Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Темы контрольного сочинения. 1. «Союз волшебных звуков, чувств и дум»: духовный мир Пушкина и его отражение в




1. «Союз волшебных звуков, чувств и дум»: духовный мир Пушкина и его отражение в поэтическом творчестве. Лирика это прежде всего отражение чувств, размышлений и пере­живаний автора, волновавших его в тот или иной период жизни. Воссоз­данию духовного мира Пушкина, круга его интересов, личных впечатлений на основе анализа лирических стихотворений должно быть посвящено дан­ное сочинение.

2.Развитие основных тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина.

В лирике Пушкина отчетливо прослеживаются темы, которые волно­вали поэта на протяжении всего творчества. Но в разные периоды жизни они раскрывались по-своему. В сочинении необходимо проанализировать ди­намику содержательных мотивов и художественных приемов в лирике Пушкина.

3. Человек и история в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» Пушкина.

Трактовка проблемы места человека в истории в двух поэмах Пушкина отличается. Выявлению общего и различного в содержании поэм, художест­венном воплощении исторической тематики посвящено данное сочинение.

4. Пушкин о человеческих страстях и пороках («Борис Годунов»,
«Маленькие трагедии»).

Трагедии Пушкина посвящены разным темам. Но в них ставится од­на и та же проблема несвобода человека от собственных страстей и по­роков. Какие человеческие пороки привлекают внимание Пушкина, какова его идейно-эмоциональная оценка поставленной проблемы, эти аспекты необходимо раскрыть в сочинении.

5. «Поэзия» и «проза» жизни в повестях и романах Пушкина.

В повестях и романах Пушкина нашли отражение различные стороны человеческой жизни: высокие, «поэтические», такие, как благородство, преданность, дружба, любовь, романтическая исключительность человека, и низкие, «прозаические», как, например, мелочность, бытовая повседнев­ность и др. Что привлекает Пушкина в жизни человека, каковы его нрав­ственные приоритеты, какими художественными средствами (романтиче­скими или реалистическими) писатель «подсказывает» свои оценки — та­ковы содержательные грани данного сочинения.



6. Актуальные проблемы начала XIX века в художественной интер­претации Пушкина (на материале прозаических произведений).

В сочинении необходимо проанализировать те проблемы, которые бы­ли актуальны для жизни русского общества в начале XIX века, — кресть­янский вопрос, народ и власть, накопление капитала, жизнь «маленького человека» и др. Какие из них получили наибольшее распространение в прозе Пушкина, с помощью каких художественных средств они вопАощаются — эти аспекты должны быть раскрыты в сочинении.

7. Мотив денег в творчестве Пушкина.

Мотив денег звучит в «Скупом рыцаре», «Повестях Белкина» («Выст­рел», «Станционный смотритель»), «Пиковой даме», «Капитанской дочке» Пушкина. В некоторых произведениях он перерастает в серьезную пробле­му. В сочинении необходимо проанализировать содержательное значение этого мотива (в том числе и оценку автора) и художественные средства его воплощения.

8. Образ «маленького человека» в творчестве Пушкина («Станцион­ный смотритель», «Медный всадник»).

Пушкин впервые с реалистических позиций раскрыл образ «маленького человека». В сочинении необходимо осветить содержательные и художест­венные особенности его воплощения.

9. Женские образы в творчестве Пушкина.

В лирике, драматургии, прозе Пушкина ощущается необыкновенно воз­вышенное отношение к женщине. Пушкин создал галерею прекрасных жен­ских образов, в которых отразил сущностные черты русской женщины, — верность, жертвенность, мудрость. В сочинении необходимо рассмотреть женские образы (по выбору) и черты характера пушкинских героинь.

10. Образ Петербурга в творчестве Пушкина.

В творчестве Пушкина впервые так ярко был воплощен образ Петер­бурга («Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Медный всадник»). В сочинении необходимо раскрыть содержательные и художественные особенности его воплощения.

11. Образ народа в творчестве Пушкина.

Образ народа, верность народным традициям, социальное положение народа, отношение власти к народу — эти и другие содержательные гра­ни народной тематики нашли отражение в творчестве Пушкина. Проанализируйте их в таких произведениях, как «Борис Годунов», «Евгений Оне­гин», «Дубровский» «Капитанская дочка».

12. Образы автора и рассказчика в произведениях Пушкина.

В некоторых произведениях Пушкин ведет повествование от первого лица, принимает участие в событиях, делает авторские отступления («Евгений Онегин») или, напротив, самоустраняется, доверяя повествова­ние рассказчику («Повести Белкина», «Капитанская дочка»). В сочинении необходимо раскрыть содержательное и художественное значение этого приема.

13. Комическое на страницах пушкинских произведений.

В произведениях Пушкина достаточно часто звучит смех автора (сце­ны из «Евгения Онегина», «Повестей Белкина», «Капитанской дочки»). Что это за сцены, каков характер пушкинского смеха (юмор, ирония, сар­казм, сатира), какие комические приемы использует писатель, — таков содержательный объем данного сочинения.

14. Символика и фантастика в творчестве Пушкина.

Символические и фантастические детали и образы не так часто встре­чаются в творчестве Пушкина («Каменный гость», «Пиковая дама», «Мед­ный всадник»). Тем более необходимо выявить их содержательный смысл, художественную природу (романтическую, психологическую и т. д.), та­кова главная цель сочинения.

15. Взаимодействие романтических и реалистических тенденций в творчестве Пушкина.

Во всем творчестве Пушкина наблюдается сложное взаимодействие романтических и реалистических элементов: и в содержании (проблемы, идеи), и в художественной форме (приемы). В сочинении важно показать этот синтез, обосновать преобладающие тенденции в творчестве Пушкина.

16. «Ужасный век, ужасные сердца!»: актуальные проблемы начала XIX века в поэзии, драматургии, прозе Пушкина.

Все основные общественно-политические, социально-экономические, нравственно-философские тенденции в жизни России начала XIX века на­шли отражение в творчестве Пушкина. В сочинении важно не только их проанализировать, но и обратить внимание на средства художественного воплощения проблематики, ее вневременное, общечеловеческое звучание.

17. Размышления Пушкина о роли личности в истории, власти и народе.

В таких произведениях, как «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», «Дубровский, «Капитанская дочка», Пушкин пытается отве­тить на глобальные вопросы, которые волновали его на протяжении всей жизни, о судьбах личности, власти, страны. Какова точка зрения Пуш­кина, менялась ли она с течением лет, таковы содержательные грани данного сочинения.

18. Жизнеутверждающий характер творчества Пушкина.

Несмотря на то что в жизни Пушкина было много драматических со­бытий и потрясений, его творчество в целом очень оптимистично. В сочи­нении необходимо показать, в чем проявляется жизнеутверждающий па­фос пушкинского творчества.

19. Тема России — главная тема творчества Пушкина.

Все творчество Пушкина — о России, ее людях, природе, быте, тра­дициях, истории. Каким предстает обобщенный образ России в творчест­ве Пушкина, о чем болит душа поэта, чему он искренне радуется, что ненавидит и чем восхищается, попытайтесь ответить на эти вопросы в своем сочинении.

Творческие задания

1. Внимательно перечитайте стихотворение Пушкина «Вос­поминания в Царском Селе». В каком контексте в стихотво­рении упоминается Г.Р. Державин? Прочитайте стихотворения Держа­вина «На взятие Измаила», «Водопад». Какие исторические события от­ражены в державинских стихотворениях, как они трактуются? Какие па­триотические идеи объединяют стихотворения Державина и Пушкина? Как оценивается двумя поэтами деятельность Екатерины II?

2. Прочитайте стихотворение Г.Р. Державина «Видение Мурзы». Сравните начало стихотворения с пейзажной частью «Воспоминаний в Царском Селе» Пушкина. Насколько они близки? Прочитайте стихотворе­ние Державина «Прогулка в Сарском Селе» и сравните его с «Воспоминаниями...» Пушкина. Что отличает две «прогулки» по Царскому Селу?
Как вы думаете, почему стихотворение Пушкина так поразило Державина?

3. Прочитайте стихотворение К.Н. Батюшкова «На развалинах зам­ка в Швеции». Сравните его с «Воспоминаниями в Царском Селе» Пушкина. Что общего в композиции двух стихотворений? Какие воспоминания описываются в стихотворении Батюшкова, какие — в стихотворении Пушкина? Какие патриотические идеи звучат в двух стихотворениях?

4. Прочитайте стихотворение «Царскосельский лебедь» В. Жуков­ского. Сравните его с «Воспоминаниями в Царском Селе» Пушкина. Каким образом в двух стихотворениях раскрываются проблемы прошлого и настоящего России, молодого поколения? Имена каких русских царей упоминаются в двух стихотворениях и в какой связи? Что общего в
изображении Царского Села Пушкиным и Жуковским?

5. Сравните стихотворения «Рассудок и любовь», «К Батюшкову», «Красавице, которая нюхала табак» Пушкина со стихотворениями К.Н. Батюшкова «Ответ Тургеневу», «К другу», «Вакханка». Какие мотивы объединяют стихотворения Пушкина и Батюшкова? Можно ли утверждать, что поэзия Батюшкова в определенной степени влияла на раннее творчество Пушкина?

6. Сравните стихотворения «Певец» Пушкина и «Певец» В.А. Жуковского. Какие мотивы, настроения объединяют два стихотворения? Каково значение повторов строк «Слыхали ль вы?», «Встречали вы?», «Вздохнули ль вы?», «Бедный певец!»? Сопоставьте «Элегию» («Я думал, что любовь погасла навсегда...», 1816) Пушкина со стихотворением Жу­ковского «Пловец». Что общего и различного в содержании стихотворе ний? Каково значение образов пловцов, челна, океана, паруса и др. в двух стихотворениях? Можно ли сказать, что на раннем этапе творчест­ва Пушкин испытывал влияние Жуковского?

7. Прочитайте оду «Вольность» А.Н. Радищева. Как Радищев ос­мысливает проблемы закона, свободы, власти, народа? Какие историче­ские события и герои упоминаются в оде? Как Радищев оценивает про­шлое, настоящее, будущее России и всего человечества? Сравните оду Радищева с одой «Вольность» Пушкина. Чем отличается способ изложе­ния поэтического материала, композиция, образное решение двух од? Что общего и различного в идейном осмыслении темы свободы?

8. Вспомните стихотворение К.Ф. Рылеева «К временщику». Как поэтом-декабристом раскрываются тема власти и народа, образ времен­щика? Какие политические декларации звучат в стихотворении? Срав­ните стихотворение Рылеева с одой «Вольность» Пушкина. Что общего и различного в двух произведениях в трактовке темы власти и народа? Каково значение исторических героев и событий, упоминаемых в двух стихотворениях? Насколько близки политические идеалы Рылеева и Пушкина?

9. Перечитайте элегию В.А. Жуковского «Море». Какие чувства вы­зывает у Жуковского образ моря? Какова характеристика образа моря? Сравните элегию Жуковского со стихотворением Пушкина «К морю». Чем отличается образ моря Пушкина? Какие идеи он вкладывает в этот образ? Каково значение олицетворений в двух стихотворениях? Что сближает и отличает два стихотворения о море?

10. Вспомните стихотворения Пушкина о поэте и поэзии, их основ­ные мотивы и идеи. Сравните их с мотивами и идеями стихотворений «Я ль буду в роковое время...», «Бестужеву» К.Ф. Рылеева и «К мимо- пролетевшему знакомому гению», «Невыразимое» В.А. Жуковского. Можно ли сказать, что в творчестве Пушкина получают развитие моти­вы и Рылеева, и Жуковского, то есть двух поэтических направлений: гражданского и этико-психологического романтизма?

11. Сравните стихотворения М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», Г.Р. Державина «Памятник», Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Как три автора определяют свои заслу­ги перед поэзией, страной? В чем их различия? Какие автобиографиче­ские мотивы звучат во всех трех стихотворениях? Почему в стихотворе­нии Ломоносова встречаются антологические мотивы и образы, у Дер­жавина — русские географические названия, у Пушкина перечисляются народы, населяющие «Русь великую»? Как это связано с основными идеями стихотворений? Чем они отличаются?

12. Перечитайте стихотворение В.А. Жуковского «Лалла Рук». Срав­ните его со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Чем отличается образ лирической героини, «гений чистой красоты» у Жуковского и Пушкина? Каково значение мотива сна, видения в стихо­творениях? Какие романтические черты присутствуют в прочтении темы любви Жуковским? Как тему любви трактует Пушкин?

14. Какие вы знаете романсы русских композиторов на стихи Пуш­кина? (Для ответа на этот вопрос обратитесь к справочнику «Пушкин в музыке» — М., 1974.) Как вы думаете, почему поэзия Пушкина так при­влекала композиторов? Сравните главных героев поэм «Цыганы», «.Полтава», «Медный всадник» Пушкина. Какие идеи связаны с этими образами, каковы ху­дожественные средства их воплощения? Насколько они отражают идей­ные поиски автора?

15. Докажите, что общей темой «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» является тема власти (в общественно-историческом и нравст­венно-психологическом смысле).

16. Какие высказывания в пьесах Пушкина можно рассматривать как афоризмы? Выпишите их в рабочую тетрадь. Напишите небольшое сочинение-эссе по одному из них («Ужасный век, ужасные сердца!», «Гений и злодейство — две вещи несовместимые», «Жалок тот, в ком совесть нечиста...» и др. — по выбору).

17. Сравните образ Светланы из баллады В.А. Жуковского «Светла­на» и образ Татьяны Лариной из романа Пушкина «Евгений Онегин». Каково идейное различие в трактовке женских образов Жуковским и Пушкиным? Что объединяет два женских образа? Какие фольклорные мотивы и элементы используются поэтами для воплощения женских персонажей? Каковы содержательные функции фольклорных приемов?

18. Чацкий и Онегин — «герои своего времени». Проведите сопос­тавительный анализ двух образов, выявив общее и различное в миропо­нимании, взглядах, характерах, судьбах героев и сравнив их с конкрет­но-историческими особенностями эпохи.

19. Проведите сравнительный анализ «Бедной Лизы» Н.М. Карам­зина и «Станционного смотрителя» Пушкина. Что сближает и отличает два произведения на тему жизни «маленького человека»?

20. Выявите общее и различное в трактовке главных образов, тема­тике, проблематике двух прозаических произведений Пушкина: «Дуб­ровский» и «Капитанская дочка». Какие актуальные вопросы первой по­ловины XIX века нашли отражение в этих произведениях?

21. Сравните «Повести Белкина» и «Пиковую даму» Пушкина. Ка­ковы содержательные функции сюжетных неожиданностей, случайных коллизий, фантастических событий в произведениях? Как эти приемы соотносятся с реалистической проблематикой повестей?

22. Перечитайте эпиграфы, которые Пушкин использует в «Повес­тях Белкина», «Пиковой даме», «Капитанской дочке». Из каких источ­ников заимствует их Пушкин? Насколько они взаимосвязаны с основ­ными идеями отдельных глав, произведений в целом?

23. Сравните сцену пира Пугачева и его сподвижников из «Капи­танской дочки» с трагедией Пушкина «Пир во время чумы». Какие идеи сближают эти сцены? В чем проявляется философско-символический смысл трагедии Пушкина «Пир во время чумы»?

24. В творчестве Пушкина активно используются внесюжетные эле­менты, среди которых наиболее распространен прием сна, вид'ния. Проанализируйте сны Татьяны из «Евгения Онегина», Гринева из «Ка­питанской дочки», Григория Отрепьева из «Бориса Годунова», Герман­на из «Пиковой дамы», Прохорова из «Гробовщика» («Повести Белки­на»), Луизы из «Пира во время чумы». Какие содержательные функции выполняет этот прием? Как он связан с романтической или реалистиче­ской направленностью произведений?

25. Среди внесюжетных элементов, распространенных в творчестве Пушкина, очень значимы письма героев. Проанализируйте переписку в «Барышне-крестьянке» («Повести Белкина»), «Дубровском», «Пиковой даме», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине». Как письма способст­вуют раскрытию характеров героев? Каково их место в развитии дейст­вия? Какие художественные приемы используются для воспроизведения переписки героев?

26. Какие русские художники писали портреты Пушкина? Чем от­личаются изображения поэта? Какой пушкинский портрет кажется вам наиболее глубоко раскрывающим личность поэта? Напишите небольшое сочинение-эссе «Пушкин на портрете кисти русского художника» (по одной из картин - на выбор).

27. Какие русские художники иллюстрировали произведения Пуш­кина? Найдите несколько иллюстраций и сопоставьте их с литератур­ным источником. Какие пушкинские идеи воплощаются в иллюстраци­ях? Напишите сочинение-эссе «Произведения Пушкина в иллюстраци­ях художника» (по выбору).

1. Лирика Пушкина и поэтические традиции классицизма, сентиментализма, романтизма.

Цель реферата — доказать, что творчество Пушкина не бы­ло изолированным и развивалось в соответствии с литературной ситуа­цией начала XIX века. На разных этапах в поэтическом творчестве Пуш­кина наблюдаются черты трех художественных направлений. Их выяв­лению необходимо посвятить реферат.

Рекомендуемый план:

1) Черты классицизма, сентиментализма, романтизма в лицейской лирике Пушкина.

2) Черты классицизма, сентиментализма, романтизма в поэзии Пушкина 1817—1820 годов.

3) Романтическая доминанта в поэтическом творчестве периода южной ссылки.

4) Формирование индивидуального поэтического стиля в творчест­ве второй половины 1820—1830-х годов.

Литература:

1) Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. — Л., 1970.

2) Грехнев В. Мир пушкинской лирики. — Н. Новгород, 1994.

3) А.С. Пушкин. Стихотворения лицейских лет. 1813—1817. — СПб., 1994.

4) Стенник Ю.В. Пушкин и русская литертура XVIII века. — СПб., 1995.

5) Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. — Л., 1986.

2. Поэмы Пушкина: от романтизма к реализму.

Цель реферата — выявить в поэмах Пушкина наиболее отчет­ливую тенденцию, характерную для развития всей литературы первой половины XIX века, — движение от романтизма к реализму.

Рекомендуемый план:

1) Романтические поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Бахчи­сарайский фонтан».

2) Поэма «Цыганы», ее особое место в творчестве Пушкина.

3) Взаимодействие романтических и реалистических элементов в поэме «Полтава».

4) Поэмы «Граф Нулин», «Домик в Коломне»; их место в творчес­кой биографии Пушкина.

5) «Медный всадник» — реалистическая поэма Пушкина.

Литература:

1) Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Мед­ный всадник». — М., 1990.

2) Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

3) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

4) Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980.

3. Творчество К. Рылеева и А. Пушкина.

В творчестве Рылеева и Пушкина наблюдаются общие романтичес­кие черты. Между тем для Пушкина романтизм был всего лишь этапом на пути к реализму. Выявление общего и различного в думах и поэмах Рылеева и Пушкина — главная цель реферата.

Рекомендуемый план:

1) Личное общение Пушкина и Рылеева. Сохранившиеся высказы­вания поэтов о творчестве друг друга.

2) Сходство и различие лирического «я» в стихотворениях Пушки­на и Рылеева.

3) Думы Рылеева (по выбору) и поэмы Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»): тематика, проблема­тика, образы, черты романтической поэтики. «Олег Вещий» Рылеева и «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина: различие принципов историзма.

4) Поэма Рылеева «Войнаровский» и поэма Пушкина «Полтава»: тематика, проблематика, система персонажей, образ Мазепы, художест­венные особенности поэм.

Литература:

1) Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

2) Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная де­ятельность декабристов. — М., 1987.

3) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

4) Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980.

5) Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. — М., 1955.

4. Пушкин и Жуковский: личные и творческие связи.

Цель реферата — проследить динамику личных и творческих отношений поэтов, определить, что наследует и что отвергает Пушкин в поэтике Жуковского.

Рекомендуемый план:

1) История личных отношений Пушкина с В.А. Жуковским. Совре­менники о дружбе поэтов. Сохранившаяся переписка как источник све­дений о взаимоотношениях.

2) Лирика Жуковского в творческом сознании Пушкина-лицеиста. Послание «Жуковскому» (1818) как художественное осмысление Пуш­киным сущности творчества старшего поэта.

3) «Арзамас» в жизни и поэзии Жуковского и Пушкина.

5) Пушкин о балладах Жуковского.Творческое взаимодействие Пушкина и Жуковского во второй половине 1820-х и в 1830-е годы.

6) Жуковский о дуэли и смерти Пушкина.

Литература:

1) Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

2) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

3) Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. — М., 1975.

4) Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1980.

5. Драматургическое новаторство Пушкина.

Драматургия Пушкина имела принципиально новаторский характер и в плане содержания, и в области художественной формы. Выявить но­ваторское значение драматургии Пушкина — главная цель реферата.

Рекомендуемый план:

1) Реалистические принципы воссоздания событий русской исто­рии в «Борисе Годунове».

2) «Маленькие трагедии» Пушкина: принципы художественной ти­пизации, проблематика, художественные особенности.

3) Жанр трагедии в творчестве Пушкина.

Литература:

1) Рассадин С.Б. Драматургия Пушкина: поэтика, идеи, эволю­ция. — М., 1977.

2) Устюжанин Д.Л. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. — М., 1974.

3) Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. — М., 1984.

6. «Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница» (Пуш­кин): художественное своеобразие «Евгения Онегина».

Стихотворный роман Пушкина «Евгений Онегин» уникален и не имеет аналогов во всей русской литературе. В чем заключается его худо­жественная специфика — главный предмет анализа в реферате.

Рекомендуемый план:

1) «Энциклопедичность» содержания романа «Евгений Онегин».

2) Единство «энциклопедичного» содержания и стихотворной фор­мы романа.

3) Художественные особенности стихотворного романа: система персонажей, образ автора, сюжетика, композиция, язык и стих.

4) Роль романа в творчестве Пушкина и в истории русской литера­туры.

Литература:

1) Баевский В. С. Сквозь магический кристалл: поэтика «Евгения Онегина». — М., 1990.

2) Турбин В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». — М., 1996.

7. Проза А. Пушкина и романтическая проза начала XIX века.

В прозе Пушкина, несмотря на ее реалистическую основу, наблю­даются некоторые романтические элементы: где-то во взаимодействии с романтической прозой, где-то в полемических и пародийных отношени­ях с ней. Каково значение прозы Пушкина для развития реализма в рус­ской литературе? .

Рекомендуемый план:

1) Романтическая проза В. Одоевского, А. Бестужева-Марлинского: особенности характеров героев, сюжетики, стиля.

2) «Повести Белкина» Пушкина: пародийный смысл прозаического цикла.

3) Черты романтизма в повести «Пиковая дама», романах «Дубров­ский», «Капитанская дочка», и их содержательное значение в контексте реалистического повествования.

4) Преодоление романтизма в прозе Пушкина.

Литература:

1) Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

2) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

3) Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. — М., 1960.

4) Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Пути эволюции. — Л., 1987.

8. Образ Петра I в творчестве Пушкина.

Образ Петра I привлекал внимание Пушкина, как и писателей XVHI века. Продолжая литературные традиции, Пушкин художественно переосмыслил образ царя-реформатора, представил несколько его ин­терпретаций и связал с реалистической проблематикой. Анализ пушкин­ских трактовок образа Петра — главная цель реферата.

Рекомендуемый план:

1) Петр I в поэзии Пушкина.

2) Поэма Пушкина «Полтава»: героический пафос в интерпретации образа Петра.

3) Поэма Пушкина «Медный всадник»: реалистическая проблема­тика, связанная с образом Петра I; необычность художественного во­площения образа царя.

Литература:

1) Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Мед­ный всадник». — М., 1990.

2) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

9. Проблема взаимоотношений личности и общества в творчестве Пушкина.

Пушкин много размышлял о человеке, его характере, жизни, взаи­моотношениях с обществом. Эти размышления нашли художественное воплощение в стихотворном и прозаическом творчестве Пушкина. Вы­явлению основных идей, пушкинского видения проблемы должен быть посвящен данный реферат.

Рекомендуемый план:

1) Поэма «Цыганы». Алеко: полемика с романтическим героем-ин- дивидуалистом.

2) Поэма «Медный всадник». Евгений: судьба «маленького челове­ка».

3) Роман «Евгений Онегин»; его главный герой — «лишний чело­век» в обществе.

4) Повесть «Пиковая дама». Германн: новый герой-«индивидуа­лист» и его судьба.

Литература:

1) Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. — Л., 1983.

2) Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

3) Непомнящий В. С. Поэзия и судьба: над страницами духовной био­графии Пушкина. — М., 1987.

4) Петров С.М. А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. — М., 1973.

10. Исторические события и герои в художественной трактовке Пуш­кина.

Пушкин серьезно занимался русской историей: ездил в путешест­вия, работал в архивах, изучал историческую литературу. Это нашло от­ражение в его художественном творчестве. Какие исторические события и герои привлекали внимание Пушкина, с чем это было связано, какие идеи вкладывал он в прочтение событий исторического прошлого, — все эти аспекты должны быть раскрыты в реферате.

Рекомендуемый план:

1) Трагедия «Борис Годунов» — реалистическая трагедия о народе и власти.

2) Поэма «Полтава» — героическая поэма о даре-реформаторе.

3) Поэма «Медный всадник» — новые содержательные грани обра­за Петра I.

4) Повесть «Пиковая дама» — Наполеон в качестве характеристики образа Германна.

5) Повесть «Капитанская дочка» — размышления Пушкина о на­родном бунте.

Литература: та же, что и для реферата № 9.

11. Творчество Пушкина и музыка.

Практически все значительные произведения Пушкина получили музыкальное прочтение. Какие русские композиторы обращались к творчеству Пушкина, в каких музыкальных жанрах интерпретировали пушкинские произведения, что привлекало композиторов в произведе­ниях Пушкина, — все эти вопросы необходимо раскрыть в реферате.

Рекомендуемый план:

1) Трагедия «Моцарт и Сальери»: размышления Пушкина о музы­ке, таланте, гениальности и нравственности.

2) Романсы М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и др. на стихи Пушкина.

3) Оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», А.С. Даргомыжского «Каменный гость», М.П. Мусоргского «Борис Годунов», Н.А. Римского- Корсакова «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», П.И. Чайков­ского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Э.Ф. Направника «Дубров­ский», С.В. Рахманинова «Алеко» и др.

Литература:

1) Винокур Н.Г., Каган Р.А. Пушкин в музыке. Справочник. — М.,

1974.

2) Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников (1816— 1837). - М., 1974.

12. Творчество Пушкина и изобразительное искусство.

Пушкин обладал несомненными способностями к изобразительно­му искусству. Этот талант художественного изображения проявился не только в его многочисленных рисунках, но и в литературных произведениях, что было замечено русскими художниками-иллюстраторами Пуш­кина. Показать различные грани взаимодействия творчества Пушкина с изобразительным искусством — главная цель реферата.

Рекомендуемый план:

1) Рисунки Пушкина.

2) Мастерство Пушкина в изображении природы (пейзажи), внеш­ности человека (портреты) в литературных произведениях Пушкина.

3) Художники-иллюстраторы пушкинских произведений.

Литература:

1) Иллюстраторы А.С. Пушкина: 1799—1999. — М., 1999.

2) Керцелли Л.Ф. Мир Пушкина в его рисунках. — М., 1988.

3) Московская изобразительная Пушкиниана. Альбом. — М., 1991.

4) Павлова Е.В. А.С. Пушкин в портретах. — М., 1989.

5) Цявловская Т.Г. Рисунки Пушкина. — М., 1986.

13. Переписка А.С. Пушкина.

Переписка — важный источник сведений о личности, жизни и творчестве Пушкина. Показать это на основе пушкинской йереписки — главная цель реферата.

Рекомендуемый план:

1) Пушкин-человек в переписке с друзьями, писателями, женой.

2) Пушкинские замечания о художественном творчестве в перепи­ске с друзьями-писателями.

Литература:

1) Левкович ЯЛ. Автобиографическая проза и письма Пушкина. — Л., 1988.

2) Переписка А.С. Пушкина.: В 2 т. — М., 1982.

3) Пушкин А. С. Письма к жене. — Л., 1986.

14. Пушкин в воспоминаниях современников.

В воспоминаниях современников отражены многие черты характе­ра Пушкина, его поэтического гения. Понять их, а также проследить из­менения в миропонимании, отношении Пушкина к жизни — главные цели реферата.

Рекомендуемый план:

1) Воспоминания о детстве и юности Пушкина.

2) Воспоминания о поэте в период южной ссылки.

3) Пушкин во время ссылки в Михайловское.

4) Пушкин в Москве.

5) Жйзнь Пушкина в Петербурге в 1830-е годы.

6) Современники о смерти Пушкина.

Литература:

1) А.С. Пушкин в воспоминаниях современников.: В 2 т. — М., 1985.

2) Бартенев П.И. О Пушкине. Страницы жизни поэта. Воспомина­ния современников. — М., 1992.

3) Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. Переписка. Воспоминания. Дневники. — М., 1987.

15. Пушкинские места России.

Пушкин много ездил по России. Потомки свято хранят память о его пребывании в разных уголках страны. Познакомиться с некоторыми пушкинскими музеями — главная цель во время работы над рефератом.

Рекомендуемый план:

1) Музей Пушкина в Царском Селе под Петербургом.

2) Мойка, 12 — музей Пушкина в Петербурге.

3) Пушкинские музеи Москвы.

4) Пушкинское Болдино.

5) Пушкинские Горы — знаменитый музей в Псковской области.

Литература:

1) Волович Н.М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. — М., 1979.

2) Гейченко С.С. Пушкиногорье. — М., 1987.

3) Гессен А.И. Набережная Мойки, 12: последняя квартира А.С. Пушкина. — Минск, 1983.

4) Гордин А.М., Гордин М.А. Путешествие в пушкинский Петербург. — Л., 1983.

5) Гордин А.М. Пушкин в псковском крае. — Л., 1970.

6) Левина Ю.И. Пушкинское Болдино. — Горький, 1974.

7) Овчинникова С. Т. и др. Музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате. — М., 1998.

8) Пушкинские места России. Путеводитель. — М., 1984.

Рекомендуемая литература:

1. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. — М., 1984.

Книга представляет собой переиздание первой научной биографии Пушкина, созданной в 50-е годы XIX века. Основана на живых свиде­тельствах современников поэта; рассказывает об окружении и дружес­ких и литературный связях Пушкина, восприятии его произведений чи- тателями-современниками.

2. Благой Д.Д. Душа в заветной лире: очерки жизни и творчества Пушкина. — М., 1979.

Проблемы поэтики пушкинских произведений, созданных во второй половине 1820-х — 1830-е годы, рассматриваются в связи с основными этапами внутренней жизни поэта; особое внимание уделяется социально­историческим взглядам Пушкина, его художественным пристрастиям.

3. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. — М., 1983.

Книга посвящена проблемам исследования текста пушкинских про­изведений, прежде всего лирике. Особое внимание уделяется истории создания текстов, специфике творческого мышления поэта.

4. Бурсов Б.И. Судьба Пушкина. — Л., 1989.

Целостное монографическое исследование творческой биографии Пушкина.

5. Вересаев В.В. Пушкин в жизни: В 2 т. — М., 1987.

Свод документальных свидетельств о жизни и творчестве поэта, за­имствованных из его писем, переписки и воспоминаний современни­ков, литературно-критических статей, журнальных публикаций Пушкин-

ской эпохи. Разнообразные фрагменты, собранные вместе, создают це­лостное представление о культурной среде, которая питала творчество Пушкина.

6. Грановская Н.И. «Род Пушкиных мятежный...»: из истории рода А.С. Пушкина. — СПб., 1992.

В книге собраны свидетельства о предках Пушкина, выясняются проблемы родословной поэта. Все это позволяет лучше понять пушкин­скую гордость духовным наследием семьи и дома, рода; более глубоко проникнуть в смысл таких произведений, как «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Дубровский», «Капитанская дочка».

7. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.

Монография рассматривает личные и творческие связи поэта с рус­ским романтизмом 1810 — 1820-х годов. Особое внимание уделено про­блеме творческой самостоятельности, новаторства Пушкина.

8. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Пособие для уча­щихся. — Л., 1983.

Личность и творчество Пушкина рассматриваются на широком и разнообразном фоне русской литературы пушкинской поры. Особое внимание уделено поэтике, художественной специфике воплощения философского содержания в поэзии Пушкина.

9. Маймин Е.А. Пушкин: жизнь и творчество. — М., 1981.

Целостное исследование творческой биографии Пушкина посвяще­но в первую очередь выявлению художественного новаторства пушкин­ской поэтики, эволюции формального мастерства Пушкина-писателя.

10. Непомнящий В С. Поэзия и судьба: над страницами духовной би­ографии Пушкина. — М., 1987.

В книге были впервые поставлены вопросы православных корней пушкинской духовности. Судьба и творчество поэта осмысливаются как следование «веленью Божию», как исполнение высокой пророческой миссии на земле. Подробно рассматривается духовно-философский смысл лирики Пушкина, особенно стихотворения «Пророк», сказок, ро­мана «Евгений Онегин».

11. Скатов С.М. Русский гений. — М., 1999.

Очерк биографии и творчества Пушкина начиная от детских лет и лицея до последних лет жизни. Особое внимание уделяется духовной, философской проблематике пушкинских произведений, тому, как по­ставлены и разрешены в них наиболее значительные проблемы русской жизни, национального самосознания русского человека.

12. Томашевский Б.В. Пушкин. — М., 1990.

Целостная характеристика биографии и творчества поэта с 1813 по 1825 год. Особое внимание уделено периоду южной ссылки Пушкина: лирике, «южным поэмам», началу работы над романом в стихах «Евге­ний Онегин».

 


[1] Сперанский Михаил Михайлович (1772—1839) — граф, русский государственный деятель. С 1808 года ближайший советник императора Алексан­дра 1. автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государст­венного Совета (1810).

 

[2] Куницын Александр Петрович (1783— 1840) читал в лицее нравст­венные и политические науки; блестящий ученый, широко образованный, с са­мостоятельными взглядами.

 

[3] Илличевский Алексей Демьянович (1798— 1837) в лицее был особенно силен в эпиграммах, рисовал карикатуры

 

[4] Лициний — условный адресат стихотворения Пушкина. Этот имя носили многие знаменитые граждане Рима, память о которых сохранила история. Орато­ру и поэту, противнику императора Цезаря Гаю Лицинию Кальву было адресова­но одно из гражданственных стихотворений римского поэта Катулла.

 

[5] X а р и т ы — то же, что грации, богини, воплощающие доброе начало.

[6] А о н и д ы — музы.

[7] Давыдов Василий Львович (1792—1855)—один из деятельных чле­нов «Южного общества» декабристов; в нему в Каменку ежегодно съезжались для совещания члены общества.

 





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.473 сек.)