Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По внешним проявлениям



2015-11-07 850 Обсуждений (0)
По внешним проявлениям 0.00 из 5.00 0 оценок




(Методику разработал С.С.Корнеенков)

 

Вводные замечания. В последнее время специалисты все чаще обращаются к методикам психологического анализа профессиональной деятельности, к оценке уровня профессионализма с помощью метода наблюдения. Каждый метод, как и метод наблюдения, хорошо «работает» только в том случае, когда человек профессионально владеет данным приёмом. Применение методик, направленных на изучение свойств и качеств личности, с использованием метода наблюдения, служит важнейшим инструментарием профессионального отбора. Наблюдение – это целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого социально-психологического явления или объекта. Данная работа предполагает, что объектом наблюдения является человек, и для выполнения задания необходимо развитие навыков наблюдения. До начала наблюдения необходимо определиться в следующих вопросах:

– какие черты или особенности поведения субъекта подлежат фиксированию;

– в каком соотношении распределить поступающую информацию о субъекте;

– какая информация нас интересует в первую очередь;

– какой канал восприятия сделать основным (зрительный, слуховой, тактильный или обонятельный);

– как фиксировать и проводить записи, вести ли дневник наблюдения, как оформлять протокол данной работы.

Используя предложенную ниже схему ведения наблюдения можно более качественно подойти к овладению практическими навыками внимательного, осознанного, сплошного или выборочного наблюдения. Данная работа выполняется студентами самостоятельно (в форме домашнего задания), после предварительной серии прослушанных лекций по темам: «Личность», «Общение», «Деятельность», «Методы психологии», «Психология восприятия».На выполнение данного задания отводится один-два месяца. Затем на семинарских занятиях обсуждается каждая студенческая работа.

Исследование предполагает, что объектом наблюдения становится любой человек, которого выберет сам студент. Это может быть ребенок или взрослый , знакомый или незнакомый. Наблюдение за объектом проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. Для лучшего изучения и понимания человека необходимо чтобы он как можно дольше (чаще) находился в поле внимания наблюдателя. Для объективного понимания недостаточно видеть проявления личности только в рабочих ситуациях или в домашней обстановке, в праздничные или будние дни. Идеальным является вариант, когда есть возможность вести наблюдение в течение суток и таким образом, чтобы объект об этом не знал. Наблюдение может быть открытым, когда объект знает об этом. В данной работе наблюдение должно быть закрытым, так как знание этого факта может значительно повлиять на поведение объекта. На основании полученных данных составляется психологический портрет.

Полевое наблюдение позволяет получить обоснованные и устойчивые данные, так как один и тот же объект наблюдается в разнообразных условиях. Оно широко используется в психологии и педагогике. Интерпретируя его результаты необходимо помнить, что поведение человека невозможно отделить от контекста той ситуации, в которой оно разворачивается. Поэтому необходимо наблюдать как за поведением человека, так и за ситуацией, в которой разворачивается действие. Чем опытнее наблюдатель, тем более полно он может охватить обе указанные стороны.

Сложность предмета наблюдения, психологические особенности наблюдателя требуют тщательно продуманной программы или схемы. Ниже приводится определенный перечень тех вопросов (линии наблюдения), которые помогут упорядочить процесс наблюдения.

Полевое наблюдение может быть весьма длительным по времени и нестандартным по форме. Чтобы лучше запомнить многочисленные детали, необходимо вести дневник наблюдений, в котором фиксируются факты из жизни объекта. Записи должны отражать реально происходящие события, чтобы впоследствии они не превратились в эмоционально-чувственные воспоминания и суждения. В психологической литературе выделяют три способа словесной фиксации поведения: фотографическая запись, которая ведется непосредственно во время наблюдения; истолковательная запись, она производится сразу после окончания наблюдения; обобщающе-описательная запись, которая необходима, чтобы свести воедино причинно-следственные события.

Регистрацию (записи) данных, как правило, приходится вести в перерывах между актами наблюдения или сразу после его окончания. Спустя некоторое время осознанность воспринятого материала утрачивается, из памяти исчезают многочисленные детали ситуаций, образы, слова, действия, поэтому записи необходимо делать сразу после наблюдения в спокойной обстановке. В дневнике наблюдений необходимо отразить и ту ситуацию, в которой происходило наблюдаемое поведение. Полное описание состоит из четырёх частей. Первая – введение, где описывается ситуация до, во время и после событий (обстановка, состояние окружающих, роли участников событий, продолжительность событий, их динамика и острота). Вторая – динамика поведения человека в контексте разворачивающихся событий. Третья – поведение и состояние человека после «выхода» из ситуации. Четвертая – ваше личное отношение к происходящим (произошедшим) событиям.

Постоянное присутствие в поле деятельности наблюдаемого объекта приводит наблюдателя к незаметному включению, отождествлению или разотождествлению с миром личности наблюдаемого, к симпатии или антипатии, что искажает восприятие реальности и последующую интерпретацию событий и фактов. Сохраняя объективность и беспристрастие в фиксировании данных наблюдения, наблюдатель может высказывать и свое отношение к описываемым событиям, своё понимание их смысла. Анализ и синтез, интерпретация полученных в наблюдении данных способствуют выработке навыков и умений вести наблюдение, развивают психические функции наблюдателя (память, восприятие, внимательность, мышление и т.д.).

Каждая запись в дневнике предваряется указанием даты, дня недели, времени и продолжительности наблюдения. Описывая события и факты, наблюдатель должен правильно применять психологическую терминологию, речевые описания должны быть точными, краткими, логически обоснованными. Если позволяет обстановка, и с объектом наблюдения прогнозируется развитие отношений, то результаты могут быть доверены объекту наблюдения для прочтения и обсуждения. В дневнике или отчете могут быть приведены комментарии самого наблюдаемого, его мнения о своих поведенческих реакциях и их характеристике.

Обработка результатов наблюдения, оформление отчета и обсуждение строятся по следующему плану:

1. Введение, где кратко описываются задачи работы, причины выбора объекта наблюдения.

2. Методика. Излагается способ сбора материала, почему та или иная линия наблюдения получила большее или меньшее включение в наблюдение.

3. Обсуждение результатов. В группе обсуждаются результаты наблюдения, особенности методики полевого наблюдения, возможные способы улучшения качества данных наблюдения.

4. Выводы. Сформулированные выводы должны отразить степень включенности наблюдателя в процесс наблюдения, показать, как происходит процесс овладения методом полевого наблюдения, как данная экспериментальная работа повлияла на самого исследователя, на развитие его навыков самопознания.

5. К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений.

Психологическая характеристика личности

(по внешним проявлениям)

Ф. И. О. (исполнителя, студента)…….……………………………………………..

Факультет…………………………Курс………….…………...Группа………….

Проверил………………………….Начало работы…….……..Окончание ……..

Цель: овладение методом наблюдения; развитие наблюдательности.

Инструкция: выбрать объект наблюдения (любой человек), составить поведенческий портрет по внешним проявлениям в различных ситуациях.

Объем работы: 1) дневник – 15-20 рукописных страниц; 2) характеристика (рукопись-отчет) – 12-14 листов формата А-4; шрифт 14; интервал 1,5; отступы 2,5 см со всех сторон.

Линии наблюдения

1. Введение. Указать цель, задачи данной работы. Как происходил выбор объекта наблюдения.

2. Особенности внешнего вида (физическое развитие, антропометрия, возраст, пол, одежда, прическа, привлекательность, отношение к своему внешнему виду, отношение к своим вещам).

3. Особенности лица (общее выражение лица, его цвет, покраснение и побледнение кожи, мимика, губы, щеки и т.д.). Контроль за выражением своего лица.

4. Особенности пантомимики (осанка, походка, жестикуляция, свобода движения, позы, координация, гибкость и пластичность, стереотипы моторики, организация пространства и времени коммуникативного процесса, предметные контакты, тактильные действия: рукопожатия, объятия, поцелуи, толчки, поглаживания, касания). Уровень осознания и контроля своих действий.

5. Особенности выражения глаз (мигание, неподвижный взгляд, пристальный, робкий, смелый, вызывающий, нежный, доверчивый, глаза опущены, глаза «бегают», глаза во время разговора, смеха, печали, радости, задумчивости, гнева и т. д.).

6. Особенности речи и речевого общения (молчаливость, разговорчивость, лаконизм, культура речи, сленг, интонация, дикция, темп речи, паузы, модуляция высоты голоса, громкость речи, характерные особенности). Контроль речевых коммуникаций.

7. Отношение к другим людям (друзьям, близким, незнакомым; контактность, характер общения, конформизм, внимательность, заботливость, доброжелательность, правдивость, откровенность, открытость и т.д.).

8. Характер общения (авторитарный, манипулятивный, диалогический, деловой), особенности коммуникаций (вербальное и невербальное общение), культура общения, круг общения (ровесники, старшие, младшие, пол).

9. Характер социальных и личностных ролей, как часто и быстро они сменяются. Потребности, привычки, желания.

10. Черты характера, интроверсия и экстраверсия, смена настроения, стереотипы поведения, проявление эмоций, характер мышления. Акцентуация характера.

11. Отношение к внешнему миру (к животным, растениям, предметам, объектам).

12. Поведение в психологически значимых ситуациях, во время конфликтов (учеба, спорт, игра, труд, общение, умственная работа). Уровень контроля на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях.

13. Направленность личности: сотрудничество-конкуренция, ответственность-безответственность, самостоятельность-зависимость и т. д.

14. Интересы, увлечения, общие и специальные способности.

15. Заключение. Краткое подведение итогов работы, выводы.

 

– По всем линиям наблюдения привести примеры.

– Описывая личность, воздержитесь от категоричных оценочных суждений.

– Наблюдаемый не должен знать, что за ним ведётся наблюдение.

– После окончания работы собранный материал желательно обсудить с «объектом» наблюдения, получить от него письменное заключение.

Работа № 2



2015-11-07 850 Обсуждений (0)
По внешним проявлениям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По внешним проявлениям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (850)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)