Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА




 

Одаренный, творческий человек — это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.

Как совместить рассмотренные общие требования к педагогической деятельности, представленный набор педагогических способностей, которыми должен обладать каждый учитель и воспитатель, с их стремлением к индивидуальности? Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

— в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

— в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

— в выборе методов обучения;

— в подборе средств воспитания;

— в стиле педагогического общения;

— в реагировании на действия и поступки детей;

— в манере поведения;

— в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

— в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты неизбежно оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.



Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Место психолога в современном обществе

1. Кризис образования в середине XX века, пути его преодоления.

2. Изменение роли педагога в современном развивающемся обществе за последние несколько десятков лет.

Тема 2. Психологические требования к личности педагога

1. Основные качества личности педагога.

2. Индивидуальность педагога как условие воспитания в ребенке личности.

3. Определение ситуативных, социально-изменчивых требований, предъявляемых к педагогу.

4. Качества личности, которые требуются от педагога в современных условиях.

Тема 3. Общие и специальные способности педагога

1. Понятие об общих и специальных педагогических способностях.

2. Проблема источников педагогических способностей, их формирование и развитие.

3. Педагогические способности учителя.

4. Педагогические способности воспитателя.

5. Коммуникативные педагогические способности,

6. Поощрения и наказания как проявления способности к оптимальному педагогическому общению.

Тема 4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

1. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.

2. Индивидуальный стиль работы педагога и воспитание творческой одаренности у детей.

3. Проблема совмещения общих требований и индивидуальности педагога.

4. Основные проявления индивидуального стиля педагогической деятельности.

5. Индивидуальный стиль деятельности — необходимое условие повышения творческой отдачи педагога.

6. Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта.

Темы для рефератов

 

1. Личностные психологические характеристики современного учителя.

2. Психология педагога как воспитателя.

3. Педагогические способности, их структура и развитие.

4. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к системе поощрений и наказаний детей.

5. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)