Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Основные методы социологического исследования




Содержание учебного курса «Социологические методы в государственном и муниципальном управлении»

Раздел 1. Введение в курс

 

1.1. Социологические исследования как источник информации в сфере государственного и муниципального управления.

Социологическое исследование как способ получения социо­логического знания. Социологические исследования как источник информации о социальных процессах, отношениях и проблемах в сфере государственного и муниципального управления. Критерии выделения видов и типов социологическо­го исследования. Проблема выбора типа и видов социологического исследования в соответствии с его целями и задачами.

 

1.2. Роль конкретных социологических исследований в сфере государственного и муниципального управления.

Социологические исследования как часть социологической науки. Роль конкретных социологических исследований в социо-инженерной деятельности по регулированию социальных процессов в сфере государственного и муниципального управления.

Раздел 2. Основные методы социологических исследований в сфере государственного и муниципального управления.

 

2.1. Методы измерения в социологии.

Понятие "измерение" в социологии. Подбор (поиск) индика­торов в качестве элементов социологического измерения. Связь подбора индикаторов с логическим анализом основных понятий. Разделение индикаторов по своему характеру на объективные и субъективные. Понятие "шкала измерения". Основные типы измери­тельных шкал: номинальные шкалы (шкала наименований, классифи­кационная шкала, порядковые или ранговые шкалы), метрические шкалы (шкалы интервалов, шкалы отношений, шкалы разностей). Шкалы для измерения социальных установок: шкала Р.Лайкерта (Ликерта), семантический дифференциал Ч.Осгуда. Тестовые мето­дики измерения в социологии. Правила построения измерительных шкал. Основные требова­ния к шкалам: валидность, полнота, чувствительность, точность и надежность. Построение измерительных шкал как условие разра­ботки конкретного инструментария для сбора первичной социоло­гической информации и для соответствующей ее обработки.



 

2.2. Основные инструменты сбора социологической информации.

Социологическая анкета как инструмент опроса. Особенности анкет в различных видах опроса. Вопрос как элементарный инструмент опроса. Логические требования к построению вопроса. Классификация вопросов по содержанию, по форме, по функциям, по графическому оформлению. Особенности вопросов о фактах соз­нания, о фактах поведения и о личности респондента (опрашивае­мого). Особенности закрытых, открытых и полузакрытых вопросов. Прямые и косвенные вопросы. Основные и неосновные вопросы. Ли­нейные вербальные и линейные числовые вопросы, табличные воп­росы (горизонтальный и вертикальный варианты), семантический дифференциал, перечневые и текстовые вопросы. Правила построе­ния (композиции) и оформления социологической анкеты. Логи­ческий контроль и апробация составленной анкеты. Социологические тесты, их особенности. Карточки (и дневники) социологического наблюдения.

 

Основные методы социологического исследования.

2.3.1. Анкетирование и интервью, их особенности и правила проведения.

Сущность анкетного опроса (анкетирования) и интервью (ин­тервьюирования) как видов организованного общения социолога и респондента. Познавательные возможности и достоинства различ­ных видов опроса. Ограничения и недостатки анкетирования и ин­тервью. Особенности индивидуального и группового анкетного оп­роса. Особенности формализованного (стандартизированного) и неформализованного (свободного) интервью. Особенности фокуси­рованного (индивидуального и группового) интервью.

2.3.2. Выборочный метод.

Суть ключевых понятий выборочного метода: объект исследо­вания, генеральная совокупность, выборочная совокупность, еди­ница отбора, единица анализа. Вероятностные (случайные) и це­ленаправленные виды выборки, основные условия их применения. Методы собственно-случайного отбора: случайно-бесповторный и случайно-повторный. Метод механической выборки. Метод серийной выборки. Метод гнездовой выборки. Метод стихийной выборки. Ме­тод основного массива. Метод квотной выборки. Одноступенчатые и многоступенчатые формы выборки. Суть требования репрезента­тивности (представительности) выборки и условия её обеспече­ния.

2.3.3. Метод наблюдения.

Суть социологического наблюдения и основные области его применения. Разновидности метода наблюдения: структурированное и неструктурированное наблюдение, включенное и невключенное наблюдение, полевое и лабораторное наблюдение, систематическое и несистематическое наблюдение. Основные требования к органи­зации наблюдения и к наблюдателям. Достоинства и ограничения метода наблюдения в конкретном социологическом исследовании.

2.3.4. Экспертный опрос.

Суть и область применения метода экспертного опроса (экспертной оценки). Основные виды экспертного опроса: индиви­дуальный опрос экспертов и «дельфийский» метод, групповая дискуссия и «мозговая атака» («брэйнсторминг»). Подбор экспер­тов: методы и критерии. Особенности проведения экспертных оп­росов в отличие от массовых опросов.

2.3.5. Социологический эксперимент.

Сущность и область применения эксперимента как разновид­ности социологического исследования и как метода сбора социо­логической информации. Основные условия (требования) проведения социологического эксперимента. Виды эксперимента (полевые и лабораторные, линейные и параллельные) и методы отбора экспериментальных групп (метод попарного отбора, метод струк­турной идентификации, метод случайного отбора). Планирование и логика осуществления эксперимента.

2.3.6. Метод анализа документов.

Понятие документа в социологии и виды документов. Отбор документов для изучения. Виды анализа документов: качественный (традиционный) и формализованный, количественно-качественный (контент-анализ). Методические приемы анализа документов. Достоинства (преимущества, важность) и ограниченность метода анализа документов в социологическом исследовании.

Методы социометрии

Понятие социометрии и область ее применения. Виды и наз­начение методов социометрии. Социометрический критерий: суть его, правила выбора и требования к нему. Различие социометри­ческих критериев по степени силы (слабый тип и сильный тип). Основные классы социометрических критериев: коммуникативные критерии ("социометрические тесты") и гностические критерии ("тесты социальной перцепции"). Виды социометрических критери­ев: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формы социометрического критерия: положительная (на выявление предпочтений, позитивного отношения) и отрицательная, негатив­ная (на выявление отвержений, негативного отношения). Разно­видности социометрических критериев: дихотомический критерий, критерий ранжирования. Проблема оптимального числа социометри­ческих критериев. Суть и различие непараметрической и парамет­рической процедур в социометрии. Социометрическая карточка как инструмент социометрическо­го опроса, ее основные варианты и требования к ней. Основные формы обработки и наглядного представления первичных результа­тов социометрического опроса: социоматрицы, социограммы и их разновидности. Определение социометрических индексов (коэффи­циентов) - персональных и групповых. Общий социометрический статус (индекс) индивида. Индекс эмоциональной экспансивности индивида. Индекс объема взаимодействия индивида в группе. Ин­декс социометрической когерентности (связанности) группы. Ин­декс взаимности (сплоченности) группы. Индекс референтности (значимости) группы. Способы использования данных социометрического опроса. Этические требования к проведению социометрического опроса и использованию его результатов.

 

2.4. Формы и методы обработки, анализа и обобщения социологической информации.

Контроль качества заполнения анкет или бланков интервью (полноты и точности их заполнения). Редактирование и кодирова­ние информации для последующей ее обработки. Принципы кодиро­вания закрытых вопросов. Принципы кодирования открытых и полу­открытых (полузакрытых) вопросов. Возможности и особенности основных программных средств для обработки социологической ин­формации на ЭВМ. Виды табуляграмм, представляющих (отображаю­щих) результаты обработки первичной социологической информа­ции. Описание и интерпретация социологических данных. Анализ и объяснение социологической информации: основные правила и методы. Использование методов количественного анали­за социологических данных. Группировки и ряды распределений. Корреляционный и регрессионный анализ. Варианты таблиц, графи­ков и диаграмм как способов представления и обобщения социоло­гической информации. Конструирование и расчёт индексов. Суть и особенности методов качественного анализа социальных явлений и процессов. Формулирование выводов с учётом основных проблем и гипотез социологического исследования. Оформление результатов исследования. Требования к отчёту по итогам социологического исследования.





Читайте также:





Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)