Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы управления



2015-11-07 2624 Обсуждений (0)
Основные принципы управления 4.67 из 5.00 3 оценки




Наука управления изучает общие и специфические закономерности социального управления и вырабатывает на основе их познания принципы, методы и приемы управленческой деятельности. Как известно, понятие закона выражает порядок необходимой и прочной связи между явлениями или свойствами материальных объектов, их повторяющиеся существенные отношения. Под закономерностью понимают устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Закономерность, как и закон, отражает не зависящие от воли человека причинно-следственные отношения и связи в социальном управлении. Однако в отличие от закона, действующего как объективная необходимость, закономерность носит вероятностный характер, то есть, близка к категории случайности. Иными словами, закономерность – это форма конкретного проявления закона.

Под принципом следует понимать правило, постулат, общую идею о том, как должна строиться и функционировать система. В отличие от закономерностей принципы субъективны по своей природе, они формулируются людьми на основе познания закономерностей и опыта практической деятельности.

Основными принципами социального управления являются: общеорганизационные, заключающиеся в объективной необходимости, конкретности, оптимальности и принципе основного звена; организационно-политические, включающие в себя законность, научную обоснованность, участие граждан в управлении, многопартийность; организационно-технические, предполагающие построение систем управления, осуществления процесса управления, через разделение функций управления их целенаправленность и обратную связь, а также цикличность и непрерывность.

Общие принципы социального управления подразделяются на следующие виды: объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, уважение личности, участие граждан в управлении, равенство прав и свобод человека и гражданина, законность и дисциплина.

Основные принципы управления органами внутренних дел заключаются в единоначалии, централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения задач. Кроме того, предполагается твердость и настойчивость в проведении принятых решений (планов) в жизнь, наряду с оперативным и гибким реагированием на изменение обстановки. При этом существенное значение имеет личная ответственность начальников за принимаемые решения и результаты выполнения подчиненными, поставленных им задач.

Кроме того, грамотный руководитель вырабатывает свой стиль и использует свои принципы организации взаимодействия с подчиненными, которые могут определяться тем стилем, к которому он тяготеет.

Для обеспечения благоприятного микроклимата и обеспечения обстановки взаимопонимания могут быть рекомендованы принципы взаимоотношений, которые заключаются в том, чтобы каждый подчиненный понимал значимость своей деятельности и обязанностей, а также проявлял инициативу. Следует отдавать распоряжения и приказания спокойно, кратко, корректно и обязательно проверять исполнение, не допуская особых отношений с кем-нибудь из подчиненных. Не следует делать замечания в присутствии других подчиненных. Необходимо периодически беседовать с подчиненными наедине, знать их заботы и настроение каждого.

Принцип управления – основное правило, которое должно выполняться при осуществлении процесса управления. К основным могут быть отнесены следующие принципы:

устойчивости управления, определяющий способность системы управления реализовать процесс управления с заданными требованиями в конкретные периоды времени в конкретных условиях;

живучести, предполагающий сохранение и быстрое восстановление способности и готовности к управлению при неблагоприятных воздействиях на систему;

помехозащищенности каналов связи и средств управления, заключающийся в способах противостояния помехам;

надежности технических средств управления и каналов связи, регламентирующий приемы и способы обеспечения работоспособности средств и каналов к функционированию в установленных пределах;

непрерывности управления, определяющий методы, обеспечивающие надежную связь социальной системы и работу подразделений, а также отдельных сотрудников ОВД при временной потере связи с руководством;

скрытности управления, обеспечивающий надежность управления и противодействие возможности разглашения служебной тайны;

оперативности управления, позволяющий адекватно реагировать на изменения целей, задач и ситуации в целом.

эргономичности управления, определяющий способы применения норм и требований эргономики, а также научной организации труда.

Теория управления исходит из того, что любая система стремится сохранить свое качественное своеобразие, упрочить свои внутренние связи, обеспечить свою целостность, оптимизировать функционирование и развитие. Более того, системе присущи внутренние процессы поведения и упорядочения, соответствующие закономерностям развития.

Системы управления обладают следующими свойствами:

целостность и независимость, которое предполагает, что все элементы связаны между собой, а изменение в одном элементе вызывает изменение во всей системе;

факторизация, которая либо соответствует распаду (разложению) системы, вызываемому старением, износом, потерей адаптивности, либо соответствует росту и развитию;

прогрессивная систематизация, при которой происходит усиление ранее существовавших связей между элементами и возникновение новых связей и элементов;

централизация, которая предполагает выделение элементов или групп элементов, которые доминируют в функционировании всей системы;

открытость и закрытость системы, предполагающей ее открытость, когда она обменивается с окружающей средой информацией, и закрытость, когда она ею не обменивается.

Органы внутренних дел представляют собой организацию, являющуюся целостной социальной системой, предназначенной для достижения социально важных целей, определенных нормативными актами.

С научной точки зрения социальные организации, к которым в полной мере принадлежат органы внутренних дел, имеют ряд свойств:

определенные границы, предполагающие как период существования, так и вид специфической деятельности;

наличие норм и правил, которые детерминируют деятельность и поведение входящих в организацию людей. Степень нормативного регулирования организации различна, она зависит не только от сущности решаемых задач, но и от других факторов, в том числе и общесоциального характера;

степень власти, котораязависит от природы источника нормативного регулирования, социальной значимости решаемых организацией задачи и сферы ее деятельности;

наличие системы, регулирующей членство в ней, которая включает в себя совокупность требований, предъявляемых к лицам, желающим стать членами организации, а также процедуру отбора и продвижения по службе;

система коммуникаций, предполагающая взаимосвязь информации, как об окружающей среде, так и о самой себе.

Цели управления

 

Существенное значение в управлении отводится ее целям. Официально действующим организациям цели-задания ставятся государством, путем издания соответствующих правовых актов либо, формулируются в программных документах. После постановки целей начинается деятельность по их достижению. Ее субъектами являются люди − члены организации, которые преследуют и свои собственные интересы, связанные со стремлением индивидов удовлетворить определенную потребность. Хотя интересы конкретных членов организации могут быть различными, однако возникает какая-то составляющая, которая обозначается научным термином цель-ориентация, которая отражает преобладающую мотивацию ее членов.

Организация является достаточно стабильным, объединением людей. Каждой организации присуще стремление сохранить равновесие во взаимодействии с окружающей средой, обеспечить свою целостность. Отсюда берет свое начало другой вид целей − цели системы. Эти цели сводятся к стремлению выжить и по возможности обеспечить свое развитие. Возникновение целей системы объясняется способностью организации служить средством удовлетворения чьих-либо потребностей и интересов. Их носители, находящиеся как в организации, так и вне ее, представляют определенную социальную группу, слой, класс или общество в целом. Достижение целей сохранения и развития системы зависит, прежде всего, от степени влиятельности «группы поддержки», что, в свою очередь, зависит от позиций данной группы в механизме власти.

Цели-задания, цели-ориентации и цели системы могут находиться в различном взаимном соотношении. Они могут быть взаимодополняемыми, но могут и противоречить одна другой. Если цели-задания будут абсолютно адекватно отражать цели-ориентации (что практически невозможно) и обеспечивать все условия для сохранения и упрочения организации (что также маловероятно, поскольку она создается для решения «предписанных» ее учредителями задач, а не ради самого факта существования данной организации), то тогда содержание всех этих трех видов целей будет одинаково. Во всех других случаях между ними осуществляется параллельная связь единства и конкуренции. Это означает, что каждая конкретная организация ориентирована не только на достижение целей, поставленных «сверху», но и на решение задач, возникающих «внутри».

Сбои в функционировании организации, низкая эффективность ее деятельности, кадровый дефицит очень часто обусловлены игнорированием целей-ориентаций и целей системы. Внешние проявления противоречий между тремя рассматриваемыми видами целей различны, как и различен характер самих противоречий. Например, выявившаяся в последние годы настоятельная необходимость учета так называемого человеческого фактора (повышение внимания к условиям жизни сотрудников) свидетельствует о существующем противоречии между целями-заданиями и целями-ориентациями.

С точки зрения теории управления решающее значение имеют цели-задания, поскольку она выдвигает ряд требований к процессу целеполагания. Здесь надо особо выделить одно из них: требование реальности цели, поскольку, понимая бесполезность своих усилий, члены организации будут лишь имитировать «бурную деятельность». Заботясь о своем выживании, организация начнет искажать информацию о своем функционировании и т. д.

Нереальность целей-заданий является следствием различных причин. Во-первых, поставленная перед организацией задача может быть в принципе не решаема, во всяком случае в условиях конкретного места и времени. Во-вторых, цель может быть нереальной из-за отсутствия ресурсов, необходимых для ее достижения. В-третьих, намеченная цель может противоречить установленным правилам деятельности и таким образом ставить членов организации перед дилеммой: либо нарушать установленную процедуру, либо отказываться от достижения этой цели.

Реальные, сформулированные цели-задания иногда оказываются искаженными и в силу того, что неправильно определен желаемый конечный результат функционирования конкретной организации. Эта проблема актуальна и для правоохранительных органов. Их создание и функционирование обусловлены социальной потребностью в защите физических и юридических лиц от посягательств на охраняемые законом их права и интересы. Вместе с тем такая потребность как бы заслоняется при оценке деятельности указанных органов. Прежде всего это количество раскрытых ими преступлений, задержанных правонарушителей, проведенных профилактических мероприятий и т. п. Если же анализировать правоохранительную деятельность с точки зрения удовлетворения данной потребности, то может оказаться, в частности, что невозмещение вреда, причиненного преступлением, равнозначно его нераскрытию, а отказ в приеме заявления о преступлении порождает еще более острое чувство незащищенности.

Цели-ориентации, вступают в противоречие с целями-заданиями не только в тех случаях, когда они не учитываются субъектами управления организацией. Здесь важно отметить еще два момента: значимость для сотрудника членства в организации и возможность выхода из нее без ущерба для «общего» социального статуса, т.е. без утраты им других своих социальных позиций. Если членство в организации не является жизненно важным для сотрудника, то, разочаровавшись в ее способности удовлетворить ту потребность, ради которой он и вступил в органы внутренних дел, сотрудник просто покинет ее.

В случаях, когда осуществить такое решение невозможно, процесс подавления неудовлетворенной потребности сотрудника будет способствовать его внутреннему отчуждению от организации, в том числе и от стоящих перед нею целей-заданий. В итоге сотрудник будет работать в органах внутренних дел «не за совесть, а за страх». Чем больше таких «вынужденных» членов, тем менее эффективно функционирует организация. Если же выход из организации доступен каждому желающему и не грозит ему снижением статуса в обществе, то опасность серьезного конфликта целей-ориентаций и целей-заданий становится маловероятной. В конце концов такая организация либо распадется, либо «найдет» таких членов, цели-ориентации которых в принципе будут совпадать с целями-заданиями.

Стремление организации к сохранению и развитию, т. е. главной цели любой социальной системы, вступает в противоречие с целями-заданиями, если достижение последних грозит разрушением организации. Поскольку такой же результат может быть и следствием ее открытого отказа от осуществления целей-заданий, то происходит их подмена, в силу чего появляются латентные (скрытые) цели, которым и соответствует фактическая деятельность организации. Например, в ИТУ цель исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы подменяется целью выполнения производственного плана и соблюдения режима.

Цели системы, как правило, находятся в определенной гармонии с целями-ориентациями до тех пор, пока носители последних не начинают стремиться к разрушению организации. Однако такая ситуация возможна лишь в крайних случаях. Желание индивидов сохранить свое членство в организации выступает в качестве фактора, способствующего осуществлению целей системы. Здесь необходимо отметить, что сохранение организации означает достижение определенной ее устойчивости. Это имеет важное значение, поскольку члены организации нуждаются в постоянстве связей, норм, требований.

Устойчивость организации выражается не только в постоянстве целей-заданий, выполняемых функций и структурного построения, но и в степени определенности социальных ролей, которые призваны играть ее члены. Штатное расписание и перечень должностных обязанностей составляют их основу.

Реально сложившийся порядок исполнения социальных ролей воздействует на поведение членов организации с большей силой и результативностью чем официальные предписания. Сотрудник, который не делает то, что ожидают от него другие члены организации, станет источником конфликтной ситуации, независимо от того, соответствовали его действия официально установленным нормам или нет.

Стандарты поведения, принятые в организации, видоизменяют и расширяют регламентацию поведения ее членов. Стремление к сохранению и развитию есть цель, объективно присущая всем организациям. Она имеет мощный источник поддержки, состоящий в стремлении членов организации к устойчивости и определенности. Данный фактор может стать доминирующим по сравнению с осуществлением целей-заданий. В этом случае неизбежно возникновение негативных процессов.

Когда организация достигает определенной степени устойчивости, она одновременно обретает и такую же степень инерционности, которая является источником консерватизма, нежелания перемен, неспособности реагировать на изменения внешней среды.

Сам процесс устойчивости грозит превращением ее в самоцель. При этом в организации начинают создаваться специальные службы, подразделения и вводиться должности, нацеленные исключительно или главным образом на поддержание и сохранение системы. Отличительным признаком такого рода оргструктурных единиц является их опосредованная связь с целями-заданиями. Они не выполняют функций собственно исполнительского или оперативно-служебного характера, а выступают, как правило, элементами системы управления.

Обычно для придания большей значимости таким элементам системы они наделяются контрольными полномочиями. Используя их, указанные оргструктурные единицы стремятся расширить свои властные начала, контролировать не только результат, но и сам процесс деятельности тех подразделений, которые непосредственно осуществляют цели-задания. Тем самым создается опасность разрыва между субъектом, принимающим решение, и лицами, ответственными за его обоснованность. Применительно к органам внутренних дел такая ситуация может возникнуть, например, когда решение фактически принимается сотрудником аппарата по контролю и оказанию помощи, а несет ответственность за его правильность работник, осуществляющий оперативно-служебную деятельность, либо руководитель курируемого подразделения.

Таким образом, цель, которую организация стремится достичь, складывается в результате сложного и противоречивого взаимодействия целей-заданий, целей-ориентаций и целей системы. При этом сознательному формированию и корректировке поддаются только цели-задания. Цели-ориентации и цели системы возникают спонтанно, т. е. естественным путем. Они являются объективным фактором, влияющим на функционирование организации, и должны учитываться субъектом управления.

 

Функции управления

 

Понятие «функция» в обществоведении связано с деятельностью, обязанностью или работой. Употребление его применительно к управлению характеризует именно данную деятельность, ее разновидности и направления. В таком понимании управление имеет содержание, которое образует система функций, т. е. отдельных, относительно самостоятельных, но взаимосвязанных видов соответствующей деятельности.

С позиции науки управления все функции, осуществляемые органами внутренних дел, можно разделить на функции-задачи и функции-операции. Первые подразделяются на три вида: основные, обеспечивающие и общего управления. Вторые подразделяются на: формулировку проблемы, выдвижение управленческой гипотезы, оперирование информацией, выработка и принятие решения, контроль в процессе управления, корректуры, диагноз нового состояния системы и организация исполнения решения.

К основным функциям относятся те, ради осуществления которых собственно создана и действует система органов внутренних дел. В соответствии с действующими нормативными актами и в пределах своей компетенции органы внутренних дел осуществляют следующие основные функции, определенные в Законе РФ «О милиции».

Основные функции реализуются отраслевыми структурными подразделениями органов внутренних дел. Следует иметь в виду, что степень и формы реализации названных функций напрямую зависят от уровня управления, на котором находятся соответствующие структурные подразделения. Так, если в ГРОВД непосредственная охрана общественного порядка и борьба с преступностью занимают основной объем работы, то уже на уровне УВД краев и областей эти функции находят свое выражение преимущественно в общем руководстве данной работой, контроля и координации деятельности соответствующих структурных подразделений и подчиненных органов. Непосредственное же решение задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью на этом уровне занимает значительно меньший по сравнению с ГРОВД объем работы.

Для реализации основных функций необходимо, чтобы в органах внутренних дел были созданы надлежащие условия и предпосылки их осуществления. Решения поставленных перед органами системы МВД РФ задач невозможно без решения вопросов кадрового, материально-технического, финансового и других видов обеспечения. Поэтому, наряду с основными функциями, органы внутренних дел осуществляют и обеспечивающие функции, к числу которых относятся: кадровая, финансово-плановая, материально-технического и медицинского обеспечения, технического обслуживания, делопроизводства, информационная и т. п.

Реализация основных функций органов внутренних дел всегда связана со сферой внешнего управления (охрана общественного порядка, пресечение преступлений, иных правонарушений и т. д.), в то время как обеспечивающие функции реализуются в сфере внутреннего управления (комплектование, расстановка, обучение кадров органов внутренних дел, обеспечение подразделений необходимой техникой, вооружение и т. п.). Особая роль в деятельности органов внутренних дел принадлежит максимально эффективному осуществлению штабных функций (функций управления).

Функции управления предназначены для упорядочения деятельности самой системы государственного органа. Они предполагают различные виды управленческой деятельности, осуществляемой в целях обеспечения успешного выполнения основных функций. По отношению к ним, функции управления носят вторичный, вспомогательный характер. Любая из них есть обособившаяся, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, продукт процесса разделения труда и специализации в управлении.

Отнесение к функциям управления того или иного вида деятельности основывается на использовании ряда критериев. Ими являются: непосредственная направленность данной деятельности на решение задач управления; невозможность осуществления без нее управления; сложность ее содержания, предполагающая возможность выделения ряда частных для конкретной функции подвидов управленческой деятельности; относительная ее самостоятельность. Использование указанных критериев позволяет отнести к функциям управления такие виды управленческой деятельности, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль.

В рамках единой для управления непосредственной цели (обеспечение упорядоченности, согласованности элементов системы) каждая из названных функций имеет собственное предназначение, содержание и свои методы реализации.

Прогнозирование, дающее руководителю информацию о будущем состоянии управляемых объектов, предусматривает изучение их состояние в прошлом и настоящем. С помощью планирования обеспечивается последовательное развитие данных объектов. В связи с этим планирование предполагает такие виды управленческой работы, как определение стратегии системы, конкретных целей предстоящей деятельности и средств их достижения.

Функция организации направлена на формирование в системе соответствующих отношений и поддержание их на требуемом уровне. Она осуществляется посредством проектирования организационных структур, создания системы информации, подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, координирования деятельности, материально-технического и финансового обеспечения.

Регулирование обеспечивает оперативность управления, эффективность функционирования системы в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий на нее. Она предполагает выработку и организацию исполнения оперативных управленческих решений, их корректуру, обучение личного состава действиями в конкретных ситуациях.

Контроль дает возможность оценивать проделанную работу и определять пути повышения эффективности деятельности органов внутренних дел. Он включает в себя наблюдение за деятельностью, сопоставление ее результатов с установленными нормативами, принятие мер, направленных на устранение недостатков.

Содержание любой функции управления обязательно включает в себя работу по сбору, обработке и анализу информации. Как и основные, функции управления − объективно необходимые виды деятельности. Они не могут быть избраны произвольно, поскольку исходят из цели управления, из возможностей ее достижения путем осуществления совершенно определенных видов работы. Вместе с тем в отличие от основных функций, состав и содержание которых полностью зависят от объектов воздействия и потому столь же разнообразны, как и объекты реального мира, функции управления по своему составу универсальны.

Функции управления выполняются любым его субъектом независимо от особенностей задач, решаемых данной организацией, от ее уровня и направления деятельности. При этом на конкретное содержание указанных функций влияет специфика объекта воздействия.

Содержание управления раскрывается в науке управления как совокупность отдельных этапов (стадий) управленческого цикла. При этом название ряда этапов совпадает с обозначением отдельных функций (организация регулирования, контроль). Реализация каждой из функций имеет цикличный характер и включает все этапы цикла (целеполагание, сбор, обработку и принятие управленческого решения; организацию его исполнения, контроль; корректуру решение; регулирование системы.)

Сам функциональный анализ управления, т.е. его расчленение на ряд составляющих элементов (функций), не означает, что на практике отсутствует их тесная взаимосвязь.

Таким образом, функции управления есть объективно необходимые, относительно самостоятельные части управленческой деятельности (элементы управления), характеризующиеся специфическим содержанием и особой пространственно-временной формой выражения.

Управление, как и любая сознательная деятельность, включает в себя элементы познания и преобразования действительности. Преобладание тех или иных названных элементов в функциях управления является основанием для классификации их. По названному основанию можно выделить следующие группы функций управления: познавательно-программирующие и организационно-регулирующие.

Позновательно-программирующие функции управления включают в себя прогнозирование и планирование.

Прогнозирование призвано обеспечить научность и рациональность любого вида человеческой деятельности. Прогнозирование как правило осуществляется с помощью точных математических методов. Эта деятельность заключается в получении информации о будущем состоянии какого-либо объекта (например − ГРОВД) путем анализа его состояния.

Характер процессов, влияющих на деятельность органов внутренних дел, определяет виды осуществляемого ими прогнозирования. Практикуется прогнозирование: развития внешней среды, криминологическое, организационно-управленческое и организационно-техническое.

Особое значение для органов внутренних дел имеет криминологическое прогнозирование. Оно имеет комплексный характер, поскольку учитывает количественные показатели и качественные свойства преступности в их связи с различными факторами внешней среды: ростом населения, социально-экономических характеристик конкретной территории и т.п.

Фактически криминологическое прогнозирование осуществляется силами самих органов внутренних дел. Во-первых, эти органы формируют государственную статистику преступлений и лиц, их совершивших, так как обладают самой большой, разносторонней информацией. Во-вторых, они накопили значительный опыт аналитической работы. В-третьих, в них практикуют криминологическое прогнозирование.

Существенное значение имеет организационно-управленческое и организационно-техническое прогнозирование. Оно позволяет представить будущее количественное и качественное состояние структурного подразделения: возможные предстоящие изменения функций, организационных структур, в кадровом, материально-техническом обеспечении органов внутренних дел. По времени прогнозы подразделяются на: оперативные, краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 15 лет).

Планирование – есть общая функция управления, под которой понимается деятельность субъекта управления по определению целей, задач социальных систем на предстоящий период деятельности, средств их достижения и выполнения. Результатом осуществления данной функции являются установочные управленческие решения типа программы, директив, планов и т. п. В плане обязательно находят отражение цели и задачи органа на предстоящий период, мероприятия подлежащие выполнению для реализации поставленных целей и задач, последовательность их выполнения, сроки реализации, исполнители, а также способы контроля за выполнением запланированных мероприятий.

Для повышения эффективности охраны правопорядка органами внутренних дел разрабатываются стратегические, организационно-тактические и организационно-оперативные планы.

В решении задач управления особую значимость имеют организационные функции – организация, регулирование, контроль.

Их выполнение связано с оказанием непосредственного воздействия на объекты управления для достижения ранее сформулированных целей социальных систем, получения запрограммированных результатов.

Организация – центральная из указанных функций. Понятие «организация» трактуется неоднозначно. Во-первых, это определенное социальное образование; во-вторых – состояние объекта или субъекта управления, их упорядоченность и целостность в функциональном и структурном отношениях. Наконец, организация может быть представлена в качестве одной из важнейших функций управления, т. е. как сознательная деятельность, направленная на упорядочение состояния тех или иных социальных образований. В последнем своем значении – это создание конкретных социальных систем – формирование их функциональной и организационной структур; обоснование штатной численности; подбор и расстановка кадров; информационное, материально-техническое и финансовое обеспечение данной системы; установление между ее элементами устойчивой взаимосвязи, гарантирующей их надежное взаимодействие.

Содержание организационной деятельности во многом зависит от ее конкретной цели – создания новой системы либо совершенствования существующей. В органах внутренних дел формирование систем чаще всего осуществляется на основе уже сложившихся, но нуждающихся в улучшении.

Общая цель системы органов внутренних дел едина для всех ее элементов. Вместе с тем фактические условия деятельности, того или иного органа обусловливают обязательность конкретизации его задач и функций с учетом, например, социально-экономических, демографических и иных особенностей обслуживаемой территории. В результате такой конкретизации определяется функциональная структура системы. Процесс создания системы предполагает формирование ее организационной структуры. Здесь главным является определение состава структурных подразделений органа внутренних дел в зависимости от выполняемых ими конкретных функций.

Формирование организационной структуры требует соблюдения следующего правила: каждый элемент системы должен специализироваться на осуществлении одной функции либо группы однородных или тесно связанных функций (подфункций). Таким образом, организация системы предполагает определение и формирование ее звеньев, разделение труда между ними и создание условий для их согласованных действий. Формирование организационной структуры требует выяснения потребностей системы в штатной численности работников и установления номенклатуры должностей руководителей, специалистов, технического персонала.

Важное значение имеет и установление между сотрудниками организационных связей, закрепляющих субординационные связи (по вертикали) и координационные (по горизонтали) отношения в системе управления. При этом определяются состав и полномочия руководителей органа и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемости, т.е. числа работников, которыми их непосредственный начальник может руководить достаточно эффективно.

Для разработки организационной структуры необходим и перечень функциональных обязанностей руководителей, их заместителей, всех сотрудников органа внутренних дел. Здесь фиксируются виды их работы, права и ответственность (компетенция), организационные отношения руководства и подчинения, служебные взаимосвязи сотрудников. Процесс создания системы предполагает обязательное нормативное закрепление организационных отношений. Для этого, например, разрабатываются положения об органах и подразделениях внутренних дел определенного уровня, где фиксируются их цели, задачи, функции, компетенция, организационно-штатная структура, номенклатура должностей, права и ответственность должностных лиц.

Наряду с определением функциональной и организационной структур создание системы предусматривает работу по подбору и расстановке кадров, формированию коллектива, материально-техническому обеспечению сотрудников (помещением, оборудованием, транспортными средствами, специальной техникой и т. п.).

Регулирование представляет собой управленческую деятельность, в процессе которой производится своего рода «подстройка» уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования. Изменения условий вызывают отклонения системы от заданных параметров. Устранение таких отклонений, обеспечение нормального функционирования системы является главной задачей регулирования.

Как функция управления, регулирование является, по существу, организаторской деятельностью его субъекта. Она заключается в организации оперативного управления, т.е. в налаживании повседневной работы подразделений и сотрудников в обеспечении взаимодействия структурных звеньев, а также в обучении и воспитании кадров. Регулирование конкретизирует управление, способствуя успешному решению оперативно-служебных задач. Поэтому объем работы по выполнению данной функции возрастает по мере приближения к исполнительскому уровню системы.

Повседневно осуществляемое руководителем оперативное управление предусматривает принятие новых управленческих решений и внесение изменений в ранее принятые. Оно предполагает также распределение заданий между подчиненными, расстановку личного состава по конкретным видам работы, обучение сотрудников приемам и методам выполнения заданий, оказание им помощи, организацию согласованной работы структурных звеньев аппарата с учетом их компетенции и возможностей.

Контроль как функция управления связан с необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности, с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность. Как функция управления он предусматривает наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования системы принятым законам, планам, правилам, установленным стандартам и изданным приказам. С помощью контроля выявляются результаты управленческих воздействий, допущенные отклонения от принципов организации и регулирования. Контроль представляет собой и своеобразную форму обратной связи, позволяющую определять, насколько точно соблюдаются заданные системой параметры.

В процессе управления контроль преследует две основные цели: во-первых, дает возможность направлять всякую деятельность на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степени реальности осуществления принятых решений; во-вторых, он помогает совершенствовать деятельность путем своевременного обнаружения и устранения возникших отклонений и их причин. Контроль осуществляется всеми субъектами управления, но его объем, формы и методы дифференцируются с учетом уровня соответствующего аппарата. Так, в низовых подразделениях контроль руководителей за работой непосредственных исполнителей неразрывно связан с конкретным воздействием, распорядительством.
С повышением уровня управлени



2015-11-07 2624 Обсуждений (0)
Основные принципы управления 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные принципы управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)