Раздел4. Дискуссии как тренировка навыков проблемных ситуаций в профессиональном общении и методы обсуждения процессов происходящих внутри и вокруг творческого коллектива
Рекомендации для участника дискуссии. ПОПС и МОПС- формулы. Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, от вас хотят услышать четкое обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или переубедить, или просто сообщить свою позицию. Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться ПОПС-формулой: П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что… Все ваше выступление, таким образом, может состоять из двух-четырех предложений и занимать 1-2 минуты. Например, обсуждается вопрос: «Нужно ли пускать в класс опоздавших на урок?» «Я считаю, что опоздавших нужно пускать в класс, потому что причины опоздания часто бывают уважительные. Например, сегодня я опоздал на первый урок из-за того, что разнимал и мирил дравшихся первоклашек. Поэтому нужно установить правило, что опоздавший имеет право войти в класс и участвовать в уроке». Пример выступления «против»: «Я считаю, что опоздавших нельзя пускать в класс, потому что это ломает весь ход урока. Например, я вошел в класс посреди предыдущего урока и на несколько минут отвлек внимание учителя, всех учеников и особенно моей соседки. Поэтому необходимо установить запрет на вход в класс после начала урока». ПОПС-формулу часто называют МОПС-формулой М -мнение, (в чем заключается ваша точка зрения) - Как вести дискуссию Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании. Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Дискуссия обеспечивает активное включение участников в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична . Но характер этого полилога может быть разным: Полилог – разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор; Полилог – многоголосие – согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы – диалог. Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало и победить. Проведение дискуссии. Выделяется несколько этапов дискуссии. Этап 1-ый, введение в дискуссию: - Формулирование проблемы и целей дискуссии; - Создание мотивации к обсуждению . - Установление регламента дискуссии и ее основных этапов; - Совместная выработка правил дискуссии; Этап 2-й, обсуждение проблемы: Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом; Обязанности ведущего: - следить за соблюдением регламента; - обеспечить каждому возможность высказаться, - поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов («А как вы считаете?», «Вы удовлетворены таким объяснением?», «Вы согласны с данной точкой зрения?», «Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.); - не допускать отклонений от темы дискуссии; - следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта; - стимулировать активность участников в случае спада дискуссии. Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения: - Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это верно?”); - Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас понял?”); - Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду.Уточните, пожалуйста”); - “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”); - “Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе; - “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы; - “Задевающее утверждение” - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения; - “Нет-стратегия” - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”). Этап 3-й, подведение итогов обсуждения: - Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения; - Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой участников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения; - Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1711)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |