Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Экономичность и полнота речи




Экономичность речи – это умение выразить мысль кратко, что требует:

ặ ясности мышления,

ặ достаточно большого лексического запаса слов,

ặ отсутствия стремления к пустословию и самолюбованию в процессе речи,

ặ отсутствия тавтологии (повторения того же самого другими словами или повторения в предложении однокоренных слов),

ặ отсутствия плеоназмов (избыточных речевых выражений).

Экономичность речи не противоречит требованию ее полноты, то есть достаточной выраженности мысли словом (ср., напр.: На ваших экранах отдыхает польский боксер ?!)

 

Задания

2.1.2.1. В следующих предложениях исправьте ошибки, устранив плеоназмы.

1. Он демобилизовался из армии весной.

2. В этом лесу проводят постоянные еженедельные рубки.

3. Какой период времени вы здесь пробудете ?

4. Ученые записали песни коренных аборигенов Севера.

5. Объясни мне главную суть дела.

6. Он привык беречь каждую минуту времени.

7. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.

8. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.

9. При такой обработке много древесины пропадает зря.

10. Я увидел молодого юношу, который с удовольствием взялся за дело.

2.1.2.2. Попробуйте исправить ошибки, связанные с речевой недостаточностью.

1. Проводится лечение, удаление и протезирование полости рта (реклама).

2. Требуются рабочие по выпечке хлебобулочных изделий и безалкогольных напитков.

3. Обязать всех владельцев собак держать на привязи.

4. В качестве сопутствующих местами высаживали клен остролистный, полевой и татарский.

5. При концентрации достигается однородность масла, повышается его качество.

6. По мере поедания сена все решетки рабочие подвигают к стогу.

Логичность речи

Логичность речи. Соблюдение логических законов обеспечивает комфортность условий речевого взаимодействия, когда оба собеседника придерживаются определенных, сложившихся в обществе норм коммуникации. Верность этим нормам обеспечивается, в частности, соблюдением четырех следующих логических законов:



Закон тождества означает, что любая законченная мысль должна сохранять свое значение и свою форму в пределах данного контекста. Так, говорящий не должен постоянно менять смысл, который он вкладывает в то или иное понятие. Верность избранной теме, сосредоточенность на важных для неё аспектах также представляют реализацию закона тождества в речевом действии. Вот пример последовательного нарушения закона тождества: «У N очень хорошие стихи, особенно некоторые из них … в сущности одно стихотворение. Даже не все стихотворение, а только вот это место – то есть фактически одна строка … А впрочем, и она дрянь !»

Закон противоречия означает, что никакое суждение не может быть одновременно и истинным, и ложным, т.е. суждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными, т.к. между ними возникают противоречия, напр.: В этом году была самая прекрасная осень, какую я когда-либо видел. Не менее прекрасна она была и в прошлом году.

Однако закон противоречия действует при соблюдении следующих условий:

а) суждения касаются одного и того же объекта;

б) характеризуют объект с одной и той же стороны;

в) соотносятся с одними и теми же пространственно-временными условиями.

Следует помнить, что сфера действия этого закона не реальные противоречия, а речевая практика.

Закон исключенного третьего

Действие данного закона применительно только к противоречащим суждениям типа: Это тополь – Это не тополь. Между двумя противоречащими суждениями не может быть третьего, истинного (все, что бы вы ни сказали: осина, береза, вяз … - покрывается суждением «не тополь»).

Закон достаточного основания означает, что всегда принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано. Закон достаточного основания гарантирует от беспочвенных суждений, т.е. фактически от злоупотребления языком.

 

Задания

2.1.3.1. Определите, какие логические законы нарушаются:

1. В так называемом «русском споре» - в споре, участники которого не имеют объективных причин вступать в речевой конфликт, ибо изначально согласны друг с другом, однако выясняется это обычно лишь к моменту окончания горячей дискуссии.

2. В следующих суждениях:

= Я бы мог еще многое добавить к сказанному, но добавить к сказанному нечего.

= Компания, получившая когда-то ссуду от банка, теперь ничего ему не должна, так как она стала иной: в ее правлении не осталось никого их тех, кто просил ссуду.

= Спорят мать и дочь. Мать: «Что ты так сухо обошлась с ним ? Он, бедный, чувствовал себя у нас так неловко». – Дочь: «А как же прикажешь мне с ним обращаться ? Поместить в угол вместо образов и молиться ?»

= Коммунистическая эра закончилась в 90-х годах 20 века. Правда, на Кубе она еще продолжается и, более того, находится в расцвете. Так что, может быть, коммунизм переживет еще и нас, и детей наших.

2.1.3.2. Найдите логические ошибки, которые могут быть вызваны противоречием в определении, тавтологией, плеоназмом, определением неизвестного через неизвестное, полисемией (многозначностью слова), несравнимыми понятиями, сравнением вместо определения, отрицанием вместо определения, смещением существенного со случайным, называнием рода вместо вида, называнием вида вместо рода, переходом в другой род, соположением вместо соподчинения.

= Это безосновательное суждение базируется на давно уже скомпрометированной точке зрения.

= Непонятные и мистические вещи происходят внутри нас.

= Он оставил своим преемникам огромный массив нерешенных проблем.

= Хотите чаю ? - Спасибо.

= При простудах отлично помогает такой препарат, как мед.

= Их кругозор напоминает человека, запертого в четырех стенах.

= Булимия – это своего рода наркомания.

= Речь идет о маргиналах, т.е. не о коренном населении.

= Доктор наук, а гвоздь забить не умеет.

= Птиц легко научить человеческому языку.

= Немецкий канцлер не враг своему народу.

= Взять хотя бы такие негативные социальные процессы, как рост цен, падение жизненного уровня, безработица.

= Литература и искусство станут приоритетными в 21 веке.

= Необходимо еще раз обсчитать все данные.

 

2.2. Коммуникативный кодекс*

Коммуникативный кодекс – это система принципов, которые регулируют речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базируются на ряде принципов и критериев. Важнейшими считаются критерий истинности (это означает, что «картины действительности» вами как минимум не искажаются) и критерий искренности (то есть верность себе, когда «картины действительности», представляемые вами, на самом деле отражают ваше отношение к действительности).

Принцип кооперации Грайса: Обычно диалог представляет собой особого рода совместную деятельность участников, каждый из которых в какой-то мере признает общую для них цель или хотя бы направление диалога. Коммуникативный вклад каждого участника на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога. Действие принципа кооперации возможно при наличии следующих максим (постулатов):

1. Максима полноты информации: высказывание не должно содержать меньше информации, чем требуется. Высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

2. Максима качества информации: Не говори того, что ты считаешь ложным. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

3. Максима релевантности. Грайс пишет: «На каждом шаге совместных действий мне естественно ожидать, что вклад партнера будет уместен по отношению к непосредственным целям данного шага». Основной постулат данной максимы – Не отклоняйся от темы! (Вспомните в связи с этим закон тождества).

4. Максима манеры связана скорее не с тем, что говорится, а с тем, как говорится. Известно, что контакт существует до тех пор, пока есть возможность осмысливать высказывание. Поэтому Грайс предлагает общий постулат «Выражайся ясно» и частные постулаты:

- Избегай непонятных выражений

- Избегай неоднозначности

- Будь краток (избегай ненужного многословия)

- Будь организован

С этими постулатами вы уже знакомы.





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)