Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие науки управления в России



2015-11-07 2243 Обсуждений (0)
Развитие науки управления в России 5.00 из 5.00 4 оценки




 

Начало развития науки управления в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605−1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставившим вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического управления.

Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк − от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении: развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств; содействие развитию сельского хозяйства; укрепление финансовой системы; активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I − указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением − регулировали различные сферы деятельности государства. По сути это было государственное управление.

Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652−1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, под вторым − эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер. Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689−1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686−1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

Во второй половине ХVШ в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

К началу ХIХ в. невозможность управления Государством Российским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью. Основные преобразования управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности. Особую роль в развитии управления государственными делами в России сыграл
М.М. Сперанский (1772−1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда − в ведении Сената, а управления государством − в ведении министерств, ответственных перед Думой. В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление.

В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849−1915) и
А.С. Столыпин (1862−1911). Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией.

Советское управление государством берет отсчет с 7 ноября 1917 г. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.

Период «военного коммунизма» характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня − высший, средний и низший.

На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что история управления − это история людей планирующих, организующих, подбирающих кадры руководящих и контролирующих процессы управления.

 

1.4. Предмет, задачи и система курса
«Основы управления в органах внутренних дел»

Предметом любой науки является определенный круг объективных закономерностей действительности, подлежащих познанию и исследованию с целью использования их результатов на практике.

Предмет учебного курса «Основы управления органами внутренних дел», как и любой другой научной дисциплины, должен не только соответствовать предмету науки управления, но и совпадать с ним, и отражать свою специфику, присущую данной сфере человеческих отношений − организации управления органами, осуществляющими борьбу с преступностью и охрану общественного порядка.

В науке управления можно выделить два направления. Первое связано с изучением общих закономерностей управления. Второе же занимается изучением специфических закономерностей специальных отраслей и подотраслей науки. К этому направлению можно, в частности, отнести: закономерности социального характера, изучаемые общественными науками; общие закономерности управления, изучаемые кибернетикой и другими точными науками; закономерности психической деятельности людей и человеческих коллективов, изучаемые общей и специальной психологией.

Предмет данного курса направлен на решение конкретных задач управления в специальной сфере человеческой деятельности − в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. В связи с этим предметом курса «Основы управления органами внутренних дел» является изучение понятий, теорий науки управления и овладение практическими рекомендациями по особенностям ведения управленческой деятельности в органах внутренних дел.

Внешняя сторона управления в деятельности органов внутренних дел заключается в осуществлении управляющих воздействий при решении задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Она полностью основывается на нормах права и ими регулируется. Поэтому научная организация внешнего управления сводится к разработке и применению приемов, методов, способствующих повышению эффективности управленческих воздействий.

Внутренняя сторона управления или внутриорганизационная деятельность органов внутренних дел представляет огромные возможности для постепенного совершенствования организационной структуры органов внутренних дел, всей их организационной деятельности на основе положений науки управления.

К внутриорганизационной структуре управления в системе органов внутренних дел предъявляется ряд требований. Прежде всего, это соблюдение принципа многообразия структур управления и соответствие организационных структур управления федеративному устройству России. Кроме того, необходимо иметь минимальное число звеньев управления и структурных подразделений в организационной структуре органов управления. Вместе с тем следует иметь правильно налаженную систему подотчетности между структурными звеньями системы управления. Также необходим охват данной организационной структурой всех функций управления и сосредоточение всех функций управления в одном органе. Важным условием является недопущение дублирования функций управления различными структурными звеньями данного органа управления и четкое разграничение функций и компетенции между обособленными системами и структурными звеньями систем управления. Существенное значение имеет гибкость и оперативность организационных структур органов внутренних дел, а также их способность правильно и своевременно реагировать на условия изменяющейся среды.

Вопросы внутриорганизационной − управленческой деятельности органов внутренних дел находят свое отражение в конкретных формах. Такими формами являются информационная и аналитическая работа органов внутренних дел, а также выработка и принятие управленческих решений, при строгом соблюдении принципа планирования, как необходимого условия успешной реализации задач, стоящих перед органами внутренних дел. Важнейшей формой является организаторская работа по исполнению управленческих решений. Существенное значение принадлежит контролю и проверке управленческих решений, а также обобщению и распространению передового опыта работы служб и подразделений органов внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Не менее важным является организация и совершенствование делопроизводства в интересах наиболее успешного функционирования системы органов внутренних дел.

Курс «Основы управления органами внутренних дел» тесно связан с другими дисциплинами и прежде всего с такими, как оперативно-розыскная деятельность, уголовный процесс, административное право, криминалистика. Указанные дисциплины исследуют вопросы о том, с какой целью, на каких основаниях проводится и в чем заключается соответствующая деятельность аппаратов управления органов внутренних дел, изучают приемы и средства, используемые в этой деятельности, и методы ее осуществления.

Задачей курса «Основы управления органами внутренних дел» является организация наиболее эффективной деятельности органов внутренних дел, использование средств и приемов оптимального решения управленческих задач, обучение правильному использованию методов управления. Кроме того, в этом курсе рассматриваются объективные закономерности и факторы управления в сфере деятельности органов внутренних дел, а также обобщаются практические рекомендации и правила управленческой деятельности, выработанные наукой и практикой.

Система курса отражена в его программе. В соответствующих темах последовательно рассматриваются четыре основополагающие раздела. В первом разделе раскрываются понятия, относящиеся к содержанию социального управления через рассмотрение основных этапов развития теории управления, основных школ управления и исторический аспект науки управления.

Большое значение имеет второй раздел, поясняющий суть организации системы управления в органах внутренних дел. Он предполагает ознакомление обучаемых с принципами, целями и функциями управления в сфере правоохранительной деятельности. Кроме того, в нем рассматриваются организационные структуры и методы управления в органах внутренних дел. Особый акцент сделан на разъяснении штабной функции в органах внутренних дел.

Существенная роль отводится третьему разделу, в котором даются обоснования организации процессов управления в органах внутренних дел. Прежде всего, в нем поясняется суть документационного обеспечения управления в органах внутренних дел, а также содержание деятельности руководителей по выработке реализации управленческих решений. Значительная часть раздела посвящена правовым основам и организации информационно-аналитической работы в органах внутренних дел. Завершает раздел тема, связанная с подготовкой основных управленческих документов на уровне ГРОВД.

Четвертый раздел посвящен организационным проблемам управления органами внутренних дел. В нем рассматриваются организационные проблемы кадрового обеспечения органов внутренних дел, а также особенности управления силами и средствами в условиях чрезвычайных обстоятельств. Существенная роль в этом разделе отводится пояснению сути организационного обеспечения инноваций в управлении органами внутренних дел.

Обучаемые в Санкт-Петербургском университете МВД России должны знать, что руководство Министерства внутренних дел России принимает активные меры по оказанию поддержки людям инициативным, думающим, энергичным, которые не только выражают желание идти вперед в совершенствовании своей деятельности, но и умеют найти организационно-правовые средства для достижения успеха. Безусловное выполнение служебных обязанностей в сфере правоохранительной деятельности объективно предполагает необходимость современной и разносторонней подготовки специалистов, составляющих основу органов внутренних дел, а также совершенствование качества деятельности всего управленческого аппарата.


РАЗДЕЛ II
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Лекция 2. Принципы, цели и функции управления
в сфере правоохранительной деятельности

 



2015-11-07 2243 Обсуждений (0)
Развитие науки управления в России 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Развитие науки управления в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)