Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Этапы и виды экологического сопровождения хозяйственной деятельности (ЭСХД)




 

Хозяйственную деятельность любого производства можно предста­вить в четыре этапа, на каждом из которых присутствуют свои эколо­гические аспекты (виды, средства и формы) деятельности.

I этап — Планирование и согласование планов. На этом этапе разра­батывается и утверждается предпроектная, проектная и иная доку­ментация будущей деятельности. Здесь возможны следующие виды ЭСХД:

а) проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) (или мониторинга) различных вариантов планируемой деятельности;

б) разработка экологических разделов в предпроектной и проект­ной документации на основе ОВОС;

в) соблюдение экологических стандартов, нормативов и требова­ний законодательства;

г) проведение экологического аудирования подготовленной доку­ментации (по желанию);

д) экологическая экспертиза;

е) экологическое лицензирование планируемой деятельности.

 

II этап — Создание материальной структуры планируемой деятель­ности. На этом этапе осуществляется строительство соответствующих зданий, покупка машин и оборудования и т. п. Здесь возможно про­ведение следующих видов ЭСХД:

а) мониторинг качества окружающей природной среды;

б) проведение мероприятий по предотвращению или минимиза­ции экологического ущерба;

в) соблюдение экологических стандартов, нормативов и требова­ний законодательства;

г) экологический контроль соблюдения положений проектной до­кументации и других требований.



 

III этап — Осуществление планируемой деятельности. Деятельность на данном этапе может происходить:

1) в штатном режиме (в соответствии с планами);

2) во внештатном режиме (аварии).

 

В штатном режиме проводятся:

а) мониторинг качества окружающей природной среды;

б) проведение мероприятий по предотвращению или минимиза­ции экологического ущерба;

в) соблюдение экологических стандартов, нормативов и требова­ний законодательства;

г) экологический контроль соответствия деятельности экологиче­ским требованиям;

д) оценка характеристик экологичности и жизненного цикла про­дукции;

е) экологический аудит деятельности;

ж) экологическое страхование деятельности, продукции, техноло­гий, производства, качества окружающей природной среды и пр.;

з) экологическое налогообложение;

и) экологическая отчетность и учет;

к) экологический маркетинг;

л) оценка эффективности экологической деятельности;

м) экологическая маркировка и сертификация продукции;

н) экологическая реклама.

 

Во внештатном режиме должны быть проведены:

а) первоначальные мероприятия по локализации ущерба;

б) экологический аудит с целью определения причин и следствий ущерба;

в) разработка планов по ликвидации последствий;

г) проведение мероприятий по ликвидации последствий;

д) экологический мониторинг качества окружающей природной среды;

е) экологический контроль выполнения планов ликвидации по­следствий;

ж) соблюдение экологических стандартов, нормативов и требова­ний законодательства;

з) возмещение страховой суммы.

 

IV этап — Прекращение деятельности. Это ликвидация материаль­ной структуры деятельности и ее неблагоприятных экологических последствий. Здесь присутствуют следующие виды ЭСХД:

а) экологический мониторинг качества окружающей природной среды;

б) соблюдение экологических стандартов, нормативов и требова­ний законодательства;

в) экологический контроль за соблюдением экологических требо­ваний.

 

Оценка характеристик экологичности — это внутренняя процедура и инструментальное средство по сбору экологической информации для обеспечения эффективного административного управления в орга­низации. Эта процедура основывается на непрерывном сборе, обра­ботке и анализе данных, включая как оценку текущего состояния, так и оценку тенденций изменений этого состояния во времени. При этом учитывается вся деятельность организации: от использования ресур­сов до реализации продукции, получаемых отходов или предоставля­емых услуг, т. е. оценивается весь жизненный цикл продукции. Про­цедура оценки характеристик экологичности включает:

а) планирование оценки;

б) реализацию оценки;

в) использование результатов оценки;

г) анализ состояния и совершенствование оценки.

 

Оценить экологичность можно для:

- окружающей среды;

- системы административного управления организации;

- функциональных систем (технологий), имеющих дело с потока­ми материалов, энергии, информации.

 

Относительно первой области лишь малая часть организаций спо­собна объективно выделить свое собственное воздействие на окружа­ющую среду и может напрямую использовать показатели экологичности. В основном в этой области определяется лишь нагрузка на окру­жающую среду.

В основе процесса оценки характеристик экологичности должен лежать анализ экологических аспектов деятельности предприятия на окружающую среду.

На этапе планирования оценки необходимо:

1) Определить, в какой проблемной области будет применен про­цесс оценки характеристик экологичности;

2) Собрать всю информацию для оценки;

3) Определить номенклатуру показателей экологичности в различ­ных значениях:

- абсолютных (полный выброс SO2);

- удельных (выбросы SO2 на тонну продукции);

- относительных (по отношению к показателям базового года, %);

- агрегированных (неопасные отходы, короткодействующие и др.).

 

На этапе реализации оценки необходимо:

1) Систематически собирать данные в рамках обычной деятельно­сти организации;

2) Анализировать данные;

3) Агрегировать информацию, т. е. объединять по характеристикам экологичности;

4) Оценивать данные в сравнении с нормативными показателями.

 

Процедура сбора данных должна основываться на следующих по­ложениях:

- данные должны собираться систематически в рамках обычной деятельности организации;

- данные должны собираться с минимальной частотой, удовлет­воряющей предполагаемого пользователя;

- проверка точности изучаемой информации;

- персонал, занимающийся данной процедурой, должен иметь со­ответствующую квалификацию;

- использование методов должно подтверждать достоверность про­токолов испытаний образцов, методологии сбора данных.

 

Анализ данных — это процесс их преобразования в значения пока­зателей экологичности. Эта информация может быть представлена в качественном или количественном виде. Анализ должен быть беспри­страстным, охватывать все имеющие отношение к делу и надежные источники информации. При анализе данных необходимо заботиться об учете таких факторов, как объем производства и его изменение во времени.

Агрегирование информации необходимо с целью ее объединения по характерам экологичности. При этом необходимо избегать комбинирования неоднородных элементов, учитывать научную неопре­деленность данных и допущения, принимаемые при документирова­нии.

При оценке данные необходимо сравнивать с нормируемыми зна­чениями, оценивать цели и задачи организации. При анализе полу­ченных отклонений и сбоев при сопоставлении с целями и задачами основное внимание должно быть уделено выявлению основных при­чин этих отклонений и сбоев. А далее — разработка соответствующих мероприятий по их корректировке и устранению и обеспечению дос­тижения поставленных целей и задач.

Одной из составляющих оценки характеристик экологичности яв­ляется оценка жизненного цикла продукции. Оценка жизненного цик­ла продукции — это метод, позволяющий оценивать экологические аспекты продукции, потенциальные воздействия на окружающую среду и снижать уровень таких воздействий. Этот метод включает:

а) определение целей и задач оценки жизненного цикла;

б) формирование перечня входных и выходных параметров (ведо­мости материальных и энергетических потоков) — инвентаризацион­ный анализ;

в) оценку потенциального воздействия на окружающую среду, свя­занную с входными и выходными потоками вещества и энергии (ОВОС);

г) интерпретацию результатов и их документирование (это объеди­нение результатов инвентаризационного анализа и ОВОС).

 

Этот метод может быть использован для:

- оценки возможностей улучшения экологических аспектов про­дукции на различных стадиях жизненного цикла;

- оказания помощи при принятии решений стратегического пла­нирования, установлении приоритетов при проектировании или ре­конструкции производства, продукции, процессов;

- выбора показателей экологичности;

- маркетинга;

- экологической маркировки или для изъятия заявления-деклара­ции экологически чистой продукции;

- экологического аудита;

- экологического страхования.

 

К основным особенностям оценки характеристик жизненного цикла продукции могут быть отнесены:

1) Системная и адекватная оценка экологических аспектов про­дукции на этапах ее жизненного цикла;

2) Зависимость глубины детализации и временных рамок оценки от поставленных целей и задач;

3) Определенные меры по защите конфиденциальности и уместно­сти использования результатов.

 

Одной из составляющих оценки жизненного цикла продукции является оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС — это процедура учета экологических требований планируемой деятель­ности при подготовке и принятии решений на предпроектной и про­ектной стадиях.

 

Цели ОВОС:

- определение масштаба и возможной потенциальной угрозы ок­ружающей среде в ходе планирования деятельности;

- сравнение проекта с его альтернативами, включая «нулевое», т. е. сохранение существующего положения;

- выявление возможных контрмер по уменьшению вероятного ущерба в результате предполагаемой деятельности.

 

ОВОС рассматривает влияние предполагаемой деятельности на:

- качество окружающей природной среды (вода, воздух, почва);

- радиационную безопасность;

- здоровье людей;

- экосистемы и отдельные виды растений и животных;

- здания и памятники.

 

Объектами ОВОС являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемые к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологическое обоснование для получе­ния лицензий и сертификатов.

ОВОС начинается тогда, когда заказчик формирует предложение по осуществлению какого-либо проекта или программы. Им готовит­ся «Декларация о намерениях», в которой указываются цели осуще­ствления планируемой деятельности, наличие средств для достиже­ния целей, существующие аналоги, экологические проблемы и аль­тернативы рассматриваемому проекту. Декларация о намерениях передается в местные органы власти для принятия решения о целесо­образности (нецелесообразности) разработки технико-экономического обоснования или проекта. Затем определяется необходимость степе­ни полноты (деятельности) проведения ОВОС в зависимости от мас­штабов и вредности деятельности.

На втором этапе (основной этап) собирается и предоставляется разработчикам информация о состоянии окружающей среды в настоящий момент. Затем проводится анализ технологической части про­ектных предложений и принципиальных положений по ожидаемому воздействию на окружающую среду, а также обоснованию целей, средств и сроков реализации проектных предложений и места разме­щения предполагаемого производства.

На заключительном этапе подготавливается проект заключения по воздействию на окружающую среду, который представляется всем заинтересованным организациям (административным органам, коми­тетам по охране окружающей среды, общественности и т. п., с учетом замечаний, на основе которых данное заключение корректируется и приобретает окончательный вариант.

Основные результаты ОВОС помещаются в раздел «ОВОС» общей пояснительной записки технико-экономического обоснования про­екта строительства предприятия.

Получение объективной информации о состоянии окружающей природной среды и характере антропогенного воздействия на нее тре­бует создания системы наблюдения и контроля за состоянием окру­жающей среды, т. е. организации системы мониторинга окружающей среды.

 

Мониторинг окружающей среды — это регулярное, планомерное наблюдение и контроль состояния природной среды, природных ре­сурсов, позволяющие оценить их состояние и изменение. Различают следующие виды мониторинга (по содержанию):

- биосферный (глобальный);

- санитарно-токсикологический (показатель качества окружаю­щей человека среды);

- импактный (в особо опасных для состояния среды зонах и точ­ках);

- базовый (фоновый) (слежение за общебиосферными природны­ми явлениями без учета антропогенного воздействия);

- биологический (с помощью биоиндикаторов на базе биосфер­ных заповедников за биологическими объектами);

- экологический (организованный мониторинг окружающей среды).

 

Цель экологического мониторинга — обеспечение своевременной и достоверной информацией системы управления экологической без­опасностью. Его задачи:

- наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

- наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

- наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

- оценка фактического состояния природной среды;

- прогноз состояния природной среды под влиянием антропоген­ного воздействия и оценка прогнозируемого состояния.

 

В России на сегодняшний день создана единая республиканская система наблюдения и контроля за состоянием природной среды, которая включает:

- систему государственного инспекционного контроля;

- сеть государственного мониторинга природных ресурсов и среды;

- ведомственные системы контроля выбросов/сбросов загрязня­ющих веществ в природную среду;

- систему оперативного обнаружения, анализа и прогноза послед­ствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды.

 

Экологический контроль — это система мер по надзору за состоя­нием окружающей природной среды. Основными задачами экологи­ческого контроля являются:

- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

- проверка выполнения планов и мероприятий по охране приро­ды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровле­нию окружающей среды, соблюдению требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

 

Экологический контроль подразделяется на четыре уровня:

- Государственная служба наблюдения за состоянием окружаю­щей природной среды, или экологический мониторинг (в ведении Рос-комгидромета, Госкомсанэпиднадзора, Госкомзема, Минприроды, Минсельхозпрода и пр.);

- Государственный инспекционный контроль (в ведении Мин­природы, Госкомсанэпиднадзора и пр.);

- Производственный контроль;

- Общественный контроль.

 

Государственный инспекционный экологический контроль осуще­ствляет надзор за:

- воспроизводством и оздоровлением природной среды, охраной и рациональным использованием природных ресурсов;

- соблюдением законодательно установленного режима особо ох­раняемых территорий;

- возникновением, использованием, переработкой и захоронени­ем токсичных отходов;

- выполнением предприятиями экологических программ и пла­нов;

- соблюдением предприятиями законодательства РФ и решений администраций и исполнительных органов в области охраны приро­ды;

- соблюдением экологических нормативов.

 

Производственный контроль осуществляется экологической служ­бой предприятия. Его задача — проверка выполнения планов и ме­роприятий по охране природы, рациональному использованию при­родных ресурсов, оздоровлению природной среды, соблюдению нор­мативов качества окружающей природной среды, выполнению требований природоохранительного законодательства.

После завершения работы по оценке воздействия на окружающую среду происходит оформление результатов этой оценки в соответству­ющей проектной и (или) плановой документации, которая затем на­правляется на экологическую экспертизу.

 

Экологическая экспертиза — это установление соответствия наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требова­ниям и определение допустимости реализации объекта экспертизы. Это организационно-правовая форма предупредительного контроля. Другими словами, экологическая экспертиза — это форма контроля за соблюдением правил проведения ОВОС.

Целями экологической экспертизы являются: предупреждение воз­можных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятель­ности на окружающую природную среду, здоровье и жизнь населе­ния; обеспечение соблюдения норм экологического законодательства при реализации планируемой деятельности; обеспечение научно обо­снованного соответствия проектов современным экологическим тре­бованиям.

 

Принципы проведения экологической экспертизы:

- обязательность;

- научная обоснованность, объективность и законность;

- независимость в организации и проведении;

- широкая гласность и участие общественности;

- презумпция потенциальной экологической опасности и приори­тет экологической безопасности;

- комплексность оценки;

- достоверность и полнота информации;

- ответственность за выводы.

 

Виды экологической экспертизы: государственная (обязательная) и общественная (добровольная).

 

Субъектами экологической экспертизы могут быть государствен­ные органы и экспертные комиссии (Министерство природы, МЧС, МВД, Минатом, Минсельхозпрод, СЭС, Госгортехнадзор, Госатом­надзор, Рослесхоз).

Объектами экологической экспертизы являются все предплановые, предпроектные, проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемые к реализации на территории РФ, независимо от их смет­ной стоимости и принадлежности.

 

Основаниями для проведения государственной экологической экспертизы (обязательной) являются:

- перечень объектов, включенных в основной список для прове­дения экологической экспертизы;

- решение соответствующего органа законодательной, исполни­тельной или судебной власти;

- инициативное решение самого специально уполномоченного в области экологической экспертизы государственного органа;

- решение органа местного самоуправления или результаты рефе­рендума.

 

Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие данных по оценке воз­действия на окружающую природную среду намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимо­сти ее реализации.

Срок проведения экологической экспертизы — от 30 до 120 дней (в зависимости от степени сложности). Основанием для повторного рассмотрения экспертной комиссией материалов по объектам экс­пертизы является: решение судебных органов, изменение условий природопользования, доработка материалов с учетом замечаний и предложений.

После проведения государственной экологической экспертизы со­ставляется заключение в письменном виде. Заключение экспертизы является обязательным для всех юридических лиц и граждан, будущая деятельность которых связана с воздействием на окружающую при­родную среду, природопользованием и т. п. В случае отрицательного

заключения экологической экспертизы материалы по объекту экспер­тизы могут быть доработаны в соответствии с замечаниями и предло­жениями и представлены на повторную экспертизу. Положительное заключение — это один из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта экологической экспертизы для всех банков. Материалы, представленные на государ­ственную экологическую экспертизу, после ее завершения возвраща­ются заказчику с сопроводительным письмом.

С середины 80-х годов Международная торговая палата рассмат­ривает экологический аудит в качестве метода внутреннего админист­ративного управления для усиления контроля за производством и оценкой соответствия деятельности компаний нормам экологическо­го законодательства.

В начале 90-х годов многие коммерческие банки стали использо­вать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам и банкротства в связи с деятельностью в области окружаю­щей природной среды. Так, например, Всемирный банк и Европей­ский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. В ряде стран приняты национальные стандарты, регулирующие эко­логический аудит, например британский стандарт BS 7750.

В 1996 году вступили в силу разработанные Международной орга­низацией стандартов нормы проведения экологического аудита. Эко­логический аудит — это систематизированный, документированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедом­ственной проверки его соответствия определенным критериям. Со­гласно определению Европейского стандарта экоаудит является неза­висимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня экологической эффективности управления предприятием и использования технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции.

С 1993 года аудит определен в России как необходимый вид дея­тельности в соответствии с Указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ». Но на государственном уровне экологический аудит получил развитие лишь начиная с 1995 года в связи с приняти­ем Правительством РФ Постановления «О лицензировании отдель­ных видов деятельности».

 

Основными задачами экологического аудита являются:

- получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружаю­щей природной среды;

- содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоя­тельном регулировании экологической политики;

- снижение финансового риска субъектов хозяйственной деятель­ности;

- создание инструментария реализации основных направлений регулирования природопользования;

- интеграция деятельности в области охраны окружающей при­родной среды с другими сферами деятельности;

- использование международных принципов, методов и процедур экологического аудита;

- подготовка специалистов по экологическому бухучету и аудиту.

 

Объектами экологического аудита являются: предприятия и соору­жения, оказывающие воздействие на окружающую среду; проекты планов или программ строительства, реконструкции, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных субъектов, а также проек­ты освоения территорий; сырье, продукты питания, пищеблоки; тех­нологические процессы; продукция; выбросы в атмосферу, сточные воды, отходы; средства индивидуальной и коллективной защиты; тех­ника безопасности; экологический паспорт предприятия и др.

Важнейшим принципом экологического аудита должно быть прове­дение данной процедуры третьей стороной для обеспечения независи­мости и объективности аудиторского исследования. Кроме того, сре­ди основных принципов следует отметить комплексность аудита (ох­ват всех аспектов воздействий на окружающую среду от экосистем до здоровья и безопасности населения, включая проблемы техники без­опасности и пожарной безопасности), достоверность и полноту пред­ставляемой информации, ответственность аудиторов за выводы по результатам исследования.

Внутренний экологический аудит предприятия включает анализ внутреннего контроля управления производственным процессом, оценку слабых сторон и неполадок контрольного оборудования, учет риска для окружающей среды обследуемого объекта, сбор доказа­тельств практической эффективности внутреннего экологического контроля, оценку собранных материалов для определения недостат­ков проверяемой системы мероприятий по охране окружающей среды, представление отчета о результатах экологического аудита.

На основе выводов экологического аудита разрабатывается план дей­ствий, уточняющий совокупность корректирующих мер.

 

Виды экологического аудита: обязательный и добровольный.

Обязательный экологический аудит проводится:

- при реализации международных обязательств в области охраны окружающей среды;

- по поручению государственных органов;

- для учета экологического фактора при приватизации государ­ственных и муниципальных предприятий;

- при реализации процедуры банкротства;

- при проведении обязательного экологического страхования.

 

Инициативный экологический аудит производится по решению руководителей предприятий, организаций. Различают внутренний (носит добровольный характер и проводится по инициативе самого предприятия) и внешний (является обязательной процедурой) эколо­гический аудит.

На основе решения руководства предприятия о проведении внеш­него аудита между аудированным предприятием и соответствующей аудиторской фирмой заключается договор. В договоре на проведение аудита необходимо отразить: выявление общих проблем охраны окру­жающей среды; оценку репутации потенциального клиента в эколо­гических вопросах; определение значимости природоохранной дея­тельности клиента в масштабах всей его деятельности и оценку ее воз­можного воздействия на финансовое состояние клиента; выявление и оценку риска, связанного с осуществлением или неосуществлением мероприятий по оздоровлению окружающей среды.

Общие процедуры экологического аудита включают: анализ вы­полнения законодательных и нормативных актов; беседы с сотрудни­ками объекта, тестирование; проверку документации, журналов реги­страции и прочих материалов; отбор и анализ проб.

Источниками средств на проведение экологического аудита могут выступать как экологические фонды, так и сами предприятия.

Результатом проведения экологического аудита является в пер­вую очередь экономия финансовых средств за счет более рациональ­ного ведения природопользования и соблюдения предписаний эко­логических требований.

Чаще всего экологический аудит осуществляется при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, передаче объекта в качестве залога, при изменениях существующего производственного и (или) технологического процессов, при подготовке ОВОС.

Все материалы, полученные в результате экологического аудита, все данные и сам окончательный отчет являются строго конфиденци­альной информацией, которая принадлежит заказчику экологическо­го аудита.

Организация и осуществление проведения экологического аудита полностью находятся в ведении заказчика экологического аудита. Он нанимает экспертов, оплачивает расходы по аудированию, готовит материалы по результатам проверки. Обычно экологический аудит проводится в течение 2—3 дней непосредственно при посещении объекта. Результаты экологического аудита не имеют юридической силы.

Использование результатов экологического аудита возможно:

- при заключении договоров по страхованию экологического рис­ка и ответственности производителя и потребителя;

- при обосновании экологической стратегии и политики хозяй­ствующего субъекта;

- при определении приоритетов в планировании экологической деятельности;

- при выявлении внутренних ресурсов, в т. ч. финансовых;

- при смене собственника с целью определения ответственности за промышленный экологический ущерб;

- при заключении кредитных соглашений и договоров долгосроч­ной аренды;

- при государственном инвестировании, акционировании и при­ватизации предприятий;

- при реализации процедуры объявления банкротства.

 

Применение процедуры экологического аудита позволит хозяй­ствующим субъектам выявить и реализовать внутренние ресурсы для снижения негативного воздействия на окружающую среду и реали­зации природоохранной деятельности, что в конечном итоге скажется на результатах его экономической деятельности и повысит значи­мость предприятия, как на рынке продукции, так и на рынке инве­стиций.

Кроме того, расширяющееся международное сотрудничество Рос­сии с зарубежными странами и обязательства по гармонизации зако­нодательства и стандартов, устранению технических барьеров в тор­говле, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию, требуют применения общепринятых эффективных ме­тодов управления и процедур, среди которых на первом месте по оку­паемости затрат на осуществление и действенности получаемых ре­зультатов, несомненно, находится экологический аудит.

Одной из сторон реализации экологического аудита является ана­лиз собранного статистического материала, характеризующего эколо­гические аспекты деятельности предприятия. Поэтому, следуя прин­ципу «не можешь измерить — не сможешь управлять», становится очевидной, особенно в последнее время, актуальность ведения в орга­низации экологического учета данных.

Можно выделить ряд причин, по которым вопросы, связанные с природоохранной деятельностью, необходимо объединить в корпора­тивный учет:

- счета предприятия должны отражать его отношение к обеспече­нию экологической безопасности; влияние расходов, рисков и обяза­тельств/ответственности, связанных с природоохранной деятельно­стью, на финансовое положение предприятий;

- инвесторы для принятия инвестиционных решений должны рас­полагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным с природоохранной деятельностью;

- вопросы обеспечения экологической безопасности относятся к управленческой деятельности; менеджерам необходимо выявлять и распределять природоохранные затраты таким образом, чтобы про­дукция была правильно оценена и инвестиционные решения базиро­вались на реальных издержках и выгодах;

- предприятия получат определенные преимущества в конкурент­ной борьбе за клиентов, если докажут, что их товары и услуги пред­почтительней с экологической точки зрения;

- экологический учет — ключ к устойчивому развитию предприя­тия.

 

Россия переживает период реформирования своей системы учета и принятия Международных стандартов учета: пересмотрен План сче­тов бухгалтерского учета, состав и содержание отчетности, внесены соответствующие изменения в методологию учета. В частности, в со­ответствии с ПБУ 8/98 п. 2 к условным фактам хозяйственной дея­тельности отнесены обязательства в отношении охраны окружающей среды.

Одним из наиболее эффективных способов демонстрации эколо­гической состоятельности предприятия является экологическая отчет­ность, которая рассматривается в качестве одной из основ современ­ной промышленной экологической культуры и экологической куль­туры предпринимательства в целом. Различают два основных вида экологической отчетности предприятий: государственная (обязатель­ная) и инициативная (добровольная).

 

Государственная экологическая отчетность — это совокупность различных информационных документов о планах и результатах при­родоохранной деятельности предприятия. Данный вид экологической отчетности является одним из основных инструментов государствен­ного регулирования воздействия производства на окружающую среду. В соответствии с природоохранным российским законодательством предприятия представляют в органы экологического контроля и над­зора следующие виды государственной экологической отчетности:

1) Экологический паспорт предприятия.

2) План общих природоохранных мероприятий.

3) Отчет о проведении природоохранных мероприятий, например форма 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, сня­тии и использовании плодородного слоя почвы».

4) Нормативная экологическая документация.

5) Отчетность по воздействию на окружающую среду, в т. ч.:

а) на атмосферу, форма 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмо­сферного воздуха». Данный отчет включает разделы: 1) выброс в ат­мосферу специфических загрязняющих веществ, т/год; 2) выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация, т/год; 3) источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выпол­нение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

б) на водные объекты, форма 2-ТП (водхоз) «Сведения об исполь­зовании воды». Отчет по данной форме включает разделы: 1) забрано из природных источников, получено от других предприятий (органи­заций), использовано и передано воды; 2) водоотведение;

в) по образованию и размещению отходов, форма 2-ТП (токсич­ные отходы) «Сведения об образовании, поступлении и размещении токсичных отходов производства и потребления;

6) Финансовая экологическая отчетность. Форма 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах», которая включает данные о текущих затратах по охра­не природы, затратах на капитальный ремонт основных производ­ственных фондов по охране окружающей среды, а также экологиче­ские платежи и плату за природные ресурсы.

 

Из всех перечисленных документов, играющих роль экологиче­ских отчетов, формально отчетами являются формы 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), отчет о проведении природоохранных мероприятий и расчет фактических экологических платежей.

В России на сегодняшний день не существует комплексного обязательного экологического отчета. Данный вид экологической отчет­ности, рассчитанный на узкий круг специалистов, не дает возможно­сти его активного использования в системе производственного уп­равления, для развития системы производственного экологического менеджмента, в том числе с целью получения дополнительных пре­имуществ (экономических, экологических, социальных).

Экологическая состоятельность (environmental credibility) в послед­нее время стала оказывать большое влияние на позиции компаний на фондовых рынках и в инвестиционных проектах наряду с экономи­ческой состоятельностью. Одним из наиболее эффективных способов демонстрации экологической состоятельности является инициатив­ная экологическая отчетность.

Инициативный экологический отчет — документ, разрабатываемый предприятием на добровольной основе и содержащий детальную до­стоверную информацию об экологических аспектах деятельности пред­приятия. К отличиям инициативной экологической отчетности от государственной относится следующее:

- осуществляется на добровольной основе;

- тиражируется и распространяется;

- форма и содержание отчета устанавливаются предприятием в соответствии с собственными целями и задачами;

- регулярно публикуется;

- достоверность информации подтверждается независимой тре­тьей стороной;

- самостоятельный выбор способа отчета.

 

Впервые инициативные экологические отчеты стали появляться в конце 80-х годов, а в начале 90-х насчитывалось уже более ста компа­ний, периодически выпускавших инициативную экологическую от­четность. Целью создания, распространения и использования инициа­тивной экологической отчетности зарубежными компаниями было получение следующих дополнительных возможностей:

а) демонстрация экологической состоятельности компании;

б) использование при экологической сертификации и самосерти­фикации;





Читайте также:


©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.054 сек.)