Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Эволюция логистики в экономической системе и факторы её развития




 

Объективное развитие рыночных экономических систем в XX веке привело к необходимости появления логистического подхода к управлению предприятиями.

Этапы исторического развития логистики были обусловлены:

объективными тенденциями на рынке;

широтой понимания возможностей логистического подхода и уровнем разработки концепций, методов и моделей логистического управления;

уровнем охвата логистическим управлением различных сфер деятельности предприятий;

сложностью логистического управления;

уровнем развития технических средств обработки и передачи данных, механизации и автоматизации производства.

В настоящее время выделяют три этапа развития логистики:

1. Дологистический.

2. Период классической логистики.

3. Неологистика.

Представим характеристику каждого этапа в виде таблицы:

 

Этап Характеристика
1. Дологистический (до 60-х годов XX в.) 1.Управление материальным распределением носило фрагментарный характер. 2. Транспорт, складское хозяйство и материальное распределение считались не связанными между собой сферами деятельности.
2. Классическая логистика (60-е - нач. 80-х годов) 1. Взаимосвязь складирования и транспортировки. 2. Логистические системы рассматривались как «закрытые».
3. Неологистика (с середины 80-х годов) 1. Интеграция всех звеньев материалопроводящей цепи. 2. Использование положений теории компромиссов и теории систем. 3. Построение управления материальными потоками по принципу «одного зонтика». Логистическая система становится открытой и работает на максимизацию прибыли всего предприятия.

 

Основные факторы (предпосылки), обусловившие появление и развитие логистики.

 

I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя

До начала 60-х годов XX века страны с развитой рыночной экономикой имели быстрорастущий рынок. Например, в США он характеризовался внедрением новых производственных технологий, высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики. Спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции.



Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление, производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Поэтому производители стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. А такие операции, как транспортировка и хранение товаров, организация различных форм сервиса для потребителя, послереализационное обслуживание, рассматривались как технические и не заслуживающие большого внимания.

Но к началу 60-х годов начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ.

Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения товаров не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Таким образом, поставщики, уделяющие особое внимание эффективной организации распределения товаров, добивались снижения себестоимости и времени выполнения заказа и при этом гарантировали потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе.

II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции

Повышение требований к качеству процессов реализации ГП (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

III. Энергетический кризис 70-х годов XX века

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления МП на предприятиях.

IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств

Замена традиционных конвейеров автоматизированными производственными линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства МР и сбыта ГП. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики

К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

1) компьютеризации управления логистическими процессами, а именно:

- создание и массовое использование ЭВМ;

- создание прикладных программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;

2) развитие средств передачи данных:

- разработка стандартов передачи информации;

- создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

Это дало возможность отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:

· автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска ГП, состояния производственных запасов, объемов поставок МР, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;

· оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);

· осуществления мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта – от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и ранспортные процессы вплоть до конечного потребителя;

· оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения;

· использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платежных систем, передачи электронной сопроводительной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;

· создания систем электронной коммерции.

Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления МП на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.

VI. Разработка теории систем и теории компромиссов

Теория систем позволила с научной точки зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников ЛЦ.

Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса.

VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах

До 1980-х международное товародвижение усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах. Создавались международные распределительные центры (РЦ), происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы, были унифицированы тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения, внедрялись новые технологии перевозок (например, интермодальные) и обработки информации, стали использоваться автоматические системы считывания и адресования грузов.

Развитие логистики прежде всего обусловлено стремлением к сокращению временных и денежных затрат, связанных с то­вародвижением.

Можно выделить пять факторов, определяющих актуаль­ность логистики в настоящий период:

1. Экономический фактор. В современных условиях на пер­вый план выдвигается поиск возможностей сокращения про­изводственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интере­сы производителя продукции и ее потребителя.

2. Организационно-экономический фактор. В условиях рын­ка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают формы организации взаимодействия предприятий-изготовителей, посредников, потребителей, скла­дов и транспорта.

3. Информационный фактор. Рыночная экономика способс­твует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей логистических процес­сов являются информационные потоки.

4. Технический фактор. Логистика как система, ее подсисте­мы и элементы развиваются на основе современных техничес­ких достижений в транспортно-складском хозяйстве и компью­теризации управления.

5. Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает задача регулирования про­цессов товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов и в национальном масштабе.

К современным тенденциям логистики относятся следующие.

 

1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:

– отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

– перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

– массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

– прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

– услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

– синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;

– многое другое.

2. Аутсорсинг – передача функций контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности – производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы.

3. Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом отношения, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.

4. Усовершенствование методов управления логистическими процессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические цели: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.

 

Основные понятия логистики

Предметом логистики как науки служат организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции.

Логистика как научная дисциплина исследует общие свойс­тва, законы и закономерности создания логистических систем.

Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.

Общим методом науки логистики является диалектичес­кий метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, методы исследования операций и теории систем.

Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.

Главными категориями логистики являются поток и запас.

Объектами изучения новой учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоковые процессы.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сы­рьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями, начиная с первич­ного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки протекают как между различными пред­приятиями, так и внутри одного предприятия, например движение груза между участками разгрузки, хранения и погрузки.

Итак, материальный поток - это грузы, детали, товарно-материальные ценности и подобное, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесен­ные к временному интервалу.

Материальные потоки образуются в результате транспортиров­ки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от пер­вичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.

Материальный поток - это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных ло­гистических операций.

Материальный поток характеризуется определенным набо­ром параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

1) номенклатура, ассортимент и количество продукции;

2) габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

3) весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

4) физико-химические характеристики груза;

5) характеристики тары (упаковки);

6) условия договоров купли-продажи (передачи в собствен­ность, поставки);

7) условия транспортировки и страхования;

8) финансовые (стоимостные) характеристики;

9) условия выполнения других операций физического рас­пределения, связанных с перемещением продукции, и др.

В схеме классификации материальных потоков выделены следующие основные признаки:

1. По отношению к логистической системе (ЛС) различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из ЛС во внешнюю среду (выходные).

2. По отношению к звену логистической системы (ЗЛС) материальные потоки делятся на входные и выходные. Внут­ренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматрива­ются в рамках заданной декомпозиции ЛС.

3. По номенклатуре материальные потоки делятся на одно-продуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидо­вые). Под номенклатурой будем понимать систематизирован­ный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для целей статистической отчетности, учета и планирования.

4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определен­ного вида или наименования, отличающийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и дру­гим признакам.

5. По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие призна­ки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.

6. По степени детерминированности (определенности) параметров потока различают материальные потоки детерми­нированные и стохастические. Детерминированным материаль­ным потоком мы будем называть поток с полностью известны­ми (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров неизвестен илиявляется случайной величиной (процес­сом), то материальный поток будем называть стохастическим.

7. По признаку непрерывности во времени различают непре­рывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологиче­ских) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискрет­ными во времени.

8. По отношению к логистическим операциям и функциям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и ба­зисные информационные потоки. По отношению к ЛС (ЗЛС) информационные потоки делятся на: внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри ЛС или ЗЛС или между ЛС и внешней средой); горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии ЛС, и вертикальные - от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему; входные и вы­ходные - по отношению к входу-выходу ЛС или ЗЛС.

9. По виду носителей информации наиболее распространен­ными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки ин­формации - на магнитных носителях (магнитных лентах, дис-, ках), в виде электронных видеограмм и т. п.

10. По времени возникновения информации различа­ют регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодичес­кие (с жестким ограничением на время передачи) и оператив­ные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах.

11. В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, информации для учета и анализа при принятии решений и вспомогательные информационные потоки.

Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:

• наименование материальных ресурсов;

• количество материальных ресурсов;

• начальная точка (выбор поставщика);

• конечная точка (потребитель);

• время (срок выполнения заказа).

Его размерность согласно определению - единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.) - в числителе и единица измерения вре­мени (неделя, месяц и т.д.) - в знаменателе.

При рассмотрении материального потока груза в процессе осу­ществления логистической операции для заданного момента време­ни он превращается в материальный запас.

Материальные потоки классифицируются по двум признакам:

• в зависимости от расположения относительно конкретной ло­гистической системы материальный поток может быть внешним, протекающим во внешней среде, за пределами логистической систе­мы, и внутренним, образующимся в результате логистических опе­раций, осуществляемых внутри данной системы;

• в зависимости от направления движения материального потока относительно логистической системы он подразделяется на вход­ной, поступающий в данную систему извне, и выходной, поступаю­щий из системы во внешнюю сферу.

Исходя из определения материального потока, раскроем сущность понятия логистической операции. Итак, логистическая операция - это элементарная (неделимая) часть технологического или организа­ционного процесса логистики, направленная на преобразование мате­риальных потоков и связанных с ними информационных процессов, например обертывание груза как часть процесса его упаковки.

Логистическая операция - это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести складирование, транс­портировку, упаковку и др. Логистические операции с инфор­мационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче соответствующей информации.

Выделяют внешние и внутренние логистические операции. К внешним логистическим операциям относят все действия в об­ласти снабжения и сбыта готовой продукции, а к внутренним - операции по управлению материальным потоком в производстве. Кроме того, логистические операции могут быть односторонни­ми или двусторонними, связанными с переходом права собствен­ности на товар с одного юридического лица на другое.

В свою очередь логистическая процедура - это комплекс ло­гистических операций, осуществляемых на одном рабочем месте и составляющих часть конкретной логистической функции, например сортировка товаров по ассортиментным группам.

Принимая во внимание определение логистической процедуры, логистическая функция представляет собой группу процедур, пред­назначенных для реализации целей и задач конкретного направления логистической деятельности: материально-технического снабжения и сбыта, управления складским хозяйством, запасами и др.

Логистическая функция - это укрупненная группа логис­тических операций, направленных на реализацию целей ло­гистической системы. Каждая из функций представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. К основным логистическим функциям относят планирование материального обеспечения производства, управление ходом производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции.

Логистические операции, процедуры и функции классифи­цируются по четырем признакам:

- по переходу права собственности на товар: односторонние (без перехода) и двухсторонние (с переходом);

- в зависимости от изменения потребительских свойств: с добав­ленной стоимостью (расфасовка), без добавленной стоимости;

- в зависимости от места их выполнения относительно логис­тической системы: внешние и внутренние;

- в зависимости от природы потока: с материальным потоком, с информационным потоком.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множе­ство физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материаль­ного потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления. Основны­ми звеньями логистической цепи являются:

• поставщики материалов;

• склады;

• транспорт;

• распределительные центры;

• производители товаров;

• потребители продукции.

Каждой операции по продвижению материального потока соответствуют определенные издержки, которые несут отде­льные звенья логистической цепи. К ним относятся:

• издержки, связанные с погрузочно-разгрузочными опера­циями;

• издержки по перевозке и экспедированию грузов;

• издержки хранения;

• издержки, связанные со сбором, хранением и передачей информации о материалопотоке;

• расчеты с поставщиками и покупателями;

• страхование и таможенное оформление грузов и др.

 





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)