Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий




 

Действующим российским законодательством среди прочих организационно-правовых форм предпринимательской деятельности предусмотрена возможность создания государственных и муниципальных унитарных предприятий. При этом следует отметить, что ГК РФ относит данные хозяйствующие субъекты к числу коммерческих организаций.

От других коммерческих организаций - хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов - государственные и муниципальные унитарные предприятия отличаются рядом существенных признаков*(359).

Во-первых, данная форма хозяйственной деятельности базируется на публичной - государственной или муниципальной - собственности, тогда как иные коммерческие организации действуют на основе частной формы собственности. Предусмотренная законодательством возможность создания унитарных предприятий позволяет Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям вовлечь принадлежащее им имущество в хозяйственный оборот, получить прибыль, обеспечить государственные и муниципальные нужды, удовлетворить иные публичные потребности.

Во-вторых, государственные и муниципальные предприятия создаются как унитарные предприятия, в то время как прочие коммерческие организации являются корпоративными по форме своего устройства. В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Как представляется, одним из элементов проявления "унитарности" таких предприятий является также и то, что управление ими осуществляется на принципе единоначалия руководителем (директором). Создание коллегиальных органов управления такими предприятиями не предусмотрено.

Классификация государственных и муниципальных унитарных предприятий может быть проведена по следующим основаниям:



а) в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество унитарных предприятий, они могут быть федеральными, субъектов РФ и муниципальными;

б) в зависимости права на имущество самого предприятия, они могут создаваться и действовать на основе хозяйственного ведения или оперативного управления. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на праве оперативного управления, именуются казенными.

Основы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"*(360) (далее - Закон об унитарных предприятиях). Законодательные основы получили развитие в подзаконных нормативных правовых актах, которые детализируют такие вопросы, как порядок создания, назначение руководителя, определение порядка эффективности деятельности предприятий, их отчетность, разграничение полномочий между государственными органами управления и др. На основные среди этих актов будет обращено внимание в данном параграфе.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке. Решение об их создании может приниматься соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти (в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов), органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации. В решении определяются цели и предмет деятельности предприятия.

Следует иметь в виду, что в силу ст. 49 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют специальную правоспособность. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях, унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создаваться в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенные предприятия могут создаваться:

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

- при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

- при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;

- при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

- при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Согласно Закону об унитарных предприятиях унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. Кроме того, унитарное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций. Решение об участии в коммерческой или некоммерческой организации принимается с согласия собственника.

Учредительным документом государственных и муниципальных унитарных предприятий является устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав федерального казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 Закона об унитарных предприятиях. Государственная регистрация унитарных предприятий осуществляется в соответствии с Законом о регистрации.

В государственных и муниципальных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, формируется уставный фонд. Законом об унитарных предприятиях установлен его минимальный размер. Так, размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Существенной особенностью правового положения казенных предприятий является то, что уставный фонд в них не создается. Это единственная коммерческая организация такого рода.

В отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий законодательством предусмотрена полная и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. В силу ст. 7 Закона об унитарных предприятиях предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

В свою очередь собственник не несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Существенной особенностью правового положения казенных предприятий является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий во многом обусловлены правовым режимом их имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления*(361).

Согласно закону собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях государственное или муниципальное предприятие, действующее на праве хозяйственного ведения, ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Важно также отметить, что Закон об унитарных предприятиях предусматривает установление особого порядка распределения доходов казенного предприятия, который должен быть определен постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Собственнику имущества государственного и муниципального унитарного предприятия законодательство предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем основные из них.

Собственник имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий:

1) принимает решение о создании, реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия.

Так, решение о создании, реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством Российской Федерации. Проект решения Правительства Российской Федерации о создании или реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности. Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.

Ликвидация и реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ*(362), осуществляются Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.

Полномочия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника имущества государственных унитарных предприятий города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2003 г. N 419-ПП*(363). Кроме того, решения о создании и реорганизации предприятий должны быть согласованы с антимонопольным органом в случаях и в порядке, предусмотренных Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций. Как уже указывалось, унитарные предприятия относятся к числу юридических лиц специальной правоспособности. Совершенные унитарными предприятиями сделки, противоречащие предмету и целям их деятельности, являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение. Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий утверждены постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228*(364).

Руководитель федерального государственного унитарного предприятия представляет ежегодно, до 1 августа, в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, проект программы деятельности предприятия на следующий год, разработанной по установленной форме и представляющей собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования и отражающих основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Вместе с проектом программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.

Одновременно проект программы деятельности предприятия на следующий год представляется:

- в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) - в случае если объем выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) за предыдущий год равен либо превышает 50 млн. рублей или балансовая сумма активов предприятия на конец предыдущего года равна либо превышает 20 млн. рублей;

- в территориальный орган Росимущества - в случае если предприятие не отвечает ни одному из двух указанных условий.

Соответствующий федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на следующий год и направляет их в Росимущество.

Руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, а также при необходимости - предложения по уточнению показателей деятельности предприятия, предусмотренных программой деятельности предприятия на текущий год.

Одновременно указанные предложения представляются в Росимущество или его территориальный орган.

Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня. Контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти и Росимуществом в течение года на основании анализа ежеквартальной отчетности предприятий и данных реестра показателей экономической эффективности.

Для проведения анализа эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий федеральным органом исполнительной власти образуется комиссия. Примерное положение о комиссии федерального органа исполнительной власти по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий утверждено распоряжением Минимущества РФ от 7 июня 2002 г. N 1424-р*(365);

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения. Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанный на праве хозяйственного ведения, утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 25 августа 2005 г. N 205*(366); Типовой устав государственного унитарного предприятия города Москвы - постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2003 г. N 419-ПП;

5) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

6) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор. Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 2 марта 2005 г. N 49*(367); Типовой трудовой договор с руководителем государственного унитарного предприятия города Москвы - постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2003 г. N 419-ПП;

7) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора. Типовой трудовой договор с главным бухгалтером государственного унитарного предприятия города Москвы утвержден постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2003 г. N 419-ПП;

8) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

9) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом;

10) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

11) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

12) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

13) дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

14) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Необходимо отметить, что ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"*(368) предусмотрено проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели их деятельности соответствуют следующим показателям: объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации соответствующие финансовые показатели могут быть понижены.

Помимо указанных правомочий собственник имущества казенного предприятия вправе:

1) изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое и используемое не по назначению имущество;

2) доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Данная норма является исключением из общего правила размещения заказов на поставку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса;

3) утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия. Разграничение полномочия по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия между федеральными органами исполнительной власти утверждено постановлениями Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия"*(369); от 6 июня 2003 г. N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия"*(370), другими актами.

Единоличным исполнительным органом государственного и муниципального унитарного предприятия является его руководитель, назначаемый собственником и подотчетный ему. Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, он организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия. Руководитель должен действовать в интересах предприятия добросовестно и разумно. Правовой статус руководителя предприятия определяется ст. 21 Закона об унитарных предприятиях и трудовым законодательством.

Занятие должности руководителя государственного и муниципального унитарного предприятия влечет за собой ограничение правосубъектности данного лица. Так, в силу ч. 2 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234*(371) определен порядок заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. В частности, данным актом установлено, что назначение руководителей унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе*(372). Аттестация руководителей унитарных предприятий проводится один раз в три года*(373).

Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия. Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий утвержден постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116*(374).

Необходимо подчеркнуть, что руководитель государственного и муниципального унитарного предприятия несет ответственность за убытки, причиненные казенному предприятию его виновными действиями (бездействием). Собственник предприятия может предъявить ему иск о возмещении таких убытков.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.

 





Читайте также:

B. величина, показывающая на сколько снижаются доходы при увеличении государственных расходов на единицу.
SUR LE COU-DE-PIED (сюр ле куде-пье, франц. — на щиколотке) - положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги (спереди или сзади).
Авторитаризм является политическим режимом, занимающим как бы промежуточное положение между
Анализ территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области, в её северо-западных муниципальных районах. Основные направления территориальной организации.
Анализ территориальных подразделений государственных органов власти.
Б. Целесообразно ли введение государственных гарантий банковских вкладов?
БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
Боковое стабильное положение
В соответствии с международным и российским правом следует выделить основные правила экстрадиции, имеющие уголовно-правовое значение.
В. 52. Организационно-правовые формы предприятий.






Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)