Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние стресса на здоровье



2015-11-07 754 Обсуждений (0)
Влияние стресса на здоровье 0.00 из 5.00 0 оценок





 


72


Как преодолеть стресс. Для быстрого и эффективно­го преодоления стрессовых состояний важно уметь рас­познавать возникающие у вас модели напряжения.

Модели напряжения «Прошивание стены»

Испытываем это, когда:

Сильное стремление

достичь цели

Желание «схватить ее»

Отчаяние,

«Напряженное ожидание»

не добившись желаемого

Разговариваем

с человеком, который нас

раздражает

Испытываем

физическую боль

Находимся

«Смятение»

в незнакомой обстановке

Беспокоимся о чем-либо

Не успеваем сделать

что-либо

Выполняем множество

различных дел

Антистрессовые методы необходимо использовать по их назначению. Методы релаксации используются при сильном мышечном напряжении, методы отвлечения внимания — для выхода из психотравмирующей ситуа­ции, методы избавления от напряжения — для сниже­ния напряжения и значимости стрессогенной ситуации.

Методы саморегуляции

Релаксаторы

Отвлечение внимания
Избавление от напряжения

Передышка, регуляция дыхания, дыхание на счет 7—11 Физическая разминка Самомассаж Непрерывное осознавание Переключение внимания Простые утверждения Вопросы к самому себе Ваши ценные качества Навстречу удовольствию


Итак, нужно запомнить следующее:

1. Не следует стремиться во что бы то ни стало
избегать стресса и бояться его.
Парадоксально, но факт:
чем больше Вы будете стараться жить и работать «все­
гда размеренно и спокойно», тем в большей степени Вас
будет разрушать стресс. Ведь вместо того, чтобы посте­
пенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправле­
нию собой в стрессе, Вы будете от него «убегать».

Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если че­ловек, охваченный страхом, повернется к снежной ла­вине спиной и побежит от нее, она его настигнет и унич­тожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу, чтобы знать, как защититься от нее.

2. Для того чтобы управлять своим стрессом, необ­
ходимо использовать его полезные функции и исключать
вредоносные.

• При конструктивном стрессе возникает разряд­
ка накопившейся неудовлетворенности людей
друг другом, решается важная проблема и улуч­
шается взаимопонимание между людьми.

• При деструктивном стрессе резко ухудшаются
отношения до полного разрыва, проблема остает­
ся нерешенной, у людей возникают тяжелые
переживания вины и безысходности.

• Необходимо знать свой индивидуальный порог чув­
ствительности к стрессу,
т. е. знать, до какого
уровня силы Вы можете испытывать воздействие
стрессогенного фактора, не снижая своей успеш­
ности и даже ее повышая, и какие по силе воздей­
ствия факторы для Вас губительны, выводят из нор­
мального состояния настолько, что Вы не можете
сосредоточиться, не можете ничего делать.

3. Важно найти свои индивидуальные способы защи­
ты от разрушающего (деструктивного), длительного
стресса
и спокойно, без паники относиться к конструк­
тивному, кратковременному стрессу.


 


ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ (СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ,АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОМАНИЯ!

ВЫ Г

Джоост Мерло, автор книги «Суицид и массовый су­ицид», утверждает: «80% людей признают, что они «иг­рали» идеями о суициде». Ни одна группа, националь­ность или класс людей не свободны от этого «непрости­тельного греха общества». Хотя человек может ни разу не произнести слово «самоубийство», означает ли это, что она или он полностью свободны от желания смерти? Люди имеют тенденцию к саморазрушению, которая различается лишь по степени выраженности или интен­сивности проявлений от человека к человеку и от одного общества к другому. Желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне есте­ственны для обычных взрослых людей. Эти желания мо­гут быть выражены по-разному: «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо», «Лучше умереть, чем так дальше жить», «Я устал от жизни», «Вам без меня будет лучше», «Вам не придет­ся слишком долго меня терпеть».

Эти высказывания для случайного наблюдателя мо­гут показаться не связанными с самоубийством, но сле­дует подчеркнуть, что именно они используются в пре-суицидальньгх беседах и записках. Угрозы могут превра­титься в действия. Вместо пассивных непреодолимых трудностей возникает активная декларация независимо­сти: смерть от своих рук. Жертва как будто кричит: «По крайней мере я сумел сделать хотя бы это».

Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попыт­ку преднамеренного самоубийства. Эти попытки 60 — 70 раз в день оканчиваются успешно'. Сейчас принято счи-

1 Исаев Д. С, Шерстнев К.В. Психология суицидального пове­дения. Самара: СГУ, 2000.


Психшгия кризисных состояний [суицидальное поведение, ашпшгам, наркомания)

тать, что в среднем на одну «успешную» попытку прихо­дится 30 — 40 попыток, не приведших к смерти.

Проблема ухудшается, поскольку отмечается значи­тельное повышение числа суицидальных попыток и са­моубийств среди молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет. Каждый год до 12 тысяч пожилых россиян кончают *

с собой.

Существуют люди, являющиеся суицидальными " личностями, но этого не признает их семья, друзья или сталкивающиеся с ними профессионалы. Отчаявшие­ся субъекты могут счесть жизнь невыносимой из-за не­преодолимых препятствий, и их поведение может быть устремлено к смерти. В 1897 году французский фило­соф Эмиль Дюркгейм назвал такое поведение «симво­лическим суицидом». В свою очередь, КарлМеннингер описал «хронический суицид» как «непрямое самораз­рушающее поведение, которое подрывало чье-либо соб­ственное здоровье». Американский исследователь Н.Б. Табачник определяет саморазрушающее поведе­ние как совершение «любых действий, над которыми у человека имеется некоторый реальный или потенциаль­ный, волевой контроль, способствующий продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти». Любое поведение, которое сокращает жизнь человека, кроме того, определяется как «частичное», «полупреднамеренное», «скрытое самоубийство», «бес­сознательное суицидальное поведение» или «суици­дальный эквивалент».

27 апреля 1910 года на заседании Венского психо­аналитического общества состоялась дискуссия на тему: «Самоубийство у детей». Фрейд утверждал, что в своем стремлении отучить детей от их опыта ранней сексу­альной жизни педагоги часто бросают еще незрелых учеников на произвол судьбы перед суровыми испыта­ниями дальнейшей жизни. Он говорил, что хотя о само­убийстве известно мало, но, по-видимому, оно действи­тельно является отрицанием жизни из-за страстного желания смерти. Это замечание предвещало поздней­шее положение Фрейда о существовании инстинкта

смерти.

По словам 3. Фрейда, есть два вида влечений: один из них — инстинкт жизни, Эрос, другой — это влече­ние к смерти, разрушению и агрессии, Танатос. Для



Глава 5

Фрейда смерть является чем-то большим, чем просто событием телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Эрос со временем стареет, вечный же Танатос остается в высшей степе­ни напористым до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь проведя его к смерти.

Суицид и убийство представляют собой проявления импульсивного и разрушительного влияния Танатоса. Убийство — это агрессия, направленная на себя. Очень важно, подчеркивал Фрейд, что убийство нельзя оправ­дать, и оно может быть предотвращено. Суицид также, по сути, является убийством наизнанку, не должен быть оправдан и может быть предотвращен.

Меннингер согласен с Фрейдом в том, что в жизни человека существует напряженная борьба между ин­стинктами самосохранения и саморазрушения. Иссле­довав глубинные мотивы самоубийства, он выделил три составных части суицидального поведения.

Во-первых, необходимо иметь желание убить. Оно, например, проявляется в ярости младенцев, если их же­лания фрустрируются. Во-вторых, необходимо испыты­вать желание быть убитым. Подобно тому, как убийство является крайней формой агрессии, желание быть уби­тым представляет собой крайнюю форму подчинения. Последним составным побуждением является желание умереть. Его можно проиллюстрировать стремления­ми некоторых отчаянных водителей или альпинистов, которые буквально нуждаются в том, чтобы подвергать себя постоянной опасности. Основным положением «индивидуальной психологии» Альфреда Адлера явля­ется стремление разрешить определенные жизненные проблемы, побуждает людей к преодолению своей не­полноценности. Но если некоторым индивидам это не удается, они начинают испытывать потребность унич­тожить окружающих. Суицид в этом контексте стано­вится скрытой атакой на других людей. Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответствен за его снижен­ную самооценку.

7_ Касаясь вопроса о самоубийстве, Карл Юнг указы-/ О вал на бессознательное стремление человека к духовно-


Ппмкрдогмя кризисных состояний [суицидальное поведение, алкоголизм, наркомания)

му перерождению. Оно может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство.

Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности. В образном языке символической мудрости веков («ар­хетипах») есть знаменитое Распятие: после смерти чело­века ожидает награда в виде новой жизни вследствие Воскресения.

Герри Стек Салливэн разработал теорию межличнос­тного общения. Так же как электроны приводятся в дви­жение магнитным притяжением, так и человек реагиру­ет на других значимых для него людей. Взаимоотношения индивида с другими людьми является важнейшим момен­том жизни. Каждый человек имееттри олицетворения «Я». Когда человек чувствует себя в безопасности, он является «хорошим Я»; в состоянии тревоги он становится «пло­хим Я»; в психотических кошмарах индивид превращает­ся в «не Я». Человек оценивает себя главным образом в соответствии с отношением к нему других людей.

Если возникает угроза его безопасности из-за нераз­решенного кризиса, то конфликт и тревога могут стать для человека невыносимыми. В этих обстоятельствах у него может возникнуть желание перевести свое «пло­хое Я» в «не Я» и таким образом совершить суицид. В со­стоянии депрессии саморазрушение также является привлекательной альтернативой для индивида. Суицид отражает, по мнению Салливэна, переориентированное на себя враждебное отношение индивида к другим лю­дям и внешнему миру.

Эмиль Дюркгейм в работе «Самоубийство» (1897) ут­верждал, что самоубийство, которое в то время счита­лось чисто личностным феноменом, может быть лучше объяснено как реакция человека на особенности обстоя­тельств, в которых он живет. Частоту саморазрушения можно четко связать с определенными социальными ус­ловиями. Дюркгейм установил взаимосвязь суицида — поступка конкретного индивида с окружением, в кото­ром он существует.

Согласно теории Дюркгейма существует три вида суицидов. Большинство суицидов эгоистичны. Самораз-


________ Глава 5

рушение в этом случае объясняется тем, что индивид чув­ствует себя отчужденным и разъединенным с обществом, семьей и друзьями. Существует также аномическое (от аномия — «бесправие») самоубийство, которое возника­ет, если человек терпит неудачу в адаптации к соци­альным изменениям. Такие суициды часты во времена общественных кризисов, таких как экономическая деп­рессия или, наоборот, во времена процветания, когда суициды совершают нувориши, которые не могут при­способиться к новым для них стандартам жизни. После­дним типом является альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы над индивидом является столь большим, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо общества.

Норман Фейбероу — психолог-исследователь, кото­рый работает в области профилактики самоубийств в те­чение более четверти века. В свое время он был прези­дентом Международной ассоциации профилактики су­ицидов и основал международное движение, деятель­ность которого способствовала организации более чем 200 центров профилактики самоубийств в одних только США. В своей книге «Многоликое самоубийство» (1980) Фейбероу впервые описал и систематически исследо­вал те формы саморазрушающего поведения, которые до этого не относились к суицидальным. Например, зло­употребление различными веществами, включая нарко­тики, алкоголь и табак; соматические болезни: заболева­ния сердца или травмы позвоночника, при которых па­циенты не соблюдают назначенного лечения и режима; преступления, проституция, делинквентное поведение, которые опасны возможностью краха личности; риско­ванные виды спорта, такие как прыжки с парашютом, в воду с большой высоты или хенг-глайдинг. Фейбероу так комментирует эти рискованные увлечения: «Общество ценит опасные и рискованные поступки, так как они при­дают интерес жизни, способствуют проявлению интен­сивных эмоций, а также стимулируют исследование не­известного и познание всего нового» (Фейбероу, 1980).

Среди суицидентов различают две категории. Пер­вую из них составляют лица с низким уровнем социали­зации. Для них характерна не только социально-психо­логическая дезадаптация, то есть нарушения в сфере межличностных отношений, но и социальная неприспо-


пихшпя кризисных состдяннй (езиццмьм доведет, шогшзм. наркомания]

собленность к требованиям общества, которая проявля­ется в неумении или нежелании строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Социальный статус их, как правило, невысок. Суицид часто является последним шансом в ряду других норм девиантного по­ведения, свойственного лицам этой группы.

Психологический кризис, предшествующий суициду, характеризуется ситуационными реакциями оппозиции и дезорганизации. Человек кончает с собой и на высоте злобной агрессивной реакции. Суициденты этой катего­рии и составляют основной контингент лиц, совершаю­щих самоубийства, которые должны быть отнесены к со­циальным отклонениям агрессивной ориентации.

Вторую группу составляют лица с достаточно вы­соким уровнем социализации. Многие из них достиг­ли высокого социального статуса, поведение их в анам­незе не выходило за рамки соблюдения конвенциаль-ных норм. Лишь с момента совершения суицидально­го поступка такие лица попадают в разряд «девиан­тов». В генезе совершаемого ими суицида лежит преж­де всего социально-психологическая дезадаптация. Эти лица психологически декомпенсированы и асте-низированы, что связано с переживанием ими слож­ных конфликтов, для решения которых оказалось не­достаточно их жизненного опыта. Психологический кризис в пресуицидальном периоде протекает в фор­ме пессимистических ситуационных реакций, а так­же реакций эмоционального дисбаланса, реакций от­рицательного баланса и реакций демобилизации. Ука­занная категория суицида характеризуется как откло­нение социально-пассивного типа.

Наркотик — это любое химическое соединение, которое воздействует на функционирование организ­ма. Злоупотребление наркотиками — это их употреб­ление любым неприемлемым с медицинской и соци­альной точек зрения образом или приемлемым, но не­правильным.

Здесь особенно уместно назвать психоактивные нар­котики — те, которые воздействуют на организм, вызы­вая поведенческие изменения, вроде эйфории и галлю­цинаций. Использование и зачастую производство мно­гих наркотиков, которыми злоупотребляет большое чис­ло людей, запрещено во многих странах, но алкоголь и



Глава 5

табак, два наиболее широко распространенных нарко­тических вещества, вполне законны и легко доступны. Однако с тех пор, как была твердо доказана опасность курения, эта привычка сейчас становится все более не­приемлемой социально в США, Великобритании и мно­гих других странах Запада. Существует множество при­чин злоупотребления наркотиками.

Если использование того или иного наркотика при­нято в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, он почувствует не­обходимость применять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к этой группе. Это относится ко всем наркотикам, от никотина и алкоголя до героина.

Одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики, — это сопутствующие приятные ощущения от хорошего самочувствия и релаксации до мистической эйфории.

Нелегальное потребление наркотиков наиболее вы­соко там, где они легче доступны, например, в крупных городах. Применение легальных наркотиков также воз­растает с доступностью, например, алкоголизм распро­странен среди торговцев спиртными напитками.

Любопытство в отношении наркотиков заставляет не­которых людей самим принимать наркотики.

Применение наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества. Когда человек отвер­гает общество и все альтернативы, включая самого себя, свои надежды и цели, возникающее чувство бессмыс­ленности жизни, изоляции и неадекватности делает его предрасположенным к хронической наркомании.

Подчас достаток и досуг приводят к скуке и потере интереса к жизни, и в этом случае наркотики могут по­казаться своеобразным выходом из сложившегося поло­жения. Большинству людей удается справляться с наи­более стрессовыми ситуациями их жизни, но некоторые пытаются найти убежище в форме наркотической зави­симости. Наркотики часто становятся ложным центром, вокруг которого вращается их жизнь.

Толерантность (переносимость) к наркотику увели­чивается по мере того, как организм привыкает к нему. С увеличением толерантности возрастает количество наркотика, необходимое для оказания на организм пре­жнего эффекта.


 

 


дома кризисных состояний (суицидальное поведение, алкоголизм, наркомания) |

Зависимость — это термин, используемый для опи­сания состояния, при котором организм привыкает фун­кционировать под воздействием наркотика. Когда при­ем наркотика прекращается, наркоман испытывает крайний дискомфорт, именуемый синдромом отмены.

Психологическая зависимость, как широко принято думать, является потребностью или компульсивным же­ланием продолжать принимать наркотик, независимо от того, есть физическая зависимость или нет. Однако весь­ма рискованно утверждать, что какой-то наркотик не вызывает физической зависимости. Человек после дол­гого применения или при специфических обстоятель­ствах может привязаться к наркотику, не вызывающе­му, на первый взгляд, привыкания. Например, есть сви­детельства того, что небольшое привыкание к марихуа­не после регулярного использования по вечерам в тече­ние многих лет приводит к хронической бессоннице пос­ле отмены приема. Психологическая наркомания еще не­понятна, но произошли важные прорывы в понимании того, как организм может стать толерантен к психоак­тивным наркотикам (наркотикам, которые воздейству­ют на мозг и восприятие).

Многие психоактивные наркотики химически подоб­ны нейротрансмиттерам — веществам, выделяемым не­рвными окончаниями при стимулирующем импульсе. Нейротрансмиттеры взаимодействуют с рецепторами — сенсорными нервными окончаниями, которые могут при­нимать импульсы и реагировать на них. К числу нейро-трансмиттеров относятся серотонин и эндорфины. Они контролируют настроение, эмоции и гормональную фун­кцию, а также подавляют боль.

Считается, что психоактивные наркотики усиливают воздействие этих естественных нейротрансмиттеров, вызывая повышенную реакцию со стороны рецепторов («кайф»). Затем обратная связь вызывает меньшее вы­деление нейротрансмиттера. Если наркотик продолжать принимать, выделение нейротрансмиттера подавляется так, что наркотик больше не улучшает его работу. Для Достижения такого же «кайфа» требуется все больше и больше наркотика. Отмена применения наркотика при­водит к неприятным физическим последствиям, посколь­ку выделение естественного нейротрансмиттера не во­зобновляется в течение нескольких дней, и организм это



 


6 Психология


здоровья


время вынужден обходиться без наркотика и бе трансмиттера. Что делают психоактивные наркстГ

Одни наркотики подавляют нервную активност КИ' га, другие стимулируют ее, и в этом состоит разли^03 их психических эффектах. Другие причины разл^6 В включают количество принимаемого наркотика ег ЧИ* стоту и концентрацию, а также то, каким образом о° ЧИ падает в тело. К числу других факторов относятся п"0 хическое и физическое состояние принимающе котики, его ожидания и реакция на окружающую ( новку: наркотик может усиливать существующее хическое состояние или вызывать подавленность.

Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами.

От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, под­ростки, молодежь, атакже здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавший-ся организм, постепенно разрушая его. Вред алкоголя оче­виден. Доказано, что при попадании алкоголя внутрь орга­низма он разносится по крови ко всем органам и небла­гоприятно действует на них вплоть до разрушения.

При систематическом употреблении алкоголя разви­вается опасная болезнь — алкоголизм. Алкоголизм опа­сен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни.

Но главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, выпускаемой негосударствен­ными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. Недоброкачественная продукция не­редко приводит к отравлениям и даже смерти.

Все это наносит большой урон обществу, его культур­ным ценностям. Наверное, вы неоднократно слышали выражение: «выпьем, согреемся». Считается в обиходе, что спирт является хорошим средством для согревани организма. Недаром спиртное часто называют «горяч ^ тельными напитками». Считается, что спирт обладает л чебным действием не только при простудных, но и V целом ряде других заболеваний, в том числе желудР кишечного тракта, например, при язве желудка. Вр же, наоборот, считают, что язвенному больному ка рически нельзя принимать алкоголь. Где истина.


д ддммнимшии поведение, шиши, наркомания)

—-~~~^^~~\3ы спиртного действительно возбуждают

аппетит- ^ бытующее среди людей убеждение: алко-

ИЛИ6Рждает, взбадривает, улучшает настроение, са-голь в ^^еЛает беседу более оживленной и интерес-мочувств^'^аловажно для компании молодых людей. ной, что ^ * тное прИНИМают «противусталости», при Недаро иях и практически на всех празднествах. Бо-недомо с естВует мнение, что алкоголь является вы-Ле6 калорийным продуктом, быстро обеспечивающим С°К0гетические потребности организма, что важно, на-оимер в условиях похода и т. п. А в пиве и сухих вино-гоадных винах к тому же есть целый набор витаминов и ароматических веществ. В медицинской практике ис­пользуют бактериостатические свойства спирта, упот­ребляя его для дезинфекции (при уколах и т. п.), приго­товления лекарств, но отнюдь не для лечения болезней.

Итак, алкоголь принимают для улучшения настрое­ния, согревания организма, предупреждения и лечения болезней, в частности, как дезинфицирующее средство, а также как средство повышения аппетита и энергети­чески ценный продукт.

Очевидный факт — возбуждение аппетита после стопки водки или вина. Но это только на короткое время, пока спирт вызвал «запальный сок». В дальнейшем при­ем алкоголя, в том числе пива, только вредит пищеваре­нию. Ведь спиртное парализует действие таких важных органов, как печень и поджелудочная железа.

Поводы первого приобщения к алкоголю разнообраз­
ны, но прослеживаются их характерные изменения в за­
висимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с
алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для
аппетита», «лечат» вином или же ребенок сам из любо­
пытства пробует спиртное (мотив, главным образом при­
сущий мальчикам). В более старшем возрасте мотивами
ные ГОупотРебления алкоголя становятся традицион-
ш>итВ°гЫ1:/ПраЗДНИК>>1 <<семейное торжество», «гос-
УДРбноб 5лет появляются такие поводы, как «не-

к°мпани ТСТаВатьотребят>>1 «АРУзьяуговорили», «за
ственны в *'<<МЯ храбР°сти>> и т- А- Мальчишкам свой-
^ Л ЭТИ11"1 мотивов первого знакомства с

онн„„ Девочектипична в основном вторая, «тра-онная» группа мотивов.



№^^


 

■i


 

РЮм

Обычно это бывает, так сказать, «невинная»

ка в честь дня рождения или другого торжества И это происходит с согласия родителей, в кругу с Х все же и такое приобщение к вину опасно. Ведь Mbli' раз прикоснуться к спиртному, как уже снимаетсяТ°ИТ хологический барьер, и подросток считает себя вп СИ выпить с товарищами или даже одному, если появл Ве ся такая возможность. Недаром в народе говорят- «р начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки»

В целом мотивы употребления спиртного подрост ми делятся на две группы. В основе мотивов первой груЦ пы лежит желание следовать традициям, испытыва новые ощущения, любопытство и т. п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психи­ки несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подра­жать старшим и т. п. Возрастными особенностями под­ростков в определенной мере можно объяснить и упот­ребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жиз­ненного опыта, знаний, позволяющих им свободно всту­пать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками).

Особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии ску­кой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории существенно ослаблен или утрачен интерес к познавательной деятельности. Подростки, употребляющие спиртное, почти не занимаются общественной деятельно­стью. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественно литературой, редко участвуют в самодеятельности, п°ч не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезно У зыке, живописи. Наконец, некоторые подростки noTPg0. ляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, ос литься от неприятных переживаний. Напряженное, ^ вожное состояние может возникнуть в связи с опрел ным положением их в семье, школьном коллективе.

Как часто некоторые люди с гордостью отмечаю У и своих товарищей повышенную устойчивость к с


 

читая,
му, с самом д

это связано с физическим здоровьем. А на
ТаЯ' Повышенная устойчивость к спиртному первый
^еАе инаЮщегося алкоголизма, симптом серьезного
гия Для алкоголика, что стакан, что бутылкавина —
—- Уже от рюмки спиртного он приходит в своеоб-

все еАИНОстоЯНИе эйфории — возбуждения, которое только разное со ^^ стремление выпить, а затем последующие усиливает няют его ВНешний вид, хотя в организме про-дозы мал°аметные сдвиги. Сначала алкоголик проявляет ИСХ0/*ычайнук> активность, пытаясь «вне очереди» выпить бедную Стопку, начинает буйствовать или дурачиться. Но вот последняя капля переполняет пределы устойчивос­ти алкоголик «отключается» от внешнего мира, впадая в за­бытье Потеря контроля за количеством выпитого, непомер­ная жадность к спиртному и сопровождающее это неконт­ролируемое, развязное, нередко циничное поведение — стойкие признаки алкоголизма. У пьяницы ослаблена воляи Не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жиз­ни. Нередко во время праздничных застолий можно наблю­дать, каклюди после вьшитых спиртных нашггков ведут себя развязно, их движения становятся более неуклюжими. Сра­зу заметно воздействие на них алкоголя. И если спросить его участников, какчасто они выпивают, большинство отве­тит, что нерегулярно. Однако даже после однократного при­ема алкоголя у людей ночь проходит беспокойно, а наутро они встают разбитыми, с опухшим лицом и больной головой. Рабочий день, как правило, оказывается испорченным, а если человекпо работе связан с механизмами, например, со стан­ком или автомашиной, считай, что в этот день у него резко повышен риск аварии или даже катастрофы. У работников умственного труда после приема алкоголя основательно ухудшаются мыслительные процессы, падает быстрота и Итак00""вычислений' как говорят, работа валится из рук. алкот ЭЖе П0СЛе неРегУлярного, случайного употребления ,^.. ^^Упаюгсерьезные неполадки в организме, сви-'Ующие о тяжелом его отравлении. Если же упот-алкоголя принимает систематический характер, ьет по любому случаю, выискивая любой повод, т тс> это уже называется бытовым пьянством.

^ пьянщтГ

ТИя' ему беТ Н6 ИМеет значения смысл праздничного собы-

В эггойстад^азлично> одобряют ли его поведение другие.

приобщениякстиргаомувзначительноймере


                       
   
     
     
 
 
   
     
 
 
 
 

!, алкоголизм, наркомания)

изменяется отношение пьющего к окружающим принятым и допустимым нормам поведения. Для * самыми близкими людьми становятся собутыльникЬЯНИ1й! даже они впервые оказались вместе за одним стол ^^ мя, место и обстановка, в которой люди пьют, теряют^ ние. Таким образом, разница между эпизодическим ппЗНаЧб~ спиртного и пьянством заключается не только в колич ^^ выпитого за один раз, но и в психологической установк °TBe щего. В первом случае человек отмечает какое-либо топ**

ственное или значительное событие, авовтором__ пьеттг^&

ко от пьянства, это предупреждает его падение и развитй алкоголизма. Чтобы понять развитие алкоголизма, нужц6 знать влияние алкоголя на нервную систему.

 

Алкоголь из желудка попадает в кровь через две минуты после употребления. Кровь разносит его по всем клеткам организма. В первую очередь страдают клетки больших по­лушарий головного мозга. Ухудшается условно-рефлектор­ная деятельность человека, замедляется формирование сложных движений, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной систе­ме. Под влиянием алкоголя нарушаются произвольные дви­жения, человек теряет способность управлять собой.

Проникновение алкоголя к клеткам лобной доли коры
головного мозга раскрепощает эмоции человека, появ­
ляются неоправданная радость, глупый смех, легкость в
суждениях. Вслед за усиливающимся возбуждением в
коре больших полушарий мозга возникает резкое ослаб­
ление процессов торможения. Кора перестает контро­
лировать работу низших отделов головного мозга. Чело­
век утрачивает сдержанность, стыдливость, он говорит
и делает то, чего никогда не сказал и не сделал бы, буду­
чи трезвым. Каждая новая порция спиртного все больше
парализует высшие нервные центры, словно связывая
их и не позволяя вмешиваться в деятельность низши
отделов мозга: нарушаются координация движении,
пример, движения глаз (предметы начинают двоитьс >
появляется неуклюжая шатающаяся походка. "aP^V.
ние работы нервной системы и внутренних °РгаН°^ра.
блюдается при любом употреблении алкоголя: од
зовом, эпизодическом и систематическом. ^ у

Известно, что нарушения работы нервной сие ^ напрямую связаны с концентрацией алкоголя в q^-человека. Когда количество алкоголя составляв


чается кора головного мозга, человек теря-
0,05%. вЫКЛ1^ад собой, утрачивает способность разумно
еТ контроль над KOHUeHTpa4HH алкоголя в крови 0,1%
ТЬ^ убокие отделы головного мозга, кон-
^вижения. Движения человека становят-
тр ными и СОПровождаются беспричинной ра-

сяяеУ»еР дениеМ1 суетливостью. Однако у 15% лю-Д°-ТЬ1^оголь может вызвать уныние, желание заснуть. АеИ ~~/е увеличения содержания алкоголя в крови ос-яМЯется способность человека к слуховым и зритель-**_„ в0сприятиям, притупляется скорость двигательных акций. Концентрация алкоголя, составляющая 0,2%, влияет на области мозга, контролирующие эмоциональ­ное поведение человека. При этом пробуждаются низ­менные инстинкты, появляется внезапная агрессив­ность. При концентрации алкоголя в крови 0,3% человек, хотя и находится в сознании, но не понимает того, что видит и слышит. Это состояние называют алкогольным отупением. Концентрация алкоголя в крови 0,4% ведет к потере сознания. Человек засыпает, дыхание его стано­вится неровным, происходит непроизвольное опорож­нение мочевого пузыря. Чувствительность отсутствует.

При концентрации алкоголя в крови 0,6 — 0,7% может наступить смерть. В результате эпизодического приема алкоголя часто развивается болезненное пристрастие, безудержное влечение к алкоголю — алкоголизм.

Биохимия мозга — это очень тонкая наука, но Аль­берт Эйнштейн говорил, что хорошую физику можно рас­сказать младшему школьнику. Вот и мы можем просто рассказать об очень тонких механизмах, если отбросить подробности, самую суть. А она такова: чувства челове­ка как-то связаны с работой его мозга. Когдачеловекуве-коглВ Себе' 6МУ Не ¥^жпо стараться снять напряжение, ся сТ °Н Т0ЧН° ЗНаеТг что его Аюбя^ уважают, он нравит-опрелРОМУ Сббе' КаК"Т

2015-11-07 754 Обсуждений (0)
Влияние стресса на здоровье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние стресса на здоровье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (754)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)