Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Энергоинформационная природа потребностей




Мои потребности предельно просты:

я всегда довольствуюсь самым лучшим.

(Оскар Уайльд)

Для более полного понимания природы потребностей и способов их удовлетворения необходимо определиться, что собой представляет человек как система, из каких компонентов она слагается. Христианская антропология рассматривает человека как триединство тела, души и духа, такого же взгляда придерживается и отечественная психология (120). Современная наука рассматривает человека как биопсихосоциодуховную систему. В антропологии человек представлен как микрокосмос и подобен Вселенной, которая есть макрокосмос. Для нормальной жизнедеятельности этой системы необходимо, чтобы составляющие её подсистемы были подчинены Высшему Сознанию. Для гармоничного развития человеку необходима энергия и информация. Неиссякаемый источник энергии и информации находится в сверхсознании, или Высшем «Я». Чтобы пользоваться этой энергией, человек наделен многочисленными способностями, которые определяют способы получения энергии и информации. Если принять во внимание, что человек состоит из многих подсистем (физиологическая, психическая, душевная и духовная), которые в свою очередь также многослойны, то можно выделить четыре обобщенных вида потребностей. Все виды энергии-потребностей имеют качественное отличие. Самая «грубая» энергия управляет физическим телом, физиологическими процессами. Чем тоньше энергия, тем выше её качество. Все виды энергии связаны между собой и представляют единый энергетический поток, где человек проявляется как саморазвивающаяся целостная энергоинформационная система. Главная потребность человека – это подчинение тела, психики и души Высшему Я, связывающему воедино все структуры. В случае неудовлетворения этой потребности нарушается естественное развитие человека, что постепенно приводит к нарушению гармонии, искажению всех потребностей, мотивов, способов их удовлетворения, способностей и т.д.

Исходным положениемдля обобщенной классификации потребностей человекамы выбрали его составляющие модусы: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность или тримерию: телесное- душевное-духовное бытие. Предлагаемая нами классификация построена на положении, что человек является мерой всех вещей и причиной, порождающей всевозможные потребности. Как отмечал ещё Ф.Энгельс, истоки потребности народов надо искать в потребностях отдельных личностей.



Рассмотрим содержание телесных или биофизиологических потребностей. К моменту рождения у ребёнка сформированы механизмы, обеспечивающие реализацию биологических потребностей: поглощение кислорода, выделение углекислого газа, очищение организма от продуктов распада, температурный режим и т.д. Наиболее осознанно мы удовлетворяем потребности в пище, в получении витаминов, минералов, микроэлементов, белков, углеводов, жиров. Все потребности и способы их удовлетворения заложены в генетической и духовной матрице человека и постепенно разворачиваются в онтогенезе. Постепенно механизм регуляции деятельности организма совершенствуется, на базе врождённых потребностей создаются новые виды потребностей и способы их удовлетворения. Живой организм представляет собой пространственно-временную организацию (1. С. 407). Физиологическая подсистема связана многообразными коммуникациями с другими подсистемами. Все физиологические системы функционируют дискретно (прерывисто), в виде замкнутых циклов или в виде последовательно протекающих этапов. Циклы и этапы имеют свои временные параметры. Например, для сердечно-сосудистой системы временной мерой является сердечный цикл (в среднем 0,8 с). Время, за которое частица крови пробегает большой и малый круг кровообращения, составляет 23–24 с. Пищеварительная система имеет более длительный ритм – от десятков минут до часов, что зависит от характера пищи и внешних условий. Периодические процессы (биоритмы) в живых организмах подразделяются на пять классов:

– высокочастотные – период колебания 0,5 ч, это рабочие ритмы, основа – ритм клеточных мембран;

– ультрадианные – 0,5-20 ч, биологические;

– циркадианные – 20-28 ч, порождаются вращением Земли;

– инфрадианные – 26 часов - 6 сут;

– низкочастотные – от 7 сут. до 10 лет и более.

Ритмы разных физиологических систем синхронизируются между собой в разных соотношениях. Особенно сложны и многообразны по временным характеристикам ритмы нейронов. В мозгу одни нейроны генерируют разряды самопроизвольно, другие зависят от импульсов извне. В норме все ансамбли нервных клеток работают синхронно и взаимодействуют с другими ансамблями. Пространственно-временные взаимодействия нервных элементов в ЦНС определяют состояние всего организма, формы его поведения и деятельности. Проявление биоритмов – универсальное свойство всего живого, биоритмы направляют потребностную жизнь человека, от них зависит здоровье организма, интеллектуальное и духовное развитие. Колебательные, ритмические явления организма связаны с колебаниями внешней среды (смена температуры, света и темноты, смена времен года и т.д.). Совокупность биоритмов включает ритмы клеток, субклеточных структур, органов, тканей, организма в целом. Все биоритмы взаимосвязаны, согласованы в сложный ансамбль колебательных процессов и отражают хронобиологическое состояние организма. Биологические ритмы сохраняются на протяжении жизни индивида. На жизнедеятельность организма оказывают влияние метеорологические и космические факторы, магнитное поле Земли, Солнца и других планет с их колебательными процессами, что показано в работах В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского.

Возникновение и проявление потребностей прямо связано с биоритмами. Способы и методы, при помощи которых физиологический организм удовлетворяет свои потребности, представляют стройную цепь последовательных действий. Жизнь тела связана с обменом веществ, с поддержанием солевого, белкового, кислотно-щелочного баланса, с температурным режимом, биологическими ритмами и другими функциями организма. В обмене веществ участвуют два взаимосвязанных, но разнонаправленных процесса – анаболизм и катаболизм. Анаболизм – совокупность процессов биосинтеза органических веществ из поглощенных питательных веществ. Катаболизм – совокупность процессов расщепления сложных молекул до простых веществ, что обеспечивает энергетические и пластические процессы организма (133. С. 235). Поступление пластических веществ в организм компенсирует потери белков, жиров и углеводов, которые участвуют в процессе поддержания энергетического баланса организма. Человек получает энергию в виде потенциальной энергии, аккумулированной в химических связях молекул жиров, белков и углеводов. В процессе биологического окисления эта энергия высвобождается и используется для синтеза АТФ. Часть энергии превращается в теплоту и рассеивается в организме. При окислении в организме белков, жиров, углеводов, липидов выделяется разное количество энергии и тепла. Например, энергетическая ценность 1 г жиров равна 9, 3 ккал, углеводов – 4, 1 ккал, белков – 4, 1 ккал. Для поддержания жизни человеку необходимо определенное количество энергии. В зависимости от величины энергозатрат трудовую деятельность можно распределить на пять групп:

1) работники умственного труда (2300-2600 ккал/сут);

2) легкого физического труда (2450-2850 ккал/сут);

3) среднего по тяжести физического труда (2600-3100 ккал/сут);

4) тяжелого физического труда (3000-3550 ккал/сут);

5) особо тяжелого физического труда (4100 ккал/сут).

Полученная и аккумулированная в АТФ энергия используется организмом для роста и развития, для осуществления всех видов работы: от физической до эмоциональной и умственной. Энергетические затраты организма оцениваются с помощью калориметрии. Уровень энергозатрат используется в качестве одного из показателей интенсивности выполняемой работы. При физической работе потребляется больше энергии, чем при умственном труде.

Управление в живых системах осуществляется за счет: а) регуляции; б) инициации; в) координации (1. С. 34). Регуляция как метод управления системой (органом) осуществляется в автономном режиме, например, сердце обладает свойствами автоматии. Регуляция проявляется в двух режимах: торможении или активации. Инициация как процесс управления осуществляется запуском деятельности органа, не обладающего свойствами автоматии (например, деятельность скелетных мышц). Координация – вид управления, при котором согласуется деятельность нескольких органов или систем одновременно. Восприятие, передача энергии и информации на физиологическом уровне обеспечивается и формируется сенсорной, субсенсорной и соматосенсорной системами.

Согласно учению П.К.Анохина о функциональных системах (ФС), в организме есть специальные структуры, которые осуществляют процесс управления. Это центральная нервная система, эндокринные железы и гуморальная система. Понятие «функциональные системы» очень емкое. Образованные ФС управляют показателями внутренней среды, метаболизмом тканей, результатами поведенческой деятельности по удовлетворению основных биологических потребностей организма, потребностей в сообществе, регулируют результаты социальной деятельности человека и его социальные потребности. По П.К.Анохину, функциональные системы это динамические образования, которые могут формироваться для получения необходимого результата и исчезают за ненадобностью. Часть ФС работает постоянно, на протяжении всей жизни, часть создается для выполнения длительной деятельности, часть – для выполнения текущей задачи. Одна из главных особенностей ФС – способность предвосхищать будущие события, будущие потребности, цели и результаты деятельности. ФС работают не только на удовлетворение текущих потребностей, но и реагируют на детерминацию будущим. В человеке сходятся в единое целое прошлое и будущее, в своем синтезе они дают неповторимую индивидуальную жизнь.

Упрощая описание процессов, способов, методов и форм получения и расходования энергии на уровне физиологии, можно говорить о потребностях организма в питании, воде, дыхании, сне, гигиенических условиях, температурном режиме, звуковых, слуховых, обонятельных, тактильных сигналах, смене режимов труда и отдыха, пребывании на природе и т.д. Все выше выделенные потребности свойственны как человеку, так и животному миру, поэтому их можно назвать низшими потребностями. В зависимости от вида потребностей можно просчитать, что от такого человека можно ожидать, мотивы его поведения и поведенческие реакции. На проявление потребностей влияют и возрастные особенности человека, его здоровья в целом. Стоит всегда помнить, что питание, сон, дыхание, как и все виды деятельности (физическая, эмоциональная, психическая, социальная, духовная и т.д.) – это способы получения энергии. Чем совершеннее виды деятельности, тем качественнее энергия и информация. Энергия физического тела качественно отличается от энергии эмоций, ума, интеллекта, подсознания и сверхсознания. Духовная деятельность снабжает человека самой высокой и самой качественной энергией и способна заменить все виды энергий нижележащих подсистем.

Принято считать, что репродуктивная функция и сексуальные желания относятся к физиологическим потребностям человека. Сексуальные потребности относятся к самым сильным влечениям, они глубоко охватывает эмоциональную, ментальную и душевную сферу организма. Репродуктивная функция регулируется нервно-гормональными механизмами гипоталамуса, которые подготавливают женские репродуктивные органы к оплодотворению, а в мужском организме обусловливает процессы сперматогенеза. Психофизиологические механизмы полового поведения регулируются высшими отделами ЦНС и формируются в процессе индивидуального развития человека. Репродуктивная функция как потребность проявляется постепенно, так же постепенно она угасает и исчезает. Потребность в противоположном поле – это потребность в новой и специфической энергии, она возникает в процессе созревания организма, носит индивидуальный характер, может регулироваться волевыми методами и со временем терять свою актуальность.

У человека очень разнообразны психические потребности, разнообразны и способы получения энергии на этом плане жизни, они находятся в прямой зависимости от фенотипа, биологических и социальных ритмов, уровня развития сознания индивида и общества. Эту группу потребностей можно подразделить на несколько подгрупп: эмоциональные, умственные, интеллектуальные и волевые. Психические потребности составляют энергоинформационную структуру личности или Я-комплекса, формируют её многообразные качества: установки, направленность, мотивы, способности, интеллект, умения, навыки, знания. Формирование личности – тончайшая работа, связанная с воздействием на нейронные структуры коры больших полушарий, на лимбическую систему. Социальные и духовные потребности связаны с формированием условных интеллектуальных рефлексов, где второй сигнальной системе отводится главная роль. Проявление и удовлетворение этой группы потребностей осуществляется в результате как внешней, так и внутренней деятельности как неосознанно, так и вполне сознательно. Особую группу составляют потребности во власти, наряду с потребностями в богатстве и сексе они формируют основную направленность деятельности человека. Личность способна регулировать, управлять и совершенствовать все свои психические потребности. Качество и сила энергопотребностей зависит от генотипа и фенотипа, но главное – напряжение индивидуального сознания. Повышая уровень своего сознания, человек учится управлять внешними и внутренними силами, энергиями, а значит и потребностями.

Человек – существо не только биопсихическое, но и социальное, отсюда многообразие социальных потребностей. Участвуя в физической, умственной, общественной и культурной жизни, человек отдает и принимает разные виды энергии. К этой группе в качестве самостоятельных можно отнести политические, экономические, правовые, религиозные, эстетические, нравственные, организационные, коммуникативные и множество других потребностей. Все виды потребностей образуют сложный букет индивидуальных и коллективных потребностей, которые изучаются соответствующими научными дисциплинами. Наряду с позитивными потребностями существует огромное число отрицательных, деструктивных, ложных потребностей, которые разрушают соматику, психику и душу человека, приводят к заболеваниям и деградации. Для формирования, регулирования и удовлетворения всех видов потребностей человек от рождения наделен индивидуальным сознанием.

Душевные и духовные энергопотребностиобычно связывают с вертикальнымразвитием сознания, с качественным преобразованием психики. Это выражается в развитии высших психических функций, в стремлении к прекрасному, необусловленной любви, сотрудничеству, самостоятельности, ответственности, честности, поиску смысла жизни. Развитие и удовлетворение душевно-духовных потребностей, как и всех других, может происходить как во время активной деятельности, так и во время пассивного состояния. Одним из важнейших показателей духовной направленности личности является создание и поддержание моральных, этических, культурных ценностей, стремление к единству с людьми, раскрытие и повышение уровня сознания.

Все виды энергетических и информационных потребностей не существуют в отдельности, они объединены в единую полифункциональную систему и как бы нанизаны на жизненную ось человека. Жизненная ось – это индивидуальное сознание, Высшее «Я». Каждая из выделенных групп и подгрупп потребностей может находиться на качественно разном уровне развития: низком, среднем, высоком и очень высоком. С развитием сознания индивида потребности и способы их удовлетворения поднимаются на все более высокий и качественный уровень. Недаром говорится: скажи, каковы твои потребности и способы их удовлетворения, и я скажу кто ты. Развитие потребностно-мотивационного поля служит одним из главных показателей развития личности.

В отечественной психологии хорошо известна теория потребностей человека, предложенная П.М.Ершовым. Он исходит из тройственной структуры человека, и базовые (основные) потребности выглядят следующим образом (119):

1. Витальные (биологические) потребности обеспечивают индивидуальное и видовое существование человека.

2. Социальные потребности заключаются в принадлежности индивида к определенной социальной группе и занятии соответствующего места. В группе человек наделяется правами и обязанностями, отсюда социальные потребности подразделяются на две основные группы: потребности «для себя», выраженные в форме прав личности и потребности «для других», понимаемые как обязанности по отношению к группе и обществу. Социальные потребности весьма разнообразны и включают в себя весь спектр культурного развития индивида.

3. Идеальные потребности связаны с познанием окружающего мира и своего места в нем, с познанием смысла жизни.

В разных возрастных периодах внутренняя композиция потребностей личности меняется, что приводит к изменению направления ее деятельности. Потребность, которая является главенствующей в данный момент времени, образует ядро личности.

Помимо основных авторы выделяют вспомогательные потребности, которые составляют средства и вооруженность, что помогает в преодолении препятствий на пути к цели. Базовой потребностью в этой группе является воля. Чтобы удовлетворить свои многочисленные потребности, человек должен проявить волю и овладеть определёнными способностями, умениями и навыками.

Потребности индивида, входящего в организацию, можно распределить на блоки, как это делает А.Н.Занковский. В его работе потребности не иерархизированы и представлены следующим образом (30. С. 331-336):

1. Потребности в безопасности выражаются в надёжной и стабильной работе, физической, социальной и экономической защищенности.

2. Потребности в аффилиации проявляются в желании нравиться людям, быть понятым в коллективе, быть членом организации, участвовать в принятии решений производственного и социального характера, поддерживать гармоничные отношения с людьми, избегать межличностных конфликтов.

3. Потребности в уважении – поддержка со стороны сотрудников организации и руководства, признание своих заслуг, повышение своего личностного и профессионального статуса.

4. Потребности в независимости и самостоятельности проявляются в чувстве ответственности за себя и своих подчинённых, желании быть свободным от опеки и контроля, финансовой и моральной зависимости, работать без жесткой регламентации, быть хозяином самому себе.

5. Потребности достижения: делать что-либо лучше других, достигать поставленных значимых целей, внести свой неповторимый вклад в какое-либо дело, успешно справляться со своими обязанностями, постоянно развиваться.

6. Потребности во власти: влиять на людей, побуждать их к изменению поведения, деятельности и отношения, наносить поражение оппоненту или врагу, занимать руководящий пост, контролировать ресурсы, источники информации и контролировать деятельность людей.

Все виды потребностей самостоятельны, но вместе с тем они оказывают взаимное влияние друг на друга, поэтому жизненная деятельность каждого человека неповторима. Каждый коллектив состоит из личностей, и чтобы совместный труд был продуктивным, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый человек смог удовлетворять свои индивидуальные и коллективные потребности в данной организации.

В отечественной и зарубежной литературе существуют и другие теории потребностей, в которых за основание берутся разнообразные стороны жизни человека (64). Рассмотрим некоторые из них.

Теория мотивации А.Маслоу получила за рубежом и в России наибольшее распространение. Он выделяет пять базовых потребностей, между которыми существует иерархия. По его мнению, потребности генетическизаложены в психике человека в виде потенций, их раскрытие начинается с удовлетворения физиологических потребностей. Затем следуют потребности в безопасности, принадлежности и любви, признании, самоактуализации. Самоактуализация личности, по А.Маслоу, есть высшая потребность человека, вершина его развития. У разных людей она выражается по-разному и зависит от того, что личность считает для себя высшей целью. Позже к выделенным фундаментальным потребностям А.Маслоу добавил потребности в познании и понимании (когнитивная потребность), эстетические, трансцендентальные и трансперсональные потребности, которые сосредоточены вокруг космоса, религии и мистического бытия и назвал их метапотребностями(76).

По мнению Э.Фромма, в основе активности человека лежат следующие основные потребности: в общении, творчестве, прочности и безопасности жизни: стремление к стабильности, познанию и освоению мира. Наивысшей потребностью Э.Фромм считает любовь. Вместе с тем он указывает, что современная социальная личность в погоне за удовлетворением растущих потребностей становится все более отчужденной от других людей и Бога (134).

Наиболее систематизированное разделение потребностей было осуществлено Кэттелом и Гилфордом. По Гилфорду список мотивационных факторов выглядит следующим образом:

А. Факторы связанные с органическими потребностями: голод, сексуальные побуждения, общая активность.

Б. Потребности, относящиеся к условиям среды: в комфорте и приятном окружении, в порядке и чистоте, в уважении со стороны окружающих.

В. Потребности, связанные с работой: общее честолюбие, упорство, выносливость.

Г. Потребности, связанные с положение индивида: в свободе, независимости, конформизм, честность.

Д. Социальные потребности: находиться среди людей, угождать, в дисциплине, агрессивность.

Е. Общие потребности: в риске и безопасности, в развлечении, интеллектуальные (исследовательские).

Теория мотивации К.Альдерфера. Теорию мотивации А.Маслоу несколько переработал Альдерфер и выделил три основные группы потребностей: экзистенциальные, социальные, потребности развития.

Экзистенциальные потребности связаны с удовлетворением базовых потребностей (или, по А.Маслоу, физиологических и потребностей в безопасности). Социальные потребности удовлетворяют желания поддерживать значимые межличностные связи. Потребности развития относятся к стремлению совершенствовать свою личность. К.Альдерфер отрицал иерархическое строение потребностей и необходимость их строгой последовательности.

Теория X-Y Д.МакГрегора. МакГрегор отмечает, что менеджеры для управления подчиненными используют два прямо противоположных подхода (30. С. 343). Первый подход связан с негативным пониманием и отношением к природе человека (теория X), второй – с позитивным отношением (теория Y), отсюда вытекают и виды потребностей. Теория X базируется на четырех постулатах:

1. Работники от природы ненавидят работу и, если есть возможность, избегают ее.

2. Так как работники ненавидит работу, то для достижения целей организации их необходимо принуждать к деятельности и наказывать.

3. Работники избегают ответственности, поэтому нуждаются в постоянном контроле и руководстве.

4. Больше всего работники ценят гарантированность рабочего места и лишены честолюбивых помыслов.

Теория Y базируется на противоположных четырех основаниях:

1. Работник воспринимает труд как естественный процесс, как отдых или как игру.

2. Люди способны к самоорганизации, самоконтролю, если заинтересованы в своей деятельности.

3. Человек стремится к ответственности, свободе принятия решений и деятельности.

4. Все люди наделены высоким уровнем изобретательности и воображения и способны к творческому труду.

Д. МакГрегор был сторонником Y теории и пропагандировал идею широкого вовлечения членов организации в процесс принятия решений и наделения сотрудников большей ответственностью.

Двухфакторная теория мотивации Херцберга. Изучая причины удовлетворённости и неудовлетворенности работой, автор пришел к выводу, что на удовлетворенность влияют следующие факторы, которые он назвал мотиваторами:

– достижение и признание успеха;

– интерес к работе и заданию;

– ответственность;

– продвижение по службе;

– возможность профессионального роста.

Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связаны с внутренними потребностями личности в самовыражении.

Неудовлетворённость работой связана с факторами, которые он определил как гигиенические:

– способ управления;

– политика организации и администрация;

– условия труда;

– межличностные отношения на рабочем месте;

– заработок;

– неуверенность в наличии стабильной работы;

– влияние работы на личную жизнь.

Факторы, вызывающие неудовлетворенность, связывались с недостатками работы и внешними условиями.

При вступлении людей в организацию и осуществлении совместной деятельности их индивидуальные потребности значительно трансформируются, что зависит от типа организации и видов выполняемой деятельности.





Читайте также:





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)