Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Словарь терминов, встречающихся в книге




Автотрофы (греч. autos — сам + греч. trope — пиша) — организмы, осуществляющие питание посредством фотосинтеза или хемосинтеза (зеленые растения, некоторые микроорганизмы)

Агрегат (лат. aggregatus — присоединение) — механическое соединение в целое разнородных частей и объектов.

Адаптация (лат. adaptare — приспособлять) — приспособление функций и строения организмов к условиям существования.

Адроны (греч. adros — сильный) — общее название элементарных частиц, подверженных сильному взаимодействию.

Алгоритм (араб, от Ал Хорезми) — система операций, последовательно применяемых по определенным правилам для решения определенной задачи или проблемы массового характера.

Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение,) — метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разделении целого на составные части.

Аналогия (греч. analogia — сходство, пропорция) — подобие или сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями.

Анаэробные организмы — организмы, живущие при отсутствии свободного кислорода (многие бактерии, некоторые черви, моллюски).

Ареал (лат. area — пространство) — область распространения видов растений и животных на земной поверхности.

Ароморфоз (лат. aim — поднимаю + morphosis — форма) — направленная прогрессивная форма эволюции, при которой происходят существенные изменения в организации и функционировании видов, способствующие лучшему их приспособлению к условиям среды.

Атом (греч. atomos — неделимый) — мельчайшая частица химического элемента, носитель его свойств.

Биосфера — область распространения жизни на Земле. Включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и литосферу, населенные живыми организмами.

Биота (греч. biote — жизнь) — исторически сложившаяся совокупность растений и животных на определенной территории.

Биоценоз (био + греч. koinos — общий) — совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих участок среды с однородными условиями жизни, например луг, озеро, берег реки и т.д.

Бифуркация (лат. bifurcus — раздвоенный) — разветвление в траектории движения системы в определенной точке (бифуркации).



Валентность (лат. valentia — сила) — способность атома к образованию химических связей.

Вирусы (лат. virus — яд) — возбудители инфекционных болезней растений, животных и человека, размножающиеся только внутри живых клеток.

Ген (греч. genos — происхождение) — материальный носитель генетической (наследственной) информации, способный к воспроизведению и расположенный в определенном участке хромосомы.


Гетеротрофы (греч. heteros — другой + греч. trope — пища) — организмы, питающийся органическими веществами. К ним относят грибы, многие микроорганизмы, всех животных и людей.

Дискретный (лат. discretus — раздельный) — отдельный, прерывный, состоящий из раздельных частей.

Диссимиляция (лат. dissimilatio — расподобление) — распад сложных веществ на простые в организме, сопровождающийся освобождением энергии. В единстве с ассимиляцией характеризует обмен веществ — метаболизм.

Кибернетика (греч. kybernetike — искусство управления) — наука об общих принципах управления в машинах, живых организмах и обществе.

Корпускулярно-волновой дуализм двойственная природа мельчайших частиц вещества, состоящая в наличии у них не только корпускулярных, но и волновых свойств.

Креационизм (лат. creatio — созидание) — тезис о божественном творении мира и человека.

Ламаркизм — учение, разработанное Ж.Б. Ламарком и основанное на изначальной, целесообразной реакции организмов на изменение условий среды.

Метаболизм (греч. metabole — перемена) — обмен веществ, совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции в организме.

Метагалактика — изученная в настоящее время часть Вселенной, со всеми находящимися в ней галактиками и другими объектами.

Мутация (лат. mutatio — изменение, перемена) — внезапное, случайное изменение наследственных структур, вызванное естественным или искусственным путем.

Ноосфера — в учении В.И. Вернадского сфера разума, ставшая по своему воздействию на планету сравнимой с геологической силой.

Нуклеиновые кислоты — необходимая составная часть всех живых систем, которой принадлежит ведущая роль в биосинтезе белка и передаче наследственных признаков организма.

Онтогенез (греч. ontos — сущее + греч. genesis — происхождение) — индивидуальное развитие организмов, охватывающее все изменения от зарождения до смерти.

Редукционизм сведение сложного к простому, составного к элементарному.

Реликтовое излучение — космическое электромагнитное излучение, сохранившееся от ранних стадий эволюции Вселенной.

Система совокупность взаимодействующих объектов, образующих определенную целостность, в которой в результате взаимодействия возникают новые, интегративные свойства целого, отсутствующие у объектов или частей.

Системотехника — научно-техническая дисциплина, изучающая проблемы анализа и синтеза систем.

Стохастический — случайный.

Трофические связи пищевые связи в экосистемах.

Филогенез (греч. phyle — племя + генез) — историческое развитие организмов различных типов, классов, отрядов.

Флуктуации случайные отклонения системы от некоторого среднего положения.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..................................................................................................... 5

Глава 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.................... ..... 7

1.1. Естествознание и обществознание................................................... ..... 7

1.2. Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений 9

1.3. Взаимосвязь и единство в развитии науки...................................... 17

1.4. Научный метод....................................................................................... 21

1.5. Позитивизм и антипозитивизм в методологии науки................... 29

1.6. Особенности формирования естествознания и современные тенденции его развития 32

Глава 2. Естественнонаучная картина мира........................................... 36

2.1. Концепции естествознания и научная-картина природы.......... 37

2.2. Связь научной картины мира с мировоззрением и философией 44

2.3. Революции в естествознании и смена картин мира..................... 48

Глава 3, Механистическая картина мира................................................. 55

3.1. Галилей и Кеплер — научные предшественники Ньютона...... 55

3.2. Классическая механика Ньютона.................................................... 58

3.3. Триумф ньютоновской картины мира.............................................. 64

3.4. Основные принципы механистической картины мира............... 66

3.5. Редукционизм механистического мировоззрения......................... 71

Глава 4. Электромагнитная картина мира............................................... 76

4.1. Гипотезы о невесомых электрических и магнитных жидкостях................ 76

4.2. Электромагнитное поле и его особенности................................... .... 78

4.3. Связь электромагнетизма и оптики ................................................ 81

4.4. Поле и вещество..................................................................................... 84

Глава 5. Концепция относительности пространства-времени........... .... 88

5.1. Принцип относительности в классической механике................. 88

5.2. Специальная теория относительности и ее роль в науке ........ .... 89

5.3. Понятие пространства-времени в специальной теории относительности 93

5.4. Общая теория относительности........................................................ .... 96

5.5. Проверка общей теории относительности..................................... ... 100

5.6. Геометрия и общая теория относительности................................ .... 101

5.7. Философские выводы из теории относительности ..................... ... 102

Глава 6. Концепция дискретности и квантовая механика ................. ... 106

6.1. Дискретность физических величин и открытие кванта энергии .... 107

6.2. Революция в естествознании и возникновение учения о строении атома 108


6.3. Корпускулярно-волновая природа микрообъектов.................... .. 111

6.4. Статистическая природа законов квантовой физики ................. 113

6.5. Принцип неопределенности в квантовой механике .................... .. 115

6.6. Философские выводы из квантовой физики................................... 117

Глава 7. Концепция атомизма и элементарные частицы ................... 120

7.1. Дальнейшее развитие концепции атомизма................................... .. 121

7.2. Общие свойства элементарных частиц........................................... 122

7.3. Классификация элементарных частиц............................................ .. 124

7.4. Кварковая модель адронов................................................................. 126

7.5. Строение атомного ядра и ядерные процессы ............................. .. 128

Глава 8. Концепция детерминизма и статистические законы............. .. 134

8.1. Универсальные законы и классический детерминизм .............. 134

8.2. Стохастические законы и вероятностные предсказания ........ .. 136

8.3. Взаимосвязь разных концепций детерминизма............................ 140

Глава 9. Концепция необратимости и термодинамика........................ .. 144

9.1. Два способа описания термодинамических систем.................... .. 145

9.2. Классическая термодинамика и ее основные понятия и законы 146

9.3. Открытые системы и новая термодинамика.................................. .. 151

Глава 10. Концепция Вселенной и космическая эволюция................. .. 155

10.1. Космологические модели Вселенной.............................................. .. 156

10.2. Космическая эволюция материи....................................................... .. 158

10.3. Взаимодействие микро- и макропроцессов в ходе эволюции Вселенной , 163

10.4. Антропный принцип в космологии ................................................. .. 168

10.5. Философско-мировоззренческие проблемы современной космологии 170

Глава 11. Концептуальные уровни в познании веществ и химические

системы............................................................... '.............................. .. 173

11.1. Исторические уровни в познании химических веществ............. .. 174

11.2. Состав вещества, химические системы и их структура............. .. 175

11.3. Структура вещества и химические системы ................................. .. 178

11.4. Химические процессы и условия их протекания.......................... .. 180

11.5. Самоорганизация и эволюция химических систем...................... .. 183

Глава 12. Концепция геологических процессов и геосферных оболочек 187

12.1. Уникальна ли Солнечная система во Вселенной?....................... .. 187

12.2. Геологические процессы и строение Земли................................... .. 188

12.3. Геосферные оболочки и их взаимодействие в ходе эволюции Земли 192

Глава 13. Концепция уровней биологических структур и организация

живых систем ................................................................................... .. 196

13.1. Клеточный уровень исследования живых систем ..................... .. 197

13.2. Молекулярно-генетический уровень живых структур............... .. 199


13.3. Онтогенетический уровень живых систем...................................... 203

13.4. Уровни организации живых систем ............................................... .. 206

Глава 14. Концепция биосферы и экология ............................................ 210

14.1. Эволюция представлений о биосфере ........................................... 210

14.2. Концепция Вернадского о биосфере ............................................... 212

14.3. Переход от биосферы к ноосфере..................................................... .. 215

14.4. Современная концепция экологии........ '............................................ 218

Глава 15. Концепция эволюции в биологии ............................................ .. 231

15.1. Предшественники эволюционного учения..................................... 231

15.2. Чарлз Дарвин — основоположник теории эволюции................. 233

15.3. Основные факторы и движущие силы эволюции......................... 236

15.4. Синтетическая теория эволюции .................................................... 239

15.5. Философские проблемы эволюционной теории ......................... .. 243

Глава 16. Концепция человека в естествознании................................... 246

16.1. Биологические предпосылки возникновения человека ............. .. 246

16.2. Трудовая теория антропогенеза .... Г............................................ .. 249

16.3. Генезис сознания, мышления и речи ............................................... .. 253

16.4. Исследование проблем сознания в естествознании.................... .. 255

Глава 17. Концепция самоорганизации и синергетика........................ .. 260

17.1. Формирование синергетики как нового направления в науке.................... .. 260

17.2. Синергетика как парадигма междисциплинарных исследований 266

17.3. Синергетический анализ сложноорганизованных систем ....... .. 272

17.4. Относительность противопоставления простого сложному.... .. 276

17.5. Применение методов синергетики в других науках.................... .. 278

Глава 18. Концепция системного метода.................................................. 283

18.1. Становление системного метода исследования .......................... .. 283

18.2. Специфика системного метода исследования ............................. .. 285

18.3. Метод и перспективы системного исследования......................... .. 291

18.4. Системный метод и современное научное мировоззрение........ 296

Словарь терминов, встречающихся в книге ........................................... .. 299


Учебное издание

Г. И. Рузавин





Читайте также:





Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)