Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины



2015-11-07 1160 Обсуждений (0)
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических занятий (в виде коллективных форм обсуждения), различные формы самостоятельной работы студентов, зачета.

Выделяют три взаимосвязанных формы обучения, имеющие общие и специфические средства:

- вводная информация (на лекциях);

- изучение источников информации и выполнение письменных заданий (самостоятельная работа студентов по написанию рефератов, докладов и т.д.);

- обсуждение результатов работы с источниками информации студентов на основе вводной информации (практические занятия).

- По каждой теме предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы т.е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач, деловые игры.

- Подготовка и проведение лекций, практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Тематика лекционного курса определяется логической последовательностью в изложении тем, рассмотрением основных положений, понятий, тенденций, классификаций, имеющих место в изучении данного курса. Лекционные занятия предназначены для обеспечения теоретического осмысления и обобщения студентами с помощью преподавателя сложных разделов курса, которые освещаются в основном на проблемном уровне.

Руководитель лекционного потока осуществляет общее методическое руководство в ходе проведения курса и оказывает необходимую учебно-методическую текущую помощь преподавателям практических (семинарских) занятий.

Текст конспекта лекций должен удовлетворять следующим требованиям:

- отражать основное положение лекционного курса (определения, классификации, проблемы и т.д.);

- схемы, таблицы прилагаются дополнительно по усмотрению преподавателя.

Отбор и распределение тем для практических (семинарских) занятий определялся сложностью, специфичностью и значимостью изучаемого материала.

Практические занятия - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. На практических занятиях студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к практическим занятиям зависит от формы, места проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, реферата и последующим их обсуждением, коллоквиум.

Для подготовки студентов к практическому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Литература, указанная в конце каждой темы, может быть дополнена преподавателем на основе материалов, газет, Интернет - ресурсов. В зависимости от подготовленности конкретной группы список можно корректировать.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Весьма важным для преподавателя является подготовка к проведению семинарского занятия.

Любое семинарское занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину неявки их на занятие. Затем во вводном слове преподавателя (3-4 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на семинар, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем дидактическим материалам.

Самостоятельная работа студентов предполагает руководство преподавателя, которое состоит в следующем: индивидуальные консультации по возникшим вопросам, организация работы студента с видеоматериалами, проведение дискуссионного клуба или коллоквиума по наиболее спорным и интересным проблемам, консультация при подборе литературы, поощрение активности студентов.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.

Работа по написанию реферата *

Реферат один из видов самостоятельной научно-исследовательской работы студента. В нем раскрывается суть исследуемой студентом научной проблемы.

Реферирование - процесс свертывания, уплотнения информации, имеющейся в том или иной научном тексте, с целью получения краткого, сжатого содержания, предназначенной для этого статьи, главы книги, мо­нографии и т.д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой ин­формации, чтобы неизбежные при реферировании потери информации в минимальной степени коснулось важных и существенных сведений, со­держащихся в тексте. Тема реферата определяется преподавателем или избирается студентом самостоятельно, в последнем случае тема рефера­та, выбранная студентом, в обязательном порядке обговаривается с пре­подавателем. В дальнейшем допускается незначительное изменение те­мы реферата только по согласованию с преподавателем. Основной целью работы над рефератом является приобретение навыка библиографиче­ского поиска необходимой литературы, аналитической работы с различ­ными источниками по той или иной теме и грамотного письменного изло­жения.

Задачей реферирования является подробное изучение выбранной проблемы, с возможностью дальнейшего исследования данного вопроса при написании курсовой работы. Реферат должен способствовать форми­рованию навыков исследовательской работы, умения критически мыслить, анализировать, сравнивать, формировать суждения, классифицировать и делать самостоятельные выводы. Объем реферата определяется содер­жанием первоисточников и может колебаться от 10 до 20 машинописных листов.

В реферате должны быть представлены:

1.Титульный лист.

2.План-оглавление (названия 3-4 параграфов).

3.Введение (объясняется выбор темы; ее значимость, актуальность; указываются цель и задачи по исследуемой теме реферата; могут быть перечислены зарубежные и отечественные исследователи психологии).

4.Основная часть (в каждом параграфе необходимо раскрыть одну из сторон исследуемой проблемы; каждый параграф должен быть логическим продолжением другого).

5.Заключение (подводятся итоги, даются обобщенные выводы по теме).

6.Список используемой литературы. Список оформляется следующим образом: Ф.И.О. автора; название работы; место и год издания. (Н-р.: Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб, «Питер». 2002.)

При разработке реферата необходимо использовать не менее 5-8научных источников. Количество страниц реферата 10-15.

Композиционно (строение, соотношение и взаимное расположение частей работы) текст реферата также может быть различным. Общая структура любого реферата должна состоять из трех частей: оглавление, введения, основной части и заключения.

Оглавление, включающее нумерацию всех параграфов реферата + введение

Во введении обосновывается выбор темы реферата, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса в частности. Также во введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов). В этой части реферата может быть дан перечень ключевых слов, т.е. слова и словосочетания, выражающие понятия суще­ственные для понимания данной проблемы.

Основная часть реферата. В ней передается содержание изученных первоисточников по данной проблеме. При необходимости (если, напри­мер, в работе затрагивается ряд проблем), данная часть работы может содержать несколько глав.

В заключении студент приводит собственные выводы по материалам изученных первоисточников, высказывает аргументированное согласие или несогласие с позицией или точкой зрения авторов. Студенту необхо­димо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению ра­боты. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, гра­мотно; с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.

Критерии оценки реферата:

1.Соответствие теме;

2.Правильность и полнота использования научной литературы;

3.Оформление реферата.

При подготовке итоговой СРС студент должен:

1) выбрать тему исследования;

2) осуществить подбор литературы по теме исследования, наметить план работы;

3) согласовать с преподавателем содержание и объем работы;

4) предварительно сдав преподавателю работу на проверку, приготовиться к итоговому занятию, на котором будут обсуждаться результаты СРС.



2015-11-07 1160 Обсуждений (0)
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)