Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Теория и практика аргументации




Утверждено к печати Ученым советом
Института философии РАН

В авторской редакции
Художник: В.К.Кузнецов
Технический редактор: Ю.А.Аношина

Корректоры: Т.М.Романова


 

Лицензия ЛР № 020831 от 12.10.98 г.

Подписано в печать с оригинал-макета 00.00.2001.
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл.печ.л. 00,00. Уч.-изд.л. 10,08. Тираж 500 экз. Заказ № 010.

Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАН
Компьютерный набор: Е.Н.Платковская
Компьютерная верстка: Ю.А.Аношина

Отпечатано в ЦОП Института философии РАН
119842, Москва, Волхонка, 14


 


* Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 00–03–00033.

* Исследование проведено при поддержке РГНФ, проект 9903–19641.

* Исследование ведется при финансовой поддержке РГНФ, грант № 00–03–00377.

* работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 09-03-00370а).

* Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 00–06–80120.


[i] Сборник кодексов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2000 г. М.-СПб., 2000. С. 733.

[ii] Popper K. Conjectures and Refutation. N.Y., 1965. P. 313.

[iii] Аристотель. Топика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1978. 100 в.

[iv] Perelman Ch. The New Rhetoric and Humanities. Dordrecht, 1979. P. 9.

[v] Perelman Ch. Ibidem. P. 11.

[vi] Hintikka J., Bachman J. What if... Noward excellence in reasoning. Calif., 1991. P. 9.

[vii] Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1966. С. 197.

[viii] Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 3. М., 1965. С. 298.

[ix] Никифоров А.Л. Книга по логике. М., 1995. С. 212.

[x] Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978. 1356 а.

[xi] Платон. Федр // Полное собрание творений Платона. Пг., 1922. 271 е.

[xii] Rieke R., Sillars M. Argumentation and decision making process. N.Y., 1975. P. 8–9.

[xiii] Цит. по: Вересаев В. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. М., 1961. С. 357.

[xiv] Там же. С. 356.

[xv] Аристотель. Риторика. 1356 а.

[xvi] Цит. по: Arnold C.C., Bower J.W. Handbook of Rhetorical and Communication. Boston, 1984. P. 16.

[xvii] Pierce Ch. Collected Papers. Vol. V. § 146.

[xviii] Ibid. § 171.

[xix] Peirce Ch.S. Essay in The Philosophy of Science. N.Y., 1957. P. 237.

[xx] Peirce Ch.S. Collected Papers. Cambridge (Mass.), 1958. P. 776–777.

[xxi] Hanson N.R. The Patterns of Discovery. Cambridge, 1958. P. 70–71.

[xxii] Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях и изгибаниях света. М., 1927. С. 306.



[xxiii] Ibidem.

[xxiv] Ibidem. P. 71–72.

[xxv] Цит. по: Вавилов С.И. Соч. Т. 3. М., 1956. С. 209.

[xxvi] Бор Н. Избранные научные труды. Т. 1. М., 1970. С. 334.

[xxvii] Lican W. Epistemic Value // Synthese. 65 (1985). P. 138.

[xxviii] Abductive Inference. Cambridge, 1994. P. 5.

[xxix] Ibidem. P. 5.

[xxx] Adductive Inference. P. 13.

[xxxi] Hanson N.R. The Patterns of Discovery. P. 87.

[xxxii] Peirce Ch. Op. cit. § 581.

[xxxiii] Дойл Конан. Собрание сочинений в 8 т. Т. 3. М., 1966. С. 27, 35, 131.

[xxxiv] Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М.-Л., С. 109, 110.

[xxxv] Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 205.

[xxxvi] Можно поставить вопрос и о смыслах термина “понимание”. Наиболее тщательно этот вопрос исследовался герменевтикой, где чаше всего указывают на такой смысловой оттенок, как “усвоить смысл”, “постигнуть содержание”. Для методологии науки представляет интерес семантическая концепция понимания, предложенная А.Л.Никифоровым. Согласно ей слово “понять” имеет оттенок “осмыслить”, “интерпретировать”, “придать смысл”. См.: Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология (учебное пособие). М., 1998. Глава V. В нашей работе предпринята попытка просмотреть разные тенденции культуры, отсюда термин “понимание” будет в зависимости от контекста приобретать различные оттенки смысла, основные из них: “воспринять смысл”, “усвоить смысл” (пассивный аспект), “проявить смысл” (нейтральный аспект), “придать смысл” (активный аспект). Указанные аспекты можно также уточнить как “проявить-воспроизвести” (“транслировать”), “проявить-пояснить”; “усвоить-воспроизвести”, “усвоить-ассимилировать”; “придать смысл как интерпретировать”, “придать смысл как указать на смысл”.

[xxxvii] Логико-эпистемологический подход к анализу понятий, представленный в данной работе, вполне согласуется с когнитивным. С точки зрения когнитивной эпистемологии, одной из важнейших функций понятий является когнитивная экономия. И.П.Меркулов раскрывает эту мысль следующим образом: “Благодаря понятиям мы избавлены от необходимости использовать чрезмерно обширный лексикон и именовать в отдельности каждую индивидуальную ментальную сущность ... Разделяя объекты на классы, мы, однако, не просто “экономим” слова, мы тем самым увеличиваем количество когнитивной информации, которую мы должны извлекать, изучать и анализировать, помнить и передавать другим и на основе которой мы можем строить наши рассуждения”. См.: Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999. С. 81.

[xxxviii] В лингвистике выделяют акт номинации (именования) и акт сигнификации (означивание, подразумевание). Первый делает слово именем различных феноменов, а второй — выражением понятия. Лингвистические исследования в аспекте номинации называют ономасиологией (греч. onomasia — называние), а в аспекте изучения словесного выражения понятий — семасиологией (греч. semasia — смысл). Для того, чтобы подчеркнуть, что исследование направлено именно на изучение смыслов понятий, в тех или иных контекстах в семасиологии употребляются такие термины, как словопонятие или лексиконцепт. Признание того, что слова могут стать ключом к пониманию и даже творению вещей (реальных, концептуальных, перцептуальных), вызвало к жизни многие лингвистические и лингво-философские направления культуристорических и кросскультурных исследований языка (Р.Мерингер, Дж.Остин, Р.Браун, Э.Геллнер, У.Куайн, М.Фуко). В качестве примера можно привести книги, выпущенные центром по логическому анализу языка под руководством чл-корр. Арутюновой Н.Д. (Институт языкознания РАН). Сама идея влияния словопонятий на реалии жизни и вытекающей отсюда необходимости рационализации понятий явно перекликается с древнекитайской философской мыслью: для того, чтобы навести порядок в государстве, следует сначала навести порядок в именах. Междисциплинарный подход к исследованию понятий, предпринятый в данной статье, опирается прежде всего на логико-методологический аспект изучения понятия, но принимает во внимание в качестве дополнительных лингвистический и когнитивный аспекты.

[xxxix] Мир вещей, мир понятий и мир слов можно представить как реальную, ментальную и языковую координаты (аспекты) исследования мышления. Если во внимание принять жизненный мир индивида, то к перечисленным добавится и перцептуальная координата.

[xl] Греческое слово aphorismos буквально значит “ограничение”, “определение”.

[xli] На большое значение афористики в культурной жизни указывает А.Я.Сыркин: “Достаточно сказать о степени воздействия афоризма на человеческое поведение, о фетишизации отдельных изречений и заповедей, приобретающих при определенных обстоятельствах поистине магическую силу. Можно было бы написать целую историю таких, например, фраз, как Люби ближнего своего, как самого себя или Кто не работает, тот не ест” в их передаче от поколения к поколению, в их связях с общественными движениями, с интеллектуальной жизнью разных стран и времен”. См.: Древнеиндийские афоризмы. Составление, перевод и предисловие А.Я.Сыркина. М., 1999. С. 6. В дальнейшем примеры древнеиндийских афоризмов будут взяты из этой книги без дополнительных ссылок.

[xlii] Бочаров В.А., Маркин В.Л. Основы логики. М., 1994. С. 170.

[xliii] Понятие неопределенности в историческом познании исследуется Анисовым. См.: Анисов А.М. Темпоральный универсум и его познание. М.: ИФ РАН, 2000.

[xliv] Московский логик Е.А.Сидоренко как-то пошутил по этому поводу: “Если нельзя доказать, то приходиться аргументировать”.

[xlv] Степин Б.Д., Аликбекова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М., 1994. С. 233.

[xlvi] Понятия-символы тесно связаны с явлениями энантиосемии, которая представляет собой разновидность антонимии или разносмысленности, когда противоположные смыслы выражаются одним и тем же словом (греч. enantios — противоположный, sema — знак). Так лат. altus означает “высокий”, но также и “глубокий”, персидск. pachter — восток, но также и запад, русск. наверное — точно, несомненно, но также и вероятно, сомнительно. Категорию энантиосемии ввел в научный обиход чех В.И.Шерцль в середине XIX века, который справедливо считал, что такая поразительная неопределенность унаследована от древнейших эпох языка. Добавим, что, на наш взгляд, энантиосемия возникла в ходе когнитивной эволюции как результат трансформаций невербального символьно-образного мышления в вербальное. В современном мышлении энантиосемия вновь активизируется, но уже в связи с синтезирующими тенденциями в культуре, попытками объединить в одном понятии ранее разнородные смыслы.

[xlvii] В приведенном рассуждении содержится предпосылка — кроме лингвистического сознания имеются и другие виды сознания. Проекции смыслов на лингвистическое сознание порождают ситуации многозначности. Современника Гаутамы Будды и основателя джайнизма Махавиру можно считать предтечей многозначной логики. Все возможные альтернативы в ситуациях определенности-неопределенности видятся им в семизначной логике: на вопрос: “Существует ли Бог?”, возможны следующие ответы: (1). Да, Бог существует. (2). Нет, Бог не существует. (3). И да, и нет: Бог существует и Бога не существует. (4). Возможно, Бога нет. (5). Возможно, Бог существует и не может быть определен. (6). Возможно, Бог не существует и также не может быть определен. (7). Возможно, ничего не может быть сказано, только то, что это не может быть определено.

[xlviii] См.: Франклин Меррелл-Вольф. Математика, философия и йога. Киев, 1999. С. 81.

[xlix] Природа исцеляющая // Авт.-сост. Г.В.Семенова. Мн., 1998. С. 244–245.

[l] Логика. Логические основы общения. Учебное пособие для высших учебных заведений // В.Ф.Берков, Ф.С.Яскевич, В.И.Бартон и др. М., 1994. С. 88.

[li] Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.

[lii] Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997.

[liii] По признаку точности и однозначности определения понятия лингвисты выделяют два вида понятий: сущностно оспариваемые и конвенциональные. В конвенциональных понятиях значения строго заданы и имеется согласие относительно пределов их толкования. Примером может служить такая область, как юриспруденция. Сущностно оспариваемые понятия употребляются в тех областях, где задействованы человеческие интересы. В таких понятиях доля неопределенности достаточно велика, они не допускают терминологизации, т.е. установления жестко ограниченного значения, и конвенционализации — согласия о пределах значения слов. В сфере политики, особенно, если стоит задача достичь договоренности между конфликтующими сторонами, использование понятий с не жестко-фиксированными значениями бывает предпочтительней прямых, детализированных описаний, а также оценок и суждений. Оспаривание рассматривают как проявление метафоризации в процессе коммуникации, когда каждый из участников общения настаивает на своем смысле, но при этом понимание и контакт (желание продолжения переговоров) не разрушаются, поскольку смыслы оказываются сопряжены.

[liv] Ильин М.В. Цит. соч. С. 79.

[lv] Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русском богослужебнопевческой системе. М., 1997. С. 5.

[lvi] Там же. С. 6.

[lvii] Крушинский А.А. Логика “И Цзина”: Дедукция в древнем Китае. М., 1999. С. 19.

[lviii] Цит. по: Айрапетова Н. Надо ли России опасаться Китая? Что остается за скобками формулы о стратегическом партнерстве // Независимая газета. 03.03.2000.

[lix] Д-р Мурали Манохара Джоши. Устойчивое потребление — видение будущего. Обращение // Выступление в МГУ им.М.В.Ломоносова. Москва, 5 июля 2000 г.

[lx] Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII — начала XX вв. (геокультурный аспект). М., Институт Наследия. 1998. С. 6. Понятие географического пространства, включающее физический, экономический и информационный аспекты смыслов, становится “объемным”, другими словами, явно подпадает под явление энантиосемии. Еще более ярким примером энантиосемии служит понятие пространства в ореоле своих физических и ментальных смыслов в культуре: физическое, психофизическое, культурное, экономическое, политическое, социальное, личностное и др. пространства.

[lxi] Усматривают этимологическую общность слов “медицина” и “медитация” (созерцание).

[lxii] Их предлагается толковать как космофизические.

[lxiii] Хунданов Л.Л., Батомункуева Т.В., Хунданова Л.Л. Тибетская медицина. М., 1993. С. 36.

[lxiv] Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М., 2000. С. 120.

[lxv] См., например: Носовский Г., Фоменко А. Новая Хронология Руси. М., 1998. На “Русском радио” работает шоумен Н.Фоменко. Приведенные в статье примеры взяты из письма читателя “Литературной газеты”, который предложил отличить “пародию на шарлатанов” (Н.Фоменко) от “научных доказательств” (А.Фоменко).

[lxvi] Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000. С. 11.

[lxvii] Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. С. 241–242.

[lxviii] Хабермас Ю. Цит. соч. С. 91.

[lxix] См. подробнее: Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

[lxx] См.: Хабермас. Цит. соч. С. 242.

[lxxi] См.: Toulmin St. The Uses of Argument. Cambridge, 1958.

[lxxii] См.: Хабермас. Цит. соч. С. 39.

[lxxiii] Там же.

[lxxiv] См.: Там же. С. 42.

[lxxv] См., подробнее: Грифцова И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. К вопросу о соотношении формальной и неформальной логики. М., 1998; Сорина Г.В. “Имей мужество пользоваться собственным умом”. Диалог, вопросно-ответные процедуры в процессе обучения. М., 1992.

[lxxvi] См. подробнее: Сорина Г.В., Меськов В.С. Логика в системе // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 93–103.

[lxxvii] Сорина Г.В. Логико-культурная доминанта. Очерки теории и истории психологизма и антипсихологизма в культуре. М., 1993.

[lxxviii] Городецкий И.Д. Логика. Учебник для гимназии и самообразования. Энергия, 1916. С. 16.

[lxxix] Яновская С.А. Предисловие к русскому переводу // Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948. С. 7.

[lxxx] См. подробнее: Сорина Г.В. Методологический статус интеррогативных теорий научного исследования // Взаимосвязь методологии и методов специальных наук. Москва-Обнинск, 1985. С. 152–153.

[lxxxi] Кант И. Соч. в 6-ти т. Т. 3. М., 1964. С. 159.

[lxxxii] См.: Гулыга А.В. Кант. М., 1977. С. 247.

[lxxxiii] См. подробнее: Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991. С. 21–22.

[lxxxiv] Кант И. Цит. соч. Т. 3. С. 96.

[lxxxv] См. подробнее: Сорина Г.В. “Имей мужество пользоваться собственным умом”. Диалог, вопросно-ответные процедуры в процессе обучения. М., 1992.

[lxxxvi] Грифцова И.Н. Цит. соч. С. 86–97.

[lxxxvii] См.: Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 37.

[lxxxviii] Там же. С. 23.

[lxxxix] Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С. 426–427.

[xc] Там же.

[xci] Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. С. 36.

[xcii] Там же.

[xciii] Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990. С. 129–139.

[xciv] Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992. С. 124–138.

[xcv] См.: Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 249.

[xcvi] Хейзинга. Цит. соч. С. 130.

[xcvii] См.: Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928. С. 68–69.

[xcviii] См.: Пропп В.Я. Исторические корни вошебной сказки. Л., 1986. С. 35.

[xcix] Там же. С. 305.

[c] См. подробнее: Coyen T. What is question? // The Monist. 1954. Vol. 39. № 3. P. 350–364. Langer S.K. Philosophy in a new key: a study in the symbolism of reason, rite and art. Cambridge (Mass.), 1951.

[ci] Аристотель. Сочинения. Т. 2. С. 397–400.

[cii] Аристотель. Метафизика. XIII 4, 1078 b 17–30.

[ciii] Лейбниц В.Г. Новые опыты о человеческом разуме. 1936. С. 423.

[civ] См.: Wolniewicz B. Logic and Metaphysics. Studies in Wittgenstein’s Ontology of Facts. Warszawa, 1999. P. 255.

[cv] Там же. P. 255.

[cvi] Лукасевич Я. О детерминизме // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М., 1999. С. 181.

[cvii] Priest G., Routley R. The Philosophical Significance and Inevitability of Paraconsistency // Paraconsistent Logic. Essays on the Inconsistent. Priest G., Routley R., Norman J. (eds.). Mьnchen, 1989. P. 485.

[cviii] Там же. P. 485–486.

[cix] Шульга Е.Н. Научное открытие: герменевтический подход // Грани научного творчества. М., 1999. С. 174–208.

[cx] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 375.

[cxi] См.: Passmore J. Philosophical Reasoning. L., 1961. P. 64–70.

[cxii] См.: Bose A. History of Anarchism. Calcutta, 1967. P. 15.

[cxiii] Цит. по: Priest G., Routley R. The Philosophical Significance and Inevitability of Paraconsistency // Paraconsistent Logic. Essays on the Inconsistent. G.Priest, R.Routley, J.Norman (eds.). Mьnchen, 1989. P. 490.

[cxiv] Юм Д. Соч. Т. 1. М., С. 396.

[cxv] Спиноза Б. Этика, Теорема 35 // Избр. произведения. М., 1957. С. 611.

[cxvi] Priest G., Routley R. The Philosophical Significance and Inevitability of Paraconsistency // Paraconsistent Logic. Essays on the Inconsistent. G.Priest, R.Routley, J.Norman (eds.). Mьnchen, 1989. P. 492.

[cxvii] Follesdal D. Understanding and Rationality // Meaning and Understanding, eds. H.Parret and J.Bouveresse. Berlin-N.Y., 1981. P. 154–168.

[cxviii] Jaњkowski S. Propositional Calculus for Contradictory Deductive Systems // Studia Logica, XXIV (1969), P. 143–157.

[cxix] См.: Da Costa N.C.A. and Doria F. On Jaњkowski’s Discussive Logic // Studia Logica. Vol. 54. № 1. 1995. P. 47.

[cxx] Blanchй R. Le raisonnement. Paris, 1973. P. 223.

[cxxi] Клини С.К. Математическая логика. М., 1973. С. 234.

[cxxii] См.: Эйнштейновский сборник 1978–1979. М., 1983. С. 105.

[cxxiii] Слова в кавычках принадлежат Л.Больцману. См.: Новые идеи в математике. Сб. 8. Математика и философия 1. СПб., 1914. С. 125–126. Далее Больцман говорит о невозможности непосредственного восприятия очень больших чисел. Подобную же мысль до него высказывал Г.Фреге.

[cxxiv] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 2. М., 1971. С. 14.

[cxxv] О понятии “посторонняя посылка” см.: Новосёлов М.М. Посылка // БСЭ. 3-е изд. М., 1975. Т. 20. С. 424.

[cxxvi] Представленную в работах А.С.Есенина-Вольпина до и независимо от исследований по паранепротиворечивым и релевантным теориям. См.: Есенин-Вольпин А.С. Избранное. М., 1999. Раздел “Логика”.

[cxxvii] Лузин Н.Н. Собрание соч. Т. 2. М., 1958. С. 708.

[cxxviii] Разумеется, если речь идет о непротиворечивой теории в традиционном смысле, то такой ситуации, как отождествление A в указанной выше формуле, фактически быть не может, поскольку в непротиворечивой теории эта формула не может существовать вообще.

[cxxix] Подробно со всеми этими интересными идеями и заложенной в них глубокой философией анализа можно ознакомиться по: Yesenin-Volpin A.S. The Ultra-intuitionisttic Criticism and the Antitraditional Program for Foundations of Mathematics // Intuitionism and Prooff Theory: Proceedings of the Conference of Buffalo. North-Holland, 1968. Некоторые сведения об ультраинтуиционизме можно почерпнуть из статей “Математическая индукция”, “Непротиворечивость” и “Парадокс”, представленных в 3 (1964), 4 (1967) и 5-ом (1970) томах Философской Энциклопедии.

[cxxx] Марков А.А. О логике конструктивной математики. М., 1972.

[cxxxi] См.: Новосёлов М.М. Тождество // БСЭ. Т. 26. М., 1977 (a translation: Novosyolov M.M., Identity // Great Soviet Encyclopedia, N.Y.-L., 1981. Vol. 26); Новосёлов М.М. Категория тождества и ее модели // Кибернетика и диалектика. М., 1978; Novosyolov M.M. Identity with a measure of transitivity // LIMPS 87. Abstracts. Vol. 4. Part 2. Moscow, 1987. P. 57–59.

[cxxxii] Об абстракции неразличимости подробнее см.: Новосёлов М.М. Об абстракциях неразличимости, индивидуации и постоянства // Творческая природа научного познания. М., 1984; он же. О логике эмпирических неразличимостей // Синтаксические и семантические исследования неэкстенсиональных логик. М., 1989.

[cxxxiii] Хотя попытки такого рода имеются. См.: Destouches J.L. Sur la mйcanique classique et l’intuitionnisme // Koninklijke nederlandse akademie van wetenschappen, Series A. Vol. LIV. № 1. 1951; Novosyolov M.M. Sur les indiscernabilitйs comme structures algйbriques // Логические исследования. Вып. 7. М., 2000.

[cxxxiv] Из отечественных мне знакомы только две работы, посвященные этой теме специально: Бирюков Б.В. Крушение метафизической концепции универсальности предметной области в логике. М., 1964; Бессонов А.В. Предметная область в логической семантике. Новосибирск, 1985.

[cxxxv] См.: Философская Энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 239.

[cxxxvi] Эти слова Э.Шрёдера цит. по кн.: Бирюков Б.В. Крушение... М., 1963. С. 39.

[cxxxvii] Яновская С.А. Логицизм // Философская Энциклопедия. Т. 3. М., 1964. С. 228.

[cxxxviii] Heyting A. La conception intuitionniste de la Logique // Les Йtudes philosophiques. № 2. 1956. P. 226.

[cxxxix] Шенфилд Д. Математическая логика. М., 1975. С. 25.

[cxl] Я изучал логику неразличимостей именно как (бескванторную) логику с отношениями неразличимости, заданными “ни на чем”. А вопрос о правилах для кванторов при пустом универсуме тоже интересный вопрос, который обсуждался неоднократно.

[cxli] Гильберт Д., Аккерман В. Основы теоретической логики. М., 1947. С. 118.

[cxlii] Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 71–72.

[cxliii] Новосёлов М.М. Тождество // Философская Энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 239.

[cxliv] Новиков П.С. Элементы математической логики. М., 1959. С. 215.

[cxlv] По терминологии статьи: Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Роль приборов в познании и их классификация // Философские науки (ВДВШ). 1970. № 6.

[cxlvi] Новосёлов М.М. О некоторых понятиях теории отношений // Кибернетика и современное научное познание. М., 1976. С. 260.

[cxlvii] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 101.

[cxlviii] См.: Hintikka J. Inquiry as Inquiry: a Logic of Scientific Discovery. Dordrecht, 1999. P. 25.

[cxlix] См., напр.: Batens D. Dynamic semantics applied to inconsistency-adapted logic // Логические исследования. Вып. 5. M., 1998. С. 74–85.

[cl] См.: Костюк В.Н. Элементы модальной логики. Киев, 1978. С. 88.

[cli] См.: Лукасевич Я. О детерминизме // Философия и логика Львовско-варшавской школы. М., 1999.

[clii] Barwise J., Perry J. Situations and Attitudes. J., 1983.

[cliii] Черч А. Введение в математическую логику. М., 1960.

[cliv] Там же. С. 20.

[clv] Там же. С. 31.

[clvi] Там же.

[clvii] Вуйцицкий Р. Формальное построение ситуационной семантики // Синтаксические и семантические исследования неэкстенсиональных логик. М., 1989. С. 18.

[clviii] См.: Follesdal D. Situation semantics and “slingshot” argument // Erkenntnis. Vol. 19. 1983.

[clix] Васюков В.Л. Ситуации и смысл: не-не-фрегевская (метафорическая) логика. 1 // Логические исследования. Вып. 6. M., 1999. С. 138–152.

[clx] Биологическая эволюция дает немало примеров, когда яркая окраска самца (у птиц или насекомых), способствуя привлечению брачных партнеров, одновременно увеличивает шансы его потомков погибнуть от хищника. Вопрос о том, возможна ли сепаратная эволюция фенотипических признаков, которые дают адаптивные преимущества главным образом для нахождения брачных партнеров, до сих пор остается открытым. Однако ясно, что половой отбор — это только один из элементов общей приспособленности. Поэтому эволюция полового диморфизма не может продолжаться, коль скоро он оказывается гибельным для потомков особи.

[clxi] Примером здесь может служить подбородок у человека, который, как оказалось, нельзя рассматривать как приспособительный признак, появившийся в результате действия естественного отбора. “Можно ли считать ногу единицей, подверженной эволюции, а следовательно, пытаться выяснить ее адаптивную функцию? И если да, то можно ли считать такой единицей часть ноги, скажем стопу, или большой палец, или одну из его фаланг? ... Морфологическую эволюцию человека можно описать в целом как неотенический прогресс. Иными словами, младенцы и взрослые люди больше похожи на зародышей и детенышей человекообразных обезьян, чем на взрослых обезьян, как будто бы человеческие существа рождаются на свет, находясь на более ранней стадии физического развития, характерному для обезьян. Например, размеры черепа относительно длины тела примерно одинаковы у новорожденных обезьян и у человека, тогда как у взрослых обезьян размеры тела по отношению к размерам головы гораздо больше, чем у человека; фактически их тела в своем развитии заходят дальше”(Левонтин Р. Адаптация // Эволюция. М., 1981. С. 252).

[clxii] Примером здесь может служить довольно сложная арифметическая задача, взятая из берлинского папируса, где для решения необходимо прибегать к квадратным корням: “Квадрат и другой квадрат, сторона которого есть 3/4 стороны первого квадрата, имеют вместе площадь 100. Вычисли мне это. (Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. М., 1959. С. 38). Вот другой типичный пример древнеегипетской геометрической задачи из папируса Ринда: “Образец для вычисления пирамиды. 360 — сторона ее основания. 250 — высота. Дай мне узнать ее скат” (Там же. С. 42). Нетрудно заметить, что решения такого рода задач всегда сводились к вычислениям, а не к доказательствам или построениям.

[clxiii] Более подробно см.: Полани М. Личностное знание. М., 1985. С. 88–98.

[clxiv] Архаичное представление об орудии или инструменте, обеспечивающем безошибочное достижение цели, позднее получило философскую интерпретацию в концептуальных моделях целенаправленной деятельности Парменида и Платона. Характерно, что Платон относил к орудиям также и интеллектуальные инструменты познания и рассматривал знание (epistema) и любое мастерство как безошибочное искусство: “Думаю, мы только в просторечье так выражаемся: ошибся врач”,“ошибся мастер счета или учитель грамматики”; если же он действительно то, чем мы его называем, он, я думаю, никогда не совершает ошибок. По точному смыслу слова, раз уж ты так любишь точность, никто из мастеров своего дела в этом деле не ошибается. Ведь ошибаются от нехватки знания, то есть от недостатка мастерства. Так что, будь он художник, или мудрец, или правитель, никто не ошибается, когда владеет своим мастерством...” (Государство. 1.340 d-e).

[clxv] См.: Кондратов А.М., Шеворошкии В.В. Когда молчат письмена. М., 1970. С. 37.

[clxvi] Там же. С. 64.

[clxvii] Там же. С. 25.

[clxviii] Там же. С. 38–40.

[clxix] Там же. С. 42.

[clxx] Гегель Г.Ф. Соч. М.;Л., 1935. Т. 3. С. 252.

[clxxi] По его словам, “мудрость заключается только в одном: признать разум как то, что управляет всем при помощи всего”, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное” (Цит. по: Материалисты Древней Греции. М., 1955. Фрагменты 112, 114).

[clxxii] Этот культ слова софист Горгий в своей “Похвале Елене” описывает следующим образом: “Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание побудить... Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет...” (Маковельский А. Софисты. Баку, 1940–1941. Вып. 1–2. B II.)

[clxxiii] См.: Розенфелъд Б.А. История неевклидовой геометрии М., 1976. С. 106.

[clxxiv] Допустим, “Мне важно обсудить с вами эту проблему. Вы в этом заинтересованы не меньше, чем я. Но в ближайшее время у меня еще не будет всех данных по данному вопросу. Поэтому давайте встретимся с вами через неделю, в это же время, здесь же”.

[clxxv] Я не имею в виду нарушение законов классической логики, когда вывод осуществляется, допустим, по следующей схеме: “Если А, то В. Имеет место не-А. Следовательно, не-В”. Речь идет о “неправильности” другого рода, которую скорее стоило бы назвать непривычностью, необычностью, странностью.

[clxxvi] Еще раз хочу обратить внимание: речь не идет о соблюдении или нарушении законов логики при изложении своих соображений. Эти вопросы хорошо изучены и не являются в данной статье предметом рассмотрения. Речь идет об отклонении некоторых типов рассуждений от общепринятых в плане их отличия от наиболее распространенных вариантов восприятия и оценки жизненных ситуаций, иных способов мировосприятия в целом или же иных состояний сознания.

[clxxvii] Бендлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. СПб., 1993.

[clxxviii] Так в бреду Барбары именуются устойчивые навыки поведения и реагирования человека в жизненных ситуациях.

[clxxix] О'Брайен Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно. М., 1996. С. 69.

[clxxx] Речь идет о том, что муж миссис Доррейн “выдолбил” Барбаре на полсантиметра “всю левую сторону головы”, чтобы “разрушить те клетки головного мозга, которыми вы мыслите”. О'Брайен Б. С. 50–51.

[clxxxi] Там же. С. 51.

[clxxxii] Специальный термин из бреда Барбары, характеризующий особое состояние неспособности самостоятельно решать даже простейшие задачи.

[clxxxiii] Если такая характеристика кажется несколько расплывчатой, ее можно конкретизировать, указав более точные функциональные параметры психологических механизмов. Например, так: “Психологические механизмы — это процессы внутри организма, которые, в качестве исходной, имеют дело с информацией, либо внутренней, либо внешней по отношению к индивиду, и трансформируют ее на выходе в такую информацию, которая либо регулирует физиологическую активность, либо служит источником для других психологических механизмов, либо продуцирует внешнее поведение”. Hass R.G., Chaudhary N., Kleyman E., Nussbaum A., Pulizzi A., Tison J. The Relationship Between the Theory of Evolution and the Social Sciences, Particularly Psychology // Evolutionary Perspectives on Human Reproductive Behavior. N.Y., 2000. P. 12.

[clxxxiv] Конечно, многие события в мирах человеческой психики совершенно точно соответствует происходящему в реальности. Но я сейчас говорю не об этих ситуациях. Для меня в данном случае интересно то, что в иносказательной, символической форме репрезентирует происходящее в реальности, т.к. в силу определенных обстоятельств буквальное и точное их восприятие невозможно.

[clxxxv] Там же. С. 38.

[clxxxvi] Там же. С. 39–40.

[clxxxvii] О'Брайен Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно. С. 85.

[clxxxviii] Там же. С. 119.

[clxxxix] Вспомним, что Барбара не работала полгода, колеся по стране, и у нее были большие финансовые проблемы: ей приходилось буквально во всем себе отказывать.

[cxc] Там же. С. 84.

[cxci] “Крайне трудны описание и анализ излагаемых далее явлений. Их названия условны. Эти термины описательны. Взяты нами в кавычки из-за исключительности и кажущейся невозможности того состояния, которое ими обозначается… В них (в явлениях, описываемых ниже — И.Б.) некоторыми (видимо, очень редкими) из левшей как бы иллюстрируются неведомые правшам способы взаимодействия с материальным миром”. См.: Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994. С. 129.

[cxcii] А вовсе не всегда из постулата, что человек — модель Вселенной.

[AK1]





Читайте также:





Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.041 сек.)