую систему отношений, в которой каждый подчиняется установленным нормам поведения и существует контроль за их соблюдением.
Почему владельцы ресурсов готовы подчиниться предпринимателю? Что их объединяет в фирму?
Возникновения фирмы объясняется теорией фирмы Р.Коуза: фирма как экономическая организация возникает тогда, когда трансакционные издержки рыночной координации деятельности превышают издержки, связанные с внутренней организацией, с отношениями господства-подчинения.
Например,

  в 1991-1992 годах результате распада централизованной системы распределения товаров издержки внутренней организации оптово-розничной торговли резко выросли. Внутренние издержки оказались больше трансакционных издержек "челноков", произошел выброс торговли на улицу. Следующий этап: в результате освоения торговых технологий, организации торговых потоков, внутренние издержки снизились и оказались ниже трансакционных издержек "челноков". Стала восстанавливаться организованная торговля.

Теория фирмы Р.Коуза отвечает и на другой вопрос: как трансакционные издержки и издержки внутренней организации влияют на размеры фирмы?
1. Чем меньше издержки организации и чем медленнее они растут, тем большего размера будет фирма. Для примера можно сравнить издержки внутренней организации, связанные с управлением и контролем работника в фирме по ремонту бытовой техники на дому и издержки внутренней организации конвейерного производства. В первом случае выбор будет сделан в пользу небольшой по размеру фирмы, во втором - в пользу крупной фирмы.
2. Чем меньше ошибок организации делает предприниматель, тем большего размера будет фирма. Например, отлаженная конвейерная система создает минимум ошибок иерархической организации. Наоборот, в дилерской сети по продаже автомобилей число ошибок управления резко возрастает.
3. Чем больше снижается для фирмы цена предложения экономических ресурсов, тем большего размера будет фирма. Например, крупный производитель, как работодатель, может навязать свои условия оплаты труда. В условиях инновационной фирмы, зависящей от интеллектуальных способностей и творческого потенциала работников, такие возможности незначительны, фирма будет небольшой.

Виды фирм

4.2.1. Классификация фирм.
4.2.2. Организационно-правовые формы фирмы.
4.2.3. Корпорация как ведущая форма организации современного бизнеса.
Справочные материалы

 

Классификация фирм

В зависимости от места фирмы в рыночной системе, способов организации ее деятельности выделяют несколько признаков классификации фирм:
1. По виду хозяйственной деятельности выделяют фирмы промышленные ("Азот"), торговые (магазины "Чибис"), специализирующиеся в области транспорта и связи (Кузбассавтотранс), банковские (Кузбассугольбанк), финансово-инвестиционные ("Коместра"), научно-исследовательские, инновационные, консультационные и т.п.
2. По отраслевой принадлежности выделяют одноотраслевые и многоотраслевые фирмы. Возможны четыре основных способа соединения предприятий в фирму: горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, диверсификация и конгломерация. При этом движущими силами объединения предпринимателем в фирму нескольких предприятий являются: экономия на издержках производства за счет рационализации использования ресурсов; возможности захвата контроля над рынком; экономия на трансакционных издержках взаимодействия с поставщиками и потребителями; распределение рисков между разными рынками сбыта продукции.
Горизонтальная интеграция представляет собой объединение в фирму предприятий одной отрасли. Например, объединение угледобывающих предприятий, формирование сети магазинов розничной торговли.
Вертикальная интеграция представляет собой объединение в фирму предприятий единой производственной цепочки, находящихся на разных стадиях производства. Самым известным примером вертикальной интеграции являются нефтяные компании, построенные по принципу "от скважины до бензоколонки".

  Однако в настоящее время выявляется новая тенденция развития мировых лидеров нефтяной промышленности (BP, Royal/Datch Shell и др.). Они отказываются от вертикальной интеграции, что связывается с развитием инфраструктуры рынков нефти и нефтепродуктов, сокращением трансакционных издержек, снижающим значение операционной интеграции. Эти компании осуществляют экспансию в другие области топливно-энергетического комплекса (газовую, разработки альтернативных источников энергии и т.п.), то есть диверсифицируют свою деятельность.

Диверсификация представляет собой объединение в фирму предприятий разных отраслей, но каким-либо образом связанных друг с другом. Например, авиакомпаний, туристических фирм, отелей, пунктов проката автомобилей.
Конгломерация также предполагает объединение в фирму предприятий разных отраслей, но мало связанных друг с другом. Основным мотивом формирование конгломератов является рассредоточение капиталов между разными рынками в интересах стабилизации дохода. По такому пути идет, например, "Русский алюминий", все более выходящий с стратегии своей экспансии за рамки диверсификации: производство алюминия, фольги, автомобилестроение, попытки взять под контроль "Аэрофлот".

  В США появились фирмы, которые уже просто нельзя классифицировать в отраслевом плане. General Electric, Ford, General motors эмитируют пластиковые карточки, практикуют залоговое и потребительское кредитование, занимаются коммерческими ссудами, управляют взаимными фондами, участвуют в страховом бизнесе. Доходы многих крупнейших фирм складываются из доходов от маркетинговой деятельности, дизайнерских и исследовательских услуг, девелопмента и уже во многом перекрывают выручку от производства. Например, доходы GE на 40% складываются за счет услуг.

3. По масштабам деятельности выделяют местные фирмы (Кемеровский кондитерский комбинат), общенациональные фирмы ("КМК", "Запсиб"), транснациональные фирмы ("Газпром", "Лукойл").
ТНК- это такие фирмы, которые имеют подразделения в двух и более странах, единую цель деятельности, связь через отношения собственности.
4. По размерам выделяют крупные ("Кокс"), средние (Кемеровский мясокомбинат) и малые фирмы (мини-ателье). Основной критерии - объемы занятости и производства.
5. По организационно-правовым формам. В каждой стране существуют свои особенные организационно-правовые формы фирмы, сложившиеся исторически. В России выделяют следующие коммерческие организации: единоличные, полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью (ООО), акционерное общество открытого типа (АООТ), акционерное общество закрытого типа (АОЗТ), производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.



2015-11-07 2654 Обсуждений (0)
Фирма как экономическая организация 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Фирма как экономическая организация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2654)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)