Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешние и внутренние мотивы деятельности



2015-11-07 1414 Обсуждений (0)
Внешние и внутренние мотивы деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мотивация – это делать труд радостным.

(Вернер Зигерт, Лючия Ланг)

 

Принято считать, что потребности лежат в основе мотивов поведения и деятельности человека, они как причины определяют следствие. В научных работах порой трудно найти различия в определении потребностей и мотивов, по сути, они образуются друг из друга и составляют единое целое. Потребность перерастает в мотив, мотив становится потребностью. Поэтому чаще говорят о потребностно-мотивационной детерминации деятельности. Индивид живет и развивается в коллективном потребностно-мотивационном поле, которое формируется личными и коллективными, сознательными и бессознательными проявлениями. Мотивация детерминирована не только системой потребностей индивида, но и многочисленными ситуационными факторами.

В психологии под мотивами понимают внутренние факторы, которые побуждают человека к деятельности. Отмечается, что в роли мотивов могут выступать потребности, привычки, интересы, влечения, традиции, ценности, нравственные нормы, эмоции, установки, идеалы, стереотипы, события, факты, любые энергоинформационные сигналы из внешнего или внутреннего мира индивида (33, 102).

Любая деятельность имеет направленность, которую можно разделить на три вектора: направленность на цель, направленность на процесс, направленность на цель и процесс в различных соотношениях. В теориях мотивации учитывают и рассматривают в основном три параметра активности поведения и деятельности: инициация – кем, чем, как, когда, что побуждает человека к активности; интенсивность – сила мотиваторов; направление – куда движется мотивированный человек. Исходя из источников, выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию, которые, действуя разрозненно или в совокупности, могут быть постоянными или ситуационными. При внешней мотивации детерминирующие факторы находятся вне эго личности или вне ее поведения. Внутренняя же мотивация – это когда инициирующие факторы проистекают изнутри личности и находятся внутри поведения (137. С. 118). По мнению В.И.Чиркова, как только личность начинает воспринимать себя как первопричину своего собственного поведения, можно говорить о внутренней мотивации или самомотивации. И, соответственно, когда личность воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней самой, тогда говорят о внешней мотивации.

Для обоснования поведения и деятельности мотивированной социальной личности создано множество теорий мотивации: теория компетентности и мотивация эффективностью, теория оптимальной активности и стимуляции, теория личностной потребности, теория самодетерминации, процессуальные и содержательные теории мотивации и другие.

Жизненный путь человека определяется не только сформированной социальной и личностной мотивацией, но и заложенной в генах программой развития. Она может существенно видоизменяться в зависимости от сложившейся внешней мотивации и качеств социальной личности. Подвнешней мотивацией будем понимать энергоинформационные воздействия, которые исходят как из социума во всем его многообразии, так и от самой социальной личности. Внутреннюю мотивацию мы связываем с силами (энергиями и информацией), исходящими от генома и индивидуального сознания (Высшего Я). Внешняя и внутренняя мотивация в совокупности образуют единую систему полимотивации.

Внешняя, или социальная мотивация формируется культурой общества посредством семейного, дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского воспитания, обучения и переобучения, в разнообразных практиках и видах человеческой деятельности, закрепляется в виде программ поведения.Для формирования внешней мотивации необходимы социальные институты и технологии. Психологическую основу социальных технологий мотивации составляют установки, основанные на принципах поощрения и наказания путём создания соответствующих условий. Поощряя или наказывая можно создать любую установку, любой стереотип поведения не только у животных, но и у человека. Правильно организованный стимул (установка) с последующим подкреплением увеличивает вероятность определенной реакции и требуемого поведения. Стимулы могут быть как позитивные – поощрение (пряник), так и негативные – наказание (кнут). Деньги, пища, сексуальные, материальные вознаграждения также относятся к основным позитивным подкреплениям. Боль, страх, голод и их производные составляют базу негативных подкреплений. Создание мотива базируется на том, что человек в чем-то должен испытывать нужду, естественную или сформированную потребность и чтобы их удовлетворить, он готов принять любые формы деятельности. У человека мощным стимулом подкрепления и выработки установки является слово, правильное употребление которого может стать мощнейшим инструментом позитивно-негативного характера. Слово воздействует и на психику другого человека, и на самого говорящего, и на окружающую обстановку.

Базовыми мотивами служат обещанная и актуализированная власть, слава, престиж, известность, популярность, значимость (пряник) или их противоположности: отсутствие власти, славы, престижа, популярности, унижение, забвение, изгнание, отторжение или лишение человека уже завоеванных или обещанных позиций (кнут).

Эмоциональный и ментальный фон (или отсутствие оного) в сочетании со стимулами составляют базу полимотивации во время обучения и научения какой-либо деятельности. Ввод человека в мотивационное поле семьи, группы, организации, партии, школы, системы через принятие им идеи, парадигмы, веры, эгрегора, культуры завершает социализацию индивида. При умелом сочетании моральных, нравственных, психологических, физиологических и физических стимулов (дать-отнять, поощрить-наказать), раскачивая маятник мотивации, можно развернуть поведение человека в любом направлении. Манипулируя раздражителями и стимулами, можно сформировать человека с любыми потребностями и мотивами, любым набором схем поведения. Играя на человеческих слабостях, укрепляя страсти и развивая их, совершенствуя стимулы-мотивы, можно добиться полной власти над социальной личностью, когда она делается слугой внешнего мира или определённой системы. При этом у человека вырабатывается догматический стиль мышления или «туннель объективной реальности» и соответствующее тому поведение, что указывает на замотивированность субъекта.

Любой человек, вступая в общение с другим человеком, инициируя и мотивируя его поступки и действия, равным образом этим мотивирует и самого себя, хотя сам этого может не осознавать. Хорошие слова и пожелания в чей-то адрес (как и дурные) – это также непроизвольная мотивация самого себя.

Совсем нелегко ответить на вопрос, какая потребность или какой мотив ведут нас в данный момент времени, какой из них является истинным или ложным. В психологии отмечают два наиболее важных типа мотивации – мотивы успеха и мотивы боязни неудачи. Под успехом каждый индивид подразумевает прежде всего, собственную выгоду, что может привести как к позитивным, так и негативным конечным результатам. Многие видят в мотивации метод и способ наиболее эффективного руководства поведением и деятельностью человека, что превращает его в инструмент чьей-то воли. Технологии управления человеком и его ресурсами прямо связаны с выработкой механизмов мотивации, где мотив и стимул служат ключом к управлению психикой человека.

Система полипотребностей и полимотивации составляет энергоинформационное поле, которое воздействует и направляет деятельность человека на достижение какой-либо цели в системе ценностей. Цель как таковая может быть осознанной или неосознанной, в последнем случае жизнь протекает механически. Осознание целей, потребностей и мотивов характеризует человека как высокоразвитое существо. Неповторимость индивида означает неповторимость его целей, потребностей и мотивов жизнедеятельности.



2015-11-07 1414 Обсуждений (0)
Внешние и внутренние мотивы деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешние и внутренние мотивы деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)