Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ: ЕЁ СМЫСЛ И СТАТУС В КУЛЬТУРЕ




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

 

 

Кафедра философии

Методические рекомендации по философии

Студентам лечебного факультета

ТЮМЕНЬ – 2014

Рекомендации утверждены кафедрой

Философии

Одобрены центральным координационным

Методическим советом

Авторы: профессор Н.И.Губанов, старший преподаватель Т.Н.Рыбцова

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент М.К.Бросалина

«Философия поможет вам ясно мыслить, хорошо
говорить и правильно поступать»

Демокрит

«Медицина столь же мало может обходиться без общих
истин философии, сколь последняя – без доставляемых
ей медициной фактов»

Гиппократ

«Врач-философ подобен Богу»

Гиппократ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по циклу «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. В методических указаниях отражён процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи которых сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. Важное место отводится изучению социальных и антропологических проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах.

Цель преподавания дисциплины:

Содействовать формированию и развитию мировоззрения студента; раскрыть многообразие философских проблем, направлений, течений; составить первоначальное представление об её проблематике и языке, средствах и методах, понятиях и категориях, чтобы в дальнейшем студент мог самостоятельно ориентироваться в этом многообразии.



Задачи изучения дисциплины:

а) сформировать у студентов культуру рационального мышления: умение свободно оперировать понятиями, обосновывать или подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи, выявлять и анализировать противоречия;

б) помочь осмыслить с философских позиций глубину преобразований во всех сферах общества;

в) привить любовь к философским размышлениям, помочь человеку в его жизненном самоопределении, в придании своему бытию подлинного смысла;
г) воспитание у студентов гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту, к высокой нравственной, эстетической и политической культуре.

По окончании курса студент должен знать:

а) основные этапы развития мировой философской мысли;
б) главные философские направления в онтологии, гносеологии, диалектике, антропологии, социальной философии;
в) идеи наиболее крупных мыслителей-философов.

 

Студент должен уметь:

а) анализировать философско-социальные проблемы и формировать свою точку зрения по ним;
б) ориентироваться в главных философских направлениях и приводить аргументы в их пользу в условиях плюрализма философских мнений;
в) использовать положения диалектики для методологического обоснования научного поиска в медицине;
г) использовать положения прогрессивной философской мысли для формирования программы совершенствования человека и установления гармоничных социальных отношений..

 

РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка к занятию должна включать в себя 5 основных этапов. Вначале необходимо изучить свой конспект лекций по теме занятия, который позволяет быстро составить общее представление об изучаемой теме. Затем следует внимательно прочитать соответствующие параграфы учебника, указанного в списке обязательной литературы. Это позволит углубить и расширить знания. Надо помнить, что лекция и учебник дополняют друг друга: при подготовке как к семинару, так и к экзамену, нельзя исключить ни то, ни другое. После этого следует прочитать указанные в данной методичке термины (основные понятия) по теме и дать устно, а ещё лучше письменно, определения этих понятий. Мы рекомендуем студенту вести свой индивидуальный словарь философских терминов и пополнять его к каждому занятию. Знать определения основных понятий – значит уже в главном знать содержание данной дисциплины. В случае затруднений с определениями надо снова читать конспект лекций и учебник, можно также пользоваться «Философским энциклопедическим словарём» и «Кратким словарём по философии», которые имеются в читальном зале кафедры. На следующем этапе работы студент должен читать приведённые в методичке вопросы для самоконтроля и отвечать самому себе на них, то же самое делать и с приведёнными упражнениями. На этом этапе необходимо использовать приведённую дополнительную литературу, а в случае необходимости и основную. Всё это позволит прочно закрепить в памяти изученный материал. На последнем этапе самоподготовки студент должен выполнить тестовые задания. Здесь он может опять же использовать конспект, учебник и дополнительную литературу. Вопросы, которые при изучении темы остались неясными и собственные ответы на них вызвали сомнение, следует записать и в начале семинарского занятия или на консультации задать преподавателю, который даст на них краткие ответы. А детальное рассмотрение всех вопросов будет осуществлено уже в процессе самого семинарского занятия.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ: ЕЁ СМЫСЛ И СТАТУС В КУЛЬТУРЕ

Занятие 1

1.Мировоззрение и его состав.

2.Мифологический тип мировоззрения (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия).

3.Философия как любовь к мудрости.

4. Философия как общая теоретическая основа

мировоззрения. Круг её проблем.

Занятие 2

1.Мировоззренческие функции философии.

2. Методологические и иные функции философии.

3.Практическая значимость философии.

4.Главные философские направления (материализм, идеализм, монизм, дуализм,

познавательный реализм, агностицизм, скептицизм, диалектика, метафизика)

 

Термины для индивидуального словаря (основные понятия)

1.Мировоззрение. 2.Философия. 3.Мифология. 4.Анимизм. 5.Материализм. 6.Идеализм. 7.Монизм. 8.Дуализм. 9.Плюрализм. 10.Познавательный реализм. 11.Агностицизм. 12.Скептицизм. 13.Диалектика. 14.Метафизика

 

Вопросы для самоконтроля.Упражнения

1.В чём положительная роль тотемизма?

2.Что послужило эмпирической основой анимизма?

3.Чем были порождены захоронения умерших, жертвоприношения, каннибализм?

4.Чем магия принципиально отличалась от производственной деятельности?

5.Чем философский тип самоопределения в жизни принципиально отличался от мифологического?

6.Дайте своё истолкование выражения Гераклита: «Многознание мудрости не прибавляет»?

7.В чём отличия философии от мифологии, религии, искусства, науки?

8.Дайте своё истолкование выражения Маркса: «Философия-духовная квинтэссенция своего времени»?

9.Почему позитивисты не признавали ценности философии?

10.Как бы вы прокомментировали выражение Гиппократа: «Врач-философ подобен богу»?

11.Совместима ли медицина и агностицизм?

12.В чём рациональный момент скептицизма?

13.Можно ли считать скептиком человека, исповедующего принцип: «Подвергай всё сомнению»?

14.Что понимал под философией герой Л. Толстого, говоря: «Граф-человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать»?

 

Тесты

1.Как именуется система наиболее общих взглядов на мир в целом, природу, общество, человека и его многообразные отношения к миру? А)наука Б)искусство В)философия Г)идеология

2.В признании чего состоит сущность материализма?

А)сложности материи Б)определяющей роли материального фактора в мире В)существования материи Г)существовании материальных потребностей

3.Как именуется вера в существование общего предка-прародителя данной социальной группы

А)Анимизм Б)Агностицизм В)Апатия Г)Тотемизм

4.Как именуется учение о том, что сущность вещей непознаваема?

А)теория отражения Б)Скептицизм В)агностицизм Г)анимизм

5.Согласно какому учению в мире происходит развитие, а вещи и явления связаны друг с другом?

А)Идеализму Б)Материализму В)Метафизике Г)Диалектике

 

Литература основная

1.Губанов Н.И.Основы философии. Тюмень, 2008

2.Хрусталёв Ю.М. Философия. М., 2007

3.Царегородцев Г.И., Шингаров Г.Х., Губанов Н.И. Философия. И., 2012

 

Литература дополнительная

1.Спиркин А.Г. Философия. М. ,1998

2.Введение в философию. Ч.1.М. ,1989





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)