Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа




Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

Сгруппируйте приведенные слова в синонимические ряды. Определите в каждом из них доминанту. Возможно ли решить эту задачу по-разному?

 

Болезненный, горемычный, злополучный, злосчастный, измож­денный, изнуренный, квелый, несчастный, обездоленный, слабый, хворый, хилый, чахлый.

 

Упражнение 2

 

Сравните значения слов, образующих синонимические пары. Оп­ределите, в каких случаях синонимы являются абсолютными, а в каких отличаются оттенками значения (установите, в чем именно разница в семантике слов). Пользуйтесь толковым словарем и словарем синонимов.

 

Осьминог – спрут, робкий – трусливый, сообщник – союз­ник, номинативный – назывной, скупой – жадный, вытянуть – вытащить, обогнать – перегнать, понять – постичь, объяснить – втолковать, ненависть – вражда, темный – мрачный, закат – заход.

 

Упражнение 3

 

С помощью словаря синонимов или толкового словаря опре­делите, чем отличаются с семантической точки зрения данные сино­нимы. Распределите их на две группы:

1) значение одного слова шире значения другого и полностью включает его;

2) значения слов частич­но совпадают, но у каждого из них имеются собственные оттенки зна­чения.

 

Идти – семенить, радушный – хлебосольный, делать – мас­терить, косматый – мохнатый, груда – ворох, спор – диспут, за­болеть – слечь, груз - багаж, разговаривать – болтать.



 

Упражнение 4

 

Определите стилистическую и экспрессивно-оценочную окраску слов, образующих следующие синонимические ряды. Найдите доминанты этих рядов.

 

Обмануть – надуть – одурачить – облапошить – околпа­чить; ахинея – чушь – нонсенс – бессмыслица – ерунда; прор­ва – масса – уйма – обилие – множество – бездна; надоесть - наскучить – опостылеть – опротиветь – осточертеть; промо­тать – истратить –израсходовать – ухнуть – разбазарить - просадить – растранжирить.

 

Упражнение 5

 

Сравните сферу употребления данных синонимов.

 

Амплитуда – отклонение, родители – предки, дорожка – стежка, желтуха – гепатит, хороший – клевый, руль – баранка, медикаменты – снадобье, петух – кочет.

 

Упражнение 6

 

Понаблюдайте за сочетаемостными возможностями слов, входя­щих в данные синонимические пары.

 

Грубый – топорный, коричневый – карий, внезапный – ско­ропостижный, потупить –опустить, куча – кипа.

 

Упражнение 7

 

Продолжите синонимические ряды, найдите доминанты. Опреде­лите, чем отличаются синонимы друг от друга:

1) оттенками значения;

2) стилистической окраской;

3) эмоционально-экспрессивной окраской;

4) способностью вступать в соединение с другими словами (сте­пенью современности);

5) сферой употребления.

 

1. Спать – почивать - … 2. Бой – битва - … 3. Извест­ный – популярный - … 4. Иностранный – заморский - … 5. Миловидный – смазливый — … 6. Скука – хандра - … 7. Маленький – крошечный -

Упражнение 8

 

Подберите синонимы к разным значениям многозначных слов тяжелый, старый, идти, светлый.

Упражнение 9

Найдите синонимы, определите их типы.

 

1. Он знал в детстве не нужду, но бедность (Купр.). 2. Сколько потом со мной ни случалось огорчений и передряг, а эта неприят­ность с японским болванчиком одна только не изгладилась из моей памяти (Купр.). 3. Я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю,- я верую теперь, да я верую, верую (Т.). 4. У нас с вами и так дуэль, непрерывный поединок, постоянная борьба (Остр.). 5. Простирала не руку, а длань. Той, возлюблен­ной, мелкое чуждо (Возн.). 6. Ах, двинский лес в закатных бликах, и бревна темные в венце, и даже что-то есть от лика в твоем неписаном лице (Горбан.). 7. Аптекарша, белокурая женщина, в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную (Герц.). 8. Каким молодым он был тогда! Как часто и упоенно хохотал – именно хохотал, а не смеялся (Берг.). 9. И на этот раз он не сопротивлялся, это было бессмысленно и бесцельно, но вдруг начал что-то объяснять и растолковывать (Кав.). 10. Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк (Расп.). 11. Но, кроме того, почти всякий сон, о котором она упоминала, был сновиде­нием, и «дремала»… больше походило на «грезила», чем на «поспала» (А. Найман). 12. Да будет вам известно, что именно болота, так называемые мшары, влияют на лес самым губитель­ным образом (Полт.). 13. Ахматова у себя дома, в гостях ли, в кресле, на диване, на кровати, всегда не сидела, а восседала, прямая, гордая, величественная, … она не говорила, а роняла сло­ва, роняла точные, весомые, именно те, которые хотела обронить (Белк.). 14. Злость обычно уродует женщину, но Бета не злилась, а гневалась и при этом очень хорошела (А. Крон). 15. Он мас­сивный, высокий, с маской высокомерия и даже надменности, за которой, быть может, он так старательно пытается скрыть свои всего лишь пятнадцать лет от роду (Белк.). 16. «Вольность» - это слово, которое подходит ему больше, чем «свобода». Воль­ность требует простора, пространства полей, распаха неба и распаха души. Это более русское понятие, чем свобода (Гран.).

Упражнение 10

Подберите публицистический текст, в котором есть синонимы, и проанализируйте его с точки зрения правильного, уместного использования синонимов в тексте.

Упражнение 11

Проанализируйте текст Евгения Беликова «Наконец-то создана машина, на которой нельзя ездить» (см. Приложение 11) с точки зрения уместности и правильности использования синонимов в публицистическом тексте.

 

Упражнение 12

К подчеркнутым словам подберите всевозможные синонимы: хороший ответ на экзамене, хороший студент, смелый юноша, быстро идти, хорошо выглядеть, старый дом, жить недалеко.

 

Упражнение 13

 

Прочитайте стихотворение Владимира Остена «Дорога» (см. Приложение 9). Найдите все синонимы, имеющиеся в тексте.

 

 

Контрольные задания

Задание 1

Определите синонимический ряд.

 

А) красный - белый

В) вход - радость

С) обмануть – надуть - одурачить

Д) нет правильного ответа

 

Задание 2

Найдите доминанту этого синонимического ряда: надоесть – наскучить – опостылеть – опротиветь – осточертеть.

 

А) опостылеть

В) надоесть

С) опротиветь

Д) нет правильного ответа

Задание 3

Найдите доминанту этого синонимического ряда: ахинея – чушь – ерунда – бессмыслица.

 

А) ахинея

В) бессмыслица

С) чушь

Д) нет правильного ответа

Задание 4

Найдите доминанту этого синонимического ряда: промотать – истратить – ухнуть – разбазарить.

 

А) истратить

В) разбазарить

С) промотать

Д) нет правильного ответа

Словарь по теме

Лексические синонимы (гр. synonymos - одноимен­ный) - это близкие или тождественные по значению слова, кото­рые по-разному называют одно и то же понятие.

Синонимия – одно из ярких проявлений системных отношений в лексике. В синонимические связи вступают слова, сходные по возникающим ассоциациям и близости обозначаемых понятий.

 

Доминанта (лат. dominans - господствующий) в синонимическом ряду – слово-синоним, стилистически-нейтральное, стержневое (основное) слово.

 

Узуальные (лат. usus - обычай) – это общелитературные, принятые синонимы.

 

Окказиональные (лат. occasionalis - случайный) синонимы – это синонимы, которые обусловлены индивидуальным отбором слов только для данного контекста, они в обычном употреблении не имеют ничего общего с синонимами в своем значении.





Читайте также:





Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.006 сек.)