Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Структура лекции, этапы ее подготовки и реализации




Структура лекций в основном складывается из трех элементов: вступления, основной части и заключительной части.

Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.

В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития, формулируется вывод.

В заключительной частиподводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются общие выводы, излагаются рекомендации по выполнению самостоятельной работы, даются ответы на вопросы.

Задача преподавателя – сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой.

Форма подачи лекционной информации:

- голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);

- мимика и жесты;

- репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени всей лекции и отдельных ее частей.

Этапы подготовки лекции:

- изучение программы и учебников;

- составление списков литературы;

- изучение литературы, отбор материала и его стилистическая правка;

- выбор типа композиции;

- написание плана или конспекта, выделение в нем главного и четкое структурирование текста;

- подбор иллюстративного материала (схем, таблиц, произведений изобразительного или музыкального искусства, рисунков и отрывков из художественной литературы, фотографий, аудио- и видео материалов, других технических средств обучения).

Конспект каждой лекции должен содержать:

- тему (точно сформулированную);

- цель и задачи;

- список литературы обязательной и дополнительной;

- текст содержания (с выделением основного и второстепенного);

- задания для самостоятельной работы.

Лекционные занятия должны строиться с учетом следующих особенностей:



- содержание лекционного материала, отражающего самые актуальные проблемы дисциплины, должны быть максимально динамичными;

- теория должна опережать практику, давать освещение приоритетных направлений. (Оперативная научная информация должна помогать студентам избежать «изобретения» - повторения известного в науке, неправомерной абсолютизации какого-то одного метода. Поэтому содержание лекционного материала требует постоянного обновления и углубления, введение в лекционный материал новейших достижений науки и техники в области преподаваемой дисциплины);

- необходима практическая направленность лекции, то есть увязывание теоретических положений с решением конкретных практических задач в области дисциплины и специализации;

- серьезность требований к научному и методическому уровню лекции, основная направленность которой заключается в поисках новых путей обогащения знаний студентов, формирование у них заданной системы знаний. Лекционный материал должен быть таким, чтобы на его основе можно было самостоятельно повышать уровень знаний, опираясь на него как на базу.

Функции лекции:

- информационная(изложение необходимых сведений);

- общеобразовательная(дает оценку явлениям, развивает мышление);

- мировоззренческая;

- стимулирующая(пробуждает интерес к теме и излагаемому материалу);

- разъясняющая(направленная, прежде всего, на формирование основных понятий науки);

- убеждающая(с акцентом на системе доказательств);

- логико-методологическая;

- методическая.

Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учащимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Применение лекции как метода обучения в условиях современного вуза позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью (16).

Лекция – многогранное явление. Нужно учитывать композицию, содержание, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.

Лекция как форма устного изложения не может быть заменена зачитыванием готового текста, магнитофоном, телепередачей, радиотрансляцией. Живая речь преподавателя непосредственно воздействует на формирование знаний. На лекции допускается импровизация, которая оживляет ее, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

Необходимость и значение лекции в системе обучения во многом объясняется тем, что она имеет ряд существенных преимуществ перед другими формами обучения, которые заключаются в следующем:

1) в оперативности передачи в обобщенном виде научной информации и экономичности времени;

2) в убедительности и эмоциональности приводимых фактов и положений, более полном раскрытии способностей слушателей в области восприятия;

3) в развитии различных видов памяти, мышления и внимания;

4) в непосредственном контакте со слушателями-студентами, позволяющем преподавателю иметь возможность наблюдать их реакцию и оперативно корректировать процесс передачи информации;

5) в максимальном приближении темы к интересам слушателей и введении полемического элемента в лекцию, возможности «прицельного» использования ораторских и педагогических приемов.

Лекция является базовой основой для реализации других форм учебного процесса. Поэтому чем выше качество лекционной информации, тем лучше она усваивается студентами и в достаточном количестве отображается в их конспектах. Однако для того чтобы провести на высоком уровне лекционное занятие, необходимо определить и использовать определенные признаки, характеризующие ее качество, на основе которых может быть осуществлена эффективная подготовка лекционного занятия и максимально объективная оценка достигнутого качества результата проведенной лекции.

Факторы, определяющие качество лекции

Факторы составлены на основеизучение учебной и специальной литературы, обобщения мнений студентов и преподавателей по вопросам причин-факторов, оказывающих влияние на качество лекционных занятий.

1. Наличие предметных аудиторий по каждой изучаемой дисциплине.

2. Наличие в аудитории необходимого необходимых средств отображения и представления студентам лекционной информации. Лучший вариант использование средств презентации с возможностью статического и динамического представления изучаемых объектов.

3. Удобство столов и сидений, достаточность посадочных мест.

4. Оптимальная освещенность аудитории и представляемых объектов.

5. Обеспечение возможности зрительного восприятия информации, отображенной на доске (или другими средствами) из любых зон аудитории.

6. Пунктуальность преподавателя, его внешний вид.

7. Обязательность взаимного приветствия (преподаватель – аудитория) перед началом лекции.

8. Умение преподавателя настроить аудиторию на рабочий лад.

9. Оптимальное сочетание в преподавателе строгости и доброжелательности.

10. Отношение студентов к преподавателю.

11. Взаимоотношение преподавателя и студентов.

12. Психологический и поведенческий климат в аудитории.

13. Наличие в процессе лекции обратной связи студент-преподаватель.

14. Наличие сотрудничества между преподавателем и студентами в процессе лекции.

15. Четкость и правильность речи преподавателя.

16. Оптимальный темп лекции (изложения лекционного материала).

17. Выделение преподавателем интонацией и темпом узловых моментов, которые студенты должны обязательно законспектировать.

18. Разумное регулирование преподавателем темпа лекции по просьбе аудитории.

19. Полная запись (без стирания) решений и схем на доске (экране)ю

20. Напоминание преподавателем материала, на котором базируется лекция.

21. Четкая постановка цели и задач лекции, доказательное решение поставленных задач.

22. Демонстрация преподавателем в процессе лекции неразрывной связи теории с практикой.

23. Деление преподавателем лекционного материала на логически завершенные и наилучшим образом усваиваемые дозы.

24. Изложение материала лекции от простого к сложному (в развитии).

25. Логичность и обоснованность излагаемого материала.

26. Использование на лекции:

- иллюстрационного материала (плакатов, схем и т.д.);

- пассивного и активного раздаточного материала;

- демонстрационных опытов и действующих макетов;

- специальных технических средств (диафильмы, фильмы, эпидиаскопы, компьютерную графику и т.д.);

- заготовок текстов, таблиц, схем и т.д.

27. Доступность лекционного материала для большинства студентов.

28 Полнота лекционного материала (возможность его использования при подготовке к лабораторным и практическим занятиям, семинарам и коллоквиумам, выполнения на его основе внеаудиторных работ).

29. Связь лекционного материала с учебным материалом других (особенно специальных) дисциплин.

30. Направленность лекционного материала на формирование специалиста.

31. Формирование преподавателем в процессе лекции у студентов интеллектуальных и творческих способностей.

32. Использование методов снятия усталости и напряжения:

- чередование темпа лекции;

- введение в лекционный материал, которые студенты должны кратко записать (экскурс в историю, сопоставление данных, напоминание материала, на котором базируется последующий и т.д.);

- постановка перед студентами вопросов, связанных с изучаемым материалом;

- указание областей применения изучаемого материала (или опрос студентов по вопросам возможного использования лекционного материала).

33. Повышение активности студентов в процессе лекции:

- периодическая проверка преподавателем конспектов и поощрение студентов за лучшие и доработанные конспекты;

- краткий опрос студентов по материалам, заданным на проработку, на основе которых базируется материал излагаемой лекции;

- постановка перед студентами вопросов в процессе лекции;

- решение на лекции совместно со студентами практических примеров;

- привлечение студентов к обсуждению парадоксов.

34. Повышение заинтересованности студентов процессом обучения при проведении лекции:

- решение задач, подобные которым имеются в экзаменационных билетах;

- подбор материалов, на основе которых решаются задачи курсового и дипломного проектов;

- приведение информации, отсутствующей в учебниках, связанной с новизной и перспективными направлениями развития науки и техники в области дисциплины и специализации;

- приведение примеров использования теоретического материала для решения практических задач и т.д.;

- учет мнений студентов по содержанию лекционного материала.

35. Использование объективного и эффективного педагогического контроля (методов и средств) для оценки:

- подготовленности студентов к лекции;

- качества восприятия и усвоения студентами лекционного материала;

- умение использования теоретический материал для решения практических задач;

- умения студентов формировать в конспектах заданные объемы (и содержания) учебного материала;

- качества доработки студентами лекционного материала по заданию и рекомендациям преподавателя.

36. Объективное подведение итогов лекции.

37. Выделение (и поощрение) студентов, проявивших на лекции наибольшую активность, сообразительность, неординарность мышления.

38. Определение и анализ (после проведения лекции) ее достоинств и недостатков.

39. Разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков лекционного материала, методики проведения лекции.

40. Выяснение преподавателем мнений студентов (и учет их мнений) по вопросам:

- оптимальности темпа лекции;

- доступности излагаемого материала;

- возможности и достаточности использования лекционного материала для решения практических задач;

- полноты лекционного материала;

- степени использования лекционного материала при выполнении расчетно-графических заданий, курсовых и дипломного проекта и т.д.;

- использования лекционного материала при решении интеллектуальных задач, проведения исследований в рамках НИРС.

41. Самооценка преподавателем качества лекционного материала на основе анкетирования студентов по вопросам составленных самим преподавателем и предложенных студентами.

42. Доработка преподавателем материалов в процессе подготовки к лекции с учетом новейших достижений науки и техники в области читаемой дисциплины и специальности.

43. Использование в процессе подготовки и проведения лекционных занятий рекомендаций, передовых достижений в области теории и практики педагогики, психологии, методики обучения.

44. Подробный анализ результатов лекционных занятий, выявление их достоинств и недостатков (с учетом мнений студентов), разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков.

45. Внедрение (опробование) преподавателем разработанных мероприятий в учебный процесс при проведении последующих лекционных занятий, занятий в других группах (или на последующий курсах).

 





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)