Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРЕЧЕНЬ ВАЖНЫХ ПОНЯТИЙ



2015-11-07 742 Обсуждений (0)
ПЕРЕЧЕНЬ ВАЖНЫХ ПОНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Аббасиды— династия халифов Багдада (750-1258), а поз­же — Каира (примерно с 1260); они ведут свою родословную от Аббаса, дяди Пророка Мухаммеда.

Алиды — потомки Али аби Талиба, двоюродного бра­та и зятя Пророка Мухаммеда.

Ашариты— рационалистическое теологическое течение внутри суннитского ислама, который видит в аль Ашари (ум. 935) своего основателя,

Великий хан— именной глава всех князей, соответственно, ханов, восходящих по родословному дереву к Чингисхану.

Военные ленные поместья— земли, раздаваемые за долгую военную службу.

Двенадцатый имам— глава общины имамитского направления шиитского ислама, якобы исчезнувший в 874 году; имамитские шииты ожидают его возвра­щения на землю непосредственно перед кон­цом света.

Дервиши— мужчины, которые благодаря особому обра­зу жизни стремились заглянуть в «мир сокровенного»; частично объединенные в общины, они с XIII века представляли приверженцев суфизма.

Джелаир— значительный монгольский род в Мавераннахре.

Джелаириды— одна из династий наследников ильханов; Джелаириды (1336—1432) владели террито­риями в Азербайджане, Западном Иране и Ираке.

Диван— название высшего государственного совета при правителе.

Золотая Орда— империя, образовавшаяся из слиянии я Синей и Белой Орды, происходившего в 1380 году, ко­торая охватывала области от юга России, до­ставшиеся когда-то старшему сыну Чингисха­на Джучи, до региона к востоку от Аральско­го озера (Орда — татарское «urdu» — войско­вой лагерь).

Ильханы— название династии монгольских правителей в Иране, основанной Хулагу (1256-1336).

Каракитаи— остатки народа китаи, которые после разва­ла империи Ляо в Северном Китае в первой половине двенадцатого века продвинулись на Запад и основали новую империю, простирав­шуюся от Таримского бассейна до Яксарта.

Кипчак— тюркоязычный народ, вторгшийся с одиннад­цатого века с Иртыша на запад, который занял степи юга России (Кипчакская степь); на Руси их называли половцами, в Зап. Ев­ропе — куманами; из области Кипчакской степи в ХIII-ХIV вв. мамлюки рекрутирова­ли молодежь.

Кисва— плат, которым завешена святыня в Мекке.

Ливан— высокое сводчатое здание с открытой внеш­ней стороной, которая образует большой дугообразный вход.

Мавераннахр— страна между Оксом (Амударьей) и Яксартом (Сырдарьей)

Маликиты— см. правовые школы.

Мамлюки— белые военные рабы большей частью тюркско­го, с конца четырнадцатого века — все боль­ше черкесского происхождения: с 1250 до 1517 они господствовали в Египте и Сирии.

Медресе— общественная школа, в которой изучается преимущественно исламское право.

Моголистан— северная, расположенная по ту сторону Як­сарта (Сыр-Дарьи) часть улуса Чагатая (см. также Туркестан).

Музаффариды— династия наследников ильханов в Южном Иране (1314-1393).

Парасанг— мера длины (около 5,5 км).

Подарки из девяти предметов— подарки правителю или за­воевателю, состоящие из девяти предметов, приносящие счастье.

Правовые школы— направления основ, толкования и приме­нения шариата; среди тюркоязычных наро­дов господствующей была ханафитская шко­ла, в Египте — шафиитская, в Северной Африке и Андалусии — маликитская.

Сайд— потомок Пророка Мухаммеда.

Сафавиды— династия, правившая в Иране с 1501 по 1732 год.

Святые— см. дервиши.

Сельджуки — широко разветвленный тюркский род прави­телей в Иране, Анатолии (Румсельджуки в Конье) и Сирии (около 1040 года до конца XII века, в Конье — приблизительно до 1300г).

Султан — исламский тип правителя, возникший с по­явлением Сельджуков, который, будучи фак­тически независимым от халифата, часто опирается на чужеземный слой военных и заставляет узаконивать свою власть халифом с опорой на ислам.

Суннитский ислам— форма ислама, которой придерживается подавляющее большинство мусульман; суннизм находит свою жизненную среду в усвоении иде­ализированного предания — речей и поступ­ков Пророка (сунна) и в стремлении воплотить в действительность это предание в повседнев­ной жизни.

Суфизм— исламское направление с мистическими, ас­кетическими, частично и теософистскими чер­тами.

Татары— восточномонгольский народ, покоренный Чингисханом в 1202 году; в Передней Азии и Европе это название до сих пор переносится на всех монголов.

Терьак— все излечивающее средство.

Туркестан— страна по ту сторону Яксарты/Сырдарьи (см. также Моголистан)

Туркмены— здесь: кочующие тюркские родовые союзы в Анатолии и в Азербайджане, а также в Хо­расане.

Тюрбэ— гробница, накрытая конической крышей или куполом.

Улус— родовой союз, подчиненный монгольскому пра­вителю, соответственно его владения.

Фатимиды— династия халифов Алидов в Северной Афри­ке и Египте (909-1171).

Хан— титул тюркского и монгольского правителя (см. Великий хан).

Ханафиты — см. правовые школы.

Ханбалиты— см. правовые школы.

Хорасан— область Северо-Восточного Ирана до Окса (Аму-Дарьи), таким образом, большая, чем нынешняя одноименная провинция Ирана.

Хорезмшахи— происходившая от тюрков, обосновавшаяся в Хорезме династия правителей (1077—1231).

Халиф— «преемник Пророка» Мухаммеда, самый высо­кий по рангу исламский правитель: с одиннад­цатого столетия халифы династии Аббасидов были вынуждены узаконить господство так на­зываемых султанов, фактически независимых от них; только в этой функции в Каире был воз­рожден халифат Аббасидов мамлюками после 1260 года.

Цикл животных— в Восточной и Центральной Азии принятое летосчисление по двенадцатилетнему циклу, названному именами животных: 1360г. — крысы; 1361г. — быка; 1362г. — тигра; 1363г. — зайца; 1364г. — дракона; 1365г. — змеи; 1366г. — лошади; 1367г. — овцы; 1368г. — обезьяны; 1369г. — петуха; 1370г. — со­баки; 1371г. — свиньи; 1372г. — крысы и так далее.

Шафииты— см.правовые школы.

Шахнаме— «Книга о царях», иранский национальный эпос.

Шерифы Мекки— княжеский род Алидов.

Шиитский ислам — исламское направление веры, история ко­торого тесно связана с Алидами; только им приписывают шииты право господства над мусульманами. Некоторые шиитские направ­ления считают исламские государства, в ко­торых правят другие княжеские рода, «госу­дарствами лжи». Есть еще шиитские направ­ления, которые полагают, что главы общин (имамы) из наследников Али аби Талиба наделены божественным вдохновением и поэ­тому являются посредниками при лечении.

Эмир— собственно: военный руководитель; в частнос­ти — титул князя рода.

Яса— изложенный в письменной форме закон мон­голов, принадлежащий Чингисхану.



2015-11-07 742 Обсуждений (0)
ПЕРЕЧЕНЬ ВАЖНЫХ ПОНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРЕЧЕНЬ ВАЖНЫХ ПОНЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (742)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)