Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совокупного предложения «AD – AS»



2015-11-06 956 Обсуждений (0)
Совокупного предложения «AD – AS» 0.00 из 5.00 0 оценок




Так же как мы анализировали процессы, происходящие на рынке отдельного продукта, рассматривая положение кривых спроса и предложения, мы будем исследовать колебания экономики в целом с помощью модели совокупного спроса и совокупного предложения «AD – AS». Эта модель является базовой для изучения динамики объема выпуска и уровня цен в экономике, объяснения причин и последствий их изменений.

Совокупный спрос (AD – aggregate demand) представляет собой сумму всех желаемых или планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Функция совокупного спроса отражает связь между объемом товаров и услуг, которые готовы выкупить домашние хозяйства, фирмы, правительства при каждом данном уровне цен. Таким образом, в структуре совокупного спроса можно выделить четыре компонента расходов: спрос на потребительские товары и услуги со стороны домашних хозяйств; спрос на инвестиционные товары со стороны сектора бизнеса; спрос на товары и услуги со стороны государства; спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт). Одни из этих компонентов относительно стабильны и изменяются медленно, например потребительские расходы, другие более динамичны, например инвестиционные, государственные расходы. В любом случае изменение величины этих компонентов вызывает колебания экономической активности – снижение или увеличение объемов национальной экономики. Государство, оказывая целенаправленные воздействия на величину данных компонентов, может корректировать направление и интенсивность этих колебаний.

Кривая совокупного спроса (рис. 2.1) показывает комбинации объема выпуска товаров и услуг Y, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен Р. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Эта динамика считается обусловленной действием так называемых ценовых факторов совокупного спроса. Движение линии совокупного спроса вправо или влево обусловлено действием неценовых факторов совокупного спроса.

 

 

Рис. 2.1. Графическая модель линии AD

 

Итак, линия совокупного спроса имеет отрицательный наклон, означающий, что рост уровня цен приводит к сокращению в потреблении, инвестициях, правительственных расходах и в чистом экспорте, образующих реальный совокупный спрос. Как видно на рисунке, кривая совокупного спроса похожа на кривую спроса на отдельный продукт, но, тем не менее, между ними есть существенные отличия, которые проявляются в том, что причины, обусловившие отрицательный наклон линии спроса на отдельный продукт в микроэкономике (эффекты цены и дохода), не способны объяснить отрицательную зависимость совокупного спроса и общего уровня цен в макроэкономике. Это представляется невозможным в силу следующих причин:

1. Рыночная кривая спроса на отдельный продукт отражает изменения в цене на один продукт, предполагая, что цены на другие продукты неизменны. Кривая совокупного спроса, наоборот, построена на предположении об изменении цены всех продуктов, что проявляется в изменении общего уровня цен.

2. Рыночная кривая спроса на отдельный продукт отражает тот факт, что номинальный потребительский доход остается неизменным на протяжении всей кривой спроса. Кривая совокупного спроса, наоборот, отражает тот факт, что в ответ на изменение общего среднего уровня цен номинальный национальный доход изменяется.

В связи с этим нельзя утверждать, что отрицательный наклон линии совокупного спроса есть результат простого суммирования кривых рыночного спроса. Отрицательный наклон линии совокупного предложения обусловлен иными причинами, нежели в случае спроса на отдельный продукт. Эти причины называются ценовыми факторами совокупного спроса. Действие названных факторов проявляется в следующих эффектах:

1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Действие данного эффекта проявляется таким образом: рост общего уровня цен приводит к увеличению спроса на деньги (потребителям теперь требуется больше денег для осуществления запланированных расходов). При неизменном размере денежной массы это приведет к росту цены денег (процентной ставки), которая, в свою очередь, окажет непосредственное воздействие на размер таких составляющих совокупного спроса, как потребительские расходы С и инвестиционные расходы I. Так, потребители, реагируя на возрастающую процентную ставку, скорректируют распределение текущего дохода: увеличат размер сбережений и сократят размер текущего потребления (спроса); в то же время сектор бизнеса снизит инвестиционную активность, отказываясь от тех инвестиционных проектов, которые не выдерживают конкуренции с возросшей процентной ставкой. В результате совокупный спрос снизится.

2. Эффект богатства (эффект Пигу). Рассмотрим деньги, которые вы храните в бумажнике или на банковском счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость данных активов – величина переменная. Когда цены на товары и услуги возрастают, потребители ощущают, что их реальное богатство обесценивается, поэтому они сокращают текущее потребление С и увеличивают сбережения S. Эти действия позволяют им сохранить потребление на относительно стабильном уровне. Особое значение эффекту богатства придавал Артур Пигу (1877 – 1959), поэтому данную закономерность называют эффектом Пигу.

3. Эффект импортных закупок. Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике.

4. Эффект обменного курса (эффект Манделла – Флеминга). Данный эффект проявляется в следующем: увеличение общего уровня цен в стране, приводящее к росту процентных ставок, обусловливает приток иностранной валюты, перемещаемой в данную страну в поисках более высокой доходности. Увеличение предложения иностранной валюты приводит к падению ее обменного курса и повышению реального обменного курса национальной валюты (т.е. количество денежных единиц данной страны, которое можно приобрести на иностранную денежную единицу, уменьшается). Таким образом, товары национального производства становятся относительно более дорогими в денежных единицах других стран. Это приводит к сокращению экспорта, что, в свою очередь, снижает совокупный спрос. Данный эффект впервые был отмечен экономистами Робертом Манделлом и Маркусом Флемингом.

Государственные закупки, которые планируются в бюджете страны в номинальном выражении, в результате повышения общего уровня цен реально также сократятся, вызывая снижение совокупного спроса. Таким образом, существуют несколько различных, но связанных между собой причин, по которым увеличение уровня цен ведет к снижению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги:

– фирмы ощущают увеличение процентных ставок, что снижает спрос на инвестиционные товары; потребители, реагируя на рост процентных ставок, уменьшают текущее потребление, увеличивая сбережения;

– потребители ощущают снижение реального богатства, что уменьшает текущий спрос на потребительские товары;

– рост цен на продукцию национального производства снижает чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что при неизменном общем уровне цен оказывает воздействие на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт. В частности, сдвиг линии совокупного спроса вправо или влево может быть обусловлен действием следующих факторов:

1. Изменение величины потребительских расходов С, не обусловленное изменением размера процентной ставки. Причины, вызвавшие действие этого фактора, могут быть следующими:

– изменение в благосостоянии потребителей;

– изменение в ожиданиях потребителей (инфляционных, стагнационных);

– изменение величины задолженности потребителей;

– изменение налоговой нагрузки на потребителей.

2. Изменения в инвестиционных расходах DI (но не обусловленные изменением процентной ставки). Среди причин, вызвавших эти изменения, могут быть:

– изменения в ожиданиях прибыли от инвестиций;

– изменения налоговой нагрузки на предприятия;

– изменения в технологии;

– изменения размеров избыточных мощностей.

3. Изменения величины государственных расходов DQ. Так, при неизменной ставке процента и постоянной величине налогов рост государственных закупок приведет к росту совокупного спроса.

4. Изменения величины чистого экспорта DХ, вызванные:

– динамикой национального дохода других стран;

– движением валютных курсов.

Особую группу неценовых факторов совокупного спроса составляют денежные факторы:

– размер денежной массы М (денежное предложение, или количество денег, находящихся в обращении);

– скорость их обращения V.

Так, при прочих равных условиях увеличение денежной массы или ускорение обращения денег в экономике ведет к росту совокупного спроса.

Итак, графически воздействие неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD вправо или влево (рис. 2.2). Это означает, что при неизменном уровне цен Р размер совокупного спроса увеличивается (AD1) или понижается (AD2).

 

Рис. 2.2. Воздействие неценовых факторов совокупного спроса

 

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, например, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Однако если это увеличение финансируется, например, через продажу государственных ценных бумаг, то государство забирает часть денежной массы с денежного рынка.

При общем неизменном размере предложения денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора возрастает цена денег (процентной ставки), что, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность, покупку дорогостоящих товаров в кредит и т.д., т.е. сокращает компоненты совокупного спроса. Направление результирующего вектора таких изменений будет зависеть от интенсивности реакции экономических агентов.

Совокупное предложение – AS (aggregate supp1у) – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике. Данное понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта. Кривая совокупного предложения показывает реальный объем производства товаров и услуг, который фирмы желают или планируют продать при каждом заданном уровне цен в экономике.

Таким образом, в результате изменения уровня цен при прочих равных условиях происходит движение по кривой AS.

В экономической теории существуют большие разногласия по поводу природы и формы кривой AS. Так, форма линии совокупного предложения интерпретируется по-разному в классической и кейнсианской школах. Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде, кейнсианская – в краткосрочном. Сравнение краткосрочного и долгосрочного периодов в макроэкономике построено на анализе поведения номинальных и реальных переменных. Так, в краткосрочном периоде (обычно до двух–трех лет) номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются очень медленно, т.е. являются относительно жесткими. Реальные же величины (объем национального производства, уровень занятости, реальная ставка процента) – более подвижные, гибкие. В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины демонстрируют подвижность, считаются гибкими, в то время как реальные параметры экономики сохраняют стабильность, находясь на так называемом естественном уровне.

Классическая школа рассматривает экономику, функционирующую в долгосрочном периоде.

Главным условием анализа национальной экономической системы в классической теории является ее функционирование на уровне полной занятости факторов производства или на границе ее потенциальных возможностей Yf. Поэтому линия совокупного предложения AS в классической интерпретации вертикальна на уровне полной занятости факторов (или на естественном (потенциальном) уровне производства Yf) (рис. 2.3).

 

Рис. 2.3. Классическая кривая AS

 

Это означает, что объем национального производства в долгосрочном периоде оказывается нечувствительным к любым изменениям общего уровня цен. Объяснение вертикальной формы классической версии линии AS связано с анализом рынка факторов производства (и, в частности, рынка труда как главного фактора, напрямую связанного с уровнем национального производства). Так, рост общего уровня цен снижает реальную заработную плату, следовательно, спрос на труд превысит его предложение (рабочие и предприниматели реагируют на изменение реальной, а не номинальной заработной платы). Дефицит на рынке труда вызовет рост номинальной заработной платы, что повлечет за собой рост и ее реального уровня. В результате спрос на труд снизится до первоначального (естественного) уровня, а следовательно, и объем выпуска практически не изменится. Возможны лишь кратко-срочные незначительные колебания. Изменения номинальной заработной платы происходят достаточно быстро, поэтому в долгосрочном периоде при любом общем уровне цен совокупное предложение Yf останется неизменным. Сдвиги классической линии совокупного предложения AS связаны с изменением уровня потенциальных возможностей национальной экономики Yf и обусловлены действием неценовых факторов, описанных далее.

Кейнсианская школа рассматривает функционирование экономики в коротком периоде. Главной предпосылкой кейнсианского анализа совокупного предложения является рассмотрение экономической системы, находящейся в условиях неполной занятости факторов (т.е. системы, в которой, в частности, имеется безработица).

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна (в крайнем случае — при жестких ценах и номинальной заработной плате) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной заработной плате, но относительно подвижных ценах) (рис. 2.4). Это означает, что увеличение реального производства в экономике, находящейся в условиях наличия недоиспользованного производственного потенциала, может не сопровождаться ростом общего уровня цен вообще или сопровождаться незначительным его увеличением. Разумность и реальность предположений об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждаются типичным поведением бизнеса. Так, в обычных условиях большинство фирм имеют часть незагруженных производственных мощностей, запасы готовой продукции на складах, а также возможность нанять дополнительных работников (особенно в условиях безработицы). В этих условиях сектор бизнеса может очень быстро увеличить объем продаж (нарастить совокупное предложение) без каких-либо значительных увеличений издержек производства на единицу продукции. А это, в свою очередь, и обеспечит относительную стабильность цен.

Обобщая классическую и кейнсианскую точки зрения на природу и форму кривой AS, можно выделить три характерных участка на линии совокупного предложения:

– горизонтальный (кейнсианский);

– восходящий (промежуточный);

– вертикальный (классический).

Рис. 2.4. Кейнсианская кривая АS

 

Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует реальному объему национального производства Y, который значительно меньше его потенциального уровня (уровня полной занятости Yf). Такое положение означает, что экономика страны находится в состоянии либо глубокого спада, либо депрессии, при которых недоиспользуется большое количество факторов производства. Эти неиспользованные ресурсы можно привести в действие без дополнительных затрат на единицу произведенной продукции, а следовательно, не оказывая существенного давления на уровень цен. Данный отрезок кривой AS носит имя Дж.М. Кейнса, который проанализировал функционирование экономики на фоне Великой депрессии 1930-х гг., когда количество безработных достигало почти четверти трудоспособного населения. В такой ситуации расширения производства можно было добиться, не опасаясь повышения производственных издержек, а следовательно, и инфляции (т.к., например, такой фактор производства, как труд, можно было получить практически даром).

Восходящий участок линии AS (между объемами производства Y2 и Y3) показывает, что увеличение реального объема национальной экономики сопровождается ростом уровня цен. Расширение производства, происходящее на фоне уменьшения количества недоиспользованных факторов, приводит к тому, что некоторым фирмам приходится привлекать более старое и менее эффективное оборудование, неквалифицированных рабочих (а, следовательно, тратить средства на их обучение и т.п.). В результате на фоне действия закона возрастающих затрат издержки на единицу продукции увеличиваются. Это приводит к росту уровня цен.

Классический (вертикальный) участок линии AS соответствует уровню полной занятости и свидетельствует об отсутствии в экономике недоиспользованного производственного потенциала. В этих условиях экономика не может в короткий срок достичь дальнейшего увеличения объема производства. Этот отрезок называется классическим, т.к. он построен на основании положения классической политэкономии об автоматическом стремлении свободного рынка к равновесному состоянию на уровне полной занятости в результате действия принципа «невидимой руки» (рыночной саморегуляции) (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Кривая совокупного предложения

 

Смещение линии совокупного предложения вправо или влево обусловлено действием неценовых факторов. К числу неценовых факторов совокупного предложения относятся следующие:

1. Изменение цен на ресурсы. При прочих равных условиях повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и снижению AS при каждом данном уровне цен в экономике. В свою очередь, изменение цен на ресурсы может быть вызвано действием таких факторов, как:

– наличие и использование собственных внутренних ресурсов фирм (земли (природных условий), трудовых ресурсов, капитала, предпринимательских способностей). Так, например, высокий урожай, вызванный исключительно благоприятными природными условиями, увеличит объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой AS вправо;

– колебание цен на импортные ресурсы (в т.ч. обусловленное и колебаниями валютных курсов);

– усиление или ослабление господства на рынке (господство на рынке – возможность устанавливать цены выше тех, которые сложились бы в конкурентной экономике. Такую возможность имеют, в частности, национальные профсоюзы, страны ОПЕК и т.п.). Например, резкое повышение минимальной заработной платы по требованию профсоюзов увеличит издержки на единицу производимой продукции и приведет к снижению совокупного предложения при каждом данном уровне цен. Линия AS при этом сдвинется влево.

2. Изменение в производительности. Увеличение производительности проявляется в том, что при имеющемся объеме ресурсов (или затрат) можно получить больший реальный объем национального продукта. Таким образом, увеличение производительности приводит к уменьшению издержек на единицу продукции и, следовательно, смещает линию AS вправо, и наоборот.

3. Правовая регламентация деятельности сектора бизнеса:

– изменение налоговой нагрузки на предприятия. Так, рост налогов, взимаемых с предприятий, может увеличить издержки производства и сократить совокупное предложение;

– изменение размеров государственной поддержки сектора бизнеса (субсидии, дотации). Очевидно, что дотация снижает издержки на единицу продукции, что приводит к росту совокупного предложения;

– государственное регулирование совокупного предложения (например, практика государственных компенсаций фермерам потерь от сокращения посевов некоторых сельскохозяйственных культур во избежание их перепроизводства).

 

 



2015-11-06 956 Обсуждений (0)
Совокупного предложения «AD – AS» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совокупного предложения «AD – AS»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (956)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)