Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


пренебрежительный, преподаватель, продолжение, распространять, сокращение



2015-11-06 1255 Обсуждений (0)
пренебрежительный, преподаватель, продолжение, распространять, сокращение 0.00 из 5.00 0 оценок




9. Докажите, что написание слов до упаду, на скаку, без просыпу, в сердцах противоречит членению речи на слова и является чисто традиционным.

10. Слова агрегат, галерея, агрессор, совсем недавно писались в виде аггрегат, галлерея, аггрессор. С написания двух согласных здесь перешли на написание одной. Возможно ли то же самое сделать в таких словах, как сумма, труппа, гамма? Почему?

11. В соответствии с какими принципами, действующими и русской орфографии, пишутся выделенные слова? Разберите их орфографически.

Было тихое летнее утро. Солние уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля еще блестели росой; из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшего рожью виднелась небольшая деревенька. К этой деревеньке по


узкой проселочной дорожке шла молодая женщина, в белом кисейном платье, круглой соломенной шляпе и с зонтиком в руке. Казачок издали следовал за ней (И. Тургенев).

12. Прочитайте текст и укажите имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки. Чем они объясняются? В соответствии с какими из действующих в русской орфографии принципов эти слова пишутся?

Приезжайте ко мне дорогой соседушка, ей-богу. Откроем что-нибудь вместе, литературой займемся и Вы меня поганенького вычислениям разным поучите.

Я недавно читал у одного французского учёного, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают учёныи. И насщот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра например. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скромное. Дочь моя Наташенька просила Вас, чтобы Вы с собой какие-нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе, все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь, я Вам скажу, даёт себя знать. Дай им бог! Через неделю ко мне прибудет брат мой Иван (маёр), человек хороший, но между нами сказать, Бурбон и наук не любит. Это письмо должен вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезёт его пожже, то побейте его по щекам, по-профессорски, нечего с этим племенем церемониться. Если доставит пожже, то значит в кабак, анафема, заходил. Обычай ездить к соседям на нами выдуман, не нами и окончится, а потому непременно приежжайте с машинками и книгами. Я бы сам к вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Извените меня, негодника, за беспокойство.

Остаюсь, уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов (А. Чехов).


 

13. В чем ошибка указанных ниже переносов данных слов?

Зас - кочить, ба - нный, по - дрывать, у - нести, об - ъявить, ра - йон, обез - ьяна, бр - атский, прис лушаться.

14. Чем отличаются друг от друга сокращения типа зам, зав, пом, с одной стороны, и сокращения типа акад., доц., обл., напр., и т.п. - с другой?

15. Вставьте пропущенные буквы в приставках. Какому принципу подчинены данные написания?

Бе...жалостный, бе...вкусица, ра...хвораться, во...зрение, и...жога, ра...творять, ра...щелина, бе...кровный,

и.. .немогает, ра.. .считывать, ра.. .чёт, во.. .торжествовать.

Р...звальни - р...звалиться, р...зыгрыш р...зыграться, р...зыск - р...зыскать, р...спись - р...списка, р...ссыпь - р...ссыпать, р...спуск - р.. .спустить.

16. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова по типам написания.

Ч...столюбие, вопл...щать, вск...чить, соб...раться в путь, в...ст...бюль, заг...релый, инт...лл...генция, расст...лать, г...л...рея, разоч...рование, проев... щение, ск...кун, отр...сль, к...мм...нтарий, уклониться, изл...жение, тв...рение, прим...риться, спл...титься, объед... нение, ут...шение, м...кать сухарь в чай, подр...вняться в строю, с...мметрия, репрессия, пл...вчиха, р...внина, д...лина, поев...щение, обл... котиться, тр...нироваться, возр...ст, пл...вник, инт...рес, сож...леть, исп...рение, ор...шение, з...рница, разд...лить, р...скошный, оп...здавшие, разн...мать, бракосоч...тание, ст...реть в порошок, разм...нать, инж...нер, п...д...гог, ф...л...логия, р...торика, п...литика, возр...ждение, изж...га, м...р...диан, ...реол, ...реал, ц...тата, п...ссимизм, бл...кировка, вып...чка, в...селье, выт...щить, гн...здо, д...брота, м...рщина, кл...вать, огл...деть, т...лковый, с... лист, угн...тать, нест...рпимый, сва...ьба, транскри...ция,.


 

17. Вставьте пропущенные буквы. Какому принципу подчинены данные написания?

Чес...ный, я...ственно, крепос...ное право, кос...ный человек, кос...ный мозг, зу...ки, про...ьба, учас...вовать, сверс...ники, чес...вовать, опас...ный зверь, ше...ствовать над инвалидом, окрес...ность, гиган...ский, аген...ство, яс...новидец, влас...ный, я...ства, ужас...ная история, извес...ный, мес...ный, бессловес...ное существо, ше...ствовать, провозвес...ник, предчу...ствие, фашис...ский, па...черица, безмол...ствовать, благое...ный, горес...ный, совмес...ный, захолус...ный, хрус...нуть, победонос...ный, високос...ный год, вирус...ный, гамбургский, шотлан...ский.

18. Вставьте пропущенные буквы. Какому принципу подчинены данные написания?

Аб...жур, агр...ном, абс...лютный, ав...нгард, ав...нтюра, адв...кат, ак...демик, акв...марин, акр...бат, алф...вит,
альт...рнатива, ар...мат, арт...ллерия, апл...дировать, акк...мп...нировать, б...ндероль, б...нзин, б….бл...отека, б...знесмен, б...гема, б...т...льон, б...рр...када, бр...шюра, б...к...лавр, б...рельеф, бюлл...тень, бюр...крат, вент...лятор, в...ранда, в...стибюль, в...ртуоз, в... н... грет, в...кзал, в...лейбол, в...кцина, в...л...дол, в...люта, в...кторина, в...олончель.

19. Вставьте пропущенные буквы. Какому принципу подчинены данные написания?

Отв...рить картошку - отв...рить окно, резв...ли костёр - разв...вал мысль, здешние ст...рожилы - ст...рожил багаж, зак...лоть волосы - зак...лять здоровье, ул...чённые во лжи - обличённые большой властью, преп...дать урок - прип...дать к ручью, глаза сл...паются - волосы обл...пили лоб, цветущая д...лина - быть вд...леке от дома, св...ла гнездо - св...ла с ума, ум...лять о помощи - ум....лять значение, прим...рять обнову - прим...рять соперников.

© Контрольная работа №1

1. Проанализируйте 10 слов текста по всем типам написания.

2. Сделайте орфографический разбор подчеркнутых слов.

Вариант № 1

Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела осёдланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всем видимостям, господский объездчик.

Вариант № 2

Присутствие людей, особенно Егора Семёныча, теперь уже раздражало Коврина, он отвечал ему сухо, холодно и даже грубо и иначе не смотрел на него, как насмешливо и с ненавистью, а Егор Семёныч смущался и виновато покашливал, хотя вины за собой никакой не чувствовал.

Вариант № 3

Был седьмой час вечера - время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха. В городском саду уже играла музыка. Лошади звонко стучали по мостовой; со всех сторон слышались смех, говор, хлопанье калиток.

Вариант № 4

Сом же представлял из себя огромного чёрного пса на длинных ногах и с хвостом жёстким, как палка. За обедом и за чаем он обыкновенно ходил молча под столом и стучал хвостом по сапогам и ножкам стола. Это был добрый глупый пёс, но Никитин терпеть его не мог за то, что он имел привычку класть свою морду на колено обедающим и пачкать слюною брюки.


Вариант № 5

Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат.

Вариант № 6

Она вспоминала, как мучительно было венчание, когда казалось ей, что и священник, и гости, и все в церкви глядели на нее печально: зачем, она, такая милая, хорошая, выходит за этого пожилого, неинтересного господина? Ещё утром сегодня она была в восторге, что всё так хорошо устроилось, во время же венчания и теперь в вагоне чувствовала себя виноватой, обманутой, смешной.

Вариант № 7

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи протянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею.

Вариант № 8

Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мной неожиданно развернулся вид на барский двор и широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходящее солнце.

Вариант № 9

Одна из самых больших ценностей жизни - поездки по своей стране и по чужим странам. При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные. Любой город, любая страна, любое место, к поездке в которые вы не подготовились. - неинтересны и скучны. И наоборот, если вы знаете историю места, становится в десять раз интереснее.

© Контрольная работа №2

(по темам «Графика», «Орфография»)

1. Подчеркнутые слова разобрать графически.

2. Отметить все случаи отступления от слогового принципа русской графики.

3. Проанализируйте 10 слов текста по всем типам написания.

Вариант № 1

Лёжа на этой лесной опушке, я часто вспоминал стихи Брюсова:

Быть вольным, одиноким,

В торжественной тиши раскинутых полей

Идти своим путем, бесцельным и широким.

Без будущих и прошлых дней.

Срывать цветы, мгновенные, как маки,

Впивать лучи, как первую любовь,

Упасть, и умереть, и утонуть во мраке,

Без горькой радости воскреснуть вновь и вновь!

В этих стихах, несмотря на упоминание о смерти, была заключена такая полнота жизни, что ничего не хотелось иного, как вот так лежать часами и думать, глядя в небо (К. Паустовский).

Вариант №2

Где-то там, в двух километрах отсюда, среди мшар, скрывается Чёрное озеро - государство тёмных вод, коряг и огромных жёлтых кувшинок.

За сосняком начинается высокий бор. По его краю идёт заросшая дорога.

Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты молодой чащи. Лечь на спину, почувствовать сквозь тонкую рубашку прохладную землю и смотреть на небо. И может быть, даже уснуть, потому что белые, сияющие своими краями облака нагоняют дремоту.


 

 

Есть хорошее русское слово «истома». За последнее время мы совсем позабыли о нем и почему-то даже стесняемся произносить его. Но никаким другим словом нельзя лучше определить то спокойное и немного сонное состояние, которое охватывает вас, когда вы лежите в тёплом утреннем лесу и смотрите на бесконечные цепи облаков. Они рождаются где-то в синеватой дали и непрерывно уплывают неведомо куда (К.Паустовский).

Вариант №3

Заросшая дорога ведёт через старый сосновый лес. Он растёт на песчаных холмах, сменяющих друг друга с равномерностью широких морских валов. Эти холмы - остатки ледниковых наносов. На вершинах их цветёт много колокольчиков, а низины сплошь заросли папоротником. Листья его с изнанки покрыты спорами, похожими на красноватую пыль.

Лес на холмах светлый. В нём далеко видно. Он залит солнцем.

Лес этот тянется неширокой полосой (километра два, не больше), а за ним открывается песчаная равнина, где зреют, поблескивая и волнуясь под ветром, хлеба. За этой равниной простирается, насколько хватает глаз, дремучий бор.

Над равниной плывут особенно пышные облака. Может быть, так кажется потому, что широко видно всё небо.

Пересекать равнину нужно по меже между хлебов, заросшей репейником. Кое-где на меже большими разливами синеют колокольчики приточной травы (К.Паустовский).

Вариант №4

Всё, что я мысленно представил сейчас, - только преддверие настоящих лесов. В них, в эти леса, входишь, как в огромный, полный тени, громадный собор. Надо сначала
идти по узкой просеке мимо пруда, покрытого ряской, как твердым ярко-зелёным ковром. Если остановиться около пруда, то можно услышать тихое чавканье - это пасутся в подводной траве караси.

Потом начинается небольшой участок сырого берёзового леса с блестящим, как изумрудный бархат, мхом. Там всегда пахнет палым листом, оставшимся на земле от прошлой осени.

За берёзовым перелеском дорога круто подымается на песчаный обрыв. Сырая низина остается позади, но лёгкий ветер изредка доносит и сюда, в сухой и жаркий лес, йодистый воздух этих низин (К.Паустовский).

Вариант №5

На пригорке второй привал. Я сажусь на горячую хвою. Всё, к чему ни прикоснёшься, - сухое и теплое: старые и давно уже пустые сосновые шишки, жёлтые, прозрачные и трескучие, как пергамент, плёнки молодой сосновой коры, пни, прогретые до сердцевины, каждая ветка, шершавая и пахучая. Даже листочки земляники - и те тёплые.

Старый пень можно разломать просто руками и насыпать себе на ладонь горсть коричневой горячей трухи.

Зной, тишина. Безмятежный день созревшего до соломенной спелости лета. Маленькие стрекозы с красными крылышками спят на пнях. А на лиловатых и твёрдых зонтичных цветках сидят шмели. Они сгибают своей тяжестью эти цветы до самой земли (К.Паустовский).

Вариант №6

Я сверяюсь по самодельной карте - до Чёрного озера осталось ещё восемь километров. На эту карту нанесены все приметы - сухая сосна у дороги, межевой столб, заросли бересклета, муравьиная куча, снова низинка, где всегда цветут незабудки, а на ней сосна с вырезанной на коре буквой
«О» - озеро. От этой сосны надо свернуть прямо в лес и идти по зарубкам, сделанным ещё в 1932 году. Каждый год они зарастают и заплывают смолой. Их надо подновлять.

Когда найдёшь зарубку, то обязательно остановишься и проведёшь рукой по ней, по застывшему на ней янтарю. А иной раз отломишь затвердевшую каплю смолы и рассматриваешь раковистый излом. В нём играет желтоватыми огоньками солнечный свет.

Ближе к озеру начинаются среди леса глухие, глубокие впадины, так густо заросшие ольхой, что нечего и думать пробраться в глубь этих впадин. Должно быть, это бывшие маленькие озёра (К.Паустовский).

Вариант №7

Не пугайтесь одиночества, ибо есть время быть с людьми, а есть время быть с самим собой. Не замыкайтесь в нём: жизнь так прекрасна и многогранна! Не проклинайте его: без раздумий в минуты уединения! Не отчаивайтесь, оставшись в одиночестве. Судьба обязательно пришлёт вам весточку — лучик среди мрачных туч, и вы с удивлением обнаружите около себя тех, кто готов разделить с вами одиночество, поможет разбить стену равнодушия и защитной холодности и подарить вам радость общения. Попробуйте принять одиночество как одну из сторон человеческой жизни, такую же необходимую и нужную, как и всё остальное. И вы почувствуете, что растворяются горечь и страх, неуверенность и осторожность, боль и ненависть; вместо них освобождаются уверенность, радость, оптимизм и вера в удачную, счастливую жизнь. Ведь рядом с вами всегда есть близкие люди, любящие вас (В. Сухих).


 

© Контрольная работа №3
(по теме «Фонетика. Графика. Орфография»)

1. Затранскрибировать текст.

2. Фонетические слова первой строки поделить на слоги.

3. Найти в тексте и отметить все случаи позиционных чередований:

а) гласных фонем;

б) согласных фонем.

4. Найти в тексте 5 случаев исторических чередований фонем.

5. Сделать фонетико-фонологический анализ одного слова, состоящего не менее чем из 6 фонем (на выбор).

6. Сделать графический анализ этого же слова.

7. Выписать 5 слов, в которых обозначение мягкости- твёрдости согласных и звука <j> соответствует слоговому принципу русской графики. Отметить все случаи отступления от него.

8. Найти в тексте по 3 примера написаний разных типов (фонематических, фонетических, традиционных, дифференцирующих). Если в тексте нет примеров - привести свои.

9. Сделать орфографический анализ одного слова.

Примечание. Текст для. анализа — А.С. Пушкин «Евгений Онегин», глава вторая. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки:

1 вариант -1 строфа

2 вариант - II строфа

3 вариант - Ш строфа

4 вариант - IV строфа

5 вариант - V строфа

6 вариант - VI строфа

7 вариант - VII строфа

8 вариант - VIII строфа

9 вариант - IX строфа

10 вариант - X строфа

Ф Контрольные вопросы и задания

1. Что такое орфография, её значение в жизни общества.

2. В каких случаях при написании слов нужны орфографические правила? Какими фонетическими особенностями русского языка определяется необходимость применения орфографических правил?

3. Ученик написал: «Мозоз и сонца! День чюдесный!» Где здесь орфографические ошибки, а где описки? (Помните, что орфографические правила определяют написание букв, употребленных во второстепенном значении).

4. Назовите разделы русской орфографии.

5. Какова лингвистическая основа первого раздела орфографии в понимании разных ученых?

6. Приведите примеры отступлений от фонематического принципа написания слов и морфем под влиянием произношения (фонетические), традиции (традиционные) и для разграничения слов и форм (дифференцирующие).

7. Назовите лингвистические основы, определяющие:

а) слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания;

б) правила переноса слов;

в) правописание прописных и строчных букв.

8. Из любого пособия по орфографии для вузов выпишите правила переноса слов.

9. Каким типам написаний будут подчиняться слова с нарушениями слогового принципа русской графики (типа: жизнь, рожь)?

10. В каком соотношении находятся между собой алфавит, графика и орфография?


Программа

подготовки к экзамену (зачету) по русскому языку

по курсу «Фонетика. Графика. Орфография»

1. Язык и речь. Виды речевой деятельности.

2. Фонетика. Фонетико-смысловое членение русской речи. Основные фонетико - смысловые и фонетические звенья.

3. Речевой аппарат и образование звуков речи. Основные аспекты характеристики звуков.

4. Система согласных фонем СРЯ. Их классификация.

5. Система гласных фонем СРЯ. Их классификация.

6. Сильные и слабые позиции фонем.

7. Позиционные изменения гласных.

8. Позиционные изменения согласных.

9. Отражение позиционных изменений в орфоэпических нормах.

10. Исторические чередования.

11. Русское словесное ударение, его характер и функции в СРЯ. Варианты словесного ударения и их отношение к орфоэпическим нормам.

12. Функции интонации в русском языке. Компоненты интонации.

13. Слог, слогоделение.

14. Общие сведения о графике. Буквенные и небуквенные графические средства.

15. Слоговой принцип русской графики. Отступления от него.

16. Понятие об орфографии. Разделы орфографии.

17. Орфограмма, ее признаки.

18. Основной принцип русской орфографии.

19. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания.


Литература основная

1. Современный русский литературный язык. Под ред. П.А. Леканта. М.: «Высшая школа», 1982.

2. Современный русский язык (в 2-х частях). Под ред. Д.Э.Розенталя. М.: «Высшая школа», 1976.

3. Русский язык (в 2-х частях). Под ред. Л.Ю.Максимова. М.: «Просвещение», 1989.

4. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие // Урал. гос. пед. ун-т; Составители: Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И.Плотникова и др. - М.: Флинта: Наука, 2011.

5. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М.: Просвещение, 1976.

6. Максимов В.И. Современный русский литературный язык. Практикум. Учебное пособие для вузов. М., ЮРАЙТ, 2010.

7. Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. М.: Просвещение, 1986.

Литература справочная:

1. Словарь-справочник лингвистических терминов // Уральский педагогический институт. Екатеринбург, 1992.

2. Орфографический словарь русского языка. Под ред. С.Г. Бархударова и др. М.: Русский язык, любое издание.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И.Аванесова. М.: Русский язык, любое издание.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Русский язык, 1984.

5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990.

6. Правила русской орфографии и пунктуации. М.: Учпедгиз, любое издание.



2015-11-06 1255 Обсуждений (0)
пренебрежительный, преподаватель, продолжение, распространять, сокращение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: пренебрежительный, преподаватель, продолжение, распространять, сокращение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)