Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа



2015-11-07 19784 Обсуждений (0)
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа 4.94 из 5.00 17 оценок




Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

 

Укажите слова активного и пассивного словарного запаса. От­вет аргументируйте.

 

Абсцисса, агитка, армяк, бердянка, бионика, велеречивый, виночерпий, виньетка, гносеология, гобелен, головотяп, дзюдо, дурашка, жрец, залихватский, зерцало, конка, ликбез, острог, палица, припарковаться, сеанс, стереоэлектроника, электромо­биль.

Упражнение 2

 

Найдите устаревшую лексику в отрывках из книги В. Гиляров­ского «Москва и москвичи». Определите значения устаревших слов и укажите, являются ли они историзмами или архаизмами.

 

1. Так я в первый раз увидел колибер, уже уступивший место дрожкам, высокому экипажу с дрожащим при езде кузовом, зад­няя часть которого лежала на высоких, полукругом, рессорах. Впоследствии дрожки были положены на плоские рессоры и стали называгься пролетками.

 

2.- Дедушка, в Хамовники!

- Кое место?

- В Теплый переулок.
- Двоегривенный.

Мне показалось это очень дорого.

- Последнее слово - пятиалтынный. Без почину стою.

 

3. Среди этих палаток барахольщики раскладывали рогожи, на которых был разложен всевозможный чердачный хлам: сло­манная медная ручка, кусок подсвечника, обломок старинной канделябры.

 

4. Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны та­кими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были ло­говища на двоих... Пространство в аршин высоты и полтора арши­на ширины между двумя рогожами и есть «нумер»...

 

Упражнение 3

 

Найдите историзмы в данных текстах. Укажите, с реалиями ка­ких эпох и народов они связаны.

 

1. Много надо трудиться смерду, чтобы и дань натурою опла­тить боярину, и свою семью прокормить. Но и это еще не самое страшное. Стрясется какая-нибудь беда - пожар ли подворье уничтожит, скот погибнет или неурожай случится, - тогда к бояри­ну нужно идти, в ноги ему кланяться, гривны занимать. Гривны-то он даст, но дорогой ценой - свободой своей приходится пла­тить за них: смерд становится полностью зависимым челове­ком - закупом (А. Хижняк).

 

2. В этой обстановке законодательное собрание все больше и больше чувствовало себя лишним, и 3 сентября 1792 года под давлением провинциальных коммун и Коммуны города Парижа были произведены выборы в Конвент.

 

3. В монгольском войске был порядок, установленный Чин­гиз-ханом. Каждый всадник знал свое место в десятке, и в сот­не, и в тысяче; тысячи воинов собирались в большие отряды, подчиненные воеводам. ...Поодаль, в степи, широким кольцом рассыпались черные татарские юрты и рыжие шерстяные шатры. Это был личный курень Чингиз-хана, стоянка тысячи избранных телохранителей великого кагана (В. Ян).

 

4. В Московских приказах пыль столбом - дьяки и подьячие шевелят лежалые бумаги... Скоро и звания эти будут забыты. Царь повелел учредить для управления страной Сенат... (В. Дру­жинин).

Упражнение 4

 

Определите лексические значения выделенных слов. Какие из значений являются современными, а какие - устаревшими? Укажите, в каких случаях устаревшие значения слов выступают как историзмы, а в каких - как архаизмы.

 

1. Рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлемас картины, висевшей в той комнате, где мы спали (Акс). Сквозь круглое стекло водолазного шлемаСальваторе увидел, что над ним, в аршине над его головой, стоит гигантский электрический скат (Купр.). 2. Надзиратель, прижавшись спиной к стене, вы­пятил свой толстый живот(М.Г.). Волк из лесу в деревню забе­жал, не в гости, но животспасая... (Кр.). 3. Чем вы, гости,торг ведете и куда теперь плывете? (П.). Вечером пришли гости...папины сослуживцы, тетины знакомые курсистки (Кат.).

Упражнение 5

 

Найдите архаизмы в отрывке из сказки А. С. Пушкина и опре­делите их тип.

 

Три девы, красоты чудесной,

В одежде легкой и прелестной

Княжне явились, подошли

И поклонились до земли.

Тогда неслышными шагами

Одна поближе подошла;

Княжна воздушными перстами

Златую косу заплела.

С искусством, в наши дни не новым,

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела.

За нею, скромно взор склоняя,

Потом приблизилась другая...

 

Упражнение 6

 

Найдите устаревшую лексику. Определите, с какой целью использованы историзмы и архаизмы:

1) для создания торжественно-приподнятого настроения;

2) для создания исторического колорита;

3) для речевой характеристики героев;

4) в сатирических целях.

 

1. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он; отверз­лись вещие зеницы, как у испуганной орлицы (П.). 2. На большой дуге, где, противно всем законам, присутствовали иноземцы... Петр мужественным голосом сказал боярам: - Понеже фортуна скрозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре; разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым (А.Н.Т.). 3. Вышитое золотом, покрытое жем­чужной сетью платье... бармы в лалах, изумрудах и алма­зах (А.Н.Т.). 4. Ликом (король Карл) светел, в левой ручке - держава, в правой ручке - вострая сабля, сам - в золоте, сереб­ре, конь под ним сивый, горячий (А.Н.Т.). 5. И на челе его высо­ком не отразилось ничего, потому что кроме спеси ничего на нем не было (Л. Лиходеев). 6. И он отверз свои уста, чтобы выдать очередную шуточку - пошлую и мерзкую (А. Крон).

Упражнение 7

 

Ниже приведены слова, которые в 20-е или 30-е годы XX века явля­лись неологизмами. Проследите их дальнейшую судьбу в русском языке:

1) перешли в активный словарь;

2) стали историзмами или архаизмами.

 

Буденовец, громкоговоритель, женотдел, коллективизация, колхоз, красноармеец, ликбез, метро, октябренок, продотряд, проф­союз, пятилетка, рабфак, ревком, светофор, советский, совнарком, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, ударник, управ­дом, шефствовать.

 

Упражнение 8

 

Проанализируйте данные неологизмы и определите пути их по­явления в русском языке:

1) слова, образованные в русском языке на основе имеющихся русских или заимствованных морфем;

2) заимство­вание;

3) придание слову нового значения.

 

Аэробус, варенки (джинсы), видеоклип, видеотека, виндсер­финг, гриль, металлисты (члены неформальной молодежной груп­пы), морж (любитель зимнего плавания), панки, пиццерия, рэке­тир, скафандростроение, слайды, супертурнир, телемост, универ­сам, фломастер, штрих (паста для исправления опечаток), элект­ромобиль.

 

Упражнение 9

 

Найдите неологизмы. Определите, какие из них являются язы­ковыми, а какие - авторскими.

 

1. Скорость марсохода невелика - за два года он может пройти лишь тысячу километров по поверхности планеты (Из газ.). 2. Отшельничаю, берложу, отлеживаюсь в березах, лужаечный, можжевельничий, отшельничаю (Возн.). 3. ...Опрозрачила ткань паутинная твой призывно откинутый стан (Л. Мей). 4. Армстронгит - новый материал, названный так в честь астронавта, пер­вым вступившего на Луну (Из газ.). 5. В этом кипящем людовороте советской столицы такси нужны (Кольц.). 6. Провинция патриархальна: нет рокеров, металлистов, люберов, панков, хип­пи. Только «фулиганы» (Из газ.).

Упражнение 10

Найдите авторские неологизмы в стихотворении В.В. Маяков­ского «Европатория». Определите, по каким образцам, моделям русского языка они образованы. Почему такие неологизмы называют потенциаль­ными словами?

 

Упражнение 11

 

Найдите авторские неологизмы. Укажите, являются ли они потен­циальными словами или окказионализмами - словами, возникшими не по имеющимся в языке моделям, а по случайным созвучиям.

 

1. Угреет. С богом! По домам!

Позвякивают колокольца (Вл.).

 

2. Но видимся ли миг, не видимся ль столетье –

Не все ли мне равно, не все ль равно тебе,

Раз примагничены к бессмертью цветоплетью

Сердца улыбные в медузовой алчбе (Сев.).

3.Стоял январь, не то февраль,

Какой-то чертовый зимарь.

Я помню только голосок,

Над красным ротиком парок

И песенку: «Летят вдали

Красивые осенебри,

Но если наземь упадут -

Их человолки загрызут» (Возн.).

 

 

Упражнение 12

 

Определите значения выделенных слов. В каком из примеров неологизмом является авторское значение слова? Как называются такие неологизмы?

 

I. Тоска по родине! Давно

Разоблаченнаяморока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть... (Цв.).

2. А там, в торжественном покое,

Разоблаченнаяс утра,

Сияет Белая Гора,

Как откровенье неземное (Тютч.).

Упражнение 13

 

В детской речи часто появляются неологизмы. Определите, ка­кие из неологизмов, приводимых в книге К.И. Чуковского «От двух допяти», являются потенциальными словами (укажите модели, по кото­рым они образованы) - окказионализмами, семантическими неологизмами.

 

Утки идут утьком, отпугивать (расстегивать пальто), коро­ва рогает, я намакаронился, секретарша (та, которая расска­зывает секреты), заключить дверь (запереть), сижу и отмухиваюсь, я мапин (мамин и папин), какой ты страшный спун! Что­бы сейчас было встато!, спец (тот, кто много спит), нанитывать бусы, отскорлупай мне яйцо, подфамилить бумагу, жукашечка (жук и букашечка), рукти (ногти на руках), оточительный нож (перочинный), журчей (ручей), начальная школа (школа для начальников), вихрахер (парикмахер).

Упражнение 14

 

Прочитайте статью Юрия Шаталова «Первая гробница Святого князя» (см. Приложение 30) и проанализируйте её с точки зрения активного и пассивного словарного запаса.

 

Контрольные задания

Задание 1

Укажите слова активного словарного запаса.

 

А) зерцало

В) жрец

С) виночерпий

Д) нет правильного ответа

Задание 2

Укажите слова активного словарного запаса.

 

А) ликбез

В) стереоэлектроника

С) припарковаться

Д) нет правильного ответа

 

Задание 3

 

Укажите слова пассивного словарного запаса.

 

А) конка

В) дом

С) зеркало

Д) нет правильного ответа

 

Задание 4

Укажите историзмы.

 

А) боярин

В) зеницы

С) уста

Д) нет правильного ответа

 

Задание 5

Укажите архаизмы.

 

А) перст

В) вече

С) стрелец

Д) нет правильного ответа

Задание 6

Укажите лексические архаизмы.

 

А) боярин

В) влиял

С) пиит

Д) нет правильного ответа

 

Задание 7

Укажите семантические архаизмы.

 

А) негодяй

В) вече

С) рыбарь

Д) нет правильного ответа

 

Задание 8

Укажите авторские неологизмы М.В. Ломоносова

 

А) гражданственность, гуманизм

В) чертеж, рудник, маятник

С) бокастый, надширье

Д) нет правильного ответа

 

Задание 9

Укажите авторские неологизмы В. Маяковского

 

А) буревал, пересуматошить

В) бокастый, надширье

С) мандолинить, разулыбить, серпастый, молоткастый

Д) нет правильного ответа

Словарь по теме

 

Активный словарный запас - это те повседневно упот­ребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говоря­щим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было признаков устарелости или новизны.

 

Пассивный словарный запас – это слова, которые либо имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо, наоборот в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не являются повседневно употребительными.

 

Старинные слова - это слова, которые в настоящее время совершенно неизвестны рядовым носителям современного русского языка и поэтому современному человеку непонятны.

Устаревшие слова – это реальные единицы языка, правда, имеющие ограниченную сферу употребления и специфические стилистические свойства.

Историзмы - это группа устаревших слов, которые уже совсем вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали.

 

Архаизмы - это группа устаревших слов, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

 

Лексические архаизмы – это устаревшие слова, которые заменены новыми словами с тем же лексическим значением.

Семантические архаизмы - это слова, существующие в современном русском литературном языке, но имеющие устаревшее значение.

Неологизмы (от гр. neos - новый + logos - слово) – это новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.

 

Лексические неологизмы обозначают появление в жизни новых вещей, явлений, качеств.

Семантические неологизмы – новое название того, что уже имеет наименование.

 


Рекомендуемая литература к разделу «Лексика»

 

1. Аргументация в публицистическом тексте: (Жанрово-стилистический аспект): Учеб. пособие / И.В. Гущина и др.). – Свердловск: Изд-во Уральск. Ун-та, 1992.

2. Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк., 1978.

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 1987.

4. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М.: Высш. шк., 1981.

5. Вовчок Д.П. Стилистика газетных жанров. Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1979.

6. Гальперин И.Р. Речевые стили и стилистические средства языка //Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999.

7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981.

8. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста /Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

9. Калинин А.В. Лексика русского языка. – М., 1971.

10. Крылова О.А. Современный русский язык. – М., 1997.

11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

12. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.

13. Левин В.Д. О некоторых вопросах стилистики //Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999.

14. Лекант П.А. Современный русский язык. – М., 2001.

15. Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – Л.: ЛГУ, 1981.

16. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров: Лекции по спецкурсу. – Свердловск: УрГУ, 1987.

17. Майданова Л.М. Логическая схема газетного текста и способы её выражения // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984.

18. Майданова Л.М., Муравьева Н.В., Сметанина С.И. Целостность и связность газетного текста: Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1984.

19. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., Изд-во при Киев. ун-те, 1983.

20. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., 1983.

21. Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. - М.: Книга, 1985.

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 24-е, исправленное /Под общей редакцией Л.И. Скворцова. – М., 2003.

23. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 4. – М., 2003.

24. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М., 1997.

25. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979; 1988; 2003.

26. Современная газетная публицистика: Проблемы стиля /Под ред. И.П. Лысаковой и др. – Л.: ЛГУ, 1987.

27. Современный русский язык /Под редакцией Д.Э. Розенталя. – М., 1995; 1997.

28. Солганик Г.Я. Лексика газеты: Функциональный аспект (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк., 1981.

29. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Наука, 1979.

30. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста /Отв. ред. Л.А. Новиков. – М.: Наука, 1985.

31. Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: МГУ, 1981.

32. Терехова В.С. Специальная лексика в языке газеты: Учеб. пособие. – Л.: ЛГУ, 1982.

33. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. /Ред. Г.Н. Скляревская. - СПб., 1998.

34. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста /Под ред. Л.И. Рахмановой. Ч. 1-2. – М., 1993; 1994.

35. Функциональные стили. Лингвометодические аспекты /Отв. ред. М.Я. Цвиллинг. – М.: Наука, 1985.

36. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. – М., 1977.

37. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: К постановке проблемы. – М., 1977.

38. Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М., 1975.

39. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Печать, радио, телевидение, документальное кино /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: МГУ, 1980.

 


 



2015-11-07 19784 Обсуждений (0)
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа 4.94 из 5.00 17 оценок









Обсуждение в статье: Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (19784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)