Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа




Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

 

Какие слова не имеют антонимов? Ответ аргументируйте.

 

Деревянный, юго-восток, логичный, четыре, завернуть, кукла, яд, ха-ха-ха, толстый, зима, веснушчатый, танцуя, левобереж­ный, крик, вооруженный, над, потолок.

Упражнение 2

 

Подберите к каждому слову однокоренные, разнокоренные антонимы.

Образец: безвестный - известный, знаменитый.

 

Объединение, смерть, воля (в значении «свобода»), талант­ливый, недруг, участливый, хитрость, успокаиваться, согнуть.

 

Упражнение 3

 

Приведите пары слов, в которых антонимические отношения пе­редавались бы с помощью тех же словообразовательных элементов, что и в данных примерах.

 

Вход - выход, гипертония - гипотония, загибать - отги­бать, недобор - перебор, привинтить - отвинтить, благовоние - зловоние, высокоразвитый - малоразвитый, долгосрочный - краткосрочный, прилетать - улетать, полюбить - разлюбить, до­обеденный - послеобеденный.

 

Упражнение 4

 

Подберите антонимы к разным значениям слов старый, горя­чий, свежий, мелкий. При необходимости пользуйтесь толковым сло­варем.

 

Упражнение 5

 

Определите лексические значения выделенных слов. Укажите вид антонимии.

 

1. Я одолжилаэту книгу подруге. Я одолжилаэту книгу у под­руги.

2. Уже светло - задуй свечу. Вчера на комбинате задули новую домну.

 

Упражнение 6

 

Придумайте примеры, которые доказывали бы наличие антонимичных значений у слов просмотреть, прослушать.

Упражнение 7

 

Определите, в каких случаях данные антонимы являются гра­дуальными (между ними можно вставить слово, обозначающее проме­жуточное понятие: молодой - пожилой - старый), в каких - неградуальными (подобная подстановка невозможна: живой - мертвый).

Можно – нельзя, больной – здоровый, слепой - зрячий, холодный - горячий, женатый – холостой, белый – черный.



 

Упражнение 8

 

Найдите в пословицах языковые и контекстуальные антонимы.

 

1. Корень учения горек, а плод сладок. 2. Не считай недруга овцой - считай волком. 3. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. 4. Ученье - свет, неученье - тьма. 5. На Руси не все караси - есть и ерши. 6. Маленькое дело лучше большого без­делья. 7. Где умному горе, там дураку веселье. 8. Нет худа без добра.

 

Упражнение 9

 

Найдите антонимы в данных текстах. Определите, какие из них являются языковыми, а какие - контекстуальными. Укажите стили­стическую роль данных антонимов в художественных произведениях.

 

1. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и зна­ния жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудо­любие и лень, красота истин и уродство предрассудков (Шол.).

 

2. Кому принадлежу?

Принадлежу тому, что преходяще и бесценно.

Принадлежу закату и заре.

Богам поверженным, богам грядущим.

То званый, то ненужный, как нагар,

Принадлежу удачам и уронам.

...Дню принадлежу,

Который так талантлив, так бездарен.

...Принадлежу и твистам, и присядкам (Р.Р.).

 

Упражнение 10

 

Придумайте контексты, в которых слова отцы - дети, принц - нищий, дворец - хижина были бы антонимами. Почему данные пары слов не являются языковыми антонимами?

 

Упражнение 11

 

Найдите в данных текстах антонимичные сочетания слов и оп­ределите их стилистическую функцию (антитеза - противопоставление резко контрастных понятий; оксюморон - соединение в одном словосо­четании или предложении слов, несовместимых по значению и свя­занных друг с другом подчинительной связью). ..................................................

 

1. Ей все равно - холодный сумрак гроба, позор ли, слава, ненависть, любовь (Н.). 2. Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых весен... (Бр.) 3. Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной (Ахм.).

4.И ненавидим мы и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови (Л.).

 

5.Большая беда вытесняет меньшую.

Чем горше, тем слаще становится участь.

Сейчас оплеуха милей поцелуя.

Дешев парадокс - но я радуюсь, мучась (Возн.).

Упражнение 12

Прочитайте письмо в редакцию «Война или мир?» (см. Приложение 13). Найдите в нем антонимы и проанализируйте письмо с точки зрения использования в тексте антонимических отношений. Объясните уместность использования антонимов в материале.

 

Упражнение 13

К подчеркнутым словам подберите всевозможные антонимы: хороший ответ на экзамене, хороший студент, смелый юноша, быстро идти, хорошо выглядеть, старый дом, жить недалеко.

Упражнение 14

Прочитайте стихотворение М. Цветаевой (см. Приложение 12), найдите в нем антонимы. Проанализируйте стихотворение с точки зрения использования антонимов в поэтическом произведении.

 

Упражнение 15

Прочитайте отрывки из поэмы Г.Р. Державина «Бог» (см. Приложение 14) и романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (см. Приложение 15), найдите в них антонимы. Проанализируйте отрывки из этих произведений с точки зрения использования антонимов в поэтическом произведении.

 

 

Контрольные задания

Задание 1

Какие слова не имеют антонимов?

 

А) деревянный

В) толстый

С) четыре

Д) нет правильного ответа

Задание 2

Какие слова имеют антонимы?

 

А) вход

В) крик

С) загибать

Д) нет правильного ответа

Задание 3

Определите правильный вариант подбора антонимов.

 

А) красный -синий

В) высокий - толстый

С) день - вечер

Д) нет правильного ответа

Задание 4

 

Определите правильный вариант подбора антонимов.

 

А) высокоразвитый - малоразвитый

В) полюбить - разлюбить

С) воля - природа

Д) нет правильного ответа

Словарь по теме

Антони­мы (гр. anti - против + onyma - имя)- слова одной части речи с противоположным значением.

 

Энантиосемия – противоположность значения одного и того же слова.

 

Антитеза – это резкое противопоставление, передающее контраст между предметами, состояниями и действиями.

 

Оксюморон – стилистический прием, построенный на соединении в одном словосо­четании или предложении слов, несовместимых по значению и свя­занных друг с другом подчинительной связью.

 

Контекстуальные (индивидуальные) антонимы - это противопоставления слов, которые в обычном употреблении не антонимичны.





Читайте также:





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.14 сек.)