Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Часть III.ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ




Глава XVII .Управление нововведениями

Сущность инновационного менеджмента

Управленческие инновации в административно- управленческой деятельности

Принципы организации управленческих инноваций

Субъекты и объекты управленческих инноваций

Методы организации управленческих инноваций

Процесс организации управленческих инноваций

Глава XVIII .Управление риском

Понятие и критерии риска

Виды рисков

Факторы рисков

Оценка риска

Меры и правила оптимизации риска

Глава XIX . Маркетинговый подход в менеджменте

Основные аспекты рассмотрения сущности маркетинга

Субъекты и объекты маркетинга

Функции маркетинга

Принципы маркетинга

Особенности некоммерческого маркетинга

Перспективы маркетинга в XXI веке

Глава XX . Социальные конфликты и управление

Что такое конфликт?

Основные типы и причины конфликтов

Условия и возможности победы в конфликте

Как разрешить конфликт

Несколько правил поведения

Глава XXI . Мониторинг и бенчмаркинг

Сущность, функции и эволюция мониторинга

Задачи и принципы мониторинга в государственном и муниципальном управлении

Объекты и предметы мониторинга

Организация мониторинга в Российской Федерации

Бенчмаркетинг

Глава XXII . Управление качеством

Роль, понятия и особенности управления качеством

Становление управления качеством

Принципы управления качеством

Моделирование в управлении качеством

Глава XXIII . Формирование и использование интеллектуального капитала

Черты новой экономики

Интеллектуальный капитал: сущность, структура, оценка

Менеджмент знаний

Глава XXIV . Кадровые технологии в управлении

Сущность, структура и специфика кадровых технологий

Оценка персонала

Отбор персонала

Управление карьерой персонала

Глава XXV. Активизация человеческого ресурса

Понятие и специфика человеческого ресурса

Содержание активности человека и активизации человеческих ресурсов

Развитие человеческих ресурсов

Обучение работников

Структура и организационная культура - важные факторы активизации человеческих



ресурсов

Управление человеческими ресурсами в концепции всеобщего управления качеством

Глава XXVI . Культура организации и стиль руководства

Культура организации: сущность, функции, элементы, типология, место в системе управления

Культура организации как фактор эффективности

Благотворительность как составная часть культуры организации

Понятие и природа стиля руководства

Черты эффективного лидерства

Глава XXVII . Использование информационных технологий в управлении

Новые информационные технологии - веление времени

Использование геоинформационных технологий в государственном и муниципальном управлении

WWW (World Wide Web) - информационные технологии в государственном и муниципальном управлении

Технологии информационно аналитической поддержки процедуры принятия управленческих решений

Глоссарий

 

 


Введение

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения. Перед отечественной наукой и практикой встала чрезвычайно сложная задача - разработать и последовательно формировать современную российскую модель управления, адекватную рыночным отношениям и глобальным вызовам XXI века.
Теория управления как практически действующее знание, включенное в мысли, поведение и деятельность людей, базируется на совокупности научно доказательных, выверенных и признанных практикой взглядах о состоянии и закономерностях функционирования и развития управляемой системы, объекта управления. Перед обновленной Россией стоят характерные для ее масштабов и уникальных природных ресурсов, культур и традиций, производственно-технического и интеллектуального потенциала, проблемы движения по пути реформ, экономического роста. Ясно, что эти проблемы не могут быть решены без управления, помимо управления, вопреки управлению.
В предлагаемом читателям учебнике "Теория управления" раскрыты предмет, эволюция и многие аспекты современной парадигмы теории управления, функции, методы процедуры и технологии менеджмента, включая системный подход, стратегическое управление и управление развитием социально-экономических систем, маркетинг, мониторинг и бенчмаркинг. Показаны специфика управления нововведениями, качеством, риском, человеческими ресурсами, конфликтами; представлены новые информационные технологии обеспечения эффективного управления. В учебнике в значительной мере обобщены новейшие достижения отечественных исследований в области управления, широко представлены примеры сравнительного анализа опыта и моделей американского, европейского и японского менеджмента, а также обоснованы возможности и ограничения их использования в российских условиях.
В последние годы в России вышел из печати ряд учебников и учебных пособий по теории управления, получивших заслуженное признание. Данный учебник выгодно отличается от большинства отечественных и зарубежных изданий.
Во-первых, в качестве объекта управления в нем, по сути, впервые рассматриваются не только предприятие (частное, акционерное, унитарное), но и государственная организация. Независимо от природы организации в ее управлении проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Управление в министерстве, в областной и городской администрации, в торговой фирме, в университете, в церкви и в транснациональной корпорации имеет как общие, так и специфические черты. В частности, в процессе управления в этих организациях ставятся определенные цели, обосновываются приоритеты, разрабатываются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается их структура. В государственных и муниципальных организациях в рамках управления персоналом создаются те или иные мотивационные системы, отрабатывается порядок приема на работу и продвижения по службе, закрепляются соответствующие процедуры контроля.
Во-вторых, важнейшие вопросы теории и практики управления излагаются применительно к деятельности государственной службы, что сегодня особенно актуально для России. Речь идет далеко не только о возможностях применения общей теории управления к проблемам государственной службы и муниципального управления, но и о технологиях решения эти проблем. Среди них - технологии анализа, информационно-аналитического обеспечения управленческих решений, выработки стратегии, мотивации, контроля и коммуникаций.
В-третьих, учебник наряду с фундаментальными положениями теории управления содержит ряд практических рекомендаций, которые могут найти свое применение в современном государственном и муниципальном управлении.
В-четвертых, учебник не только предназначен студентам, изучающим курс "Теория управления" в рамках как первого, так и в рамках второго высшего образования, но также продуктивно может использоваться в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей республиканского, областного и муниципального звена. Таким образом, он будет полезен студентам вузов, аспирантам, преподавателям, практическим работникам региональных и муниципальных органов управления.
Учебник выходит в серии "Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации". Его подготовил к изданию творческий коллектив кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ с участием преподавателей региональных академий государственной службы. Это опытный авторский коллектив, известный созданием учебника "Общий и специальный менеджмент" (М., 2000), получивший достаточно широкое признание. Содержание нового учебника соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности "государственное и муниципальное управление".
Структурно учебник состоит из двадцати семи глав и словаря основных терминов. В конце каждой главы представлены выводы, контрольные вопросы и список литературы для более подробного изучения соответствующей темы.
Редакторы учебника выражают огромную благодарность всему авторскому коллективу кафедры, сумевшему за короткий срок собрать, обобщить и классифицировать обширный теоретический и практический материал и тем самым внести свой посильный вклад в теорию управления.
Авторский коллектив благодарит Викулову А.Р., Коровки-ну Т.А., Спутай Л.В. за техническое содействие при подготовке изданий. Особая благодарность - слушателям и аспирантам кафедры и в целом академии, чьи замечания, рекомендации и обсуждения заметно обогатили содержание учебника.

 

ЧАСТЬ I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Глава 1
Предмет, сущность и содержание теории управления
Сущность и функции управления социально-экономическими процессами
Управление и менеджмент Новая модель управления Тенденции развития современного управления
Сущность и функции управления социально-экономическими процессами
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
Общие закономерности управления выявлены кибернетикой,
наукой об общих принципах управления сложными системами в природе, технике и обществе. Специальные аспекты управления в технических системах изучаются соответствующими отраслями технических наук (например, существует теория управления летательными аппаратами), в биологических системах - отраслями биологических наук (например, физиология изучает условные рефлексы и другие сходные механизмы, использующиеся в управлении животными).
Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами. Имеются и специальные теории управления, изучающие отдельные аспекты, или специфические объекты, в частности, теория государственного регулирования экономики, региональный и муниципальный менеджмент. В дальнейшем под словом "управление" понимается, как правило, управление социально-экономическими процессами.
Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука; она сочетает в себе элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики. Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Предметом науки управления являются также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.
Управление присуще любому обществу или его отдельному элементу (организации, коллективу, подразделению, городу, региону). Необходимость управления вытекает из системной природы объекта, необходимости общения людей и обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.
Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общ-ности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляю-щие управленческое воздействие на о6ъект управления.
Главный элемент любой социально-экономической системы - человек. Он может быть и объектом, и субъектом управления. Каждый член общества управляет его развитием с помощью избирательной системы, с помощью участия в институтах гражданского общества, с помощью механизмов непосредственного воздействия на управляемые подсистемы. Каждый член организации также в той или иной степени управляет функционированием или развитием этой организации. В то же время именно на человека направлены управляющие воздействия и в рамках государственного управления, и в рамках управления корпоративного.
В отличие от технических систем, где управляющая и управляемая подсистемы взаимодействуют достаточно жестко, в управлении людьми это взаимодействие более гибко. Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие не пассивно, а с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. Человек обладает волей и сознанием и реагирует на любое управляющее воздействие с учетом собственных представлений и интересов. Человек может принять управляющие команды, следовать им, а может и не принять. Как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них - от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Таким образом, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.
Управление можно определить путем перечисления его осно-вых функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, приня-тие решений.
Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной - присутствуют все без исключения функции управления. В ряде случаев бывает полезно провести анализ выполняемых функций: в какой мере и насколько полно в управленческой деятельности присутствуют функции управления. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно полно осуществляется целеполагание, в государственных организациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществляется должный контроль.
Методы управления - это способы выполнения перечисленных выше функций. Классификация методов управления может производиться по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы; по отраслям и сферам применения - в сударственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д.
Обычно методы упраавления различаются по их содержанию: административные (организационно-распорядительные), эко-номические и социально-психологические. Данное деление ус-ловно в том смысле, что четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.
Важнейшей отличительной чертой создаваемой рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления и одновременный рост роли социально-психологических методов. В то же время сохраняется различие между методами, применяемыми в государственном и частном секторах. В государственной службе преобладают административные методы управления, в то время как в большей части частных организаций преобладают экономические.
Управление и менеджмент
Понятия "управление" и "менеджмент" часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.
" Менеджмент" - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах. Обычно мы не говорим: "Я осуществляю менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы не говорим: "Они осуществляют менеджмент выплавки стали". Мы говорим: "Они управляют выплавкой стали".
Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях. Чаще менеджмент рассматривают по отношению к формальным организациям, к которым относятся, например:
общество с ограниченной ответственностью "Иванов и сыновья";
компания "Газпром";
Министерство обороны;
отдел народного образования городской администрации;
патриархия Русской православной церкви;
Российская академия государственной службы;
ЮНЕСКО;
парламент Великобритании.
Все это - организации, и они управляются определенным образом. Общие закономерности, принципы и методы управления организациями составляют предмет науки общего менеджмента.
Слово "менеджмент" имеет вполне устоявшуюся практику его употребления в английском языке. Словарь У.Коллинза дает два основных смысла этого слова:
процесс управления (например: "Менеджмент в условиях неопределенности - очень сложное занятие");
группа людей, составляющих орган управления (например "Менеджмент данной компании в основном состоит из выпускников столичного университета").
Оксфордский словарь предлагает более широкую трактовку слова "менеджмент":
административные навыки и умение особого рода;
искусство управления;
способ обращения с людьми; орган управления и люди, его составляющие. Современная практика употребления термина "менеджмент" в русском языке охватывает три его основных значения:
- процесс управления людьми в организациях;
- наука управления;
- орган управления и люди, его составляющие.
Специальный менеджмент рассматривает управление объектами с учетом их специфики, например, менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент.
Специальный менеджмент может рассматривать также и управление специфическими процессами, ресурсами, уровнями или отдельные аспекты управления. Например, широко известны такие виды специального менеджмента, как стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др.
Объектом общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями.
Объектом специального менеджмента являются особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций. Кроме того, объектом специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процессов (например, финансовые потоки, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые инвестиционным менеджментом).
Практика менеджмента насчитывает уже многие тысячелетия. Построение египетских пирамид, функционирование государства шумеров со сложной системой налогообложения, организация военных походов во времена Александра Македонского или в Древнем Риме были бы невозможны без соответствующих комплексных управленческих воздействий. Любое древнее государство предполагало стройную систему управления.
Становление теории менеджмента проходило постепенно; отдельные фрагменты этой теории можно найти в Библии, Коране, трудах Конфуция, Платона, Макиавелли, а также в трудах теоретиков военной науки нового времени. Современная целостная теория менеджмента - относительно молодая наука и насчитывает всего лишь около ста лет. Ее развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента в XX столетии.
Новая модель управления
Процесс изменения практики менеджмента в течение XX столетия схематично представлен в табл. 1. В конце XIX - начале XX в. наиболее распространенной моделью управления была автократическая модель: управление основывалось на власти хозяина или менеджера, авторитете руководителя, прямой директиве. Существовала сильная персональная зависимость каждого работника от своего непосредственного начальника, ценилась в первую очередь исполнительность, и вся эта система в целом основывалась на тейлоризме.
Таблица 1 Модели управления организацией

На смену автократической системе управления в середине XX в. пришла экономическая система, базирующаяся не столько на власти, сколько на экономическом принуждении, не на авторитете и директиве, а на материальном поощрении, не на персональной зависимости, а на мотивации. Она характеризуется не простой исполнительностью каждого работника, а инициативой наиболее активных работников. Эволюция от автократической модели к экономической проходила в первую очередь в фирмах, характеризующихся высокими результатами деятельности.
К середине 60-х годов в практике менеджмента развитых стран сложилась обстановка, в которой ни автократическая, ни экономическая модели управления не могли привести фирму к успеху. Более того, применение любой из этих двух моделей управления, как правило, вело организацию или фирму к поражению в конкурентной борьбе. В 90-е годы эти модели управления в значительной мере отошли в прошлое. В обстановке конкурентной борьбы утвердилась новая модель управления. Она основана на творческом участии, на сочетании экономических и моральных стимулов, на коллективизме и приверженности своей работе, собственному коллективу и фирме в целом. Для этой модели управления характерно тотальное творчество (т. е. творчество каждого). Каждый работник участвует в деятельности организации, не только выполняя непосредственно круг своих обязанностей, но и постоянно участвует в поиске и разработке новых методов работы, новых видов услуг, новых социальных технологий. Другими словами, каждый участвует в деятельности организации, активно мобилизуя свой интеллект, подавая предложения по поводу улучшения методов работы, повышения качества услуг, развития организации или фирмы. Эта модель сложилась в конце XX в. в лидирующих фирмах развитых стран Запада и Востока.
Характеристики разных моделей управления, представленные в табл. 1, весьма относительны. Менеджмент любой организации, как правило, несет в себе элементы всех трех моделей. Однако можно выделить ту модель, к которой в большей степени тяготеет данная организация. Общей закономерностью последних десятилетий стало то, что успешные инновационные фирмы управляются все в большей мере в соответствии с новой моделью. Постепенно новая модель становится доминирующей в практике менеджмента не только коммерческих, но и некоммерческих организаций.
Новая модель управления - не изобретение досужих профессоров от менеджмента; она - реальный ответ на вызов времени, необходимый элемент поведения в условиях современного рынка.
Почему столь сильно изменился менеджмент в течение XX столетия? Это произошло в значительной мере вследствие того, что изменилась сама жизнь. В начале века на предприятиях, в коммерческих фирмах, в государственных учреждениях она шла как бы по кругу, повторяя одни и те же условия бизнеса и любой другой деятельности, повторяя однажды найденные методы и приемы управления. В этих условиях наилучшей, наиболее эффективной моделью менеджмента была автократическая.
Во второй половине XX столетия жизнь уже не шла по кругу, она стала как стрела: каждый последующий момент жизни не похож на предыдущий, любая деятельность стала происходить в постоянно меняющихся условиях. Адаптация, приспособляемость стали жизненно важными, необходимыми свойствами любой организации. Новая модель управления стала больше соответствовать быстрым и подчас непредсказуемым изменениям окружающего мира, позволяет быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.
В настоящее время каждая организация или фирма постоянно испытывает новые ощутимые воздействия внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: конкуренты начали производить ту же самую услугу по новой технологии с меньшими издержками; появилась новая аналогичная услуга, обеспечивающая у потребителя больший эффект; изменился курс валют; инфляция обесценила всю полученную прибыль; учетная ставка процента внезапно повысилась и т. д. В таких нестабильных условиях важно сформировать неформальные группы, дееспособные команды, развить индивидуальную предприимчивость, обеспечить эффективную эволюцию личности каждого. Другими словами, необходимо средствами менеджмента обеспечить гибкость организации, ее адаптивность и эффективную приспособляемость.
Тенденции развития современного менеджмента
В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория менеджмента. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории. Например, гуманизация менеджмента, как все большая переадресация внимания от технологического управления к управлению человеческим поведением в организациях, повлекла смещение интересов теоретиков с вопросов классической теории менеджмента к вопросам поведенческого характера. В то же время развитие теории в свою очередь оказывает влияние на практику менеджмента. Можно сказать, что в менеджменте "сначала было слово". Дело в том, что люди, управляющие другими людьми, принимают решение, основываясь на собственном представлении об управлении, о принципах менеджмента и о технологиях воздействия на объект управления. В этом смысле теория менеджмента как бы предшествует практике. В то же время теория развивается в соответствии с практикой управления, так как реальные закономерности в управлении сначала утверждаются на практике, а лишь затем описываются теорией.
В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента: бурное развитие получает культура организации; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента.
Коротко остановимся на этих тенденциях.
Культура организации сейчас все больше рассматривается как важный фактор прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации, как фактор успеха, эффективности деятельности, а подчас и выживаемости некоммерческой организации. Культура организации становится все в большей степени предметом заботы менеджеров всего мира. Культура организации - сложный феномен. В нее входят нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. В отличие от национальной культуры, которая носит весьма инерционный характер, культура организации может значительно измениться в течение непродолжительного времени (месяцы, годы). Методы формирования позитивной культуры организации, как правило, носят неформализованный характер, однако, несмотря на это, имеются многочисленные примеры мощного и целенаправленного изменения культуры организаций многих организаций. Современный период развития практики и теории менеджмента все чаще называют "культурной революцией" в менеджменте.
Стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все большем числе конкретных управленческих ситуаций. Бизнес-планирование по сути явилось воплощением идей и методов стратегического планирования, доведенных в некоторых случаях до нормативно закрепленных процедур. Все чаще в региональных, национальных и международных программах применяются идеи и подходы, отработанные в рамках теории стратегического планирования. Прежде всего, это относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех, кто будет работать по их достижению, процедуру оценки эффективности и результативности. Основные приемы и методы стратегического управления, раскрывавшиеся еще недавно лишь в образовательных программах, становятся обычной технологией проработки коммерческих идей. Приемы стратегического планирования используются в маркетинге, рекламе, работе государственных учреждений.
Еще одной тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность правительственных учреждений. Разгосударствление делает возможным применение коммерческих методов управления в государственных учреждениях. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.
Развиваются разнообразные специальные виды менеджмента: муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, университетский менеджмент, менеджмент уборки мусора, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнеса, кризисное управление и пр. По всем этим видам специального менеджмента написаны отдельные учебные пособия. Во многих случаях становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает выработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления. Все специальные виды менеджмента носят в большой мере прикладной характер, и их развитие в значительной мере опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.
Выводы
1. Теория управления - это знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.
2. Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследования - она изучает закономерность осуществления управленческой деятельности и возникающие во время этой деятельности отношения между людьми
3. Теория и практика менеджмента в течение XX столетия прошли путь от классической теории и практики авторитарного менеджмента до теории гуманистического менеджмента и
практики современного менеджмента, основанной на новой модели управления.
4. Основные направления развития менеджмента в 90-е годы включают в себя становление корпоративной культуры как фактора успешного управления, широкое распространение стратегического управления, перенос подходов и приемов ме-неджмента из коммерческой в некоммерческую сферу, бурное развитие специальных видов менеджмента.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое управление?
2. Перечислите основные функции управления.
3. Каковы основные методы управления?
4. Чем термин "менеджмент" отличается от термина "управление"?
5. Каковы основные характеристики новой модели управления?
6. Что такое "культура организации"?
7. Приведите примеры из жизни, иллюстрирующие становление новой модели управления.
Список литературы
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М., 1995.
Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М., 1996.
Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. М., 2001.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под общ. ред. А.Л..Гапоненко и А.П.Панкрухина. М., 2000.





Читайте также:

Автоматизация систем управления
Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Анализ и классификация технологических переменных, управляющих воздействий, точек измерения, контроля и управления
Анализ и совершенствование системы стратегического управления персоналом (на примере Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству)
Анализ качества управления персоналом
Анализ культуры государственного управления
Анализ территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области, в её северо-западных муниципальных районах. Основные направления территориальной организации.
Анализ управления денежными активами и деб.задолженностью в ОАО «КЗМК»
Анализ управления производственными запасами на предприятии ОАО «КЗМК»






Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)