Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Элементы организованного и неорганизованного осадков мочи по возможности идентифицируют, а также зарисовывают в тетрадях




ЗАНЯТИЕ

 

Тема. Патофизиология эндокринной системы.

Цель занятия.Изучить этиологию, патогенез и основные проявления типовых форм патологии эндокринных желез.

Теоретические вопросы.

1. Нарушение центральной транс- и парагипофизарной регуляции эндокринных желез.

2. Общая этиология и патогенез эндокринных расстройств.

3. Роль обратной связи в эндокринной патологии.

4. Гигантизм, акромегалия, гипофизарный нанизм, этиология, патогенез клинических проявлений.

5. Болезнь и синдром Иценко-Кушинга, причины и механизм развития, клинические проявления.

6. Адреногенитальный синдром, механизм развития.

7. Острая и хроническая недостаточность надпочечников, этиология, патогенез клинических проявлений.

8. Этиология и патогенез первичного и вторичного альдостеронизма, последствия для организма.

9. Эндемический и токсический зоб (Базедова болезнь), кретинизм, микседема, причины и механизм развития, клинические проявления.

10. Гипер- и гипофункция паращитовидных желез, причины, механизм развивающихся нарушений.

22. Нарушение функции половых желез, причины, клинические проявления.

 

Работа №1. Роль неспецифической резистентности организма в условиях гипоксии.

Материальное оснащение.

1. Аппарат Комовского - 1 шт.
2. Ртутный манометр - 1 шт.
3. Тазик с водой - 1 шт.
4. Шприц на 1-2 мл - 1 шт.
5. Пинцет - 2 шт.
6. Почкообразный тазик - 1 шт.
7. Вазелин  
8. 10% раствор глюкозы в колбе 3 мл
9. Животные: белые мыши - 3 шт.

Методика проведения опыта.

Опыт ставится на трех белых мышах одинакового веса. Первая мышь – контрольная. Второй мыши дважды, за 1ч и за 10 мин до опыта, подкожно вводят по 0,5 мл 10% раствор глюкозы. Третью мышь непосредственно перед опытом заставляют плавать в воде до полного изнеможения (обычно 15-20 мин). Всех трех мышей помещают под колпак аппарата Комовского. Обязанности распределяются следующим образом: первый студент наблюдает за поведением контрольной мыши; второй – регистрирует поведение мыши, получившей глюкозу; третий – наблюдает за поведением плавающей мыши; четвертый – регистрирует показания ртутного манометра; пятый – равномерно откачивает воздух из камеры; шестой - регистрирует полученные результаты.



При проведении опыта определяют частоту дыхания, двигательную активность, мышечный тонус, окраску видимых слизистых и кожных покровов, отмечают появление судорог и время гибели животных. При изменении в поведении животных откачивание воздуха прекращают.

Результаты опыта вносят в таблицу:

Показания манометра Барометрическое давление (в мм рт.ст.) Высота (в м) Контроль (исходные данные) Изменения в поведении мышей
после введения глюкозы при мышечном утомлении
     
0,2      
0,4      
0,6      
0,7      
0,8      

Полученные результаты обсуждают и делают выводы. При этом обращают внимание на роль неспецифической резистентности в условиях гипоксии. Выясняют возможность изменения резистентности организма под влиянием повреждающих факторов, что играет большую роль в патогенезе и саногенезе.

 

Работа №2. Влияние удаления околощитовидных желез на содержание кальция в сыворотке крови.

Материальное оснащение.

1. Операционный столик для мелких животных 1 шт.
2. Резинки для фиксации конечностей 4 шт.
3. Колпачек для эфирного наркоза 1 шт.
4. Корцанг 1 шт.
5. Скальпель 1 шт.
6. Ножницы 1 шт.
7. Глазные ножницы 1 шт.
8. Глазные пинцеты 3 шт.
9. Лигатурные иглы 1 шт.
10. Иглодержатель 1 шт.
11. Хирургические иглы 2 шт.
12. Шовный материал (шелк)  
13. Эфир для наркоза  
14. Спирт  
15. Вата  
16. Шприц на 2 мл 1 шт.
17. Центрифуга электрическая 1 шт.
18. Водяная баня 1 шт.
19. Микробюретка 1 шт.
20. Центрифужные пробирки 3 шт.
21. Градуированные пипетки на 1 мл 2 шт.
22. Тонкая стеклянная палочка - 1 шт.
23. Щавелево-кислый аммоний (насыщенный раствор на бидистиллированной воде) - 5 мл
24. 2% раствор аммиака - 10 мл
25. 1н раствор серной кислоты - 5 мл
26. 0,01н раствор марганцевокислого калия - 20 мл
27. Бидистиллированная вода - 20 мл
28. Животные: крысы - 2 шт.

Методика проведения опыта.

За 2-3 дня до занятия у крысы удаляют околощитовидные железы. Под эфирным наркозом крысу фиксируют за лопатки к операционному столику брюшной стороной кверху. На шее животного состригают шерсть, и область операционного поля смазывают спиртом. По средней линии шеи скальпелем делают продольный разрез длиною 2,5-3 см через кожу, подкожную клетчатку и фасцию. По средней линии острыми пинцетами разделяют грудинно-подъязычные мышцы и тупым крючком отодвигают одну из них в сторону, открывая соответствующую долю щитовидной железы. Латеральный угол переднего полюса этой доли тщательно отделяют от окружающих тканей и осторожно вырезают кончиком глазных ножниц расположенную здесь околощитовидную железу. Потом отодвигают в противоположную сторону вторую грудинно-подъязычную мышцу и удаляют околощитовидную железу, расположенную у латерального угла переднего полюса второй доли щитовидной железы. Затем, сдвинув назад обе грудинно-подъязычные мышцы, накладывают на срединный разрез кожи несколько шелковых швов.

Получение сыворотки крови.

Крысу помещают под стеклянный колпак. Кровь животного собирают в пробирку путем введения иглы шприца в хвостовую вену, обработанной гепарином (получают 2-3 мл крови). После свертывания крови и ретракции сгустка берут сыворотку и исследуют содержание в ней кальция с помощью описанной ниже методики.

Определение кальция в сыворотке крови.

В центрифужную пробирку наливают 2 мл бидистиллированной воды и приливают 1 мл сыворотки крови крысы и 1 мл щавелевокислого аммония. Оставляют стоять 30 мин, а затем центрифугируют 5-10 мин. На дне пробирки отделяется плотный белый осадок из щавелевокислого кальция. Жидкость над осадком сливают, быстро опрокидывая пробирку. Края последней обтирают фильтровальной бумагой. Наливают в пробирку 4 мл 2%-ного раствора аммиака и смешивают с этим раствором жидкость оставшуюся над осадком. Снова центрифугируют, сливают жидкость над осадком и обтирают фильтровальной бумагой края пробирки. Так поступают 2-3 раза. Потом в осадок наливают 2 мл 1н серной кислоты, размешивают тонкой стеклянной палочкой и погружают пробирку в кипящую водяную баню на 2 мин (жидкость нагревают до 70-800С). Горячий раствор титруют из микробюретки 0,01н раствором марганцевокислого калия до появления бледно розовой окраски, не исчезающей в течение 1 мин.

Одновременно производят контрольное определение (холостой опыт). В центрифужную пробирку наливают 2 мл бидистиллированной и 1 мл насыщенного раствора щавелевокислого аммония. Оставляют стоять 30 мин, затем центрифугируют и обрабатывают так же, как пробу с сывороткой крови. Количество 0,01н раствора марганцевокислого калия, затраченное на титрование холостого опыта, вычисляют из количества раствора, затраченного при титровании пробы с сывороткой крови.

Расчет. 1 мл 0,01 н раствора марганцевокислого калия соответствует 0,2мл кальция. Чтобы определить количество кальция в мг на 100 мл сыворотки крови, надо разность между числом мл марганцевокислого калия, пошедших на титрование опытной и контрольной проб умножить на 0,8 м на 100.

 

ЗАНЯТИЕ

 

Тема. Патофизиология нервной системы.

Цель занятия. Изучить причины, механизмы развития и проявления повреждений центральных и периферических отделов нервной системы.

Теоретические вопросы.

1. Общая этиология и патогенез повреждения нервной системы.

2. Патофизиология денервированных тканей.

10. Нейрогенные расстройства движения. Парезы, параличи, гиперкинезы.

11. Нейрогенные нарушения чувствительности.

12. Механизмы болевого ощущения. Биологическое значение боли как сигнала опасности и повреждения.

13. Патофизиологические основы обезболивания.

14. Патофизиология функций вегетативной нервной системы (гипоталамуса, парасимпатической и симпатической иннервации).

15. Локальное повреждение коры головного мозга, причины, механизм развития, последствия.

16. Патология высшей нервной деятельности. Классификация, этиология, патогенез, значение в возникновении и развитии других болезней.

Работа №1. Двигательный паралич центрального и периферического происхождения у лягушки.

Материальное оснащение.

1. Штатив с двумя рядами крюков - 1 шт.
2. Ножницы - 2 шт.
3. Пинцет - 2 шт.
4. Препоровальная игла - 2 шт.
5. Лоток - 1 шт.
6. Дощечка - 1 шт.
7. Вата  
8. 1% раствор HCl в стаканчике - 20 мл
9. Вода в стаканчике - 50 мл
10. Животные: лягушка - 1 шт.

Методика проведения опыта.

1. Лягушку декапитируют. Через 5-10 минут после исчезновения признаков спинального шока животное подвешивают на штативе за нижнюю челюсть и раздражают сначала механическим пощипыванием ножки пинцетом, а затем погружением обоих задних лапок в 1% раствор соляной кислоты. После воздействия кислотой лапки обязательно трижды промывают водой. Отмечают силу ответной двигательной реакции и состояние мышечного тонуса лапок лягушки на действие раздражителя.

2. Лягушку снимают с крючка, помещают на препоравальной дощечке спинкой кверху. На одной из лапок отпрепаровывают седалищный нерв, который затем перерезают на уровне средней трети бедра. Лягушку вновь подвешивают на крючок. Обращают внимание на длину и величину суставного угла лапки с перерезанным седалищным нервом. Затем, начиная с контрольной, лапки поочередно раздражают погружением в 1% раствор соляной кислоты. Отмечают особенности ответной двигательной реакции (скорость и сила сокращения) контрольной и опытной лапок. Обсуждают полученные результаты, определяют вид двигательного расстройства. Делают выводы.

3. У декапитированной лягушки, подвешенной на крючке, разрушают спинной мозг путем введения иглы в спинномозговой канал. Обращают внимание на характер рефлекторной активности обеих лапок в ответ на механическое раздражение, длину конечностей и состояние мышечного тонуса. Обсуждают полученные результаты, определяют вид двигательного расстройства, делают выводы.

 

 

Рекомендуемая литература

- основная литература

  1. Патофизиология: Учебник / Литвицкий П.Ф.- В 2Т. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.
  2. Патофизиология. Курс лекций: Учебное пособие / П.Ф. Литвицкий, Н.И.Лосев, В.А. Войнов и др. – М.: Медицина, 1997. – 752с.: ил.
  3. Патологическая физиология. Под редакцией А.Д. Адо. Москва. Триада-Х. – 2001г.

- дополнительная литература

  1. Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкоголизма и наркомании. Москва, 1991.
  2. Васильев Н.В. Система крови и неспецифическая резистентность в экстремальных климатических условиях. – Новосибирск: Наука, 1992. – 255с.
  3. Галанкин В.Н. Проблема воспаления с позиций теории и клиники. – М.: УДН, 1991. – 120с.: ил.
  4. Гончарик И.И. Лихорадка. – Минск: Вышейшая школа, 1999. – 176с.
  5. Гриппи Майкл А. Патофизиология легких. – М.: БИНОМ; СПб.: Невский Диалект, 2000. – 332с.
  6. Доценко В.А. Болезни избыточного и недостаточного питания: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Фолиант, 2004. – 112с.
  7. Жуков Б.Н. Болезни переферических вен. – Самара: СГМУ, 1993. – 93с.: ил.
  8. Зайко Н.Н. Патологическая физиология: Учебник. – Киев: «Вища школа», 1985. – 576с.
  9. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. – М.: Медицина, 1997. – 350с.: ил.
  10. Метастазирование опухолей: Патогенет. аспекты / К.П. Балицкий, А.Л.Воронцова, И.А. Лисняк. – Киев: Наукова думка, 1991. – 199с.
  11. Напалкова С.М., Авакова М.Н., Кузьмина И.А. Воспаление и его фармакотерапия. Учебное пособие для студентов 3-го курса медицинского факультета. Ульяновск, 2001, 29с.
  12. Подылова С.Д. Болезни печени. Руководство дл врачей. М., Медицина, 1993.
  13. Рагозин О.Н., Авакова М.Н. Патофизиология биоритмов. Методическое пособие для преподавателей, врачей, студентов. Ульяновск, 2002, 54с.
  14. Саркисов Д.С. Избранные лекции по курсу общей патологии. М., 1992, В.1, 125с.
  15. Серов В.В. Общепатологические подходы к познанию болезни. М.: Медицина, 1999.
  16. Физиология и патофизиология сердца: В 2-х томах / Под ред. Н. Сперелакиса. – М.: Медицина, 1990.
  17. Чернышев В.А. Юшков Б.Г. Патофизиология. Москва. «Bere», 2001. – 704с.
  18. Шейман Джеймс А. Патофизиология почки. – М.; СПб.: БИНОМ: Невский Диалект, 1999. – 205с.
  19. Шулутко Б.И. Болезни печени и почек. – СПб.: Ренкор, 1995. – 480с.

 

 





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)