Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Основные идеи философии Гераклита, Левкиппа и Анаксагора




Из онтологии выходцев из малоазийских греков возникли зародыши многих естественнонаучных открытий, вокруг которых формировались первые науки, за что философов этого времени назвали позже физиками. Современная физика и химия развились из идей первых атомистов Левкиппа и Демокрита, из идей Гераклита (огонь как энергия) и Анаксагора, давшего толчок мысли биологов, со временем создавших генетику. Все трое тоже выходцы из Ионии, Левкипп даже из Милета, но бежал от персов в свободный город Абдеры, где успел ознакомить с основами атомизма коренного жителя Абдер Демокрита.

Левкипп создал наиболее близкую к современной науке гипотезу, что существуют лишь атомы и пустота, а все тела из непрестанно беспорядочно движущихся атомов, неделимых химически, но не геометрически. Столкновение атомов меняет их траекторию. Нет ни цели, ни причины движения атомов. Создал осознанный детерминизм, считая все события мира строго причинно-обусловленными, а случайности несущественными.

Близки к милетцам тоже выходцы Ионии – Гераклит и Анаксагор.

Гераклит (520-460 до н.э.)из царского рода Кодридов, правивших в Эфесе, добровольно отказался от трона и ушел жить в горы отшельником заявив, что править надо скотом, а люди должны сами распоряжаться своей судьбой. Но как философ он прославился больше в качестве основоположника соединения материализма и диалектики, предвосхитив марксизм. Стихийный материализм милетцев был Гераклитом переосмыслен благодаря тому, что применил к нему наивную, но диалектику. Он неустанно подчеркивал необходимость видеть единство в раздвоении, постоянное в переменах, меру в становлении, вечное в преходящем. За глубокомыслие и загадочность в изложении идей для современников еще при жизни его прозвали «темным». Он ввел первым понятие «Космос», первым боролся с правилом «не высовывайся».

Примеры высказываний: «Мир не создан никем из богов. Он вечно живой огонь мерами возгорающийся и угасающий. Все обменивается на огонь, как товар на золото. Все из огня и в огне погибнет, огонь всех рассудит». Идею огня как первоосновы Гераклит мог почерпнуть в персидском зороастризме, где нет еще гераклитовского единого огня, но есть поклонение огню из скал, огню, скрытому в телах животных и людей, огню молний и звезд, огню костров и содержащемуся в горящих растениях.



«Все существует по необходимости и в единстве, но через борьбу противоположностей, порождающую постоянное изменение». «Не мне, но Логосу внимая, разумно признать, что все едино».

«Расходящееся всегда сходится». Борющиеся противоположные силы всегда сосуществуют, совместно определяя целостность вещи или процесса. «Иногда и куча сора, рассыпанная наудачу, дает нечто прекрасное как Космос».

«Все относительно, нет ничего вечного, кроме огня, из-за которого все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя ступить дважды, все движется вперед, все течет, все изменяется».

«Космическая справедливость не позволяет, чтобы борьба в мире закончилась победой одной из сторон». «Многознанье уму не учит». «Со умом говорящие укрепиться должны на соуместном». Гераклит начал обращать внимание на игру слов и многосмысленность ее. Каламбуры и обыгрывание значений создало жанр философской поэзии и науку полисемии. «Вы возражаете словно воз рожаете». «Я не чаю выпить чаю». «Кто слушая не понимает и не спрашивает, подобен глухому, он присутствуя отсутствует».

«Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают».

«Мудро людям жить только в согласии со своей и окружающей природой».

Анаксагор из Клазомен (500-428) ученик Анаксимена, принес философию в Афины, в 20 лет основав свою школу, был знатен и богат, выпускал на свои деньги дешевые книжки для чтения народом. Друг Перикла (Анаксагора называли «Стратегом, умом Перикла»), историка Геродота, Софокла и Эврипида. Наибольший интерес у Анаксагора вызывало превращение одних вещей в другие. Он видит основой бытия множество мельчайших частиц, но не атомов, а «семян вещей», названных Аристотелем гомеомериями, а в 19 веке генами. Причина разнообразия тел в том, что каждое состоит из своих элементов, но «все во всем», поэтому и возможно превращение одних вещей в другие. «Дети похожи на того родителя, который дал больше семени». «В сперме содержатся волосы, ногти, вены и артерии, жилы и кости». Название вещи дает преобладающее в ней из бессчетного множества первоначал.

Анаксагор высказал гипотезы: Солнце не бог, а раскаленный до огненного состояния камень, все небо полно летающих в круговращении камней. Если на Луне есть атмосфера, то могут быть и инопланетяне. Помимо нашего существует и иной мир, в котором Солнце и Луна как у нас. Сама по себе каждая вещь и велика, и мала. У большого и малого равное число частей.

Атеист, но ввел понятие «Нус» (Мировой Ум - эту гипотезу использует только когда не знает природной причины). Гомеомерии изначально пассивны, привел их в движение Ум, Нус превращает Хаос бытия в Логос Мироздания, он же делает мир познаваемым нам, цель познания – свобода. Разум есть в природе, поэтому в ней есть миропорядок, но многое образуется и само собой, без его содействия. Вместе все вещи пребывали, ум их отделил и привел в порядок, придав им скорость вращения и силу, порождаемую скоростью, в Космосе огромною. Движение в Космосе имело начало, мир тленен. Что мешает Нусу остановить все вещи подобно тому, как он привел их в движение? Солнце приводит в движение воздух Земли, заставляя его колебаться, что видно по пылинкам.

Человека сделали умнее всех других животных руки». Анаксагор открыл боковые желудочки мозга оперируемых им животных. Увлекся философией настолько, что запустил свое имение до превращения в пастбище для скота. Соавтор с Протагором Конституции Афин. Дал египтянам график разливов Нила, предсказал падение крупного метеорита. Ожидая казни, решал задачу квадратуры круга о вписанных и описанных многоугольниках. Задача оказалась решенной лишь в 16 веке нашей эры.





Читайте также:





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)