Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа



2015-11-07 3321 Обсуждений (0)
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа 4.67 из 5.00 3 оценки




Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

 

Укажите, к какому явлению многозначности или омонимии - относятся эти слова. Ответ аргументируйте.

 

Коситьтраву. Коситьна оба глаза. Эпидемия косилалю­дей. Платье спереди косит.

Ключот двери. Гаечный ключ. Ключк решению задачи. Лесной ключ.Скрипичный ключ.

Крепостьметалла. Купчая крепость. Крепостьхарактера. Вооруженная крепость. Крепостьраствора.

Нотадо. Дипломатическая нота.Папка с нотами.Исте­рические нотыв голосе. Петь по нотам.

Упражнение 2

 

Найдите омоформы в данных предложениях. Определите, что является омоформами: совпадающие формы:

1) одного и того же слова;

2) разных однокоренных слов;

3) разных неродственных слов.

В каж­дом случае сравните лексическое и грамматическое значение омонимов.

 

1. Я выписываю журнал «Техника - молодежи». Разрешите вам представить нового техника. 2. За деревьями виднелся боль­шой дом. Мы разбили лагерь у большой деревни. Мы любовались большой деревней на другом берегу реки. 3. А что же делает суп­руга одна в отсутствие супруга? (П.). 4. Вода стекла со стекла. 5. У него блестящие способности. Меня ослепили блестящие на солнце лужи. 6. Мне еще нужно зайти в кондитерскую за тортом. Нелегко освоить кондитерскую технику. 7. В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу (М. Г.). Лежа хлеба не добудешь (Посл.). 8. Я лечу на самолете уже не в первый раз. Я лечу зубы у хорошего врача. 9. В окно сильно дуло. В щель забора просунулось дуло ружья. 10. Необходимо верить в силу добра. В силу обстоятельств доклад не может состояться.

 

Упражнение 3

 

Распределите слова на две группы:

1) одинаково звучащие, но различающиеся написанием (омофоны);

2) одинаково пишущиеся, но различающиеся произношением (омографы).

Как называются такие типы слов?

 

Сторожил - старожил, Роман - роман, орел парит - на улице парит, все ушли домой - между нами всё кончено, тушь - туш, немой - не мой, сидеть на берегу – проложить тропинку к берегу, думать о девочке Лене - думать о мальчике Лёне, компания - кампания, на лесной опушке - рассказ о пушке, поджег - поджог.

 

Упражнение 4

 

Найдите омонимы в данных текстах, определите их тип, сравните лексическое и грамматическое значение слов-омонимов.

 

1. Ясным заревом алея,

Уводила вдоль пруда

Эта узкая аллея (Бл.).

 

2. Мгновенья двигались и стали.

Лишь ты царишь, свой свет струя...

Меж тем в реке - на сизой стали –

Влачится за струей струя (Бр.).

3. Вообрази, что гимнастерка и шинель

Погребены под нафталином,

Что в мире мир и тишина (А. Сурков).

 

4. Свое все спрячу, твое схвачу,

Твое оплачу и оплачу

Ценой любою - скажи какою? (Л. Васильева).

 

Упражнение 5

 

Подберите к выделенным словам омонимы, определите их тип.

 

1.Бухты изрезалинизкий берег.

Все парусаубежали в море.

Ая сушиласоленую косу

За версту от землина плоском камне (Ахм.).

 

2. Дождь дороги заболотил,

Ветер режет их стекло.

Он платок срывает с ветел

И стрижет их наголо.

Чернойвспаханною зябью

Листья залетают в пруд

Ипо возмущеннойряби

Кораблями в ряд плывут (Паст.).

Упражнение 6

 

Подберите к словам текста, где это возможно, омонимы и опре­делите их тип.

 

1. Почернел, искривился бревенчатый мост,

И стоят лопухи в человеческий рост,

И травы дремучей поют леса.

Что по ним не пройдет, не блеснет коса (Ахм.).

 

2. С порога смотрит человек,

Не узнавая дома.

Ее отъезд был - как побег.

Везде следы погрома.

Повсюду в комнате хаос.

Он меры разоренья

Не замечает из-за слез

И приступа мигрени (Паст.).

 

Упражнение 7

 

Проанализируйте данные паронимы со следующих точек зре­ния:

1) укажите корень и определите общую смысловую основу;

2) ука­жите, какими морфемами различаются паронимы, и определите разни­цу в лексическом значении;

3) определите место постановки ударения и принадлежность к части речи.

Составьте предложения с каждым из паронимов. При необходимости пользуйтесь пособием-словарем О.В. Виш­няковой «Паронимы современного русского языка».

 

Скрытый - скрытный, угодный - угодливый, рыбий - рыб­ный, диктат - диктант, советник - советчик, охладеть - охла­дить, демократический - демократичный, здравица -здравница, останки - остатки, удачный - удачливый, адресат - адресант, наследие - наследство.

 

Упражнение 8

 

Определите, какие из предложенных пар слов являются паро­нимами. Oтвет аргументируйте.

 

Диковина - диковинна, черепаший — черепаховый, генераль­ный - генеральский, красота - краса, вслед - вослед, водный - водяной, вбежать - взбежать, учеба - ученье, двухцветный - двуцветный, ноль - нуль, классный - классовый, жираф - жи­рафа.

 

Упражнение 9

 

Подберите к каждому парониму подходящий по значению си­ноним.

 

Понятный - понятливый (легко схватывающий, вразумитель­ный, ясный, быстро понимающий, толковый, смышленый);

представиться - преставиться (умереть, отрекомендоваться, назваться, скончаться);

целый - цельный (монолитный, неразбавленный, единый, весь, полный, натуральный).

 

Упражнение 10

 

Подберите к каждому из данных паронимов синонимы и ан­тонимы.

 

Непонятный - непонятливый, скрытый - скрытный, опас­ный - опасливый, злой - злостный, угодный - угодливый, неве­жа - невежда, приметный - приметливый.

 

Упражнение 11

 

Сравните сочетаемостные возможности каждого из паронимов.

 

Советник советчик (тайный, ближайший, придворный, не­прошеный, политический, посольства);

удачный - удачливый (охота, охотник, шутка, операция, иг­рок, месяц);

здравица - здравница (черноморская, искренняя, застольная, горная);

рыбий - рыбный (суп, плавники, запах, магазин, корм, клей, чешуя, омут, хозяйство).

 

 

Упражнение 12

 

Найдите в текстах паронимы и проанализируйте их по образцу.

Образец: сытый - сытный.

 

1.Общий корень -сыт-, отличаются наличием суффикса -н- во втором
парониме.

2. Сытый - утоливший голод. Сытный - способный насытить.

3. Сочетаемостные возможности: сытый человек, щенок, птица; сытный обед, блюдо, суп.

4. Синонимы: сытый - наевшийся; сытный - питательный, калорийный.

5. Антонимы: сытый - голодный; сытный - ненасыщающий.

И когда садились на извозчика, даже ветер не охладил ее пылающей кожи (А.Н.Т.). Тяжело было Павлу Петровичу тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, он чуть с ума не сошел (Т.). 2. Небольшие злые глаза угрюмо гля­дели из-под нависших, словно опухших век (Т.). Вышеизображенный дворянин питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме (Г.). 3. Семена кипрея, полученные от искусственного опыления, дали первые всходы (Фед.). Он долго рассматривал на их спинках искусную резьбу в виде гроздьев винограда. 4. По странному устройству вещей, всегда ничтожные причины родили великие события (Г.). У него, как и у этой де­вочки, не было ни матери, ни отца, сиротство роднило их (Пауст.). 5. Тут были и офицеры, и молодые соседи-помещики, и много ба­рышень и дам. Все это - толпа неизвестных нам, чужих и чуждых лиц (С.А. Толстая).

 

Упражнение 13

 

Определите, какие пары являются паронимами, а какие - парономазами (созвучными неоднокоренными словами).

 

Подлый - подлинный, экономика - экономия, ярый - ярост­ный, бесплодный - бесплотный, поиск - происк, оделить - обде­лить, командированный - командировочный, экскаватор - эскала­тор, бурый - бурный, феска - фреска.

 

Упражнение 14

 

В каких случаях газетные заголовки основаны на паронимии, а в каких - на парономазии?

 

«Отписка про описку», «Спорое решение спорного вопроса», «Быт и бытие», «Обоснование основания», «Здравица здравнице», «Притворный придворный», «Обеднить, чтоб не обеднеть», «Ис­терия истории», «Драматичный конец драматического театра», «Контакты и контракты», «Экономия в экономике», «Штапель в штабель - и на склад».

 

Упражнение 15

Из толкового «Словаря русского языка» проф. С.И. Ожегова выпишите 3 группы омонимичных слов.

 

Упражнение 16

 

Из «Словаря паронимов русского языка» О.В. Вишняковой выпишите 5 паронимов.

 

Контрольные задания

Задание 1

Определите омофоны.

 

А) орел парит – на улице парит

В) сторожил – старожил

С) тушь – туш

Д) нет правильного ответа

 

Задание 2

Определите омографы.

 

А) немой – не мой

В) Роман – роман

С) орел парит – на улице парит

Д) нет правильного ответа

Задание 3

Определите паронимы.

 

А) высокий – низкий

В) уйма – обилие

С) понятный – понятливый

Д) нет правильного ответа

Задание 4

 

Определите паронимы.

 

А) красивый – умный

В) скрытый – скрытный

С) хороший – плохой

Д) нет правильного ответа

Словарь по теме

 

Омонимами (гр. homos – одинаковый + опуmа - имя) называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

 

Полные лексические омонимы представляют собой слова одного грамматического класса, у них совпадает вся система форм.

 

Частичная(или неполная) омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают в звучании и написании не во всех грамматических формах.

Реальные омонимы – это слова одной и той же сферы употребления и экспрессивно-стилистических свойств, свободно и постоянно вступающие в омонимические отношения друг с другом.

 

Потенциальные омонимы – омонимы разных сфер употребления и экспрессивно-стилистических свойств могут реализоваться только в определенных условиях, а именно в случае сознательной словесной игры.

 

Омо­формы – это совпадение звучания и написания одной или нескольких форм слов.

 

Омофоны – это одинаковое произношение, но различное написание слов и словосочетаний.

Омографы – это одинаковое написание, но разное произношение слов.

 

Паронимы – слова с разным написанием, имеющие очень близкое, но не тождественное произношение.

 

Парономазы - созвучные неоднокоренные слова.




2015-11-07 3321 Обсуждений (0)
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)