Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы решения задач на компьютере



2015-11-07 1387 Обсуждений (0)
Основные этапы решения задач на компьютере 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“Оренбургский государственный университет”

Кафедра информатики

 

 

В.Б. Шлейников

А.Н. Колобов

М.А. Корякина

 

Конспект лекций

По информатике

 

Электронный учебник

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Оренбургский государственный университет”

 

Оренбург 2006


ББК 32.973-018.2я73

У

УДК 004.4 (0.75)

 

 

Рецензент

Заведующий кафедрой вычислительной техники, доктор технических наук, доцент В.Н. Тарасов

 

 

У Шлейников В.Б., Колобов А.Н., Корякина М.А.

“Конспект лекций по информатике”: Электронный учебник. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. – 42 c.

 

Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения курса “Информатика” студентами первого курса технических специальностей заочной формы обучения.

 

ББК 32.973-018.2я73

 

 

© Шлейников В.Б., 2006

© Колобов А.Н., 2006

© Корякина М.А., 2006

© ОГУ, 2006


Содержание

 

1..... Основные этапы решения задач на компьютере. 4

2..... Языки программирования. 6

3..... Алфавит и лексическая структура языка паскаль. 8

4..... Структура паскаль - программы. 11

5..... Типы данных в языке программирования паскаль. 14

5.1 Перечень типовых данных в Турбо Паскале. 15

6..... Операторы языка программирования паскаль. 18

25.1 Простые операторы.. 19

25.1.1. Оператор присваивания. 19

25.1.2 Оператор безусловного перехода. 19

25.1.3 Оператор вызова процедуры.. 20

25.2 Структурные операторы.. 20

25.2.1 Составной оператор. 20

25.2.2 Условные операторы.. 21

25.3 Примеры программ. 22

7..... Операторы цикла в языке программирования паскаль. 23

26.1 Оператор цикла с параметром. 23

26.2 Оператор цикла с предусловием. 24

26.3 Оператор цикла с постусловием. 24

26.2 Примеры программ. 24

8..... Массивы в языке программирования паскаль. 25

27.1 Понятие массива. 25

27.2 Одномерные массивы.. 26

27.3 Двумерные массивы.. 29

9..... Процедуры в языке программирования паскаль. 33

28.1 Описание процедуры и обращение к ней. 34

28.2 Параметры - значения и параметры - переменные. 35

10... Процедуры функции в языке программирования паскаль. 37

29.1 Описание функции и обращение к ней. 37

11... Строки в языке программирования паскаль. 38

30.1 Литерный тип (CHAR) в языке программирования Паскаль. 38

30.2 Строковый тип (STRING) в языке программирования Паскаль. 38

30.3 Строковые процедуры и функции в Турбо-Паскале. 39

30.4 Примеры программ. 40

12... Рекомендуемая литература. 42


 

Основные этапы решения задач на компьютере

 

Процесс решения задач на компьютере – это совместная деятельность человека и ЭВМ. Этот процесс можно представить в виде нескольких последовательных этапов. На долю человека приходятся этапы, связанные с творческой деятельностью - постановкой, алгоритмизацией, программированием задач и анализом результатов, а на долю компьютера – этапы обработки информации в соответствии с разработанным алгоритмом.

Рассмотрим эти этапы на следующем примере: пусть требуется вычислить сумму двух целых чисел и вывести на экран видеомонитора результат.

Первый этап – постановка задачи. На этом этапе участвует человек, хорошо представляющий предметную область задачи. Он должен четко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи и предложить подход к ее решению. Для задачи вычисления суммы двух целых чисел человек, знающий, как складываются числа, может описать задачу следующим образом: ввести два целых числа, сложить их и вывести сумму в качестве результата решения задачи.

Второй этап – математическое или информационное моделирование. Цель этого этапа – создать такую математическую модель решаемой задачи, которая может быть реализована в компьютере. Существует целый ряд задач, где математическая постановка сводится к простому перечислению формул и логических условий. Этот этап тесно связан с первым этапом, и его можно отдельно не рассматривать, однако возможно, что для полученной модели известны несколько методов решения, и тогда предстоит выбрать лучший. Для вышеописанной задачи данный этап сводится к следующему: введенные в компьютер числа запомним в памяти под именами А и В, затем вычислим значение суммы этих чисел по формуле А+В, и результат запомним в памяти под именем Summa.

Третий этап – алгоритмизация задачи. На основе математического описания необходимо разработать алгоритм решения.

Алгоритмом называется точное предписание, определяющее последовательность действий исполнителя, направленных на решение поставленной задачи. В роли исполнителей алгоритмов могут выступать люди, роботы, компьютеры.

Используются различные способы записи алгоритмов. Широко распространен словесный способ записи: это записи рецептов приготовления различных блюд в кулинарной книге, инструкции по использованию технических устройств, правила правописания и многие другие. Наглядно представляется алгоритм языком блок-схем.

Например, алгоритм решения задачи вычисления суммы двух целых чисел на языке блок-схем будет записан, как показано на рис. 1.

Свойства алгоритма. При составлении и записи алгоритма необходимо обеспечить, чтобы он обладал рядом свойств.

Однозначность алгоритма, под которой понимается единственность толкования исполнителем правил выполнения действий и порядка их выполнения. Чтобы алгоритм обладал этим свойством, он должен быть записан командами из системы команд исполнителя.

Для нашего примера исполнитель алгоритма должен понимать такую запись действий, как сложить числа А и В.

Конечность алгоритма – обязательность завершения каждого из действий, составляющих алгоритм, и завершаемость выполнения алгоритма в целом. Записанный на рис.1 алгоритм обладает этим свойством, так как запись действий исполнителя завершается записью об окончании алгоритма.

Результативность алгоритма, предполагающая, что выполнение алгоритма должно завершиться получением определенных результатов. Алгоритм в нашем примере обладает этим свойством, так как для целых чисел А и В всегда будет вычислена сумма.

Массовость, т.е. возможность применения данного алгоритма для решения целого класса задачи. Так как алгоритм, показанный на рис.1, позволяет правильно подсчитать сумму не только чисел 2 и 3, но любой другой пары целых чисел, он обладает свойством массовости. Для того чтобы алгоритм обладал свойством массовости, следует составлять алгоритм, используя обозначения величин и избегая конкретных значений.

Правильность алгоритма, под которой понимается способность алгоритма давать правильные результаты решения поставленных задач. Представленный в примере алгоритм обладает свойством правильности, так как в нем использована правильная форма сложения целых чисел, и для любой пары целых чисел результат выполнения алгоритма будет равен их сумме.

Четвертый этап – программирование. Программой называется план действий, подлежащих выполнению некоторым исполнителем, в качестве которого может выступать компьютер. Составление программы обеспечивает возможность выполнения алгоритма и соответственно поставленной задачи исполнителем-компьютером. Во многих задачах при программировании на алгоритмическом языке часто пользуются заменой блока алгоритма на один или несколько операторов, введением новых блоков, заменой одних блоков другими.

Пятый этап – ввод программы и исходных данных в ЭВМ. Программа и исходные данные вводятся в ЭВМ с клавиатуры с помощью редактора текстов, и для постоянного хранения осуществляется их запись на гибкий или жесткий магнитный диск.

Шестой этап – тестирование и отладка программы. На этом этапе происходят исполнение алгоритма с помощью ЭВМ, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот этап часто требует гораздо больше времени и сил, чем написание первоначального текста программы.

Отладка программы – сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на контрольных примерах.

Контрольные примеры стремятся выбрать так, чтобы при работе с ними программа прошла все основные пути блок-схемы алгоритма, поскольку на каждом из путей могут быть свои ошибки, а детализация плана зависит от того, как поведет себя программа на этих примерах: на одном она может зациклится (т.е. бесконечно повторять одно и то же действие); на другом – дать явно неверный или бессмысленный результат и т.д. Сложные программы отлаживают отдельными фрагментами.

Для повышения качества выполнения этого этапа используются специальные программы – отладчики, которые позволяют исполнить программу «по шагам» с наблюдением за изменением значений переменных, выражений и других объектов программы, с отслеживанием выполняемых операторов.

Седьмой этап – исполнение отлаженной программы и анализ результатов. На этом этапе программист запускает программу и задает исходные данные, требуемые по условию задачи.

Полученные в результате решения выходные данные анализируются постановщиком задачи, и на основании этого анализа вырабатываются соответствующие решения, рекомендации, выводы. Например, если при решении задачи на компьютере результат сложения двух чисел 2 и 3 будет 4, то следует сделать вывод о том, что надо изменить алгоритм и программу.

Возможно, что по итогам анализа результатов потребуются пересмотр самого подхода к решению задачи и возврат к первому этапу для повторного выполнения всех этапов с учетом приобретенного опыта. Таким образом, в процессе создания программы некоторые этапы будут повторяться до тех пор, пока мы получим алгоритм и программу, удовлетворяющие показанным выше свойствам.

 



2015-11-07 1387 Обсуждений (0)
Основные этапы решения задач на компьютере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы решения задач на компьютере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)