Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8. География населения



2015-11-07 1129 Обсуждений (0)
Тема 8. География населения 0.00 из 5.00 0 оценок




Образ жизни –это социологическая категория, характеризующая особенности и условия жизнедеятельности людей в общественно социальной группе, территории и т.д.

Под этой категорией понимают установившиеся, типичные для конкретно исторических, социальных отношений, формы и способы индивидуальной групповой жизни и деятельности людей, характерные особенности их обитания, поведения, склада мышления в различных сферах.

Образ жизни охватывает все существующие формы жизнедеятельности в процессе производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг как в общественно-политической, так и в семейно-бытовой сферах.

Основными параметрами образа жизни являются: труд, быт, общественно-политическая и культурная деятельность, тип поведения и т.д.

Образ жизни зависит от 2-х основных составляющих элементов:

1. Социально-экономического положения населения

2. Условия проживания («пространство ресурсов», «пространство расстояния»)

В общем случае образ жизни формируется и изменяетсяпод воздействием ряда факторов и в своём случае проявляется через группу аналогичных признаков:

1. Социально-экономические факторы (признаки)

2. Природно-климатические

3. Из 1 и 2 => демографические факторы

4. Культурные, в том числе национальные, религиозные, уровни развития

Составными чертами категории ОЖ,характеризующие определённые аспекты, являются:

1. Уровень жизни

2. Качество жизни

3. Стандарт жизни

4. Стиль жизни

 

  1. Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей.

По рекомендациям ООН, уровень жизни измеряется системой показателей; обычно они носят интегрированный или комплексный характер.

Основными компонентами стандарта уровня жизни являются:

· Показатель здоровья

· Уровень потребления, в том числе питания

· Доходы населения

· Занятость

· Образование

· Жилищные условия

· Культурный уровень населения

· Условия труда и отдыха, а также социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых категорий: дети, пенсионеры, инвалиды

От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а также её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению увеличения общей производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперёд или вспять.

Чаще всего анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как:

  • Потребительская корзина
  • Прожиточный минимум
  • Величина безработицы
  • Потребление основных продуктов питания в ккал
  • Потребления личные
  • Уровни квалификации рабочих
  • Численность учащихся (в ‰)
  • Уровень развития социальной инфраструктуры – школы, медицина, жильё

Потребительская корзина – набор продуктов питания на одного человека в месяц. Она рассчитывается на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, килокалориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.

Прожиточный минимум –стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе потребительской корзины.

  1. Качество жизни – это совокупность показателей, характеризующих условия жизни.

Оценивается при помощи интегрированных и комплексных показателей не только материальных потребностей, но и качества ОС, безопасности, возможности реализации культурных запросов и социальных гарантий.

Помимо статистических данных, иногда оценивается через опросы населения.

  1. Стандарт жизни – это использование нормативов, образцов в жизнедеятельности, отражающих определённый аспект уровня и качества жизни.
  2. Стиль жизни– совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь

Стиль жизни вырабатывается людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями и рассматривается, как правило – как индивидуальный выбор человека, характеризующийся множеством вариантов, включающих определённые приёмы, формы, способы реализации образа жизни.

О стиле жизни судят по внешним формам бытия, а именно:

  • организацией рабочего и свободного времени
  • занятием вне сферы труда
  • устройства быта
  • манерам поведения
  • ценностным предпочтениям, вкусам и др.

Классификация.Образ жизни людей можно разделить по степени активности. Можно выделить 3 типа: активный, пассивный и промежуточный. Активный – это люди, которые достаточно подвижны и на работе, и дома. Такие люди активно участвуют в жизни рабочего коллектива, часто являются массовиками затейниками, также и дома они выбирают активный отдых. Приверженцы такого образа жизни посещают различные спортивные учреждения (фитнесс-клубы, тренажёрные залы, командные игры), после работы проводят время с друзьями, ходят в кино и другие развлекательные учреждения. Приверженцы пассивного образа жизни спокойны и размерены во всём. Многие не проявляют внимания к жизни коллектива, в котором работают. Свободное время проводят в основном с семьёй, занимаясь домашними делами. Конечно, они тоже выбираются в кино и встречаются с друзьями, но это бывает достаточно редко и в большинстве случаев не по их инициативе, а, например, жены или мужа, возможно друзей или коллег. Приверженцы промежуточного вида образа жизни умеренно активны на работе и дома. Такие люди посещают развлекательные учреждения, когда надоедает размеренный образ жизни. Зачастую ведут себя как активные на работе, но очень спокойные дома и в свободное от работы время. Или наоборот, очень пассивные на работе и очень активно отдыхающие после неё.

Т.о., образ жизни, культуры и быта изучается на основе поведения людей, их особенностей среды обитания – «арены жизни» наукой, под названием география образа жизни

 



2015-11-07 1129 Обсуждений (0)
Тема 8. География населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 8. География населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1129)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)